Некоторые вопросы правового регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства
Е.В. Григорович,
кандидат юридических наук, доцент
Я.А. Ключникова,
кандидат юридических наук, доцент
Журнал "Экономика и право. XXI век", N 4, октябрь-декабрь 2015 г., с. 12-16.
В современных условиях экономического развития России одним из приоритетных направлений государственной политики является оказание поддержки малого и среднего предпринимательства. Такая поддержка способствует формированию здоровой конкурентной среды и препятствует монополизации рынка. На федеральном уровне принимаются нормативно-правовые акты, которые направлены на увеличение доли этих субъектов в экономике Российской Федерации, обеспечение доступности финансовой, имущественной, образовательной и информационно-консультационной поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства; сокращение издержек, связанных с государственным регулированием; совершенствование системы налогообложения [2].
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" субъектами малого предпринимательства являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, отнесенные в соответствии с условиями, установленными законом, к малым предприятиям [4]. Такими субъектами являются зарегистрированные в установленном законом порядке потребительские кооперативы, коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые соответствуют определенным условиям.
Во-первых, суммарная доля участия Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц, а также доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцати пяти процентов.
Во-вторых, средняя численность работников малого предприятия за предшествующий календарный год не должна превышать ста человек, а для микропредприятий - пятнадцати человек.
В-третьих, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.02.2013 N 101 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" [7] выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать: для малых предприятий - 400 млн. руб., а для микропредприятий - 60 млн. руб.
Перечень субъектов малого предпринимательства, представленный в законе, вызывает вопрос: на каком основании к ним отнесены потребительские кооперативы, которые являются некоммерческими организациями? Следует согласиться с точкой зрения Л.Т. Ибадовой, которая считает, что включение некоммерческих организаций в число субъектов малого предпринимательства, противоречит сущности предпринимательства [1].
Исходя из термина "субъект малого предпринимательства", можем сделать вывод, что речь идет о лицах, непосредственно осуществляющих предпринимательскую деятельность, которой является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Кроме этого, как отмечает автор, при включении в состав субъектов малого предпринимательства некоммерческих организаций пришлось бы и на них распространить стимулирующий тип правового регулирования, касающийся только малых предприятий. Однако надо иметь в виду, что предоставленные государством определенные льготы субъектам малого предпринимательства существенно влияют на размер их прибыли, увеличивая налогооблагаемую базу перечисления средств в соответствующие бюджеты. Однако получение прибыли не является главной целью некоммерческих организаций, роль которых в формировании местных бюджетов почти незаметна, чего не скажешь о субъектах малого предпринимательства.
Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в России урегулирована в ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" [4].
В рамках реализации указанной нормы был прият Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ) [5], который на современном этапе является основным нормативным правовым актом, регулирующим имущественную поддержку субъектов малого и среднего бизнеса. Данный Закон имеет целью урегулирование правоотношений, которые складываются в результате отчуждения из государственной собственности субъектов Российской Федерации либо муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего бизнеса. В Законе N 159-ФЗ урегулирована специфика отчуждения арендуемого имущества, основания предоставления преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, установлен порядок реализации этого права, зафиксированы правовые последствия нарушения порядка совершения сделок по приватизации государственного или муниципального имущества.
Названные законы в определенной степени упорядочили порядок предоставления мер государственной и муниципальной имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и предусмотрели упрощенный (льготный) порядок получения ими государственного (муниципального) недвижимого имущества. Однако до сих пор к числу факторов, тормозящих развитие малого и среднего предпринимательства, относятся проблемы правового регулирования имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и арендных отношений указанных субъектов с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 18 Закона N 159-ФЗ, оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.
Таким образом, помимо собственно субъектов малого и среднего предпринимательства, к лицам, имеющим право на имущественную поддержку в виде передачи во владение и (или) в пользование публичного имущества на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях, относятся организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В статье 15 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" закреплено, что под инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства понимается система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при реализации федеральных, региональных или муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и для оказания им поддержки. Иными словами, инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является совокупность организаций, выполняющих определенные функции.
С другой стороны, инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства также включает в себя центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры, промышленные парки, индустриальные парки, агропромышленные парки, центры коммерциализации технологий, центры коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, инжиниринговые центры, центры прототипирования и промышленного дизайна, центры трансфера технологий, центры кластерного развития, государственные фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющие деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, микрофинансовые организации и иные организации.
Таким образом, законодатель, по сути, закрепил, что организации, из которых состоит инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, разделены на две группы.
В первую группу входят коммерческие и некоммерческие организации, являющиеся (привлекаемые) поставщиками (исполнителями, подрядчиками) при выполнении заказов для государственных и муниципальных нужд.
Во вторую группу входят организации и фонды, осуществляющие непосредственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в форме предоставления им инвестиций, а также в виде предоставления помещений, оказания каких-либо услуг, например консультационных. Если применить буквальное толкование норм Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", можно сделать вывод, что одновременно оказывается два вида поддержки: одна поддержка оказывается организациям, составляющим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а другая - самим субъектам малого и среднего бизнеса. Думается, что подобная ситуация затрудняет эффективное развитие субъектов малого и среднего предпринимательства. Большое количество видов организаций, составляющих инфраструктуру поддержки, создает ряд сложностей для субъекта малого и среднего предпринимательства, поскольку препятствует в получении им имущественной поддержки во всей совокупности форм, предусмотренных Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в одном месте. В связи с изложенным предлагается законодательно установить ограничения на организационно-правовые формы для организаций, составляющих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, сократив их до некоммерческих организаций, а также установить ограничения на участие в таких организациях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Список литературы
[1] Ибадова Л.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса России. М.: Волтерс Клувер, 2006.
[2] Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. N 316 "Об утверждении государственной программы РФ "Экономическое развитие и инновационная экономика" // Собрание законодательства РФ. 2014. N 18 (часть II). Ст. 2162.
[3] Приказ Минпромторга России от 25.12.2014 "Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года".
[4] Собрание законодательства РФ. 2007. N 31. Ст. 4006.
[5] Собрание законодательства РФ. 2008. N 30 (ч. 1). Ст. 3615.
[6] Собрание законодательства 2013. N 27. Ст. 3436.
[7] Собрание законодательства РФ. 2013. N 7. Ст. 646.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Григорович Е.В., Ключникова Я.А. Некоторые вопросы правового регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства
Grigorovich E.V., Klyuchnikova Ya.A. Some questions of legal regulation of activities of subjects of small business
Е.В. Григорович - кандидат юридических наук, доцент
Я.А. Ключникова - кандидат юридических наук, доцент
E.V. Grigorovich - candidate of jurisprudence, associate professor
Ya.A. Klyuchnikova - candidate of jurisprudence, associate professor
До сих пор к числу факторов, тормозящих развитие малого и среднего предпринимательства, относятся проблемы правового регулирования имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и арендных отношений указанных субъектов с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Summary. Still problems of legal regulation of property support of subjects of small and average business and the rent relations of the specified subjects with public authorities of subjects of the Russian Federation and local governments belong to number of the factors which are slowing down development of small and average business.
Ключевые слова. Малое предпринимательство, экономика Российской Федерации, индивидуальные предприниматели, налогооблагаемая база.
Keywords. Small business, economy of the Russian Federation, individual entrepreneurs, taxable basis.
Журнал "Экономика и право. XXI век"
Ежеквартальный аналитический научно-информационный журнал, посвященный актуальным вопросам развития экономической и юридической науки, иным теоретико-правовым и практическим вопросам экономического развития и применения права в современной жизни