Особенности участия прокурора в административном судопроизводстве
М. Павловская,
старший прокурор отдела управления
по обеспечению участия прокуроров в
гражданском и арбитражном процессе
Генеральной прокуратуры РФ
Журнал "Законность", N 1, январь 2016 г., с. 3-7.
15 сентября 2015 г. вступил в силу (за исключением отдельных положений) Кодекс административного судопроизводства РФ, регулирующий порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий (ст. 1 КАС).
Полномочия прокурора в административном деле регламентированы в ст. 39 КАС.
Как и в гражданском процессе, прокурор может участвовать в деле путём подачи административного иска в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований, а так же в других случаях, предусмотренных федеральными законами (например: признание нормативного правового акта недействующим (ст. 208 КАС), оспаривание решения о проведении местного референдума (ст. 239 КАС).
Возможность обращения прокурора в защиту интересов гражданина обусловлена исключительно личными особенностями гражданина, когда он по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд (ч. 1 ст. 39 КАС). Исключений из указанного ограничения, предусмотренных в ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, в КАС нет.
Согласно ч. 7 ст. 39 КАС ещё одной формой участия прокурора в административном судопроизводстве является вступление в процесс в целях дачи заключения по административному делу. Однако, если в ст. 45 ГПК приведён конкретный перечень дел, в рассмотрении которых участвует прокурор, ст. 39 КАС содержит бланкетную норму, отсылающую к иным статьям Кодекса.
Исходя из положений Особенной части Кодекса к ним относятся дела:
- об оспаривании нормативных правовых актов (ст. 213 КАС);
- о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ (ст. 243 КАС);
- о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством (ст. 277 КАС);
- о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулёзную организацию в недобровольном порядке (ст. 283 КАС);
- о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении (ст. 268 КАС);
- об административном надзоре (ст. 272 КАС).
В ч. 7 ст. 39 КАС разрешён давний спор относительно возможности прокурора давать заключения по делам, возбуждённым на основании поданного им заявления. Прокурор по таким делам заключение не даёт.
Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несёт процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), в том числе обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своём отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.
В случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов не определённого круга лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений, рассмотрение административного дела по существу продолжается. В случае, если отказ прокурора от административного иска связан с удовлетворением административным ответчиком заявленных требований, суд принимает такой отказ и прекращает производство по административному делу.
В случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, суд оставляет соответствующее заявление без рассмотрения, если гражданин, обладающий административной процессуальной дееспособностью, его представитель или законный представитель гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, не заявит об отказе от административного иска. В случае отказа этих лиц от административного иска суд принимает отказ от него, если это не противоречит закону и не нарушает права, свободы и законные интересы других лиц, и прекращает производство по административному делу.
Отсутствие у прокурора права на заключение соглашения о примирении обусловлено тем, что указанное исключительное право принадлежит только сторонам по делу, т.е. субъектам спорного материального правоотношения. Поскольку прокурор не является субъектом материального правоотношения, то он указанным правом не обладает.
Поскольку на прокурора, предъявившего административный иск, в силу ст. 62 КАС возложено бремя доказывания, он при подготовке административных исковых заявлений обязан обеспечить их качество (полноту и аргументацию), представить в суд надлежащую доказательственную базу.
Прокурор вступает в процесс и даёт заключение по следующим административным делам:
- об оспаривании нормативных правовых актов (ч. 4 ст. 213 КАС);
- о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан (ч. 3 ст. 243 КАС);
- о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении (ст. 268 КАС);
- об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы (ст. 272 КАС);
- о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулёзную организацию в недобровольном порядке (ст. 283 КАС);
- о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психическом освидетельствовании гражданина в недобровольном по рядке (ст. 277, 280 КАС, ч. 3 ст. 34 Закона РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании").
Неявка прокурора, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела (ст. 151 КАС). Вместе с тем по факту неявки в судебное заседание прокурора суд может вынести част ное определение в порядке, предусмотренном ст. 200 КАС.
Организуя работу по обеспечению участия прокуроров в административном судопроизводстве, необходимо учитывать, что суд не наделён полномочиями привлекать прокурора к участию в деле по собственной инициативе. Со ответственно, определение суда о привлечении к участию в деле прокурора по делам иной, не обязательной для участия прокурора категории дел, не является для прокурора обязательным.
Процессуальное положение прокурора в административном процессе предполагает наличие широкого круга полномочий, реализация которых должна быть направлена на обеспечение прав участников процесса и вынесение судом законного и обоснованного решения.
Прокурор вправе заявлять ходатайства в том числе о привлечении к участию в деле административного соответчика или соответчиков; о замене ненадлежащего административного ответчика надлежащим; о привлечении к участию в деле заинтересованных лиц; о производстве осмотра и об исследовании письменных или вещественных доказательств по месту их хранения или месту нахождения; о привлечении к участию в осмотре и об исследовании доказательств экспертов, специалистов, свидетелей; о даче судебного поручения суду другого района о производстве определённых процессуальных действий; о вызове свидетелей; о назначении экспертизы, в том числе повторной, дополнительной, комплексной или комиссионной; об отложении разбирательства дела; о повторном допросе свидетелей; о привлечении специалиста.
Прокурор вправе приводить свои доводы по возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, в том числе:
- об объединении нескольких административных дел в одно производство;
- о возможности рассмотрения административного дела без свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков;
- о последовательности исследования доказательств;
- об отказе административного истца от иска, о признании иска административным ответчиком, о мировом соглашении сторон;
- о признании лиц, заявляющих самостоятельные требования, относительно предмета спора третьими лицами в рассматриваемом деле;
- о распоряжении вещественными доказательствами;
- об отложении разбирательства дела;
- о последовательности исследования доказательств.
Прокурор вправе подавать заявления о применении мер предварительной защиты; об отводе судьи, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика.
Прокурор вправе обжаловать следующие определения суда:
- о замене или об отказе в замене правопреемника;
- об отказе в принятии административного заявления;
- о возвращении административного заявления;
- об оставлении административного заявления без движения;
- об оставлении административного заявления без рассмотрения;
- о приостановлении производства по административному делу;
- о применении мер предварительной защиты;
- о восстановлении или об отказе в восстановлении пропущенного срока;
- по вопросу распоряжения вещественными доказательствами;
- по вопросу возврата носителей аудио и видеозаписей;
- об отказе в принятии дополнительного решения;
- об отсрочке или о рассрочке исполнения решения суда, об изменении способа и порядка его исполнения.
В заключение прокурор должен проанализировать исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства, раскрыть характер правоотношений сторон, сослаться на закон, регулирующий эти правоотношения, и высказать своё мнение о том, как должно быть разрешено дело.
При выявлении в ходе рассмотрения дела случаев нарушения законности прокурор вправе в своём заключении поставить вопрос о вынесении частного определения и направлении его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам (ст. 200 КАС).
Прокурор, участвующий в деле, вправе ознакомиться с протоколом судебного заседания и в случае, если его позиция по делу неправильно или неполно изложена в протоколе, в установленный ст. 207 КАС трёхдневный срок принести замечания на протокол.
В случае, если суд, не согласившись с заключением прокурора в процессе, примет иное решение по административному делу, то при наличии к тому законных оснований прокурор, участвующий в деле, приносит апелляционное представление (ст. 295 КАС).
Решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке прокурором, участвующим в деле, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иные сроки не установлены КАС.
Апелляционное представление подаётся через суд, принявший решение, и должно соответствовать требованиям ст. 299 КАС. Представление и прилагаемые к нему документы могут быть поданы и посредством заполнения формы, размещённой на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В случае принесения апелляционного представления, не соответствующего требованиям, предусмотренным ст. 299 КАС, судья выносит определение, кото рым оставляет представление без движения и назначает прокурору разумный срок для исправления недостатков (ч. 1 ст. 300 КАС). В случае, если прокурор в установленный срок выполнит указания, содержащиеся в определении суда, апелляционное представление считается поданным в день первоначального поступления (ч. 2 ст. 300 КАС). На определение судьи об оставлении апелляционного представления без движения может быть принесено представление прокурора (ч. 3 ст. 300 КАС).
Перечень оснований, по которым апелляционное представление возвращается прокурору, приведён в ст. 310 КАС.
Возврат апелляционного представления осуществляется на основании определения суда первой инстанции, которое может быть обжаловано в вышестоящий суд.
Прокурор, принёсший апелляционное представление, исходя из принципа диспозитивности, вправе, до вынесения судом апелляционного определения, отозвать своё представление. В этом случае суд апелляционной инстанции выносит определение о прекращении апелляционного производства. При этом прекращение производства по апелляционному представлению не является препятствием для рассмотрения иных апелляционных жалоб и представлений.
Согласно ст. 37 Закона о прокуратуре отзыв представления относится к исключительному праву прокурора, принёсшего представление. При таком положении обращение участвовавшего в деле прокурора с отзывом апелляционного представления должно быть им направлено в суд апелляционной инстанции.
Системный анализ ч. 1 ст. 307, ч. 2 ст. 306 и ч. 7 ст. 39 КАС позволяет прийти к выводу, что, даже если прокурор не принимал участия в судебном процессе в суде первой инстанции по делам, в которых участие прокурора обязательно, он вправе вступить в процесс и дать заключение по делу в судебном заседании апелляционной инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционного представления суд апелляционной инстанции принимает судебный акт в форме апелляционного определения.
Согласно ст. 313 КАС определение суда первой инстанции может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции отдельно от решения суда прокурором в случае, если:
- это предусмотрено КАС;
- определение суда исключает возможность дальнейшего движения административного дела.
Представление прокурора может быть подано в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения судом первой инстанции, если иные сроки не установлены ст. 314 КАС.
Определение суда апелляционной инстанции, вынесенное по представлению прокурора, вступает в законную силу со дня его вынесения.
В соответствии со ст. 318 КАС вступившие в законную силу судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями, при условии, что указанными лицами были исчерпаны иные способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу.
Если в рассмотрении административного дела участвовал прокурор, с представлениями о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов вправе обращаться:
1) Генеральный прокурор РФ и его заместители - в любой суд кассационной инстанции;
2) прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) - соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.
Таким образом, КАС не предоставил прокурору района право непосредственного обращения в суд кассационной инстанции, однако при наличии достаточных оснований он вправе инициировать перед прокурором, наделённым правом на соответствующее обращение в суд кассационной инстанции, вопрос о внесении такого представления. К своему обращению прокурору района необходимо в обязательном порядке приложить наблюдательное производство прокуратуры района, а также копии всех судебных постановлений, состоявшихся по административному делу и заверенных соответствующим судом.
Кассационные жалоба, представление подаются непосредственно в суд кассационной инстанции.
В соответствии с ч. 3 ст. 319 КАС кассационные жалоба, представление и прилагаемые к ним документы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещённой на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (ч. 3 ст. 319 КАС вступает в силу с 15 сентября 2016 г. (Федеральный закон от 8 мар та 2015 г. N 22-ФЗ).
Требования к содержанию кассационного представления прокурора установлены в ст. 320 КАС. Пункт 6 ч. 1 ст. 320 КАС обязывает прокурора указать в кассационном представлении, в чём заключаются допущенные судами существенные нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход административного дела.
К кассационному представлению прокурора прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных актов, принятых по административному делу (ч. 5 ст. 320 КАС). Кассационное представление прокурора по даётся с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле (ч. 6 ст. 320 КАС).
В ст. 321 КАС указаны основания для возвращения судьёй кассационной инстанции кассационного представления прокурора без рассмотрения по существу.
Кассационное представление прокурора может быть возвращено в течение десяти дней со дня его поступления в суд кассационной инстанции.
По результатам изучения кассационного представления прокурора судья, в соответствии с ч. 3 ст. 323 КАС, выносит определение: 1) об отказе в передаче представления прокурора для рассмотрения суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, либо 2) о передаче кассационного представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В соответствии со ст. 327 КАС дела рассматриваются судом кассационной инстанции в судебном заседании, в котором принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, прокурор, иные лица, подавшие кассационную жалобу, если их права, свободы и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным актом. В силу ч. 6 ст. 327 КАС первым даёт объяснение лицо, подавшее кассационную жалобу или представление прокурора.
Исчерпывающий перечень полномочий суда кассационной инстанции по результатам рассмотрения представления прокурора приведён законодателем в ст. 329 КАС.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Павловская М.В. Особенности участия прокурора в административном судопроизводстве
Pavlovskaya M.V. The peculiarities of participation of a public prosecutor in administrative proceedings
Автор статьи с учётом положений вступившего в силу КАС РФ рассматривает особенности участия прокурора в административном судопроизводстве.
In view of the provisions of the Code of Administrative Offences of the Russian Federation, the author of the article considers the peculiarities of participation of a public prosecutor in administrative proceedings.
Ключевые слова: КАС РФ; административное судопроизводство; прокурор; полномочия.
Keywords: the Code of Administrative Of fences of the Russian Federation; administrative proceedings; public prosecutor; powers.
Журнал "Законность"
Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:
- материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;
- новое законодательство и его комментарий;
- организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);
- материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;
- дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.