Продажа сигарет в ресторане
Г.К. Габелли,
эксперт журнала
"Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2016 г., с. 70-72.
Можно ли в ресторане (другом объекте общественного питания) продавать сигареты?
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, с 01.06.2013 регулирует Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака". В соответствии с ч. 2 ст. 10 этого закона индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны:
- соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;
- осуществлять контроль за соблюдением указанных норм законодательства на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности.
Среди прочего это означает, что организации и предприниматели должны следить за тем, чтобы не нарушался установленный ст. 12 Федерального закона N 15-ФЗ запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах. Такой запрет в том числе затрагивает помещения, предназначенные для оказания услуг общественного питания. Причем территории, здания и объекты, где курение табака запрещено, должны быть обозначены специальным знаком о запрете курения (требования к такому знаку утверждены Приказом Минздрава РФ от 12.05.2014 N 214н). Знак о запрете курения размещается у каждого входа на территории, в здания и объекты, где курение табака запрещено, а также в местах общего пользования, включая туалеты. Предприятия общепита по решению собственника имущества могут разместить дополнительный знак о запрете курения возле барной стойки, в залах, включая банкетные залы, кабины и кабинеты.
Таким образом, на законодательном уровне установлен запрет на курение табака в помещениях общепита. Но ведь это не означает, что продавать табак предприятия общепита не могут. Однако следует учитывать, что ст. 19 Федерального закона N 15-ФЗ установлены ограничения торговли табачной продукцией и табачными изделиями.
Итак, согласно ч. 1 указанной статьи розничная торговля табачной продукцией осуществляется в магазинах и павильонах. Что следует понимать под магазинами и павильонами, разъяснено здесь же.
Магазином считается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже. |
Под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест. |
Частью 3 ст. 19 запрещена розничная торговля табачной продукцией в иных торговых объектах, нежели магазины и павильоны, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами. Исключение касается только тех населенных пунктов, где нет магазинов и павильонов. Тогда торговля табачной продукцией может производиться в других торговых объектах. Допустима при таких обстоятельствах и развозная торговля табачной продукцией.
Кроме того, следует учитывать, что запрещена розничная продажа табачной продукции в следующих местах:
на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта, в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
на расстоянии менее чем 100 м по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг;
на территориях и в помещениях (за исключением магазинов беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, на станциях метрополитенов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению или обеспечению временного проживания, бытовых услуг.
Таким образом, в Федеральном законе N 15-ФЗ нет прямого запрета на торговлю табаком в объектах общепита, но нет и указания на возможность осуществления такой торговли в этих объектах. В то же время объекты общепита вполне можно считать отвечающими понятию магазина, представленному в обозначенном законе (но это достаточно смелое утверждение). Более того, косвенным подтверждением того, что торговля табаком в ресторане все-таки возможна, являются положения ч. 2 ст. 13 Федерального закона N 15-ФЗ. Здесь речь идет о мерах государственного воздействия на уровень цен табачной продукции, которые осуществляются посредством установления минимальных розничных цен такой продукции. А минимальная розничная цена табачной продукции представляет собой цену, ниже которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями. Получается, что на поставленный вопрос однозначного ответа нет, нет на этот счет и официальных разъяснений. Поэтому предприятию общепита придется самостоятельно решать, следует ли продавать своим клиентам табачную продукцию.
При этом нужно помнить, что незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и предпринимателей в размере от 3000 до 4000 руб., на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб. (ст. 14.2 КоАП РФ). Причем штрафные санкции могут сопровождаться конфискацией предметов административного правонарушения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"