11 января приобрел у ИП фару для автомобиля, в этот же день отдал автомобиль в СТО для установки - после подключения сгорела сигнализация из-за замыкания бракованной фары. На сайте налоговой выяснил, что ИП, от лица которого работает магазин, ликвидирован четыре года назад - но мне выписали товарный чек с датой, подписью и печатью. Официальное заключение от сервиса я получил. Можно ли вернуть деньги за ремонт сигнализации? Как правильно составить претензию? На какой закон ссылаться при составлении?
Главное, чтобы в претензии было ясно, кому она адресована, от кого, о чем и чтобы содержала четкие требования, остальное - формальности.
Ссылаться нужно на ст. 35 Закона РФ "О защите прав потребителей", согласно которой если работа выполняется полностью или частично из материала (с вещью) потребителя, исполнитель отвечает за сохранность этого материала (вещи) и правильное его использование.
В случае полной или частичной утраты (повреждения) материала (вещи), принятого от потребителя, исполнитель обязан в 3-дневный срок заменить его однородным материалом (вещью) аналогичного качества и по желанию потребителя изготовить изделие из однородного материала (вещи) в разумный срок, а при отсутствии однородного материала (вещи) аналогичного качества - возместить потребителю двукратную цену утраченного (поврежденного) материала (вещи), а также расходы, понесенные потребителем.
Иными словами, в претензии вы требуете полного восстановления сигнализации, а в случае невозможности ее восстановить - выплаты двукратной ее стоимости, плюс расходов на ее установку.
Тот факт, что ИП ликвидирован, не имеет значения.
Аналогичная норма содержится в п. 36 "Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств": в случае полной или частичной утраты (повреждения) принятого у потребителя автомототранспортного средства (запасных частей и материалов) исполнитель обязан известить об этом потребителя и в 3-дневный срок передать безвозмездно в собственность потребителю автомототранспортное средство (запасные части и материалы) аналогичного качества либо возместить в 2-кратном размере цену утраченного (поврежденного) автомототранспортного средства (запасных частей и материалов), а также расходы, понесенные потребителем.
В случае оказания услуги (выполнения работы) с использованием предоставленных потребителем запасных частей и материалов исполнитель освобождается от ответственности за их полную или частичную утрату (повреждение), если потребитель предупрежден исполнителем об их особых свойствах, которые могут повлечь за собой их полную или частичную утрату (повреждение).
Вам нужно подать претензию под роспись и ждать 3 дня - если реакции нет, то в соответствии со ст. 17 Закона РФ "О защите прав потребителей", нужно обращаться в суд.
Претензия может быть направлена к автосервису, т.к. вы передали туда автомобиль для установки фары. После получения автомобиля сгорела сигнализация. Причинно-следственная связь между установкой фары и сгоревшей сигнализацией прослеживается. Если исполнитель докажет, что он не виноват, а именно некачественный товар повлек замыкание, то нужно будет предъявлять требования к магазину.
Без экспертизы не доказано, что сигнализация сгорела именно из-за брака фары. Это позиция СТО - перекинуть ответственность на магазин. Пусть они проведут официальную экспертизу, и по ее заключению вы будете делать выводы. Возможно, сигнализация сгорела не из-за фары, а из-за неправильного подключения.
Заключение должно быть получено от независимого эксперта, а не от СТО.
В то же время, вполне возможно (но при наличии заключения эксперта), что причиной сгоревшей сигнализации явился дефект самой фары. В таком случае, свои требования вы вправе основывать на положениях ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей": потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные этим же законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
При написании претензии в обязательном порядке нужно приложить к ней копию имеющегося у вас заключения.
Представляется, что заявить требования магазину проще - ссылаться на ст. 18 и ст. 22 Закона РФ "О защите прав потребителей", при судебном разбирательстве привлекать автосервис в качестве третьего лица, если после проведения экспертизы будет установлена вина сервиса - можно будет заменить ответчика в процессе.
Р. Григорьев
М. Петров
Правовед.RU
13 января 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал предоставлен Правовед.RU