О реформировании семейного законодательства Российской Федерации
Н.А. Матвеева,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры
"Гражданское право" Финансового университета при Правительстве РФ
Журнал "Экономика и право. XXI век", N 4, октябрь-декабрь 2015 г., с. 45-48.
На состоявшемся в феврале 2014 года заседании Президиума Государственного совета по вопросу государственной политики в сфере семьи, материнства и детства Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентина Матвиенко обратила внимание на необходимость актуализации ныне действующего Семейного кодекса РФ (далее - СК РФ), предложив разработать и принять новый Кодекс.
Председатель Совета Федерации напомнила, что "действующий Семейный кодекс принят почти 20 лет назад и многие его нормы устарели. Сам документ не соответствует нынешним реалиям". В частности, она подвергла критике документ за расплывчатость положений, регулирующих вмешательство органов опеки и попечительства в семейные отношения, "особенно в вопросах об отобрании ребенка, что не исключает злоупотреблений, направленных против интересов детей" [5].
В связи с реформированием семейного законодательства в целом и Семейного кодекса в частности создана рабочая группа во главе с председателем Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Еленой Мизулиной, так как, по словам Елены Мизулиной, "за последние несколько лет сильно изменилось отношение не только к базовым для общества институтам семьи, материнства, отцовства, детства, брака, но и государственная политика по этим вопросам" [5].
В пояснительной записке к концепции проекта нового Семейного кодекса РФ перед законодателем поставлены задачи: "обеспечить качество законодательства, отвечающего потребностям общества на современном этапе; отразить в нормативном массиве все достижения отечественной науки; закрепить систему понятий, отражающих специфику семейного права; пересмотреть структуру действующего СК РФ; устранить дублирование норм СК РФ и ГК РФ; устранить явные пробелы в законодательстве; обеспечить эффективность законодательства" [6].
Так, в новом варианте документа акцент предлагается сделать на пропаганде традиционных семейных ценностей: союза мужчины и женщины, появления в семье нескольких детей, глубокой связи между поколениями; планируется уточнить статус родителей, который по действующим нормам ниже статуса представителей органов опеки.
В обновленном СК планируется более четко прописать отношения родителей после расторжения брака - алиментные обязательства, воспитание ребенка и др. (эти вопросы пока решаются с помощью Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 15 (действующего в редакции от 6 февраля 2007 г.) "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака" [1].
В документе планируется уделить особое внимание проблеме суррогатного материнства, в том числе защитить права ребенка (например, биологические родители которого погибли к моменту его рождения) и биологических родителей. На современном этапе применение вспомогательных репродуктивных технологий в целом и суррогатного материнства в частности закреплено лишь в п. 4 ст. 51 и в п. 3 ст. 52 СК РФ (по поводу возможности записи родителями ребенка, рожденного суррогатной матерью, с согласия лиц, состоящих в браке между собой и давших свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания в книге записей рождений, а также в связи с невозможностью оспаривания материнства и отцовства лицами, которые дали в письменной форме согласие на применение того или иного метода искусственной репродукции человека); в п. 5 ст. 16 ФЗ от 15.11.1997 г. N 143-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "Об актах гражданского состояния" [3], уточняющем порядок подачи заявления супругами о рождении ребенка суррогатной матерью; ст. 55 "Применение вспомогательных репродуктивных технологий" в ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" [4], а также в Приказе Министерства здравоохранения РФ от 30 августа 2012 N 107н "О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к применению" [2].
Планируется серьезно пересмотреть существующие нормы и положения в отношении детей, оставшихся без попечения родителей. Предлагается сколь возможно уходить от модели детских домов с большим количеством воспитанников. Акцент предполагается делать на так называемых профессиональных семьях, когда супружеская пара при поддержке государства берет под опеку сразу несколько детей. Однако, говоря о "профессиональных семьях", надо определить, на каких условиях будут работать приемные родители. Сегодня главная дискуссия разворачивается вокруг вопроса о том, какой договор заключать с кандидатами - гражданско-правовой или трудовой. Если трудовой, как, например, это сейчас делается в Белоруссии, то родителям должен идти трудовой стаж, пенсия, предусматриваться льготы, а также отпуск и больничный лист.
В связи с этим предлагается разработать профессиональный стандарт родителя-воспитателя, чтобы на законодательном уровне появилась новая профессия. Это во многом упростит правовые основания для создания профессиональной замещающей семьи.
По мнению Е. Мизулиной, в СК РФ должен быть и раздел, защищающий ребенка и семью в целом от вредной информации, в том числе получаемой из сети Интернет.
Помимо Семейного кодекса РФ, в который предлагается включить (или подкорректировать) институт семейно-правовых договоров - брачный договор, алиментные соглашения, договор о суррогатном материнстве, о совместном воспитании детей при раздельном проживании родителей, - эксперты предлагают модернизировать Гражданский кодекс, Закон об опеке и попечительстве и другие акты.
Думается, действительно назрела серьезная необходимость в реформировании семейного законодательства, приведении его в соответствие с современными требованиями, а следовательно, необходимо внести в СК РФ определения семьи (традиционной семьи), члена семьи, брака, фактического брака, родства, свойства, субъектов семейных правоотношений и других основополагающих семейно-правовых дефиниций, как уже давно сделали национальные семейные кодексы многих бывших республик СССР.
Так, например, брак можно легально сформулировать как добровольный, равноправный, моногамный союз мужчины и женщины, порождающий для них личные и имущественные права и обязанности, зарегистрированный в установленном законом порядке и направленный на создание семьи. Подобное определение брака позволит устранить возможность заключения и признания государством однополых союзов и новых браков до тех пор, пока не расторгнуты предыдущие (хотя в ст. 14 СК РФ уточняется, что не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке, не лишним будет такое уточнение в собственно определении брака как одного из его признаков - единобрачия).
В свете веяний последних лет, когда многие супружеские пары не торопятся или не желают оформить свои отношения, зарегистрировав брак, назрела необходимость в законодательном определении фактического брака как союза мужчины и женщины с целью создания семьи, не зарегистрированной государственными органами, а следовательно, не порождающей взаимных личных неимущественных и имущественных прав и обязанностей супругов.
Давно нуждается в корректировке ст. 14 СК РФ в той ее части, где дается исчерпывающий перечень родственников, между которыми не допускается заключение брака. Ныне действующий СК РФ таковыми называет только родителей и детей, дедушек, бабушек и внуков, а также родных братьев и сестер. В этой связи следует отметить возможность заключения браков между другими родственниками на практике, например между двоюродными братьями и сестрами, тетями и племянниками, дядями и племянницами и т.д., нежелательных по медико-генетическим показаниям. Таким образом, указанная норма требует доработки и дополнения, как минимум, перечня вышеуказанных родственников.
Эти и многие другие категории семейного права как отрасли частного права на современном этапе нуждаются во внимательном изучении и законодательном закреплении.
Список литературы
[1] Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. N 1.
[2] Российская газета. 2013. 11 апреля.
[3] Собрание законодательства РФ. 1997. N 47. Ст. 5340.
[4] Собрание законодательства РФ. 2011. N 48. Ст. 6724.
[5] http://www.council.gov.ru/press-center/discussions/45742/ (дата обращения - 10.10.2014).
[6] http://www.justicemaker.ru/view-article.php?id=18&art=4223 (дата обращения - 11.10.2014).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Матвеева Н.А. О реформировании семейного законодательства Российской Федерации
Matveeva N.A. About reforming of the family legislation of the Russian Federation
Н.А. Матвеева - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры "Гражданское право" Финансового университета при Правительстве РФ
N.A. Matveeva - candidate of jurisprudence, associate professor, associate professor "Civil law" Financial university in case of the Government of the Russian Federation
Действительно назрела серьезная необходимость в реформировании семейного законодательства, приведении его в соответствие с требованиями времени, а следовательно, необходимо внести в СК РФ определения семьи (традиционной семьи), члена семьи, брака, фактического брака, родства, свойства, субъектов семейных правоотношений и других основополагающих семейно-правовых дефиниций, как уже давно сделали национальные семейные кодексы многих бывших республик СССР.
Really serious need for reforming of the family legislation, its coercion in compliance with requirements of time and consequently, it is necessary to enter to the RF IC of determination of a family (a traditional family), the family member, spoilage, the actual spoilage, relationship, property, subjects of family legal relationship and other fundamental family and legal definitions as for a long time made national family codes of many former republics of the USSR ripened.
Ключевые слова. Реформирование семейного законодательства, Семейный кодекс РФ, традиционные семейные ценности, статус родителей, профессиональные семьи.
Keywords. Reforming of the family legislation, Family code of the Russian Federation, traditional family values, status of parents, professional families.
Журнал "Экономика и право. XXI век"
Ежеквартальный аналитический научно-информационный журнал, посвященный актуальным вопросам развития экономической и юридической науки, иным теоретико-правовым и практическим вопросам экономического развития и применения права в современной жизни