Я работаю в компании, занимающейся доставкой почты и грузов, на должности кладовщика. Последнее время со стороны работодателя следуют постоянные нарушения правил охраны труда, должностных инструкций, трудового договора. Погрузочно-разгрузочные работы производятся на необорудованном рабочем месте (дебаркадер арендованного склада) с нарушением инструкций по технике безопасности, за ознакомление с которыми каждый месяц требуют расписываться в журнале. Я и второй кладовщик привлекаемся к выполнению работы, не соответствующей занимаемой нами должности (кладовщик): доставка груза и почты, погрузочно-разгрузочные работы у клиента (отправитель/получатель), за которые с него берется плата за привлечение наемных работников (грузчики), а осуществляются они силами сотрудников в приказном порядке и с нарушением инструкций по технике безопасности. Имеют место необоснованные штрафы, другие мелкие нарушения. На все вопросы, просьбы или жалобы руководство в лице директора филиала либо не реагирует, либо отвечает: "не устраивает, увольняйся". Как поступить в сложившейся ситуации, и какие документы необходимы для написания жалобы по этому вопросу?
Вы вправе обратиться в территориальный орган Роструда - государственную инспекцию труда (в том числе через данный ресурс), а также в суд.
Жалоба в государственную инспекцию труда подаётся в свободной форме. Вы вправе приложить к жалобе имеющиеся документы, подтверждающие трудовые отношения, а также документы, подтверждающие нарушение работодателем прав, если таковые имеются.
При обращении с жалобой необходимо учитывать, что в жалобе должна быть указана следующая информация:
- наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется жалоба;
- фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
- фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) обращающегося;
- почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;
- суть предложения, заявления или жалобы;
- личная подпись и дата.
Правовое обоснование:
Согласно ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) и ее территориальными органами (государственными инспекциями труда). За защитой своих трудовых прав работник может обратиться в государственную инспекцию труда по месту нахождения работодателя, в том числе через данный ресурс.
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ч. 1 ст. 392 ТК РФ). Трудовые споры рассматриваются районными (городскими) судами по месту нахождения работодателя.
При этом необходимо иметь в виду, что государственный инспектор труда не вправе выдавать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению, по искам, принятым к рассмотрению судом, или вопросам, по которым имеется решение суда (ч. 2 ст. 357 ТК РФ). Таким образом, подавая иск в суд, работник утрачивает возможность защиты своих трудовых прав посредством обращения в государственную инспекцию труда.
Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").
Согласно ст. 7 вышеуказанного 59-ФЗ гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном вышеуказанным 59-ФЗ. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.