Работаю в СПИД-лаборатории, у нас 5 лаборантов, мы производим обследование на ВИЧ, вирусные гепатиты, кишечные вирусные инфекции, ИППП, ПЦР на ОРВИ и грипп (3-4 групп патогенности). У нас 5 лаборантов, у всех была вредность по ВИЧ 80%, с января 2015 года в связи с изменениями оплаты сделали 60%. В декабре выдали допсоглашения. 12 января сообщили, что сокращают 2 ставки по ВИЧ, в связи с уменьшением количества исследований и эти 2 ставки переводят на 4% вредности. Требуют назвать фамилии для перерасчёта. По картам аттестации у нас класс вредности 3.3, работаем с микроорганизмами 3-4 групп патогенности. Имеет ли администрация право снимать с нас вредность по ВИЧ, так как в процессе исследований на ВИЧ принимают участие все 5 лаборантов? Даже если это правомочно, то не должны ли они были за 2 месяца предупредить о смене процента вредности и об изменении оплаты труда 2-м сотрудникам? И по вредности: бактериологам за работу с 3-4 групп патогенности оставили 15% вредности, мы работаем с тем же фактором. Почему у нас 4%?
Изменение вредности может быть только на основании проведенной специальной оценки условий труда. О предстоящих изменениях работодатель обязан письменно уведомить каждого работника не менее чем за два месяца.
Специальная оценка условий труда (СОУТ) проводится с целью идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценки уровня их воздействия на работника. По результатам СОУТ устанавливаются классы (оптимальные, допустимые, вредные и опасные) и подклассы условий труда на рабочих местах.
По результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, которые оформляются протоколами, экспертом организации, проводящей СОУТ, осуществляется отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда.
Нормами законодательства установлен только минимальный размер доплат за работу во вредных и опасных условиях труда - 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретный размер доплат за работу во вредных и опасных условиях труда устанавливается непосредственно самим работодателем.
Правовое обоснование:
Согласно статье 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ) специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Согласно статье 5 Закона N 426-ФЗ:
Работник вправе:
1) присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
2) обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда (далее также - эксперт), за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
3) обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте.
Работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.
Согласно ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", февраль 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.