Управление является главным распорядителем бюджетных средств. В составе Управления функционирует контрольный отдел, который согласно утвержденному плану проводит ревизионные проверки подведомственных учреждений. Проверке подлежат все вопросы финансово-экономической деятельности учреждений (ведение бюджетной сметы, правомерность осуществления расходов, постановка бюджетного учета, соблюдение законодательства в сфере закупок и др.).
Могут ли рассматриваться указанные проверки как осуществление внутреннего финансового контроля и аудита? Правом или обязанностью главного распорядителя бюджетных средств является проведение внутреннего финансового контроля и аудита? Какие вопросы должны быть рассмотрены при их осуществлении? Каким образом должны оформляться результаты таких мероприятий?
С.С. Бычков,
заместитель директора Департамента бюджетной
методологии Минфина России
Главный администратор бюджетных средств:
1. Обязан осуществлять внутренний финансовый контроль силами должностных лиц, организующих и выполняющих внутренние бюджетные процедуры. Цель - профилактика возможных нарушений и повышение эффективности бюджетных расходов в ведомстве.
2. Может организовать последующий ведомственный контроль. Функции по его проведению могут быть возложены на специальное подразделение или на должностные лица иных подразделений (должен быть исключен конфликт интересов). Цель - подтверждение законности бюджетных процедур, осуществляемых подведомственным получателем бюджетных средств.
3. Обязан осуществлять внутренний финансовый аудит. Функции по его проведению могут быть возложены на специальное подразделение или на должностные лица иных подразделений (должен быть исключен конфликт интересов). Цель - выражение суждения о надежности системы внутреннего финансового контроля, подтверждение достоверности бюджетной отчетности.
Обоснование:
В соответствии со ст. 160.2-1 БК РФ осуществление внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита является обязанностью главного администратора бюджетных средств.
Порядок осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита устанавливается, соответственно, Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией (п. 5 ст. 160.2-1 БК РФ).
1. Внутренний финансовый контроль направлен на соблюдение требований правовых актов соответствующего органа власти (местного самоуправления), в которых описаны внутренние стандарты и процедуры:
1) составления и исполнения бюджета по расходам, доходам, источникам финансирования дефицита бюджета;
2) составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета (включая порядок ведения учетной политики).
Главной целью мероприятий внутреннего финансового контроля являются профилактика возможных нарушений и повышение эффективности бюджетных расходов в ведомстве.
В силу положений п.п. 9, 15 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 19.01.2015 N 02-11-05/932 в целях обеспечения единого подхода к организации и проведению внутреннего финансового контроля, ведомственный финансовый контроль - вид контроля по подведомственности, который, в свою очередь, является одним из методов осуществления внутреннего финансового контроля.
Главный администратор бюджетных средств вправе принять решение о создании подразделений ведомственного финансового контроля (назначении уполномоченных должностных лиц) или привлечении существующих контрольных подразделений для проведения ведомственного финансового контроля (п. 14 Методических рекомендаций). Ведомственный финансовый контроль осуществляется в соответствии с регламентом, утвержденным руководителем главного администратора бюджетных средств (п. 20 Методических рекомендаций).
Согласно п. 5 Методических рекомендаций, наряду с контрольными подразделениями главного администратора (администратора) бюджетных средств субъектами внутреннего финансового контроля также являются:
- руководитель (заместитель руководителя) главного администратора (администратора) бюджетных средств;
- руководители и иные должностные лица уполномоченных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств;
- должностные лица иных подразделений государственного органа (органа местного самоуправления), уполномоченные на осуществление операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур).
Внутренний финансовый контроль указанными субъектами осуществляется методом самоконтроля, а также методом контроля по уровню подчиненности в соответствии с утвержденными картами внутреннего финансового контроля.
Данные о выявленных в ходе внутреннего финансового контроля недостатках и (или) нарушениях при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения об источниках бюджетных рисков и о предлагаемых (реализованных) мерах по их устранению отражаются в регистрах (журналах) внутреннего финансового контроля и в отчетности о результатах внутреннего финансового контроля.
В соответствии с положениями п. 4 ст. 160.2-1 БК РФ целями осуществления внутреннего финансового аудита являются:
- оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;
- подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
- подготовка предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
Субъектом внутреннего финансового аудита является уполномоченное на осуществление внутреннего финансового аудита подразделение главного администратора бюджетных средств (обособленное или в составе другого структурного подразделения). Должностное лицо субъекта внутреннего финансового аудита не может осуществлять действия по изучению проведенных им операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) (п. 2 Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового аудита, доведенных письмом Минфина России от 19.01.2015 N 02-11-05/932).
Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок, результаты которых оформляются актом аудиторской проверки (п.п. 6, 30 Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового аудита).
Для организации внутреннего финансового аудита могут быть использованы трудовые ресурсы подразделений, создаваемых главными распорядителями бюджетных средств в целях осуществления ведомственного финансового контроля, предусмотренного пп. 11 п. 1 ст. 158 БК РФ (до внесения изменений в БК РФ Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ).
9 февраля 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Управление является главным распорядителем бюджетных средств. В составе Управления функционирует контрольный отдел, который согласно утвержденному плану проводит ревизионные проверки подведомственных учреждений. Проверке подлежат все вопросы финансово-экономической деятельности учреждений (ведение бюджетной сметы, правомерность осуществления расходов, постановка бюджетного учета, соблюдение законодательства в сфере закупок и др.).
Могут ли рассматриваться указанные проверки как осуществление внутреннего финансового контроля и аудита? Правом или обязанностью главного распорядителя бюджетных средств является проведение внутреннего финансового контроля и аудита? Какие вопросы должны быть рассмотрены при их осуществлении? Каким образом должны оформляться результаты таких мероприятий?
Автор
С.С. Бычков - заместитель директора Департамента бюджетной методологии Минфина России