Какие документы и основания должны быть у организации для приема гражданина Украины с временным убежищем? Какие документы должны быть у данного соискателя? Что делать с ИНН, военным билетом, пенсионным страховым свидетельством? Какие уведомления, в какие органы и в течение какого срока необходимо отправлять в момент трудоустройства? Какие нюансы существуют при оформлении трудового договора, приказа о приеме на работу, заполнении трудовой книжки?
Если иностранный работник признан беженцем или получил временное убежище на территории РФ, тогда для его принятия на работу не требуется получение работодателем разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы, равно как и получение иностранным гражданином разрешения на работу. Каких-либо дополнительных документов или оснований при приеме такого работника на работу не требуется.
При заключении трудового договора данный гражданин должен предъявить работодателю следующие документы:
- свидетельство о предоставлении временного убежища (вместо национального паспорта, который в случае выдачи свидетельства остается в Федеральной миграционной службе России или ее территориальном органе);
- трудовую книжку (если имеется и соответствует форме трудовой книжке, которая применяется в РФ);
- документ об образовании (если требуется);
- справку об отсутствии судимости (если требуется).
Работодатель обязан оформить самостоятельно трудовую книжку (если отсутствует) и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.
Остальные документы (ИНН, военный билет), если они у такого соискателя отсутствуют, запрашивать нет необходимости.
Работодателю не нужно уведомлять территориальные органы Роструда (государственные инспекции труда), а также орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о приеме на работу гражданина Украины, который получил временное убежище на территории Российской Федерации, если этот гражданин не имеет разрешения на работу. Данное требование обязательно в отношении иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу.
Вопросы уведомления иных государственных органов к компетенции Роструда не относятся. Рекомендуем Вам обратиться в соответствующие органы по компетенции (например, в Федеральную миграционную службу).
Оформление трудовых отношений (трудового договора, приказа о приеме на работу, трудовой книжки) с иностранными работниками, получившими временное убежище, осуществляется в обычном порядке.
Правовое обоснование:
Согласно пп. 11, 12 п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан, получивших временное убежище на территории Российской Федерации, - до утраты ими временного убежища или лишения их временного убежища.
Согласно ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
- документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
- документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;
- справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию. В отдельных случаях с учетом специфики работы ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.
Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем. В случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку.
Документом, удостоверяющим личность беженца, является удостоверение о признании беженцем (п. 7 ст. 7 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах").
При получении удостоверения национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность лица, признанного беженцем, остаются на хранении в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо в его территориальном органе (п. 8 ст. 7 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах").
В соответствии с п. 5.5.4 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости (Роструд)" данный орган осуществляет консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно п. 9 ст. 13.1 вышеуказанного 115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.
Согласно п. 1 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.07.2012 N 711 "О вопросах Федеральной миграционной службы" (далее - Положение) Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, правоприменительные функции, функции по федеральному государственному контролю (надзору) и предоставлению (исполнению) государственных услуг (функций) в сфере миграции.
На основании п. 5 Положения Федеральная миграционная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы на окружном, межрегиональном уровнях и в субъектах Российской Федерации (далее - территориальные органы Службы), загранаппарат, а также иные входящие в ее систему организации и подразделения.
В соответствии с п. 7.22 Положения Федеральная миграционная служба оказывает гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной формах и осуществляет правовое информирование и правовое просвещение в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленной сфере деятельности.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.