Меня пригласили на работу в Федеральное Государственное Больничное Учреждение (ФГБУ) в качестве внутреннего контролера, в связи с тем, что сейчас началась активная работа по организации внутреннего контроля в соответствии со ч. 1 ст. 19 Закона о бухгалтерском учете. При этом ни в одном справочнике с указанием должностей (квалификационный 21.08.1998 N 37, ОК 016-94, ОК 010-93, Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.05.2008 N 247н) нет такой должности. Профессиональные стандарты разработаны только для коммерческих организаций, в частности, для банков и прочих. Так законодательством для банков прямо установлено наличие должностных лиц, осуществляющих внутренний контроль (требования: юридическое или финансовое образование). Госсектор по этому вопросу определился только госпрограммой. Сложность заключается в том, что у меня юридическое образование и дополнительные курсы, поэтому "внутренний аудитор", "ревизор" и т.п. не возможны, т.к. нет финансового образования. Создание службы/отдела внутреннего контроля не планируется. Наименование должности важно не только по абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ, еще и по 144 ТК РФ. Вправе ли работодатель указать в трудовом договоре, "штатке" должность "эксперт по оценке внутреннего контроля", т.к. должность "внутреннего контролера" в квалификационном справочнике должностей не предусмотрена и для госсферы вопрос по внутреннему контролю находится в стадии разработки?
Требования ст.ст. 57, 144 ТК РФ, п. 5 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год не исключают возможности использования наименований должностей, не поименованных в единых тарифно-квалификационных (квалификационных) справочниках или профессиональных стандартах, при условии, что выполнение работ по этим должностям не связано с предоставлением компенсаций и льгот, предусмотренных действующим законодательством.
Работодатель (федеральное государственное бюджетное учреждение) вправе включить в штатное расписание должность "эксперт по оценке внутреннего контроля" (в установленных случаях это можно сделать по согласованию с учредителем). В данном случае работодателю будет необходимо определиться с должностными обязанностями по этой должности и в локальном правовом акте, устанавливающем систему оплату труда", определить порядок оплаты труда по указанной должности. Все это находится в компетенции работодателя.
Правовое обоснование:
Согласно ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в том числе условия о трудовой функции (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Подпунктом "д" п. 5 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2013, протокол N 11) установлено, что обязательными для применения на территории Российской Федерации являются, в т.ч. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, состоящий из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности, и соответствующие им тарифные разряды, требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих, а также примеры работ, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, или профессиональные стандарты. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, состоящий из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, или профессиональные стандарты.
Применение указанных справочников или профессиональных стандартов направлено на сохранение единства тарификации работ, установление единых подходов в определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований, правильный подбор и расстановку кадров, повышение деловой квалификации работников, рациональное разделение труда, создание действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности между различными категориями работников.
Если в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименования должностей (профессий) работников государственных и муниципальных учреждений и их квалификация должны соответствовать наименованиям должностей руководителей, специалистов и служащих, профессий рабочих и квалификационным требованиям к ним, предусмотренным Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих или соответствующими положениями профессиональных стандартов.
В соответствии с п. 2 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583, системы оплаты труда работников федеральных учреждений устанавливаются, в т.ч. с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов.
В п. 3 указанного Положения установлено, что размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются в соответствии с пунктом 2(1) Положения руководителем федерального учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.