Кафе: сохранность вещей в гардеробе
В.В. Никитин,
эксперт журнала
"Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2016 г., с. 55-60.
В кафе находится гардероб, предназначенный для безвозмездного хранения вещей посетителей, которым выдаются номерные жетоны. В отношении организации работы гардероба возникают следующие вопросы. Обязан ли гардеробщик в кафе принимать от посетителей не только верхнюю одежду, но и головные уборы, зонты, сумки, а также иные вещи? Несет ли кафе ответственность за сохранность содержимого карманов верхней одежды и сумок, сданных посетителями в гардероб? Обязан ли посетитель кафе сдавать дорогостоящую верхнюю одежду в гардероб, если опасается за ее сохранность?
Согласно п. 26 ГОСТ 31985-2013 "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения"*(1) кафе - это предприятие питания, оказывающее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга с предоставлением ограниченного, по сравнению с рестораном, ассортимента продукции и услуг, реализующее фирменные, заказные блюда, кондитерские и хлебобулочные изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары, включая табачные изделия.
Одними из дополнительных услуг, оказываемых кафе, являются услуги гардероба. По существу, гардероб представляет собой помещение (или его часть), используемое для хранения верхней одежды и иных вещей посетителей кафе. При этом нормативные правовые акты не обязывают предприятия общественного питания иметь гардероб. Поэтому наличие в кафе гардероба - это право, а не обязанность предприятия общепита*(2).
Нормативно-правовое регулирование
Законодательными и нормативными правовыми актами не установлены отдельные правила хранения вещей в гардеробах предприятий общественного питания.
Гражданский кодекс рассматривает хранение вещей посетителей в гардеробах организаций как один из специальных видов хранения (ст. 924). В силу ст. 905 ГК РФ возникающие при хранении в гардеробе вещей посетителей правоотношения сторон регулируются специальными (ст. 924) и общими правилами (§ 1 "Общие положения о хранении" гл. 47 "Хранение") ГК РФ.
По договору хранения хранитель обязуется хранить вещь, переданную ему поклажедателем, и возвратить поклажедателю эту вещь в сохранности (п. 1 ст. 886 ГК РФ). Из пункта 1 ст. 887 ГК РФ во взаимосвязи с пп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ следует, что договор хранения между предприятием общественного питания и посетителем должен быть заключен в письменной форме. При этом согласно п. 2 ст. 887 ГК РФ простая письменная форма договора хранения считается соблюденной, если принятие вещи на хранение удостоверено хранителем выдачей поклажедателю, в частности, номерного жетона (номера), иного знака, удостоверяющего прием вещей на хранение. Таким образом, в силу требований гражданского законодательства предприятия общественного питания, принимая вещи посетителей в гардероб и выдавая номерной жетон, тем самым в письменной форме заключают с ними договор хранения. При этом хранение вещей посетителей в гардеробах может осуществляться на безвозмездной основе (ст. 924 ГК РФ), что, как правило, и происходит в кафе.
Ограничен ли перечень вещей, принимаемых в гардероб?
Решая вопрос о том, обязан ли гардеробщик в кафе принимать от посетителей не только верхнюю одежду, но и иные вещи, будем исходить из следующего.
Во-первых, наличие гардероба в кафе является правом организации общественного питания.
Во-вторых, Гражданский кодекс и иные нормативные правовые акты не определяют перечень вещей, которые могут быть сданы в гардероб предприятия общественного питания.
Обращает на себя внимание п. 2 ст. 924 ГК РФ, устанавливающий, что правила хранения в гардеробах организаций применяются также к хранению верхней одежды, головных уборов и иных подобных вещей, оставляемых без сдачи их на хранение гражданами в местах, отведенных для этих целей в организациях и средствах транспорта. Однако к рассматриваемому вопросу эта норма неприменима, поскольку касается случаев хранения вещей в отсутствие гардероба.
В-третьих, п. 5 Правил оказания услуг общественного питания*(3) предусматривает: предприятие общественного питания вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству РФ (ограничение курения, запрещение нахождения в верхней одежде и другие).
Поэтому в свете вышеизложенного организация общественного питания вправе самостоятельно решать, какие именно вещи посетителей могут быть приняты на хранение в гардероб.
Также нужно учитывать, что в п. 12 Правил оказания услуг общественного питания указано, что исполнитель обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. При этом информация должна содержать, в частности, перечень услуг и условия их оказания. По мнению автора, эта норма применима и в отношении услуг гардероба, предоставляемых объектом общественного питания. Поэтому рекомендуем организации общепита утвердить перечень принимаемых в гардероб на хранение вещей посетителей и разместить его на видном месте в гардеробе во избежание лишних споров с посетителями, а также затрат времени гардеробщика на разъяснения посетителям, какие именно вещи и почему они не могут сдать в гардероб.
Кто отвечает за сохранность содержимого карманов?
Следующий вопрос, который представляет интерес для предприятий общепита: возникает ли у них ответственность за сохранность содержимого карманов верхней одежды и сумок, сданных посетителями в гардероб?
Согласно п. 1 ст. 924 ГК РФ хранитель вещи, сданной в гардероб, при безвозмездном хранении обязан принять для обеспечения сохранности вещи все меры, предусмотренные п. 1 и 2 ст. 891 ГК РФ. Так, при отсутствии в договоре соответствующих условий хранитель должен принять для сохранения вещи меры, исходя из обычаев делового оборота и существа обязательства, в том числе свойств переданной на хранение вещи. Хранитель во всяком случае должен принять для сохранения переданной ему вещи меры, обязательность которых предусмотрена законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке (противопожарные, санитарные, охранные и т.п.). При безвозмездном хранении хранитель обязан заботиться о принятой на хранение вещи не менее, чем о своих вещах.
В пункте 1 ст. 901 ГК РФ закреплено, что хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых на хранение, по основаниям, определенным ст. 401 ГК РФ. Лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда в законе или договоре обозначены иные основания ответственности.
В соответствии с п. 2 ст. 902 ГК РФ при безвозмездном хранении убытки, причиненные поклажедателю утратой, недостачей или повреждением вещей, возмещаются:
1) за утрату и недостачу вещей - в размере стоимости утраченных или недостающих вещей;
2) за повреждение вещей - в размере суммы, на которую понизилась их стоимость.
Таким образом, из вышеприведенных норм и, в частности, из п. 1 ст. 901 ГК РФ следует, что хранитель несет ответственность за сохранность только тех вещей, которые им были приняты на хранение. Следовательно, нужно определиться, что понимать под принятием вещи на хранение.
Напомним, что при хранении в гардеробе простая письменная форма договора хранения считается соблюденной, если принятие вещи на хранение удостоверено хранителем выдачей поклажедателю, в частности, номерного жетона (номера), иного знака, удостоверяющего прием вещей на хранение.
Соответственно, при передаче посетителем верхней одежды гардеробщику в кафе и получении номерного жетона между посетителем и кафе заключается договор хранения, но только в отношении верхней одежды. Содержимое карманов верхней одежды посетитель передает гардеробщику постольку, поскольку на хранение сдается верхняя одежда. При этом посетитель не показывает гардеробщику содержимое карманов верхней одежды, не получает от гардеробщика номерной жетон на эти вещи, не составляется опись содержимого карманов верхней одежды. Поэтому, по мнению автора, нельзя сказать, что посетитель передает гардеробщику на хранение содержимое карманов верхней одежды. Аналогичным образом ситуация складывается в отношении сумок, оставляемых на хранение гардеробщику кафе. Поэтому кафе не несет ответственность за сохранность содержимого карманов верхней одежды и сумок, сданных посетителями в гардероб.
Подобный подход продемонстрировали судьи ФАС ВВО в Постановлении от 05.02.2007 по делу N А17-2952/3-2005*(4). Несмотря на то что в данном деле рассмотрена несколько иная ситуация, выводы арбитров можно применить к нашей теме по аналогии.
Итак, индивидуальный предприниматель принял на хранение автомобиль с крытым тентом на платную автостоянку. В подтверждение заключения договора хранения на одни сутки была выдана квитанция. При этом в автомобиле находился груз - текстильные изделия.
Позднее неустановленные лица угнали с автостоянки данный автомобиль. Впоследствии угнанная машина была найдена, но груз в ней отсутствовал.
Суд отказался взыскивать с хранителя стоимость похищенного груза, посчитав, что содержание норм Гражданского кодекса выражает реальный характер договора хранения, по которому обязанности сторон возникают лишь после передачи вещи. В данном случае хранитель не принимал на хранение товарно-материальные ценности, которые находились в помещенной на стоянку автомашине.
Подведем итоги. Организация общественного питания несет ответственность за сохранность содержимого карманов верхней одежды и сумок, сдаваемых посетителями в гардероб, если это содержимое принималось фактически, то есть индивидуально. В противном случае кафе не должно отвечать за данные вещи.
Ввиду того, что для кафе, как правило, актуален последний вариант, рекомендуем организации:
- на видном месте в гардеробе разместить уведомление о том, что кафе не несет ответственности за сохранность содержимого карманов верхней одежды и сумок, сданных в гардероб;
- не принимать на хранение в гардероб сумки, разместив на видном месте в гардеробе соответствующее уведомление.
Следование данным рекомендациям поможет организации общественного питания избежать споров с посетителями и упростить работу гардеробщика.
Клиент не может расстаться с шубой?
Еще одна ситуация, с которой может столкнуться администрация предприятия общепита: посетитель кафе не хочет сдавать в гардероб дорогостоящую верхнюю одежду, опасаясь за ее сохранность. Что делать в этом случае?
Напомним, согласно п. 5 Правил оказания услуг общественного питания предприятие общепита вправе самостоятельно утверждать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, в том числе запрещать нахождение в верхней одежде. Следовательно, правилами обслуживания посетителей в каждом конкретном кафе, имеющем гардероб, индивидуально устанавливается, обязан ли посетитель сдавать верхнюю одежду в гардероб. Если в кафе предусмотрена такая обязанность, посетителю придется выбирать: посетить кафе либо отказаться от этого.
В то же время даже при наличии обозначенного запрета кафе может пойти навстречу посетителям в отдельных и особых случаях, учитывая их интересы.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Введен в действие с 01.01.2015 Приказом Росстандарта от 27.06.2013 N 191-ст.
*(2) Более подробные пояснения по данному моменту представлены в статье Д.А. Столярова "О гардеробах предприятий общепита", N 3, 2015.
*(3) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036.
*(4) Определением ВАС РФ от 28.05.2007 N 6295/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"