Всегда ли работодатель должен уведомлять военкомат о принятии гражданина на работу? Если гражданин снят с учета в военкомате вследствие отсутствия регистрации по месту жительства и пребывания, то как поступить работодателю и будет ли справедлив отказ о приеме на работу в таком случае (опираясь на ст. 64 ТК РФ)?
Если гражданин, являющийся военнообязанным и подлежащим призыву на военную службу, при поступлении на работу предъявил работодателю документы воинского учета, у работодателя нет оснований отказывать гражданину в приеме на работу по причине снятия с учета в военкомате.
Трудовой кодекс РФ не предусматривает прямого запрета трудоустройства в случае отсутствия документов воинского учета. Статьей 65 ТК РФ определено, что при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу. Таким образом, при несоблюдении указанным лицом порядка, установленного ст. 65 ТК РФ, работодатель вправе отказать кандидату в трудоустройстве.
Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность только в случае несообщения руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете.
Требовать постановки на воинский учёт по какому-либо конкретному месту работодатель не вправе, а равно не вправе ограничивать в связи с неисполнением данного незаконного требования трудовые права работника.
Правовое обоснование:
Согласно ст. 65 ТК РФ если иное не установлено Кодексом, другими федеральными законами, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю: ... документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу.
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (ч. 2 ст. 3 ТК РФ).
Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами (ст. 64 ТК РФ).
В силу п. 30 Положения о воинском учете (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719) в целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы работники, осуществляющие воинский учет в организациях, проверяют у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах граждан РФ об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил РФ (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона).
Частью 3 ст. 21.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных организаций) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.