Я работаю в научно-исследовательском институте. До 2015 г. институт имел форму федерального государственного унитарного предприятия. Доплата за научную степень (кандидатскую и докторскую) у нас была зафиксирована в коллективном договоре и была одинакова для всех работников, независимо от должности. В 2015 г. институт был преобразован в бюджетное учреждение. За основу для начисления заработной платы был взят приказ Федерального агентства по рыболовству РФ от 2 октября 2008 г. N 217. В п. 11.6 сказано: "Работникам сферы научных исследований и разработок учреждения, занимающим должности, ученые степени по которым предусмотрены квалификационными характеристиками, устанавливаются следующие надбавки: 3000 рублей за ученую степень кандидата наук; 7000 рублей за ученую степень доктора наук. Указанные надбавки не применяются в отношении работников, которым установлены оклады за звание действительного члена и члена-корреспондента государственных академий наук. Другим работникам бюджетных учреждений науки, занимающих должности, ученые степени по которым не предусмотрены квалификационными характеристиками, может устанавливаться надбавка за ученую степень по профилю выполняемой работы в следующих минимальных размерах (в процентах от должностного оклада): - за ученую степень кандидата наук - 10%; - за ученую степень доктора наук - 15%". Кандидатская диссертация являются квалификационной работой. То есть, независимо от того, является работник, защитивший диссертацию руководителем или нет, он имеет одинаковую научную квалификацию. За руководящую функцию работник получает повышенный должностной оклад. Во всех институтах академии наук и в учебных заведениях Министерства образования доплата за ученые степени одинакова для всех сотрудников - 3000 руб. за кандидатскую, 7000 руб. - за докторскую. Насколько законно за одну и ту же научную квалификацию вводить разную доплату сотрудникам, занимающим разные должности? Приказ от 2 октября 2008 г. N 217 утверждает Примерное положение об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений науки, подведомственных Федеральному агентству по рыболовству. Часть положений наша администрация взяла из него, часть проигнорировала, что свидетельствует об отсутствии необходимости неукоснительного соблюдения данного приказа. Можем ли мы на законных основаниях настаивать на одинаковой доплате за ученые степени для всех работников института?
1. Трудовым законодательством данный вопрос не урегулирован. Заработная плата работнику определяется трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством.
Трудовое законодательство обязывает работодателя одинаково оплачивать труд равной ценности, но не обязывает устанавливать одинаковые доплаты за наличие ученой степени работникам, занимающим разные должности.
2. Указанное Вами примерное положение носит рекомендательный характер. Данное положение не является основанием для требования работниками одинаковой доплаты за ученые степени.
Если Вы считаете, что работодатель нарушает Ваши права, Вы вправе обратиться в территориальный орган Роструда - государственную инспекцию труда (в том числе через данный ресурс), а также в суд.
Обращаясь в суд, необходимо иметь в виду, что срок исковой давности составляет три месяца. При пропуске такого срока по уважительным причинам суд может восстановить срок.
Правовое обоснование:
Согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) являются обязательными для включения в трудовой договор.
Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ч. 1 ст. 129 ТК РФ).
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.
Согласно ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) и ее территориальными органами (государственными инспекциями труда). За защитой своих трудовых прав работник может обратиться в государственную инспекцию труда по месту нахождения работодателя, в том числе через данный ресурс.
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки (ч. 1 ст. 392 ТК РФ).
При пропуске по уважительным причинам вышеуказанных сроков, они могут быть восстановлены судом (ст. 392 ТК РФ).
Трудовые споры рассматриваются районными (городскими) судами по месту нахождения работодателя (ст. 28 ГПК РФ).
Иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или представительства (ч. 2 ст. 29 ГПК РФ).
При этом необходимо иметь в виду, что государственный инспектор труда не вправе выдавать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению, по искам, принятым к рассмотрению судом, или вопросам, по которым имеется решение суда (ч. 2 ст. 357 ТК РФ). Таким образом, подавая иск в суд, работник утрачивает возможность защиты своих трудовых прав посредством обращения в государственную инспекцию труда.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.