В 2013 году в учреждении была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, по результатам которой, занятым во вредных условиях труда, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" установлены следующие компенсации: - сокращенная продолжительность рабочего времени - 36 часов в неделю; - ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - 7 календарных дней; - повышение оплаты труда. С 01.01.2014 года в соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 92 Трудового кодекса РФ для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным 3 или 4 степени или опасным, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. В соответствии с ч. 3 ст. 92 Трудового кодекса РФ на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, продолжительность рабочего времени, указанная в абз. 5 ч. 1 ст. 92 Трудового кодекса РФ, может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами (ч. 3 ст. 92 Трудового кодекса РФ). 1. Возможно ли увеличение продолжительности рабочего времени и установление денежной компенсации в соответствии с ч. 3 ст. 92 Трудового кодекса РФ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если им установлена сокращенная продолжительность рабочего времени по результатам проведенной аттестации рабочих мест (а не специальной оценки условий труда)? 2. Какая максимальная продолжительность рабочего времени (39 или 40 часов в неделю) может быть установлена работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда по результатам проведенной аттестации рабочих мест? 3. Не будет ли увеличение продолжительности рабочего времени работникам учреждения считаться ухудшением, снижением размеров компенсационных мер по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников по состоянию на день вступления в силу Федерального закона N 421-ФЗ? График работы в учреждении сутки через трое, при 36 часовой недели продолжительность сверхурочной работы составит за 1 и 2 квартал 2015 года 175 часов при допустимых 120 ч. (статья 99 ТК РФ).
До проведения специальной оценки условий труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сохраняются установленные гарантии и компенсации. При этом трудовое законодательство не устанавливает ограничений для увеличения продолжительности рабочего времени и установления денежной компенсации в соответствии с ч. 3 ст. 92 Трудового кодекса РФ таким работникам.
По общему правилу максимальная продолжительность рабочего времени для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, составляет 36 часов в неделю. Аналогичные требования были ранее установлены для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест. А при наличии отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника продолжительность рабочего времени, указанная выше, может быть увеличена до 40 часов.
Такое увеличение продолжительности рабочего времени не будет нарушением прав работников.
К сожалению, во второй части Вашего запроса Вы не сформулировали свой вопрос.
Правовое обоснование:
Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 421-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2014, в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, устанавливающие дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда (статьи 92, 117, 147 Трудового кодекса).
При этом отнесение условий труда на рабочих местах к вредным или опасным условиям труда в целях, предусмотренных трудовым законодательством, с 01.01.2014 должно осуществляться на основании результатов специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 426-ФЗ).
До вступления в силу федеральных законов N 426-ФЗ и N 421-ФЗ гарантии и компенсации предоставлялись работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на основании результатов аттестации рабочих мест в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 N 870 (признано утратившим силу Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 N 726).
При этом переходными положениями статьи 15 Федерального закона N 421-ФЗ предусмотрено, что при реализации в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу Федерального закона N 421-ФЗ при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
Таким образом, к моменту вступления в силу Федерального закона N 421-ФЗ виды и достигнутые размеры предоставляемых гарантий (компенсаций) работникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной до 31.12.2013 аттестации рабочих мест по условиям труда установлены вредные (опасные) условия труда, должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах, подтвержденного результатами проведения специальной оценки условий труда.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона N 426-ФЗ результаты ранее проведенной работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда действуют в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев, требующих в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона N 426-ФЗ проведения внеплановой специальной оценки условий труда.
Пересмотр предоставляемых компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, возможен по результатам специальной оценки условий труда, при этом улучшением условий труда считается уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте.
Статья 92 ТК РФ устанавливает, что для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.
На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, продолжительность рабочего времени, указанная выше, может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.