Частные и публичные начала в предпринимательском праве
В.П. Павлов,
доктор юридических наук, профессор кафедры
предпринимательского права Финансового
университета при Правительстве РФ
Журнал "Экономика и право. XXI век", N 4, октябрь-декабрь 2015 г., с. 49-52.
Вопрос о соотношении частных и публичных начал в предпринимательской деятельности находится в тесной связи с понятием частного права в современном российском праве. Будучи составной частью предпринимательского права, частное право (и в первую очередь гражданское право в его составе) оказывает существенное влияние на предпринимательство. Вместе с тем в вопросе о понятии и содержании частного права у цивилистов до сих пор нет единого мнения. Известно, что в основание деления права на частное и публичное Ульпиан вкладывал понятие направленности интереса (utilia): что клонится к пользе государства, представляет известный интерес ad statum rei Romanae (для состояния римского государства), то относится к области публичного, все, что клонится ad singulorum utilitatem (для пользы отдельных людей), - к сфере частного права.
Несколько иную позицию занимал Д.И. Мейер, разделявший примеры права публичной и частной власти по виду властвующего субъекта на право государства на подданных, право государства на лиц военного звания, с одной стороны, и право мужа на жену, право родителей на детей - с другой.
В качестве примеров частных прав власти М.М. Агарков называет власть хозяина над рабом, власть хозяина предприятия над служащими и рабочими [1, с. 79].
Иной подход к данной классификации предлагал основатель Советского государства В.И. Ленин. Рассматривая проект гражданского кодекса РСФСР 1922 г., он отметил: "Мы ничего частного не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное" [6, с. 411, 412]. Как видим, его классификация основана на виде субъекта правотворчества.
Среди теоретиков права известна и более радикальная позиция по данному вопросу. По мнению И.А. Иванникова, "классификация норм права на частное и публичное является своего рода архаизмом. В семье общего права и семье мусульманского права все право является публичным. Все право исходит от государства, создается или санкционируется государством и поэтому может считаться публичным" [5, с. 108].
В этой ситуации среди специалистов в области предпринимательского права все большее распространение находит мысль о том, что деление права на частное и публичное условно, что грань между этими отраслями подвижна во времени и не стоит уделять этому много внимания, поскольку реальные отношения в области предпринимательской деятельности необходимо рассматривать совместно с позиций и частного и публичного права [7].
В обоснование такого подхода используются следующие доводы Н.Г. Александрова: "...всякое юридическое отношение представляет собою не только двустороннюю связь, но всегда вместе с тем и трехстороннюю связь. Всякое правоотношение заключает в себе потенциальную связь каждого из субъектов с государством. Другими словами, всякое правоотношение есть не только отношение между А и Б, но также отношение А и Б к государству в лице его органов, осуществляющих юрисдикцию" [2, с. 15].
Такая позиция может устраивать сегодня практических работников, но она неприемлема в теоретическом плане, поскольку размывает грани между частным и публичным правом, а передвижение этих граней по воле одной из сторон чревато негативными экономическими последствиями как для государства в целом, так и для предпринимателей.
Специалисты по предпринимательскому праву рассуждают о необходимости нахождения баланса в соотношении публичного и частного права в сфере своей деятельности. Подобный подход противоречит основному принципу теории управления, в соответствии с которым устойчивость сложной многоуровневой системы обеспечивается строгой иерархией между разными уровнями. Верхний уровень системы (государство) обязан учитывать интересы нижнего уровня (частные интересы граждан и предпринимателей) при выработке своих управляющих воздействий для обеспечения эффективности управляющего воздействия нормативных актов. Только в этом смысле можно говорить о балансе публичных и частных интересов в нормативном регулировании соответствующих отношений, но не как о возможности взаимных уступок со стороны властвующего и хозяйствующего субъектов отношений.
Между иерархией и анархией нет промежуточных устойчивых состояний. По этой причине бессмысленно говорить о балансе публичных и частных интересов, тем более что в практике международных хозяйственных связей закреплена доктрина приоритета публичных интересов над частными в отношении договорных условий, нарушающих публичный порядок страны - подписанта. В том случае, когда государство выпускает из рук рычаги управления в области хозяйственной деятельности страны в целом и передает их частным предпринимателям, результатом является нарастание кризисных явлений в экономике страны. Одним из первых бесспорных подтверждений этой объективной закономерности является Великая депрессия в США 30-х годов прошлого столетия.
Применительно к праву мысль о том, что общее должно иметь приоритет над частным, выразил И.А. Покровский: "Не подлежит никакому сомнению, что государство может и даже обязано ограничивать, т.е. вводить в известные рамки, индивидуальную свободу и в этом смысле приносить индивидуальные интересы в жертву общественным" [8, с. 79].
Там, где это правило нарушается, происходит распад системы на отдельные звенья. Мы это уже наблюдали на примере парада суверенитетов республик в СССР. Это мы наблюдаем и сегодня на Украине, где частные интересы толстосумов поставлены выше интересов развития общества.
По названным причинам объединению частного и публичного начала в рамках предпринимательского права должна предшествовать работа по их разграничению. Как сказал в свое время В.И. Ленин, "прежде чем объединяться, и для того, чтобы объединяться, мы должны сначала решительно и определенно размежеваться" [4].
Общепринято, что гражданское право отнесено к частному праву, к нему же отнесен и гражданский закон [9, с. 56, 57].
Последовательно развивая эту мысль, мы придем к выводу, что законодательство соотносится с частным правом, но не является его источником.
Действительно, гражданское законодательство учитывает частные интересы, но отдает приоритет интересу публичному в соответствии со ст. 2 ГК РФ. Законодатель не создает гражданского права. Он его только изучает и выносит свой вердикт: эти отношения в экономической деятельности мы признаем не противоречащими публичному интересу, а эти отвергаем, как противоречащие, и налагаем санкции за их реализацию. Так, по существу, в ГК РФ подменен самый древний договор, существовавший еще до возникновения государства, - договор мены. Законодатель обязывает его рассматривать как два договора купли-продажи, поскольку без формальной денежной оценки передаваемых по договору вещей государство не имеет возможности взимать налоги с этого вида товарооборота (п. 2 ст. 567 ГК РФ).
Модельные формы договорных отношений, помещенные в ч. 2 и 4 ГК РФ, только на 30% обеспечивают потребность в договорном инструментарии предпринимателей. Остальные 70% - это те непоименованные договоры, которые в рамках урегулирования частных интересов составляют сами стороны договора. По мнению В.В. Долинской, именно в этой форме выражается участие частных лиц (физических и юридических) в правотворчестве, которое является одним из признаков гражданского общества [3].
Выводы.
Гражданское законодательство относится к частному праву как публично-правовой регулятор отношений в частном интересе.
Закон не источник частного права, а источник ограничений в частном праве.
Источником частного права является гражданско-правовой договор, а его субъектом - совокупность сторон договора.
Список литературы
[1] Агарков М.М. Ценность частного права.
[2] Александров Н.Г. Юридическая норма и правоотношение. Сокращенная стенограмма доклада, прочитанного на научной сессии института 6 мая 1946 года / Под ред. профессора И.Т. Голякова. М.: МЮИ, 1947.
[3] Долинская В.В. Акционерное право: Основные положения и тенденции. М.: Волтерс Клувер, 2006. 736 с.
[4] Заявление "Искры" 1900 г.
[5] Иванников И.А. Теория государства и права. М.: РИОР; ИНФРА-М: Академцентр, 2012. 194 с.
[6] Ленин В.И. Письмо Д.И. Курскому с замечаниями на проект гражданского кодекса. 28.02.1922 г. В.И.Л. Т. 44.
[7] Материалы ежегодной конференции памяти С.Н. Братуся 22 октября 2014 г. в ИСЗ при Правительстве РФ.
[8] Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права (серия "Классика российской цивилистики") М., 1998.
[9] Российское гражданское право: Учебник: 1. Общая часть / Отв. ред. Е.А. Суханов. М.: Статут, 2010. 958 с.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Павлов В.П. Частные и публичные начала в предпринимательском праве
Pavlov V.P. The private and public beginnings in the enterprise right
В.П. Павлов - доктор юридических наук, профессор кафедры предпринимательского права Финансового университета при Правительстве РФ
V.P. Pavlov - doctor of jurisprudence, professor of chair of the enterprise right of Financial University under the Government of the Russian Federation
Будучи составной частью предпринимательского права, частное право оказывает существенное влияние на предпринимательство.
Being a component of the enterprise right, the private law has essential impact on business.
Ключевые слова. Предпринимательское право, теория управления, интересы граждан и предпринимателей, приоритет публичных интересов, гражданское законодательство.
Keywords. Enterprise right, theory of control, interests of citizens and businessmen, priority of public interests, civil legislation.
Журнал "Экономика и право. XXI век"
Ежеквартальный аналитический научно-информационный журнал, посвященный актуальным вопросам развития экономической и юридической науки, иным теоретико-правовым и практическим вопросам экономического развития и применения права в современной жизни