Мошенничество с использованием платёжных карт
С. Смолин,
заместитель начальника - начальник следственного
управления Управления Министерства внутренних
дел РФ по г. Кирову, кандидат юридических наук
Журнал "Законность", N 1, январь 2016 г., с. 49-51.
Сложность квалификации мошенничеств с использованием платёжных карт обусловлена тем, что рассматриваемый состав преступления по своей законодательной конструкции предполагает использование в качестве средства совершения преступления кредитную, расчётную или иную платёжную карту, а в качестве способа - обман.
Сопряжённость использования платёжных карт с обманом в его традиционном понимании большинством исследователей как "введение в заблуждение другого лица" или "поддержание, укрепление уже имеющегося заблуждения" (активная форма обмана)*(1) на практике возможна, но встречается крайне редко. В условиях повсеместного развития информационных технологий (благодаря использованию POS-терминалов - установленных в расчётно-кассовых узлах и на кассах магазинов программно-аппаратных комплексов) использование платёжной карты представляет собой легко осуществимую техническую операцию, для совершения которой достаточно передать карту продавцу или, вставив карту в POS терминал, ввести PIN-код. Для совершения таких действий преступнику вовсе не обязательно (и даже нежелательно) совершать какие-либо иные действия, чтобы подтвердить законность владения картой (идентифицировать личность владельца карты). При этом на организациях, осуществляющих операции с безналичными денежными средствами, не лежит обязанность идентифицировать личность пользователя карты, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
По поводу возможности использования обмана в пассивной форме при совершении мошенничества с использованием платёжных карт в уголовно-правовой теории сложились две противоположные позиции. Сторонники первой позиции отрицают возможность использования такой формы обмана при операциях с платёжными картами. Как отмечают по этому поводу Л. Боровых и Е. Корепанова, владелец карты не обманывает сотрудника торговой организации, хотя и умалчивает о своей личности, а сотрудник торговой или сервисной организации не осознаёт незаконности изъятия имущества и обмана, так как не знает истинного владельца карты*(2). Сходной точки зрения придерживаются Н. Тимошин, а также С. Кочои, по мнению которых, при расчётах картами не обязательно ставить подпись в чеке или предъявлять паспорт, достаточно вставить карту в соответствующее устройство, что не свидетельствует об обмане*(3).
Представители второй позиции оценивают умолчание пользователя карты о своей личности как обман в пассивной форме. Согласно авторитетному мнению П. Яни, "лицо уже самим фактом использования банковской карты создает у уполномоченного сотрудника организации впечатление, будто использует её правомерно"*(4). Аналогичная точка зрения высказана и М. Степановым*(5).
Помимо оценки возможности использования пассивного обмана при совершении рассматриваемых преступлений у правоприменителя также могут возникнуть трудности в толковании использованного в диспозиции ст. 159.3 УК понятия "уполномоченный работник кредитной, торговой или иной организации". Комментируя анализируемую уголовно правовую норму, П. Яни предлагает рассматривать в качестве таковых лиц, на которых возложена обязанность по проведению расчётов с контрагентами, а также лиц, фактически исполняющих сходные обязанности, например обязанности кассиров*(6). Вместе с тем такая позиция поддерживается не всеми исследователями. По мнению О. Сафонова, использование указанного понятия в рассматриваемой уголовно-правовой норме является "бесполезным ограничителем", так как при буквальном толковании диспозиции ст. 159.3 УК можно прийти к выводу, что обман в отношении "неуполномоченного работника" исключает привлечение к ответственности за мошенничество с использованием платёжных карт*(7).
На наш взгляд, изложенная проблема порождена излишней казуистичностью рассматриваемой уголовно-правовой нормы, а также непоследовательностью законодателя. Так, если диспозиция ст. 159.2 УК предусматривает возможность совершения обмана "путем умолчания о фактах", то конструкция ст. 159.3 УК допускает различное толкование и, следовательно, различное правоприменение. Приведём лишь несколько примеров. Постановлением Кежемского районного суда Красноярского края от 3 июля 2014 г. на основании ст. 25 УПК за примирением с потерпевшим прекращено уголовное дело по ч. 2 ст. 159.3 УК в отношении Д., который, получив от своего знакомого банковскую карту для приобретения сигарет, без его разрешения приобретал в магазинах для личных нужд различные товары, рассчитываясь безналичным путём ранее полученной платёжной картой. При этом, по мнению органов предварительного расследования и суда, Д. совершил преступление "путем обмана продавца магазина о принадлежности указанной карты"*(8).
По другому уголовному делу действия Ш., обнаружившего утерянную банковскую карту и оплачивавшего с её по мощью через терминалы безналичной оплаты покупки в магазинах для личных нужд, были квалифицированы по п. "в" ч. 2 ст. 158 УК, так как, по мнению правоприменителя, при совершении общественно опасного деяния обман не являлся способом совершения преступления*(9).
Помимо изложенной проблемы разграничения кражи и мошенничества казуистичная формулировка диспозиции ст. 159.3 УК, предусматривающая сопряжённость использования платёжной карты с обманом, породила ещё и трудности в разграничении мошенничества с использованием платёжных карт и мошенничества в сфере кредитования. При заключении кредитных договоров значительное число банков предлагает своим клиентам (заёмщикам) получить кредит не наличными, а в безналичной форме с установленным лимитом кредитования. При этом для совершения операций по открываемому для заёмщика кредитному счёту клиенту выдаётся кредитная карта. В судебно-следственной практике распространены случаи, когда обман используется виновным лицом при заключении кредитного договора и получении кредитной карты без её непосредственного использования. В этом случае хищение кредитных денежных средств, в соответствии с п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 г. N 51, можно считать оконченным с момента зачисления денежных средств на соответствующий счёт заёмщика независимо от последующего использования кредитной карты. Применительно к анализируемому составу преступления (ст. 159.3 УК) обман и использование карты теряют свою взаимосвязь, сопряжённость и оцениваются правоприменителем раздельно, что позволяет квалифицировать такое деяние как мошенничество в сфере кредитования*(10).
Вместе с тем существует и противоположная позиция, согласно которой в рассматриваемом случае возможна квалификация действий виновного по ст. 159.3 УК*(11). В частности, указанная позиция со держится в кассационном определении президиума Самарского областного су да от 29 мая 2014 г.*(12).
Изложенные примеры наглядно свидетельствуют о том, что действующая редакция диспозиции ст. 159.3 УК дезориентирует правоприменителей, порождает избыточность уголовно-правового запрета, в связи с чем, на наш взгляд, подлежит исключению из УК. Доводы некоторых исследователей о схожести рассматриваемой нормы с параграфом 266b Уголовного Уложения (УК) ФРГ и о востребованности правового регулирования этого вида преступления представляются нам несостоятельными*(13). Со держащийся в Уголовном Уложении ФРГ аналог указанной нормы похож на ст. 159.3 УК только своим названием, поскольку он регулирует другие отношения, возникающие в связи с умышленным превышением лимита банковского счёта, и призван защитить интересы эмитента (банка, кредитной организации)*(14).
Пристатейный библиографический список:
1. Аничкин Е.С., Ботвин И.В. Сравнительно-правовой анализ уголовного законодательства стран Европы и Российской Федерации за причинение имущественного ущерба путем обмана и злоупотребления доверием // Алтайский юридический вестник. - 2014. - N 1(5).
2. Боровых Л.В. Корепанова Л.А. Проблема квалификации хищения с использованием банковских карт // Российский юридический журнал. - 2014. - N 2.
3. Кочои С.М. Новые нормы о мошенничестве в УК РФ: особенности и отличия // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2013. - N 4.
4. Сабитов Р.А., Сабитова Е.Ю. Уголовно-правовая оценка обманов и действий, совершенных с документами. - М.: Юрлитинформ, 2012.
5. Сафонов О.М. Проблемы оптимизации российского уголовного законодательства, регламентирующего ответственность за преступления, совершаемые с использованием компьютерных технологий // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2013. - N 4 (30). В 3 ч. Ч. II.
6. Степанов М.В. Особенности квалификации преступлений, предусмотренных ст. ст. 159.1-159.6 УК РФ: Методические рекомендации. - Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2014.
7. Тимошин Н.В. Новые нормы о мошенничестве в УК РФ: рекомендации по применению // Уголовный процесс. - 2013. - N 1.
8. Уголовное Уложение (Уголовный кодекс) Федеративной Республики Германия: Научно практический комментарий и перевод текста закона. - 2-е изд. - М.: Проспект, 2015.
9. Яни П. Специальные виды мошенничества // Законность. - 2015. - N 5.
------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Сабитов Р.А., Сабитова Е.Ю. Уголовно-правовая оценка обманов и действий, совершенных с документами. М.: Юрлитинформ, 2012, с. 19.
*(2) См.: Боровых Л.В., Корепанова Л.А. Проблема квалификации хищения с использованием банковских карт. - Российский юридический журнал, 2014, N 2, с. 84-86.
*(3) См.: Кочои С.М. Новые нормы о мошенничестве в УК РФ: особенности и отличия. - Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права, 2013, N 4, с. 106.; Тимошин Н.В. Новые нормы о мошенничестве в УК РФ: рекомендации по применению. - Уголовный процесс, 2013, N 1, с. 13.
*(4) Яни П. Специальные виды мошенничества. - Законность, 2015, N 5, с. 44.
*(5) См.: Степанов М.В. Особенности квалификации преступлений, предусмотренных ст.ст. 159.1-159.6 УК РФ: Методические рекомендации. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2014, с. 23.
*(6) См.: Яни П. Указ. соч., с. 44.
*(7) См.: Сафонов О.М. Проблемы оптимизации российского уголовного законодательства, регламентирующего ответственность за преступления, совершаемые с использованием компьютерных технологий. - Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2013, N 4 (30). В 3 ч., ч. II, с. 164.
*(8) Постановление Кежемского районного суда Красноярского края от 3 июля 2014 г. по уголовному делу N 177/2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kegma.krk.sudrf.ru.
*(9) Уголовное дело N 55830/2014 // Контрольное производство следственного управления УМВД России по г. Кирову.
*(10) Приговор Ленинского районного суда г. Кирова от 17 октября 2013 г. по уголовному делу N 1612/13. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://leninsky.kir.sudrf.ru.
*(11) См.: Степанов М.В. Указ. соч., с. 45.
*(12) Постановление президиума Самарского областного суда от 29 мая 2014 г. N 44у-86/2014.
*(13) См.: Аничкин Е.С., Ботвин И.В. Сравнительно-правовой анализ уголовного законодательства стран Европы и Российской Федерации за причинение имущественного ущерба путем обмана и злоупотребления доверием. - Алтайский юридический вестник, 2014, N 1(5), с. 50.
*(14) См.: Уголовное Уложение (Уголовный кодекс) Федеративной Республики Германия: научно-практический комментарий и перевод текста закона. 2-е изд. М.: Проспект, 2015, с. 223.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Смолин С.В. Мошенничество с использованием платёжных карт
Smolin S.V. Bank cards fraud
Статья посвящена рассмотрению проблемных вопросов квалификации мошенничества с использованием платёжных карт с учётом складывающейся судебно-следственной практики и анализу недостатков конструкции соответствующего состава преступления.
The article is devoted to consideration of problematic issues of qualification of fraud with the using of payment cards taking into account the developing judicial and investigative practice and to the analysis of shortcomings of a design of the corresponding "corpus delicti".
Ключевые слова: мошенничество; обман; платёжные карты; способ совершения преступления; средство совершения преступления.
Keywords: fraud; deception; payment cards; way of commission of crime; means of commission of crime.
Журнал "Законность"
Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:
- материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;
- новое законодательство и его комментарий;
- организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);
- материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;
- дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.