Отчет
о результатах контрольного мероприятия "Совместная проверка Комитетом государственного контроля Республики Беларусь, Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан, Счетной палатой Российской Федерации соблюдения в 2014 году уполномоченными органами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации Соглашения об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)"
С.И. Штогрин,
аудитор Счетной палаты
Российской Федерации
Р.П. Саврицкая,
заместитель Председателя Комитета
государственного контроля
Республики Беларусь
Ж.С. Сарсенкулов,
член Счетного комитета по контролю
за исполнением республиканского бюджета
Республики Казахстан
Журнал "Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации", N 12, декабрь 2015 г., с. 198-226.
Основания для проведения совместного контрольного мероприятия: для всех сторон: пункт 4 статьи 8 Соглашения об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20 мая 2010 года (далее - Соглашение, Соглашение от 20 мая 2010 года); Соглашение о проведении совместного контрольного мероприятия Комитетом государственного контроля Республики Беларусь, Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан и Счетной палатой Российской Федерации от 22 мая 2015 года; для Комитета государственного контроля Республики Беларусь - основные мероприятия контрольной деятельности, запланированные к проведению в 2015 году; для Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан (далее - Счетный комитет Республики Казахстан) - план работы Счетного комитета Республики Казахстан на 2015 год; для Счетной палаты Российской Федерации - План работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год.
Предмет совместного контрольного мероприятия
Деятельность государственных органов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее - Стороны), осуществляющих кассовое обслуживание исполнения их национальных бюджетов (Министерство финансов Республики Беларусь, Комитет казначейства Министерства финансов Республики Казахстан, Федеральное казначейство (далее - уполномоченные органы), по применению в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие).
Объекты совместного контрольного мероприятия
Министерство финансов Республики Беларусь (г. Минск); Комитет казначейства Министерства финансов Республики Казахстан (г. Астана); Федеральное казначейство (г. Москва) и его территориальный орган - Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (далее - МОУ ФК) (г. Москва); Государственный таможенный комитет Республики Беларусь (далее - ГТК РБ) (по запросам, без выхода на объект); Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее - КГД Министерства финансов РК) (по запросам, без выхода на объект); Федеральная таможенная служба (по запросам, без выхода на объект).
Объект для получения дополнительной информации - Евразийская экономическая комиссия (далее - ЕЭК).
Срок проведения совместного контрольного мероприятия: март-ноябрь 2015 года.
Цели совместного контрольного мероприятия
1. Проверить полноту и своевременность перечисления уполномоченными органами Сторон сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), подлежащих распределению между бюджетами государств - членов Таможенного союза (далее - ТС), на счета других Сторон.
2. Проверить соблюдение уполномоченными органами Сторон установленных для каждой Стороны нормативов распределения сумм ввозных таможенных пошлин.
3. Проанализировать итоги функционирования порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин в ТС.
Проверяемый период деятельности: 2014 год.
Соглашение определяет порядок зачисления и распределения между государствами - членами ТС сумм ввозных таможенных пошлин, обязанность по уплате которых в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ТС, возникла с 1 сентября 2010 года.
Соглашением установлены нормативы распределения ввозных таможенных пошлин для каждой Стороны: для Республики Беларусь - 4,70%; для Республики Казахстан - 7,33%; для Российской Федерации - 87,97 процента.
Результаты совместного контрольного мероприятия
1. Соблюдение Сторонами положения Соглашения о зачислении таможенных пошлин в национальной валюте на единый счет уполномоченного органа Стороны, в которой они подлежат уплате (пункт 1 статьи 3 Соглашения). Применение порядка зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин в отношении сумм пеней (процентов), начисленных на сумму ввозных таможенных пошлин
Уполномоченными органами Сторон в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Соглашения в 2014 году зачисление ввозных таможенных пошлин в национальной валюте осуществлялось на единые счета уполномоченного органа той Стороны, в которой они подлежат уплате в соответствии с законодательством ТС. Зачисление и распределение между Сторонами сумм пеней (процентов), начисленных на сумму ввозных таможенных пошлин в случаях и порядке, предусмотренных таможенным законодательством ТС, производились аналогично порядку, действующему в отношении ввозных таможенных пошлин.
В Республике Беларусь в 2014 году на единый счет поступило ввозной таможенной пошлины на сумму 8878548101,1 тыс. бел. рублей, в том числе пеней (процентов) - 18292121,0 тыс. бел. рублей.
В Республике Казахстан в 2014 году на единый счет поступило ввозной таможенной пошлины на сумму 292117840,6 тыс. тенге, в том числе сумма пеней, поступивших на единый счет, составила 383998,0 тыс. тенге.
В Российской Федерации в 2014 году на единый счет поступило ввозной таможенной пошлины на сумму 641660969,3 тыс. росс. рублей, в том числе сумма пеней составила 134292,3 тыс. росс. рублей.
2. Организация уполномоченными органами Сторон порядка проведения зачетов платежей в отношении ввозных таможенных пошлин, поступивших на единый счет уполномоченного органа (пункт 1 статьи 3 Соглашения)
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Соглашения ввозные таможенные пошлины уплачиваются плательщиками на единый счет уполномоченного органа отдельными расчетными (платежными) документами (инструкциями).
В ходе контрольного мероприятия фактов проведения в 2014 году уполномоченными органами Сторон зачетов ввозных таможенных пошлин, подлежащих распределению, на иные платежи не установлено.
3. Организация уполномоченными органами каждой из Сторон обособленного учета поступлений, обособленное отражение этих поступлений в отчете об исполнении бюджета каждой из Сторон (пункт 3 статьи 3 Соглашения)
В 2014 году уполномоченными органами Сторон соблюдалось требование пункта 3 статьи 3 Соглашения об обособленном учете сумм поступлений (возвратов) ввозных таможенных пошлин на едином счете уполномоченного органа; сумм распределенных ввозных таможенных пошлин, перечисленных на счета в иностранной валюте других Сторон; сумм зачисленных в бюджет Стороны доходов от распределения этой Стороной сумм ввозных таможенных пошлин; суммы ввозных таможенных пошлин, поступивших в бюджет Стороны от других Сторон; сумм поступивших в бюджет Стороны процентов за просрочку, установленных Соглашением; сумм распределенных ввозных таможенных пошлин, перечисление которых на счета в иностранной валюте других Сторон приостановлено.
В Республике Беларусь согласно отчету о поступлении доходов в республиканский бюджет за период с 1 января по 31 декабря 2014 года обособленно отражены ввозные таможенные пошлины, уплаченные и зачисленные в связи с ввозом товаров на территорию Республики Беларусь, в сумме 8878548101,1 тыс. бел. рублей, из них перечислено распределенных ввозных таможенных пошлин:
- в бюджет Республики Беларусь - 417291760,8 тыс. бел. рублей;
- в бюджет Республики Казахстан - 650797575,8 тыс. бел. рублей;
- в бюджет Российской Федерации - 7810458764,5 тыс. бел. рублей.
Согласно указанному отчету ввозные таможенные пошлины, поступившие от государств - членов ТС в соответствии с Соглашением, составили 8862841538,9 тыс. бел. рублей, в том числе:
- от Республики Казахстан - 782701794,6 тыс. бел. рублей;
- от Российской Федерации - 8080139744,3 тыс. бел. рублей.
В Республике Казахстан в отчете об исполнении республиканского бюджета за период с 1 января по 31 декабря 2014 года обособленно отражены ввозные таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), уплаченные в соответствии с Соглашением об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), - 21412237,7 тыс. тенге; таможенные пошлины, распределенные Российской Федерацией, - 221343899,9 тыс. тенге; таможенные пошлины, распределенные Республикой Беларусь, - 11404828,9 тыс. тенге.
В Российской Федерации в отчете Федерального казначейства за период с 1 января по 31 декабря 2014 года обособленно отражены ввозные таможенные пошлины, уплаченные и зачисленные в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации, в сумме 641660969,3 тыс. росс. рублей, которые распределены:
- в бюджет Республики Казахстан - 47033749,0 тыс. росс. рублей;
- в бюджет Республики Беларусь - 30158065,6 тыс. росс. рублей;
- в бюджет Российской Федерации - 564469154,7 тыс. росс. рублей.
Поступления ввозных таможенных пошлин в 2014 году от государств - членов ТС составили 83916981,9 тыс. росс. рублей, в том числе:
- от Республики Беларусь - 29212524,8 тыс. росс. рублей;
- от Республики Казахстан - 54704457,1 тыс. росс. рублей.
4. Отражение в отчете об исполнении бюджета сумм ввозных таможенных пошлин, поступивших на единый счет уполномоченного органа Стороны в последний рабочий день календарного года. Соблюдение сроков перечисления сумм распределенных ввозных таможенных пошлин за последний рабочий день календарного года. Отражение этих сумм, а также доходов от распределения ввозных таможенных пошлин, поступивших от уполномоченных органов других Сторон в последний рабочий день календарного года, в отчете об исполнении бюджета (пункт 4 статьи 3 Соглашения)
Перечисление сумм распределенных ввозных таможенных пошлин за последний рабочий день календарного года уполномоченными органами Сторон производилось в сроки, установленные пунктом 4 статьи 3 Соглашения (не позднее второго рабочего дня текущего года).
В Республике Беларусь суммы ввозных таможенных пошлин за последний рабочий день 2014 года, распределенных и зачисленных в республиканский бюджет, учтены в отчете об исполнении республиканского бюджета за 2014 год.
Доходы от распределения ввозных таможенных пошлин за последний рабочий день 2014 года, поступившие в бюджет Республики Беларусь от уполномоченных органов Российской Федерации 13 января 2015 года в сумме 31236,9 тыс. росс. рублей и Республики Казахстан 5 января 2015 года в сумме 35023,0 тыс. тенге, подлежат отражению в отчете об исполнении республиканского бюджета за 2015 год.
В Республике Казахстан суммы ввозных таможенных пошлин за последний рабочий день 2014 года, распределенных и зачисленных в республиканский бюджет, отражены в отчете об исполнении республиканского бюджета за 2014 год.
Доходы от распределения ввозных таможенных пошлин за последний рабочий день 2014 года, поступившие в республиканский бюджет от уполномоченных органов Республики Беларусь в сумме 3308634,4 тыс. бел. рублей и Российской Федерации в сумме 137326,6 тыс. росс. рублей, включены в сумму доходов, отраженную в ежемесячной ведомости поступлений в бюджет, и подлежат включению в сумму доходов, отражаемую в отчете об исполнении республиканского бюджета за 2015 год.
В Российской Федерации суммы распределенных и зачисленных в федеральный бюджет ввозных таможенных пошлин за последний рабочий день 2014 года отражены в отчете об исполнении федерального бюджета за 2014 год.
Доходы от распределения ввозных таможенных пошлин за последний рабочий день 2014 года, поступившие в федеральный бюджет от уполномоченных органов Республики Беларусь в сумме 39708126,0 тыс. бел. рублей и Республики Казахстан в сумме 1096272,8 тыс. тенге, подлежат отражению в отчете об исполнении федерального бюджета за 2015 год.
5. Организация учета ввозных таможенных пошлин, не подлежащих распределению между бюджетами Сторон
Ввозные таможенные пошлины, обязательство по уплате которых возникло до вступления в силу Соглашения, не подлежат распределению между бюджетами Сторон.
В Республике Беларусь ввозные таможенные пошлины, обязательство по уплате которых возникло до вступления в силу Соглашения, в 2014 году учитывались в республиканском бюджете по коду классификации доходов бюджета (далее - КБК) 1512208 "Ввозные таможенные пошлины, налоговое обязательство по уплате которых возникло до вступления в силу Соглашения".
Согласно отчету о поступлении доходов по источникам финансирования в республиканский бюджет за 2014 год сумма доходов по КБК 1512208 составила 934871,8 тыс. бел. рублей (по сравнению с 2013 годом снижение в 6,2 раза).
При этом поступления таможенных платежей составили 1436954,1 тыс. бел. рублей, в том числе по банковским операциям - 1197405,3 тыс. бел. рублей, зачтено в счет уплаты данных платежей - 239548,8 тыс. бел. рублей, возвращено - 264634,4 тыс. бел. рублей, зачеты с данного кода в счет уплаты других платежей составили 237447,9 тыс. рублей.
В ходе проверки копий документов, представленных ГТК РБ в соответствии с запросом Комитета государственного контроля, в отношении 17 операций на сумму 233921,6 тыс. бел. рублей нарушений не установлено.
В Республике Казахстан ввозные таможенные пошлины, обязательство по уплате которых возникло до вступления в силу Соглашения, в 2014 году учитывались в республиканском бюджете по КБК 106112 "Таможенные пошлины на ввозимые товары и (или) ввозные таможенные пошлины, обязанность по уплате которых возникла до вступления в силу Соглашения".
Согласно отчету о поступлениях по КБК 106112 сумма ввозных таможенных пошлин за 2014 год составила 550982,8 тыс. тенге (по сравнению с 2013 годом снижение в 1,2 раза).
При этом поступило таможенных платежей в бюджет по КБК 106112 в 2014 году 719729,0 тыс. тенге, возвраты составили 140009,0 тыс. тенге, зачеты - 28737,2 тыс. тенге.
По результатам выборочной проверки копий документов, представленных КГД Министерства финансов РК по запросу Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан, послуживших основанием для зачисления таможенных пошлин на КБК 106112, установлено следующее.
Ввозные таможенные пошлины, уплаченные одной из нефтяных компаний, зарегистрированных в Республике Казахстан, сферой деятельности которой является добыча нефти, были зачислены по нераспределяемому КБК и, следовательно, не были распределены между странами - членами ТС.
Статьей 372 Таможенного кодекса ТС (далее - Таможенный кодекс) предусмотрено, что к правоотношениям, возникшим в сфере недропользования (топливно-энергетического сектора) в Республике Казахстан и Российской Федерации до вступления в силу Таможенного кодекса и возникающим после его вступления в силу, применяется таможенное законодательство Республики Казахстан и Российской Федерации, в соответствии с которым действуют соответствующие контракты, а в части, не урегулированной этими таможенными законодательствами, - положения Таможенного кодекса.
Контракты на недропользование (на проведение добычи углеводородного сырья на нефтяных месторождениях) данной организации, а также договоры, заключенные в период действия Соглашения, на основании которых осуществлялся ввоз и декларирование указанных товаров, казахстанской стороной в ходе проведения контрольного мероприятия не представлены.
С учетом изложенного на основании документов, представленных КГД Министерства финансов РК, сделать вывод об обоснованности зачисления таможенных пошлин в сумме 14289,1 тыс. тенге по нераспределяемому КБК 106112, а также о том, что товары ввезены и использованы в рамках заключенных контрактов на недропользование, в ходе проверки не представилось возможным.
В Российской Федерации ввозные таможенные пошлины, обязательство по уплате которых возникло до вступления в силу Соглашения, учитывались по следующим КБК: 15311001010011000180 "Ввозные таможенные пошлины (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному)"; 15311001010012000180 "Ввозные таможенные пошлины (пени и проценты по соответствующему платежу)"; 15311001010014000180 "Ввозные таможенные пошлины (прочие поступления)"; 15311001010015000180 "Ввозные таможенные пошлины (уплата процентов, начисленных при нарушении срока возврата налога (сбора), страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов, и процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога)".
Согласно отчету об исполнении федерального бюджета за 2014 год поступления ввозных таможенных пошлин и платежей, не подлежащих распределению в соответствии с Соглашением, составили:
- по КБК 15311001010011000180 - 285557,7 тыс. росс. рублей, образовавшиеся за счет: поступлений - в сумме 222121,7 тыс. росс. рублей, зачетов с других КБК - в сумме 156388,7 тыс. росс. рублей, возвратов - 32574,3 тыс. росс. рублей, зачетов с указанного кода - 60378,4 тыс. росс. рублей;
- по КБК 15311001010012000180 - 33347,1 тыс. росс. рублей, образовавшиеся за счет: поступлений - в сумме 37762,2 тыс. росс. рублей, зачетов с других КБК - в сумме 10799,7 тыс. росс. рублей, возвратов - 10631,2 тыс. росс. рублей, зачетов с указанного кода - 4583,6 тыс. росс. рублей;
- по КБК 15311001010014000180 - 16,8 тыс. росс. рублей, образовавшиеся за счет поступлений - в сумме 3334,6 тыс. росс. рублей и зачетов с указанного кода в сумме - 3317,8 тыс. росс. рублей;
- по КБК 15311001010015000180 - минус 41739,1 тыс. росс. рублей, образовавшиеся за счет поступлений в сумме 4,5 тыс. росс. рублей, возвратов - 41743,9 тыс. росс. рублей.
В ходе проверки копий документов, представленных ФТС России по запросу Счетной палаты Российской Федерации, подтверждающих правомерность зачисления платежей по указанным КБК, нарушений не установлено.
6. Организация возврата плательщику сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) ввозных таможенных пошлин (пункты 1 и 3 статьи 4 Соглашения)
Возврат излишне уплаченных (излишне взысканных) ввозных таможенных пошлин осуществлялся уполномоченными органами Сторон в соответствии с положениями Соглашения в порядке, определенном национальными нормативными документами.
Основанием для возврата являлись: письменное заявление плательщика, подтверждение обоснованности возврата организации, осуществляющей контроль за уплатой данного платежа (в Республике Беларусь и Российской Федерации - таможенных органов, в Республике Казахстан - налоговых и таможенных органов).
В Республике Беларусь общая сумма возврата ввозных таможенных пошлин с КБК 1532600 "Ввозные таможенные пошлины, уплаченные и зачисленные в связи с ввозом товаров на территорию Республики Беларусь в соответствии с Соглашением" за 2014 год составила 62592526,4 тыс. бел. рублей (в 2013 году - 50180770,5 тыс. бел. рублей).
В сравнении с предыдущим годом отмечается увеличение суммы возвратов на 12411755,9 тыс. бел. рублей, или на 24,7 процента.
В ходе проверки копий документов, представленных ГТК РБ по запросу Комитета государственного контроля Республики Беларусь, нарушений не установлено.
В Республике Казахстан по данным отчета об исполнении Соглашения от 5 января 2015 года в 2014 году возвращено таможенных пошлин на ввозимые товары в сумме 2240276,3 тыс. тенге.
Возврат излишне (ошибочно) уплаченных ввозных таможенных пошлин за 2014 год по отношению к 2013 году увеличился на 136658,2 тыс. тенге, или на 6,5 процента.
В ходе проверки обоснованности возвратов ввозных таможенных пошлин с КБК 106101 по документам, представленным КГД Министерства финансов РК в соответствии с запросом Счетного комитета Республики Казахстан, нарушений не установлено.
В Российской Федерации, согласно данным отчета об исполнении Соглашения за 2014 год, общая сумма возврата ввозных таможенных пошлин с КБК 15311011010010000180 "Ввозные таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), уплаченные в соответствии с Соглашением об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)" составила 12148261,9 тыс. росс. рублей.
По сравнению с 2013 годом сумма возврата в 2014 году возросла на 2044104,7 тыс. росс. рублей, или на 20,2 процента.
По результатам проверки копий документов, представленных ФТС России по запросу Счетной палаты Российской Федерации, послуживших основанием для возвратов с КБК 15311011010010000180, нарушений не установлено.
7. Организация расчета сумм ввозных таможенных пошлин, подлежащих распределению и перечислению с единого счета уполномоченного органа Стороны в бюджет этой Стороны, а также на счета в иностранной валюте других Сторон. Соблюдение нормативов распределения сумм ввозных таможенных пошлин, установленных Соглашением (пункты 1, 2, 3 статьи 5 Соглашения)
Расчет сумм ввозных таможенных пошлин, подлежащих перечислению в бюджеты Сторон, и их распределение по установленным нормативам уполномоченными органами Сторон осуществлялись посредством автоматизированных информационных систем.
Алгоритм расчета этих сумм соответствовал установленному Соглашением порядку их расчета.
Распределение сумм ввозных таможенных пошлин осуществлялось Министерством финансов Республики Беларусь, Комитетом казначейства Министерства финансов Республики Казахстан, МОУ ФК между бюджетами государств - членов ТС в соответствии с установленными Соглашением нормативами для каждой Стороны: для Республики Беларусь - 4,70%, для Республики Казахстан - 7,33%, для Российской Федерации - 87,97 процента.
Нарушений при распределении по нормативам таможенных пошлин уполномоченными органами Сторон в 2014 году проверкой не установлено.
8. Соблюдение уполномоченными органами Сторон сроков распределения сумм ввозных таможенных пошлин между Сторонами (пункт 1 статьи 5 Соглашения) и их перечисления Сторонам (пункт 4 статьи 5 Соглашения). Своевременность направления расчетного (платежного) документа (инструкции) на перечисление сумм ввозных таможенных пошлин Сторонам (пункт 4 статьи 5 Соглашения)
Уполномоченными органами Сторон распределение ввозных таможенных пошлин и направление платежных поручений на перечисление распределенных сумм ввозных таможенных пошлин осуществлялись с соблюдением сроков, установленных Соглашением.
9. Своевременность поступления в бюджет сумм ввозных таможенных пошлин, поступивших от других Сторон, в соответствии с порядком перечисления в доход бюджетов Сторон сумм ввозных таможенных пошлин, поступивших от других Сторон, установленным приложением 1 к Соглашению от 20 мая 2010 года
По результатам выборочной проверки договоров текущих счетов, заключенных национальными/центральным банками и уполномоченными органами Сторон, первичных банковских и казначейских документов установлено, что алгоритм списания банками денежных средств в сумме остатков на начало дня для конвертации в доллары США по официальным курсам валют Сторон с последующей покупкой долларов США за национальную валюту по официальному курсу, установленному на дату покупки, и зачисления эквивалента в национальной валюте на счета уполномоченных органов Сторон соответствовал требованиям приложения 1 к Соглашению.
10. Соблюдение порядка и сроков, установленных приложением 2 к Соглашению от 20 мая 2010 года, при осуществлении обмена информацией между уполномоченными органами Сторон по согласованным в трехстороннем порядке формам (пункт 1 статьи 6 Соглашения). Анализ динамики сумм поступлений ввозных таможенных пошлин, распределенных ввозных таможенных пошлин и доходов от распределения ввозных таможенных пошлин, поступивших от уполномоченных органов Сторон
По результатам проверки соблюдения уполномоченными органами Сторон сроков обмена ежедневными отчетами в соответствии с пунктом 1 приложения 2 к Соглашению нарушений не установлено.
В соответствии с пунктом 2 приложения 2 к Соглашению уполномоченные органы Сторон направляли аналогичную информацию с нарастающим итогом с начала календарного года ежемесячно на 5 рабочий день месяца, следующего за отчетным, уполномоченным органам других Сторон и ЕЭК.
Поступление и распределение ввозных таможенных пошлин в бюджеты Сторон в 2014 году приведены в таблице:
(млн. долл. США) | |||||
Республика Беларусь | Республика Казахстан | Российская Федерация | |||
Распределено в свой бюджет | 40,8 | Распределено в свой бюджет | 119,5 | Распределено в свой бюджет | 14866,2 |
Республика Беларусь | Республика Казахстан | Российская Федерация | |||
Государствам - членам ТС в том числе: | 828,3 | Государствам - членам ТС в том числе: | 1510,7 | Государствам - членам ТС в том числе: | 2033,0 |
в Республику Казахстан | 63,7 | в Республику Беларусь | 76,6 | в Республику Беларусь | 794,3 |
в Российскую Федерацию | 764,6 | в Российскую Федерацию | 1434,1 | в Республику Казахстан | 1238,7 |
Поступило от государств - членов ТС в том числе: | 867,6 | Поступило от государств - членов ТС в том числе: | 1298,9 | Поступило от государств - членов ТС в том числе: | 2210,1 |
из Республики Казахстан | 76,6 | из Республики Беларусь | 63,6 | из Республики Беларусь | 769,4 |
из Российской Федерации | 791,0 | из Российской Федерации | 1235,3 | из Республики Казахстан | 1440,7 |
Всего поступило в бюджет Республики Беларусь | 908,4 | Всего поступило в бюджет Республики Казахстан | 1418,4 | Всего поступило в бюджет Российской Федерации | 17076,3 |
Сальдо расчетов | 39,3 | Сальдо расчетов | -211,8 | Сальдо расчетов | 177,1 |
Справочно: за 2014 год официальный среднегодовой курс белорусского рубля к доллару США составил 10215,53 рубля, официальный среднегодовой курс российского рубля к доллару США - 37,97 рубля, официальный среднегодовой курс тенге к доллару США - 179,19 тенге.
Общая сумма ввозных таможенных пошлин, поступивших в бюджеты Сторон, за 2014 год составила 19403,1 млн. долл. США (в 2013 году - 24287,1 млн. долл. США), по сравнению с 2013 годом наблюдается снижение на 4884,0 млн. долл. США, или на 20,1 процента.
Анализ динамики поступлений и распределений ввозных таможенных пошлин в Республике Беларусь приведен в таблице:
Из данных таблицы следует, что в 2014 году произошло снижение общей суммы поступлений ввозных таможенных пошлин в республиканский бюджет Республики Беларусь в сравнении с 2013 годом, снижение составило 8,4 процента.
Поступление ввозных таможенных пошлин в республиканский бюджет Республики Беларусь от Республики Казахстан в 2014 году снизилось на 8,8%, от Российской Федерации - на 8,6 процента.
Сальдо взаиморасчетов между Республикой Беларусь и Республикой Казахстан в 2014 году сложилось положительным для Республики Беларусь - 131904218,8 тыс. бел. рублей (в 2013 году также было положительным - 186915218,7 тыс. бел. рублей).
Сумма поступлений от Российской Федерации в бюджет Республики Беларусь в 2014 году превышала долю встречных перечислений Республики Беларусь в бюджет Российской Федерации на 269680979,8 тыс. бел. рублей (в 2013 году - на 789551764,4 тыс. бел. рублей, то есть превышение снизилось в 2,9 раза).
Анализ динамики поступлений и распределений ввозных таможенных пошлин в Республике Казахстан приведен в таблице:
Из данных таблицы следует, что в 2014 году общая сумма поступлений ввозных таможенных пошлин в республиканский бюджет в сравнении с 2013 годом снизилась на 6,5 процента.
Поступление ввозных таможенных пошлин в республиканский бюджет Республики Казахстан от Республики Беларусь в 2014 году снизилось на 1,6%, от Российской Федерации - на 6,7 процента.
Сальдо взаиморасчетов между Республикой Казахстан и Республикой Беларусь в 2014 году сложилось отрицательным для Республики Казахстан и составило (-)2324709,6 тыс. тенге (в 2013 году также сложилось отрицательное сальдо - (-)3093840,1 тыс. тенге).
Сальдо взаиморасчетов между Республикой Казахстан и Российской Федерацией в 2014 году сложилось отрицательным для Республики Казахстан и составило (-)35632164,5 тыс. тенге (в 2013 году также сложилось отрицательное сальдо - (-)37694754,4 тыс. тенге).
Анализ динамики поступлений и распределений ввозных таможенных пошлин в Российской Федерации приведен в таблице:
Из приведенной таблицы следует, что в 2014 году ввозных таможенных пошлин в федеральный бюджет по сравнению с 2013 годом поступило меньше на 31925012,5 тыс. росс. рублей, или на 4,7 процента.
Сальдо взаиморасчетов между Российской Федерацией и государствами - членами ТС сложилось положительным для Российской Федерации (в 2013 году также было положительным) и составило 6725167,3 тыс. росс. рублей.
При этом сальдо взаиморасчетов между Российской Федерацией и Республикой Беларусь в 2014 году сложилось отрицательным для Российской Федерации и составило (-)945540,8 тыс. росс. рублей (в 2013 году - (-)2810736,9 тыс. росс. рублей).
Сальдо взаиморасчетов между Российской Федерацией и Республикой Казахстан в 2014 году сложилось положительным для Российской Федерации и составило 7670708,1 тыс. росс. рублей (в 2013 году также было положительным - 8163224,4 тыс. росс. рублей).
11. Своевременность информирования уполномоченным органом Стороны уполномоченных органов других Сторон о нерабочих днях, изменениях реквизитов счета в иностранной валюте, на который подлежат перечислению суммы ввозных таможенных пошлин, а также иных данных, необходимых для реализации Соглашения от 20 мая 2010 года (пункты 2, 3 статьи 6 Соглашения)
Уполномоченные органы Сторон своевременно уведомляли уполномоченные органы других Сторон о нерабочих днях, установленных в соответствии с национальным законодательством, в сроки, предусмотренные пунктом 2 статьи 6 Соглашения, то есть не позднее десяти календарных дней до начала очередного календарного года.
В связи с отсутствием фактов изменения реквизитов счетов в иностранной валюте, на которые подлежали перечислению суммы ввозных таможенных пошлин, соответствующая информация уполномоченным органам других Сторон не направлялась.
12. Наличие фактов неперечисления или неполного перечисления денежных средств на счета Стороны в иностранной валюте от другой Стороны (при отсутствии уведомлений уполномоченных органов об отсутствии сумм ввозных таможенных пошлин, подлежащих распределению, либо направления информации об отсутствии сумм, подлежащих распределению в условиях их фактического наличия), приостановления перечислений со своего единого счета на счета Стороны-должника. Полнота погашения образовавшейся при этом задолженности и процентов за просрочку перечисления (пункты 1-10 статьи 7 Соглашения)
Фактов неперечисления или неполного перечисления уполномоченными органами Сторон денежных средств за 2014 год не установлено.
13. Результаты реализации таможенными органами Сторон единого порядка обмена информацией, связанной с уплатой ввозных таможенных пошлин (пункт 5 статьи 8 Соглашения)
Соглашением установлено, что таможенные органы Сторон определяют единый порядок обмена информацией, связанной с уплатой ввозных таможенных пошлин.
В целях реализации указанного положения с 22 марта 2013 года действует Соглашение об организации обмена информацией для реализации аналитических и контрольных функций таможенных органов государств - членов ТС от 19 октября 2011 года, а также Протокол о порядке обмена информацией, связанной с уплатой ввозных таможенных пошлин, подписанный в г. Санкт-Петербурге 19 октября 2011 года (далее - Протокол).
В сентябре 2013 года вступило в силу Решение коллегии ЕЭК от 20 августа 2013 года N 176 "О мерах, направленных на обеспечение осуществления Евразийской экономической комиссией контрольных функций в сфере зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)".
Согласно указанному Решению центральные таможенные органы государств - членов ТС должны обеспечить в соответствии с Протоколом представление в ЕЭК информации, связанной с уплатой ввозных таможенных пошлин, в порядке и сроки, определенные Протоколом.
При этом согласно положениям Протокола обмен информацией осуществляется в электронном виде в соответствии с техническими условиями обмена информацией после обеспечения их технической готовности, о чем центральные таможенные органы письменно уведомляют друг друга.
До утверждения технических условий обмена информацией центральные таможенные органы государств - членов ТС осуществляют ежемесячный обмен информацией по формам (далее - приложения 1 и 2), предусмотренным Протоколом (об оперативных сведениях, связанных с уплатой ввозных таможенных пошлин, и об оперативных сведениях по ввозной таможенной пошлине из баз данных электронных копий деклараций на товары и других документов).
Готовность к обмену информацией в соответствии с Протоколом была подтверждена ГТК РБ и Комитетом таможенного контроля Министерства финансов РК.
Согласно информации ГТК РБ в соответствии с Протоколом с сентября 2013 года ежемесячно в срок не позднее последнего дня месяца, следующего за отчетным периодом, оперативные сведения направляются в ФТС России и КТК Министерства финансов РК (отчеты по приложениям 1 и 2).
В связи с неполучением аналогичных отчетных сведений от ФТС России и Комитета таможенного контроля Министерства финансов РК ГТК РБ направил информационные письма руководителю ФТС России и Председателю КТК Министерства финансов РК.
Отчетные сведения за период с сентября 2010 года по июнь 2014 года представлены КТК Министерства финансов РК в августе 2014 года, ФТС России отчетные сведения за период с сентября 2010 года по декабрь 2014 года представила в феврале 2015 года.
Согласно информации КТК Министерства финансов РК в целях реализации Протокола оперативные сведения, связанные с уплатой таможенных пошлин, согласно приложениям 1 и 2 ежемесячно направляются в ЕЭК для дальнейшего перенаправления в ГТК РБ и ФТС России.
При этом в соответствии с Протоколом ФТС России в адрес ГТК РБ и КТК Министерства финансов РК направлен для согласования доработанный проект технических условий обмена информацией, связанной с уплатой ввозных таможенных пошлин, с учетом замечаний и предложений таможенных служб Сторон.
Разработанные ЕЭК в соответствии с Протоколом проекты технологических документов, регламентирующих информационное взаимодействие при реализации средствами интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли (далее - ИИСВВТ) общего процесса "Обеспечение обмена сведениями, связанными с уплатой ввозных таможенных пошлин, а также формирование, ведение и использование базы данных, содержащей такие сведения", были рассмотрены ФТС России, и в адрес ЕЭК направлены замечания по данным проектам документов.
В соответствии с предложением ЕЭК ФТС России проведены мероприятия по рассмотрению доработанных проектов документов.
Анализ доработанных проектов документов, по мнению ФТС России, показал, что "алгоритм информационного взаимодействия, представленный в Регламенте информационного взаимодействия между центральными таможенными органами и Евразийской экономической комиссией при реализации ИИСВВТ общего процесса и в Регламенте информационного взаимодействия между центральными таможенными органами при реализации средствами ИИСВВТ общего процесса избыточен и неэффективен. Принцип передачи информации "многие ко многим", заложенный в основу взаимодействия, не является оптимальным для технической реализации. ФТС России предлагает возложить на интегрированный сегмент задачу распределения потоков информации между участниками общего процесса".
В целях согласования проектов технологических документов, связанных с реализацией общего процесса "Обеспечение обмена сведениями, связанными с уплатой ввозных таможенных пошлин, а также формирование, ведение и использование базы данных, содержащей такие сведения", в ФТС России 30 июля 2015 года проведено согласительное совещание с представителями ЕЭК по вопросу детального изучения проектов технологических документов и демонстрации имеющихся программных средств организацией-разработчиком.
По результатам данного совещания неснятым разногласием осталось предложение ФТС России о доработке алгоритма информационного взаимодействия, которое направлено в адрес ЕЭК.
Также на совещании принято решение, на основании которого ЕЭК после соответствующей доработки направит проекты технологических документов с учетом предложений ГТК РБ, КТК Министерства финансов Республики Казахстан и ФТС России, Министерства финансов Республики Армения, отразив в письме в таможенные службы проблематику, обозначенную на совещании с ФТС России.
С целью минимизации затрат государств-членов на доработку информационно-программных средств, используемых при информационном взаимодействии, в связи с присоединением к Договору новых государств - членов ФТС России предложила реализовать в интеграционном сегменте ИИСВВТ функциональность, обеспечивающую автоматическое направление информации, формируемой государством-членом в адрес остальных государств-членов, согласно заранее определенному списку адресов.
На момент проведения совместного контрольного мероприятия ЕЭК в адрес центральных таможенных органов государств-членов направлен запрос с просьбой высказать позицию по предложению ФТС России в части изменения алгоритма.
14. Соблюдение порядка уплаты ввозных таможенных пошлин отдельными расчетными (платежными) документами (инструкциями) на единые счета уполномоченных органов Российской Федерации и Республики Беларусь (пункт 2 статьи 12 Соглашения)
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Соглашения Российская Федерация и Республика Беларусь обеспечивают в течение 6 месяцев с даты вступления в силу Соглашения уплату плательщиками ввозных таможенных пошлин отдельными расчетными (платежными) документами (инструкциями) на единый счет уполномоченного органа Российской Федерации и единый счет уполномоченного органа Республики Беларусь.
В Республике Беларусь в 2014 году общая сумма зачетов в счет уплаты ввозных таможенных пошлин составила 1121866472,2 тыс. бел. рублей, в сравнении с 2013 годом возросла на 64,1 процента.
Наибольший удельный вес приходился на зачеты с денежных средств, поступивших в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, - 99,06 процента.
По результатам выборочной проверки копий документов, представленных Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь по запросу Комитета государственного контроля Республики Беларусь (24 операции на сумму 22086121,6 тыс. бел. рублей), послуживших основанием для проведения зачетов в счет уплаты ввозных таможенных пошлин, в 2014 году, как и в 2013 году (пункт 7.2. Отчета о результатах контрольного мероприятия "Совместная проверка Комитетом государственного контроля Республики Беларусь, Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан, Счетной палатой Российской Федерации соблюдения в 2013 году уполномоченными органами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации Соглашения об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)", установлены факты проведения зачетов денежного обеспечения на распределяемый КБК после наступления срока исполнения обязательств по уплате ввозных таможенных пошлин.
Так, установлено, что из охваченных контролем 24 операций на сумму 22086121,6 тыс. бел. рублей, послуживших основанием для проведения зачетов в счет уплаты ввозных таможенных пошлин, по 16 декларациям на товары зачисление таможенных пошлин, подлежащих распределению по КБК 1532600 "Ввозные таможенные пошлины, уплаченные и зачисленные в связи с ввозом товаров на территорию Республики Беларусь в соответствии с Соглашением" на сумму 21071820,6 тыс. бел. рублей, или 95,4% от суммы произведенных зачетов, документы по которым представлены в ходе проверки, производилось с задержкой срока зачисления для дальнейшего распределения от 4 до 18 дней.
В Республике Казахстан за 2014 год общая сумма зачетов в счет уплаты ввозных таможенных пошлин на ввозимые товары составляла 298346,9 тыс. тенге, в сравнении с 2013 годом возросла на 34,5 процента.
Наибольший удельный вес приходился на зачеты с поступлений от налога на добавленную стоимость на товары, импортируемые на территорию Республики Казахстан, кроме налога на добавленную стоимость на товары, импортируемые с территории Российской Федерации и Республики Беларусь - 61,6%, поступлений от осуществления таможенного контроля и таможенных процедур - 15,4% и поступлений от таможенных пошлин на вывозимые товары - 12,7 процента.
По результатам выборочной проверки копий документов, послуживших основанием для проведения зачетов в счет уплаты ввозных таможенных пошлин и представленных КГД Министерства финансов РК по запросу Счетного комитета Республики Казахстан, нарушений не установлено.
В Российской Федерации за 2014 год общая сумма зачетов в счет уплаты ввозных таможенных пошлин на ввозимые товары составляла 4257520,7 тыс. росс. рублей, в сравнении с 2013 годом снизилась на 23,0 процента.
Наибольший удельный вес зачетов в счет уплаты ввозных таможенных пошлин на ввозимые товары производился с авансовых платежей в счет будущих таможенных и иных платежей - 84,5%, с невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет, - 10,95% и денежного залога в обеспечение уплаты таможенных и иных платежей - 4,3 процента.
По результатам выборочной проверки копий документов, представленных ФТС России по запросу Счетной палаты Российской Федерации, послуживших основанием для проведения зачетов в счет уплаты ввозных таможенных пошлин, нарушений не установлено.
15. Исполнение предложений и рекомендаций высших органов финансового контроля Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации по итогам совместных проверок за 2010-2014 годы
Высшими органами финансового контроля Сторон (далее - ВОФК Сторон) в отчетах о результатах совместных контрольных мероприятий по вопросам соблюдения уполномоченными органами норм Соглашения, проведенных в 2012 году за 2010-2011 годы, в 2013 году за 2012 год, в 2014 году за 2013 год и утвержденных совместными решениями коллегий ВОФК Сторон от 28 февраля 2013 года N 10К (901), от 4 марта 2014 года N 14/13К (959) и от 12 ноября 2014 года N 52К (998)/19, даны предложения и рекомендации государственным органам Сторон и ЕЭК.
Как было отражено в предыдущих отчетах, в связи с отсутствием в Республике Казахстан в период с 1 сентября 2010 года по 5 марта 2011 года обособленного учета ввозных таможенных пошлин, подлежащих распределению, излишне уплаченные до начала действия Соглашения ввозные таможенные пошлины в сумме 311,3 млн. тенге были возвращены плательщикам в указанном выше периоде за счет сумм ввозных таможенных пошлин, подлежащих распределению между бюджетами Сторон, также не распределена и не перечислена в бюджеты Сторон ввозная таможенная пошлина в сумме 0,7 млн. тенге, возвращенная Министерству обороны Республики Казахстан в 2012 году с КБК 106101.
В результате проверки установлено, что ввозные таможенные пошлины в сумме 312,0 млн. тенге Министерством финансов РК не распределены и не перечислены в бюджеты Сторон.
По Отчету о результатах контрольного мероприятия "Совместная проверка Комитетом государственного контроля Республики Беларусь, Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан, Счетной палатой Российской Федерации соблюдения в 2012 году уполномоченными органами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации Соглашения" (далее - Отчет за 2012 год)
Подпунктом 2.1 пункта 2 Отчета за 2012 год предложено ЕЭК инициировать внесение дополнений в Соглашение, предусматривающих:
- вид итогового документа по результатам совместного контрольного мероприятия ВОФК;
- органы, в которые такой документ должен быть направлен для информирования и принятия, при необходимости, мер реагирования, а также сроки его направления;
- механизм устранения нарушений уполномоченными и иными органами Сторон, выявленных ВОФК в ходе совместного контрольного мероприятия;
- ответственность уполномоченных органов за нарушения, выявленные в ходе совместного контрольного мероприятия.
ЕЭК проведена работа по разработке международного договора, регламентирующего порядок проведения ВОФК совместных контрольных мероприятий. Проект Соглашения о проведении совместных контрольных мероприятий по вопросам соблюдения порядка зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств - членов Евразийского экономического союза одобрен коллегией ЕЭК (решение от 14 июля 2015 года N 82).
Пунктом 4 Отчета за 2012 год, пунктами 2 и 5 Отчета "Совместная проверка Комитетом государственного контроля Республики Беларусь, Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан, Счетной палатой Российской Федерации соблюдения в 2013 году уполномоченными органами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации Соглашения" (далее - Отчет за 2013 год) Счетной палате Российской Федерации предложено провести проверку полноты распределения и перечисления в бюджеты Республики Беларусь и Республики Казахстан за период с 20 января по 19 марта 2012 года специальных защитных, антидемпинговых пошлин, уплаченных в соответствии с Соглашением о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода, а Министерству финансов Российской Федерации обеспечить распределение антидемпинговых пошлин в сумме 13,7 млн. росс. рублей и перечисление соответствующих долей в бюджеты Республики Беларусь и Республики Казахстан.
Счетной палатой Российской Федерации проведена проверка полноты распределения и перечисления в бюджеты Республики Беларусь и Республики Казахстан специальных защитных, антидемпинговых пошлин, уплаченных в соответствии с Соглашением о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода, за период с 20 января по 19 марта 2012 года, о результатах которой были проинформированы ВОФК сторон.
По результатам данной проверки таможенные пошлины в сумме 15674,2 тыс. росс. рублей перечислены в федеральный бюджет по распределяемому КБК, в том числе 13303,6 тыс. росс. рублей приходится на уплату антидемпинговых пошлин по декларациям на товары одной из российских организаций, неправомерное зачисление антидемпинговых пошлин которой было установлено по результатам проведенной проверки 2012 года.
В соответствии со статьей 14 Соглашения о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода, подписанного в г. Санкт-Петербурге 19 ноября 2010 года, данные таможенные пошлины подлежат зачислению и распределению в порядке, определенном Таможенным кодексом Таможенного союза и Соглашением об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20 мая 2010 года, и предусмотренном для ввозных таможенных пошлин.
По информации Федерального казначейства, направленной в Счетную палату Российской Федерации, указанные пошлины были распределены в соответствии с положениями Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года в адрес государств - членов Евразийского экономического союза, поскольку с 1 января 2015 года Соглашение об установлении и применении в ТС порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20 мая 2010 года утратило силу в связи с введением в действие Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Данное обстоятельство стало возможным в связи с отсутствием регламентации механизма зачисления и распределения специальных защитных и антидемпинговых пошлин, обязанность по уплате которых возникла до вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, для распределения в соответствии с Соглашением от 20 мая 2010 года с учетом присоединения к процессу распределения ввозных таможенных пошлин Республики Армения и Кыргызской Республики.
Пунктом 6 Отчета за 2012 год предложено таможенным органам Сторон обеспечить обмен информацией, связанной с уплатой ввозных таможенных пошлин.
Разработка технических условий обмена информацией в соответствии с Протоколом о порядке обмена информацией, связанной с уплатой ввозных таможенных пошлин, подписанным в г. Санкт-Петербурге 19 октября 2011 года, не завершена.
Информация приведена в пункте 13 Отчета.
Пунктом 3 Отчета за 2013 год предложено Государственному таможенному комитету Республики Беларусь в целях обеспечения реализации норм Соглашения и Протокола о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов (приложение N 5 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) принять меры по регламентации срока зачисления ввозных таможенных пошлин на КБК 1532600 "Ввозные таможенные пошлины, уплаченные и зачисленные в связи с ввозом товаров на территорию Республики Беларусь в соответствии с Соглашением".
Для реализации данного предложения Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь издан приказ от 13 февраля 2015 года N 83-ОД "О сроке представления заявки на проведение зачета в счет уплаты ввозной таможенной пошлины", в соответствии с которым установлено, что заявка на проведение зачета в счет уплаты ввозной таможенной пошлины представляется таможенным органом в соответствующее главное управление Министерства финансов Республики Беларусь в течение пяти рабочих дней со дня принятия таможенным органом решения о зачете сумм авансовых платежей, излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей, либо денежных средств, внесенных в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов.
Выводы
1. В 2014 году уполномоченными органами государств - членов ТС - Министерством финансов Республики Беларусь, Комитетом казначейства Министерства финансов Республики Казахстан и Федеральным казначейством в целом обеспечены действие одного из основных регулирующих механизмов ТС - порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин между государствами - членами ТС и исполнение Соглашения.
Уполномоченными органами трех стран в 2014 году соблюдались нормы Соглашения по обособленному учету поступлений ввозных таможенных пошлин, распределению их в соответствии с установленными нормативами для каждой Стороны.
Информирование в соответствии с пунктами 2, 3 статьи 6 Соглашения между уполномоченными органами Сторон осуществлялось в установленные сроки.
2. Итоги функционирования порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин в Таможенном союзе характеризовались следующими данными.
Общая сумма ввозных таможенных пошлин, поступивших в бюджеты Сторон, за 2014 год составила 19403,1 млн. долл. США (в 2013 году - 24287,1 млн. долл. США, по сравнению с 2013 годом наблюдается снижение на 4884,0 млн. долл., или на 20,1 процента).
В Республике Беларусь в 2014 году на единый счет поступило ввозных таможенных пошлин на сумму 8878548101,1 тыс. бел. рублей, в том числе пеней (процентов) - 18292121,0 тыс. бел. рублей.
В Республике Казахстан в 2014 году на единый счет поступило ввозных таможенных пошлин на сумму 292117840,6 тыс. тенге, в том числе сумма пеней, поступивших на единый счет, составила 383998,0 тыс. тенге.
В Российской Федерации в 2014 году на единый счет поступило ввозных таможенных пошлин на сумму 641660969,3 тыс. росс. рублей, в том числе сумма пеней составила 134292,3 тыс. росс. рублей.
3. Министерством финансов Республики Казахстан не распределены и не перечислены в бюджеты Сторон соответствующие доли от ввозных таможенных пошлин от суммы 312,0 млн. тенге, возврат которых участникам внешнеэкономической деятельности был осуществлен за счет сумм ввозных таможенных пошлин, подлежащих распределению между бюджетами Сторон.
4. По результатам выборочной проверки документов, представленных казахстанской стороной и послуживших основанием для зачисления ввозных таможенных пошлин на нераспределяемый КБК 106112, установлено, что по указанному КБК были зачислены ввозные таможенные пошлины, уплаченные одной из компаний, зарегистрированных в Республике Казахстан, сферой деятельности которой является добыча нефти, за товары, ввезенные в период действия Соглашения от 20 мая 2010 года по отдельным декларациям на общую сумму 14289,1 тыс. тенге.
Статьей 372 Таможенного кодекса предусмотрено, что к правоотношениям, возникшим в сфере недропользования (топливно-энергетического сектора) в Республике Казахстан и Российской Федерации до вступления в силу Таможенного кодекса и возникающим после его вступления в силу, применяется таможенное законодательство Республики Казахстан и Российской Федерации, в соответствии с которым действуют соответствующие контракты, а в части, не урегулированной таможенными законодательствами, - положения Таможенного кодекса.
Контракты на недропользование попавшей в проверку нефтяной компании (на проведение добычи углеводородного сырья на нефтяных месторождениях), а также договоры, на основании которых осуществлялся ввоз и декларирование указанных товаров, казахстанской стороной в ходе проведения контрольного мероприятия не представлены.
С учетом изложенного на основании изученных в ходе проверки документов сделать вывод об обоснованности зачисления ввозных таможенных пошлин в сумме 14289,1 тыс. тенге по нераспределяемому КБК 106112 не представилось возможным.
5. В Республике Беларусь проводились зачеты в счет погашения обязательств по уплате ввозных таможенных пошлин, возникающих при таможенном декларировании товаров, с КБК 1613112 "Денежные средства, поступившие в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов" на КБК 1532600 "Ввозные таможенные пошлины, уплаченные и зачисленные в связи с ввозом товаров на территорию Республики Беларусь в соответствии с Соглашением".
Так, из охваченных контролем 24 операций на сумму 22086121,6 тыс. бел. рублей по 16 декларациям на товары зачисление ввозных таможенных пошлин на сумму 21071820,1 тыс. бел. рублей, или 95,4% от суммы, охваченной контролем, зачисление таможенных пошлин, подлежащих распределению, производилось с задержкой срока зачисления для дальнейшего распределения от 4 до 18 дней.
6. ЕЭК проведена работа по разработке международного договора, регламентирующего порядок проведения ВОФК совместных контрольных мероприятий. Проект Соглашения о проведении совместных контрольных мероприятий по вопросам соблюдения порядка зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств - членов Евразийского экономического союза одобрен коллегией ЕЭК (решение от 14 июля 2015 года N 82).
7. Таможенными органами Сторон не доработаны технические условия в соответствии с Протоколом о порядке обмена информацией, связанной с уплатой ввозных таможенных пошлин, от 19 октября 2011 года. В результате на текущий момент не функционирует оперативный и полноценный взаимный контроль по вопросам правильности применения норм Соглашения по всем декларациям на товары.
8. По результатам данной проверки таможенные пошлины в сумме 15674,2 тыс. росс. рублей перечислены в федеральный бюджет по распределяемому КБК, в том числе 13303,6 тыс. росс. рублей приходится на уплату антидемпинговых пошлин по декларациям на товары одной из российских организаций, неправомерное зачисление антидемпинговых пошлин которой было установлено по результатам проведенной проверки 2012 года.
При этом установлено, что указанные пошлины распределены на основании вступившего в силу с 1 января 2015 года Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Данное обстоятельство стало возможным в связи с отсутствием регламентации механизма зачисления и распределения специальных защитных и антидемпинговых пошлин, обязанность по уплате которых возникла до вступления в силу Договора, в соответствии с Соглашением от 20 мая 2010 года.
Предложения
На основании изложенного Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Счетный комитет Республики Казахстан и Счетная палата Российской Федерации предлагают:
1. Министерству финансов Республики Казахстан в срок до 1 апреля 2016 года обеспечить распределение ввозных таможенных пошлин в сумме 312,0 млн. тенге и перечисление соответствующих долей в бюджеты Республики Беларусь и Российской Федерации и проинформировать ВОФК Сторон.
2. ЕЭК совместно с уполномоченными органами проработать вопросы о порядке зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин в период действия Соглашения от 20 мая 2010 года с учетом требований пункта 5 статьи 84 и статьи 372 Таможенного кодекса и направить информацию в ВОФК Сторон.
3. Счетному комитету по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан провести проверку правомерности зачисления ввозных таможенных пошлин по нераспределяемому коду бюджетной классификации одной из организаций, установленной в ходе проверки, с учетом информации, представленной ЕЭК согласно пункту 2 предложений, а также целевого использования данной организацией ввезенных товаров в рамках заключенных контрактов на недропользование, и до 1 июля 2016 года проинформировать ВОФК Сторон о результатах.
4. ЕЭК совместно с уполномоченными органами Сторон проработать вопрос о порядке зачисления и распределения специальных защитных и антидемпинговых пошлин, обязанность по уплате которых возникла до вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, с учетом присоединения к процессу распределения специальных защитных и антидемпинговых пошлин Республики Армения и Кыргызской Республики.
Направить для принятия мер реагирования Отчет о результатах совместного контрольного мероприятия в правительства Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и в Евразийскую экономическую комиссию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Из решения Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 26 ноября 2015 года N 54К (1065)/16 "О результатах контрольного мероприятия "Совместная проверка Комитетом государственного контроля Республики Беларусь, Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан, Счетной палатой Российской Федерации соблюдения в 2014 году уполномоченными органами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации Соглашения об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)".
Журнал "Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации"
Бюллетень является официальным информационным изданием Счетной палаты. Издание основано в 1997 году, выпускается ежемесячно в электронной форме и размещается на официальном сайте Счетной палаты. Содержание Бюллетеня утверждается решением Коллегии Счетной палаты РФ.
Бюллетень предназначен для публикации отчетов о завершенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, экспертных заключений Счетной палаты, материалов методического и аналитического характера, информации о деятельности Счетной палаты, а также для изложения позиции и мнений членов Коллегии и сотрудников аппарата Счетной палаты по проблемам государственного финансового контроля, бюджетной и налоговой политики, иным финансово-экономическим проблемам.
Выпускается в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (статья 31, часть 5), зарегистрирован в Комитете РФ по печати за N 017653 от 28 мая 1998 года и в Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ - Эл N 77-4479 от 23 апреля 2001 года.
Текст материала размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Счетной палаты Российской Федерации от 13 апреля 2015 г. N 15-01/170.