Понятия, виды и формы евразийского и латиноамериканского интеграционных объединений (сравнительно-правовой анализ)*(1)
Е.Е. Рафалюк,
кандидат юридических наук,
советник экспертно-аналитического отдела
Секретариата Суда Евразийского экономического союза
М.В. Залоило,
кандидат юридических наук,
старший научный сотрудник отдела теории
законодательства Института законодательства
и сравнительного правоведения
при Правительстве Российской Федерации
Н.В. Власова,
научный сотрудник отдела международного
частного права Института законодательства
и сравнительного правоведения
при Правительстве Российской Федерации
Журнал "Журнал российского права", N 1, январь 2016 г., с. 154-168.
Развитие интеграции в современном мире обусловило появление новых форм общения государств - межгосударственных интеграционных объединений. Под интеграционным объединением условимся понимать группу государств, объединенных на основе международного договора для достижения целей интеграции.
По сути, интеграционное объединение представляет собой международную организацию, так как его международная правовая характеристика соответствует основным признакам международной организации как субъекта международного права*(2). В то же время четко сформулированная цель (сотрудничество государств для достижения интеграции (сближения) в различных областях), комплексность поставленных задач (повышение уровня социально-экономического развития стран-членов), а также характерная система органов (совещательный орган по типу высшего совета или парламента; исполнительный орган в виде высшей комиссии; судебный орган) позволяют говорить о некоторой специфике интеграционных объединений как особого вида международных организаций.
Интеграционные объединения государств Евразии и Латинской Америки могут быть классифицированы по различным основаниям.
В зависимости от типа интеграционного сотрудничества выделяются межгосударственные союзы координационного и наднационального типа*(3).
Большинство интеграционных объединений, как и международных организаций современного мира*(4), представляют собой межгосударственные союзы координационного типа, в которых решения принимаются на основе принципа согласования воль государств посредством достижения консенсуса или большинством голосов. Другие же интеграционные объединения, оставаясь в своей основе межгосударственными союзами, наделены наднациональными признаками, к которым следует отнести следующие: 1) право органа, организации или сообщества обязывать своих членов без их согласия и против их согласия путем принятия обязательных решений большинством голосов; 2) право своими решениями обязывать и управомочивать физических или юридических лиц либо государственные органы государств-членов непосредственно без трансформации этих решений в национальное право государств; 3) право непредставительных органов, т.е. органов, состоящих из независимых от государств международных чиновников принимать решения, указанные в п. 1 и 2; 4) право органа и организации на вмешательство в важные вопросы, относящиеся к внутренней компетенции государств*(5).
Виды и формы интеграционных объединений государств Латинской Америки. Если рассматривать интеграционные объединения государств Латинской Америки согласно вышеназванному основанию классификации, то объединением координационного типа можно назвать Организацию американских государств (ОАГ), основанную в 1948 г. в г. Боготе (Колумбия), представляющую собой согласно Уставу*(6) международную организацию, созданную для достижения мира и справедливости, утверждения общих интересов, укрепления сотрудничества и защиты суверенитета, территориальной целостности и независимости.
В настоящее время ОАГ объединяет 35 независимых государств Северной и Южной Америки и является главной политической, юридической и социальной силой в полушарии. "ОАГ превратилась преимущественно в политический орган и форум, на котором страны континента согласовывают свою политику по внешним связям. Эта организация, имевшая большую активность в течение XX в., создала различные институты, которые способствовали построению и поддержанию имиджа единой и интегрированной Америки, хотя фактические шаги нередко осуществлялись по другим каналам взаимодействия"*(7).
Высшими органами ОАГ являются Генеральная ассамблея, Постоянный совет, Консультативное совещание министров иностранных дел, Генеральный секретариат. В соответствии со ст. 53 Устава ОАГ одной из основных функций Генеральной ассамблеи является вынесение решений относительно координации деятельности между органами, организациями и учреждениями ОАГ, а также между ними и другими учреждениями межамериканской системы. Резолюции Генеральной ассамблеи принимаются большинством голосов государств-членов, за исключением тех случаев, когда требуется две трети голосов в соответствии с положениями Устава, и случаев, определенных Генеральной ассамблеей в соответствии с ее регламентом (ст. 58 Устава). Консультативное совещание министров иностранных дел представляет собой консультативный орган (ст. 60), что предопределяет рекомендательный характер его решений. Постоянный совет также действует как консультативный орган (ст. 82) и вправе выносить рекомендации.
Кроме того, в системе ОАГ действует Межамериканский суд по правам человека, учрежденный в 1978 г. со вступлением в силу Американской конвенции о правах человека 1969 г., который представляет собой региональный международный суд по правам человека, что отличает его правовую природу от региональных интеграционных судов, созданных с целью защиты интеграционного правопорядка.
Общий рынок стран Южной Америки (МЕРКОСУР)*(8), объединяющий Аргентину, Бразилию, Уругвай, Парагвай (членство было приостановлено 29 июня 2012 г. до апреля 2013 г.), Венесуэлу и Боливию, завершающую процесс присоединения*(9), находится на "переходном" этапе: от международной организации координационного типа к наднациональному интеграционному объединению.
Институциональная структура МЕРКОСУР сложна и представлена следующими органами: Совет общего рынка; Высший совещательный орган МЕРКОСУР, состоящий из министров иностранных дел государств-участников; Группа общего рынка; Высший исполнительный орган МЕРКОСУР, призванный исполнять решения, принятые Советом общего рынка; Комиссия по торговле МЕРКОСУР, содействующая Группе общего рынке в реализации ее функций.
В 2005 г. был подписан Протокол о создании Парламента МЕРКОСУР, который реально начал свою деятельность в 2007 г.*(10)
Протоколом Оливос от 18 февраля 2002 г.*(11) был создан постоянный суд пересмотра со штаб-квартирой в г. Асунсьон (Парагвай), что изменило сложившуюся на основании Бразильского протокола от 17 декабря 1991 г. систему разрешения споров посредством арбитражей ad hoc.
Следует отметить, что в латиноамериканской литературе не раз выражалось мнение по поводу необходимости создания не только постоянного суда пересмотра, но и постоянного суда, наделенного широкой компетенцией в области обеспечения единообразия правопорядка интеграционного объединения. Однако государства - учредители МЕРКОСУР обосновывают различные мнения по поводу перспектив развития организации по наднациональной модели. В связи с чем институциональная эволюция МЕРКОСУР зависит в большей степени от той политики, которую проводят государства-члены в управлении интеграцией, а также от размера их национальных экономик и степени экономической взаимозависимости в блоке.
Между тем тезис "о преждевременности создания наднациональных институтов" в МЕРКОСУР может быть подвергнут пересмотру. В своем выступлении на Петербургском международном юридическом форуме в 2015 г. министр юстиции и прав человека Аргентинской Республики Алак Хулио Сезар рассказал о реальных шагах объединения в направлении "наднационализма"*(12).
Так, проводимую в настоящее время реформу Парламента МЕРКОСУР (ПАРЛАСУР) планируется завершить к 2019 г. По этому поводу в 2013 г. делегацией Парагвая в Парламенте МЕРКОСУР была выражена позиция относительно "эффективной наднациональности" как способа устранения несовершенства МЕРКОСУР, согласно которой законодательная власть в региональном парламенте обеспечивается посредством предоставления полномочий, аналогичных полномочиям национальных конгрессов, с тем чтобы принимать законы, регулирующие и систематизирующие все сферы общественной жизни, выполняя при этом роль "контролера" исполнительной и судебной властей*(13). Кроме того, к 2019 г. предполагается создание Суда Южной Америки.
Таким образом, на становление наднациональных институтов в МЕРКОСУР может понадобиться около четырех лет, что обусловлено в том числе наличием сдерживающих факторов, например влиянием США; отсутствием многолетнего опыта экономической интеграции, подобного опыту Европейского Союза.
Следует отметить, что наднациональная модель международной организации реализована в Андском сообществе. Региональное социально-экономическое содружество стран Латинской Америки в составе Боливии, Колумбии, Эквадора и Перу было создано в результате подписания Картахенского соглашения от 26 мая 1969 г.*(14)
В Андском сообществе создана сложная система органов*(15). В сообществе действует единый (унифицированный) правопорядок (коммунитарное право)*(16). Контроль за единообразным применением и толкованием коммунитарного права осуществляет Суд Андского сообщества, деятельность которого регламентируется Картахенским соглашением*(17), Договором о создании Суда Андского сообщества*(18) и Статутом*(19).
Андский суд согласно учредительному договору наделен достаточно широкой компетенцией, которая сравнима с компетенцией Суда Европейского Союза; он рассматривает иски об аннулировании актов, оспаривании решений, иски из противоправного бездействия, в том числе поданные и частными лицами*(20).
Однако следует оговориться, что наднациональность в Андском сообществе в большей степени закреплена юридически, о фактическом же воплощении наднациональной организации власти по типу Европейского Союза говорить преждевременно.
Кроме того, в 2012 г. начался процесс вхождения Боливии (страны - участницы Андского сообщества) в МЕРКОСУР. Эквадор также объявил о своем желании последовать за Боливией. Планируемое вхождение стран - участниц Андского сообщества в МЕРКОСУР на правах полноправных членов может повлечь прекращение существования Андского сообщества в качестве отдельного торгового блока.
Интеграционные объединения могут быть классифицированы в зависимости от той или иной формы обеспечения экономической интеграции (зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз и др.).
Сегодня основными формами латиноамериканской экономической интеграции являются зона свободной торговли и таможенный союз. Общий рынок как форма экономического сотрудничества латиноамериканских стран - явление не полностью сложившееся, а только формирующееся, несмотря на его провозглашение в уставных документах МЕРКОСУР и Андского сообщества.
За годы своего существования с 1991 г., когда был подписан Асунсьонский договор о создании Общего рынка стран Южной Америки, МЕРКОСУР достиг определенной международной значимости как участник международного общения прежде всего за счет своего экономического потенциала и роста. На сегодняшний день МЕРКОСУР реализует треть внешней торговли латиноамериканских стран и привлекает треть иностранных инвестиций в эту экономическую зону*(21).
В Асунсьонском договоре закреплены три стадии сближения государств (создание зоны свободной торговли, таможенного союза и, наконец, общего рынка). Однако по оценке латиноамериканских специалистов, МЕРКОСУР в настоящее время представляет собой "таможенный союз со стремлением к общему рынку"*(22). Таким образом, первоначальная цель интеграции, заявленная в уставных документах, к сожалению, пока не достигнута.
Без сомнения, МЕРКОСУР - один из лидеров латиноамериканской интеграции. Однако в силу наличия противоречий внутри союза в отношении формы экономической интеграции процесс ее углубления испытывает трудности. С самого начала у партнеров не было единства по этому вопросу. Если Бразилия выступала за таможенный союз, то Аргентина и Парагвай склонялись к идее зоны свободной торговли в целях сохранения автономности и гибкости внешнеторговой политики, чтобы иметь право самостоятельно участвовать в переговорах с другими группировками и странами. До сих пор сохраняются некоторые барьеры во взаимной торговле, в основном это технические правила, фитосанитарные меры, налоговые и финансовые ограничения, таможенные и административные процедуры, действие монополий. Неравномерность экономического развития стран - членов МЕРКОСУР также тормозит развитие данного интеграционного объединения, так как Уругвай и Парагвай зависят от двух "гигантов" - Аргентины и Бразилии. Негативное действие оказывает и значительная политическая нестабильность внутри каждого из участников МЕРКОСУР.
В 2000 г. государства - участники МЕРКОСУР провозгласили новый этап развития, обозначив его как "восстановление МЕРКОСУР", который имеет своей целью укрепление таможенного союза как на "внутрикоммунитарном" уровне, так и во внешних отношениях. В своем программном документе государства-члены отразили важнейшие направления, которые должны служить укреплению Общего рынка стран юга*(23).
Другое интеграционное объединение Латинской Америки - Андское сообщество с момента своего учреждения в 1969 г. прошло сложный путь развития от зоны свободной торговли к таможенному союзу и формируемому ныне общему рынку.
Успехи таможенного союза во взаимной торговле в рамках Андского пакта были минимальными. Основные причины неудач были связаны с проблемой внешнего долга (пик пришелся на 1982 г.) и спецификой положений Картахенского договора, в котором содержалось большое число исключений, лимитировавших эффект интеграции.
В 1989 г. на саммите в Галапагосе президенты стран-членов предприняли попытку оживить интеграционную группировку, подписав Декларацию Иса, нацеленную на консолидацию совместных усилий, укрепление внешних связей, объединение Латинской Америки на основе формирования общего рынка. В 1990 г. был подписан Ла-Плазский акт о формировании зоны свободной торговли*(24).
В 1991 г. в Протоколе Барахоны была поставлена цель движения от поэтапной интеграционной зоны свободной торговли к общему рынку - Андскому сообществу. Среди мер по оживлению интеграционных процессов можно отметить принятие Протокола Кито (1995 г.), предусмотревшего реформирование институциональной структуры и создание Андского общего рынка в рамках концепции "открытого регионализма", укрепление экономических связей с Европейским Союзом.
Протокол Трухильо (1996 г.)*(25) также внес существенные изменения в институциональную структуру органов. Андский пакт был переименован в Андское сообщество, создана Андская система интеграции.
На современном этапе страны Андского сообщества в развитии интеграции руководствуются Руководящими принципами и Стратегией, принятыми в 2010 г. Кроме того, в июле 2011 г. на саммите в г. Лима (Перу) президенты Боливии, Колумбии, Эквадора и Перу договорились об укреплении интеграции и придании ей нового импульса, которые должны быть основаны на анализе деятельности институциональной структуры и функционирования системы Андской интеграции. В ноябре того же года на саммите в г. Боготе (Колумбия) было ратифицировано соответствующее соглашение*(26).
Современные государства находятся в поиске наилучших форм интеграционного сотрудничества, в связи с этим появляются новые формы и виды не только межгосударственных интеграционных объединений, но и сотрудничества между ними.
Например, заключаются международные договоры между несколькими интеграционными объединениями и создаются "мегаобъединения". Важным событием в развитии латиноамериканской интеграции можно считать создание в декабре 2004 г. Южноамериканского сообщества наций (УНАСУР)*(27), в состав которого вошли государства - члены МЕРКОСУР, а также страны - участницы Андского сообщества.
В том же 2004 г. по инициативе Уго Чавеса и Фиделя Кастро был образован еще один новый союз - Боливарианский альянс для народов нашей Америки (АЛБА)*(28). Цель альянса - содействие торговле и кооперации между его участниками.
Межгосударственные отношения МЕРКОСУР и Андского сообщества, складывающиеся на протяжении многих лет в направлении развития взаимопонимания, установления коммерческого и политического диалога, выражались в различных формах соглашений о сотрудничестве*(29).
Установлены отношения между МЕРКОСУР и Европейским Союзом*(30).
В конце 2014 г. состоялось обсуждение текста меморандума о взаимопонимании в экономической и торговой сферах между МЕРКОСУР и Евразийским экономическим союзом*(31).
Кроме того, имеют место случаи заключения международных договоров между интеграционным объединением и государством. Между Россией и интеграционными объединениями Латинской Америки (МЕРКОСУР, Андское сообщество) было подписано несколько документов о взаимодействии*(32). Перспективными направлениями сотрудничества двух субъектов международного права могут стать борьба с терроризмом и наркоторговлей, борьба с бедностью, сотрудничество в научно-технической сфере, противодействие коррупции и др.*(33)
Между тем наблюдаются неудачные попытки создания масштабных интеграционных объединений. Так, в конце 1980-х гг. США был предложен план по расширению Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) за счет стран Латинской Америки и созданию Всеамериканской зоны свободной торговли - ФТАА (АЛКА)*(34). Однако после многих лет работы в этом направлении на Всеамериканском саммите, прошедшем в ноябре 2005 г. в г. Мар-дель-Плата (Аргентина), подписание соглашения о всеамериканской зоне свободной торговли так и не состоялось*(35). Дело в том, что приглашение к интеграции в масштабах полушария наталкивается на препятствия в виде асимметрий экономик и интересов государств. В связи с этим, по мнению латиноамериканских специалистов, интеграция в рамках АЛКА будет возможна только при соблюдении условий, отвечающих национальным интересам государств-участников. Такой интеграционный проект непременно должен способствовать стабильному и уравновешенному развитию экономики стран - членов МЕРКОСУР*(36).
Виды и формы интеграционных объединений государств Евразии. 29 мая 2014 г. Россией, Белоруссией и Казахстаном было учреждено качественно новое интеграционное объединение на евразийском пространстве - Евразийский экономический союз*(37). Позднее к ЕАЭС присоединились Армения*(38) и Киргизия*(39). Союз согласно ч. 2 ст. 1 Договора о ЕАЭС является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью, в рамках которой обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных этим Договором и международными договорами в рамках Союза.
ЕАЭС наделен компетенцией в пределах и объемах, установленных учредительным договором и международными договорами в рамках Союза. Государства-члены осуществляют скоординированную или согласованную политику в пределах и объемах, установленных Договором о ЕАЭС и международными договорами в рамках Союза. В иных сферах экономики государства-члены стремятся к осуществлению скоординированной или согласованной политики в соответствии с основными принципами и целями Союза.
Право ЕАЭС формируют два вида источников: 1) первичное право (Договор о ЕАЭС, международные договоры в рамках Союза, международные договоры Союза с третьей стороной); 2) вторичное право (акты органов ЕАЭС: решения, содержащие положения нормативно-правового характера, и распоряжения, имеющие организационно-распорядительный характер).
Организационная структура ЕАЭС выглядит следующим образом. Высшим органом ЕАЭС является Высший Евразийский экономический совет (Высший совет), состоящий из глав государств - членов Союза, уполномоченный рассматривать принципиальные вопросы деятельности Союза, определять стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимать решения, направленные на реализацию целей Союза.
Евразийский межправительственный совет (Межправительственный совет), состоящий из глав правительств государств - членов ЕАЭС, в частности, обеспечивает реализацию и контроль за исполнением Договора о ЕАЭС, международных договоров в рамках Союза и решений Высшего совета, осуществляет ряд других полномочий.
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) является наднациональным постоянно действующим регулирующим органом ЕАЭС. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития Союза, а также выработка предложений в сфере экономической интеграции в его рамках. Комиссия состоит из Совета, осуществляющего общее регулирование интеграционных процессов в ЕАЭС, а также общее руководство деятельностью Комиссии, и Коллегии - исполнительного органа Комиссии.
Постоянно действующим судебным органом ЕАЭС является Суд Евразийского экономического союза. Цель его деятельности - обеспечение единообразного применения государствами-членами и органами ЕАЭС источников права Союза. Споры, возникающие по вопросам реализации источников права Союза, рассматриваются Судом по заявлению государств-членов и хозяйствующих субъектов. По результатам их рассмотрения Суд выносит решения, обязательные для исполнения сторонами спора либо Комиссией. Решение Суда не изменяет и не отменяет действующих норм права ЕАЭС, законодательства государств-членов и не создает новых. Важным полномочием Суда является разъяснение положений источников права Союза, что означает предоставление консультативного заключения, имеющего рекомендательный характер, и не лишает государства-члены права на совместное толкование ими международных договоров.
Иерархия актов органов ЕАЭС - источников вторичного права выстраивается следующим образом: более высокую юридическую силу имеют решения Высшего совета, затем решения Межправительственного совета, далее решения ЕЭК. Решения Высшего совета и Межправительственного совета подлежат исполнению государствами-членами в порядке, предусмотренном их национальным законодательством. В связи с этим "для эффективной имплементации международных обязательств, вытекающих из решений органов Евразийского экономического союза, необходима внутригосударственная нормативно-правовая база"*(40). В то же время решения ЕЭК подлежат непосредственному применению на территориях государств-членов, что говорит о наднациональном характере полномочий Комиссии и принимаемых ею решений.
Таким образом, исходя из предложенной классификации интеграционных объединений, Евразийский экономический союз представляет собой объединение, развивающееся по наднациональному типу.
Формами обеспечения евразийской экономической интеграции выступают Таможенный союз и Единое экономическое пространство. Формирование Таможенного союза прошло несколько этапов. Начальный этап связан с подписанием Соглашения между Белоруссией, Россией и Казахстаном от 20 января 1995 г. о Таможенном союзе. Тем самым определилось "интеграционное ядро" государств, к которым позднее присоединились Киргизия и Таджикистан. 26 февраля 1999 г. был подписан Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, участниками которого стали Белоруссия, Казахстан, Россия, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. В 2000 г. было учреждено Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)*(41), преследовавшее в качестве цели эффективное продвижение процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства. 19 сентября 2003 г. заключено Соглашение о формировании Единого экономического пространства. Позднее Белоруссией, Казахстаном и Россией был подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 г. - базовый международно-правовой акт, определивший основы взаимодействия государств-участников в процессе формирования Таможенного союза. В этот же день был подписан Договор о Комиссии Таможенного союза, которым учрежден единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза*(42). С этого момента начался второй этап евразийской интеграции. 2010 год был ознаменован началом функционирования Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России, введены в действие Единый таможенный тариф и Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, на внутренних границах Таможенного союза отменены таможенное оформление и таможенный контроль, вступил в силу Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 г.
С 1 января 2012 г. начался следующий этап - функционирование Единого экономического пространства, представляющего собой более высокую ступень интеграции, предусматривающую не только свободное движение товаров и унифицированный торговый режим в отношении третьих стран, но и свободное движение услуг, капитала и рабочей силы, единые правила и принципы конкуренции, регулирования естественных монополий. 18 ноября 2011 г. Россией, Белоруссией и Казахстаном был заключен Договор о Евразийской экономической комиссии, сменившей Комиссию Таможенного союза и учрежденной как единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства. Таким образом, как отмечают А.А. Каширкина и А.Н. Морозов, в рамках евразийской интеграции был осуществлен переход от сравнительно несложных интеграционных форм (зона свободной торговли, таможенный союз) к более комплексным (единое экономическое пространство, экономический союз)*(43).
Новый этап стартовал с 1 января 2015 г., когда начал свою деятельность ЕАЭС. В рамках Таможенного союза государств - членов ЕАЭС функционирует внутренний рынок товаров, в котором обеспечиваются свободное передвижение товаров, лиц, услуг и капиталов; применяются единый таможенный тариф ЕАЭС и иные единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьими сторонами; действует единый режим торговли товарами в отношениях с третьими сторонами; осуществляется единое таможенное регулирование и свободное перемещение товаров между территориями государств-членов.
Согласно ст. 32 Договора о ЕАЭС единое таможенное регулирование в Союзе должно осуществляться в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС, проект которого разрабатывается в настоящее время. До вступления этого документа в силу предусмотрено осуществление таможенного регулирования в соответствии с Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза и иными международными договорами государств-членов, регулирующими таможенные правоотношения, заключенными в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Функционирование международных экономических организаций универсального характера, прежде всего Всемирной торговой организации, членами которой являются большинство стран ЕАЭС, обусловило "необходимость согласования правовых регуляторов в рамках ВТО и Евразийского пространства"*(44). В связи с этим был принят Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы от 19 мая 2011 г., который продолжает свое действие в рамках ЕАЭС.
В рамках Единого экономического пространства ЕАЭС функционируют сходные (сопоставимые) и однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных или унифицированных правовых норм, и существует единая инфраструктура.
29 мая 2015 г. в г. Бурабай было заключено Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам - с другой (Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом). Надо отметить, что соглашения о свободной торговле отличаются от более глубоких форм интеграции - таможенного или экономического союза, вместе с тем заключение подобных соглашений является весьма эффективным инструментом, с помощью которого можно расширять и упрощать доступ отечественных производителей на рынки других стран. Ожидается, что Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом откроет перед производителями государств - членов ЕАЭС новые возможности как в самом Вьетнаме, так и на рынках других стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Азиатско-Тихоокеанского региона в целом*(45).
Таким образом, Евразийский экономический союз является объединением наднационального типа с формирующимся общим рынком. Это "не просто международная организация, а определенное экономическое пространство (общий рынок, проведение скоординированной, согласованной или единой отраслевой политики), которое с учетом его правовых основ можно назвать экономико-правовым пространством"*(46).
Вызовы времени, связанные в том числе с подписанием 5 октября 2015 г. в Атланте под эгидой США Соглашения о Транстихоокеанском стратегическом экономическом партнерстве*(47) и подготовкой проекта соглашения о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве между ЕС и США, диктуют необходимость более тесного правового сотрудничества между государствами евразийского региона, что обусловливает важность создания наднационального правового регулирования (коммунитарного права) в рамках ЕАЭС с опорой на соответствующую наднациональную институциональную структуру, а в перспективе - трансформацию ЕАЭС в более сплоченное интеграционное объединение наднационального типа, преследующее цели формирования единой экономической, валютной, социальной, культурной, а также скоординированной внешней политики. Перспективный этап развития евразийской интеграции связан с преобразованием Евразийского экономического союза в Евразийский союз*(48), созданием таких новых институтов, как Евразийский парламент*(49), Евразийский суд по правам человека*(50), формированием самостоятельного наднационального правопорядка.
В заключение отметим, что рассмотренные виды и формы интеграционных объединений на латиноамериканском и евразийском правовых пространствах свидетельствуют о динамичном развитии права международных организаций, а также о попытке современных государств найти компромисс в решении сложных вопросов, используя различные форматы сотрудничества, которые оказались доступными в связи с появлением и развитием интеграционных объединений.
Библиографический список
Alfonso Gonzalez Nunez. Parlamentario Del Mercosur, Presidente Delegacion Paraguay. Supranacionalidad Efectiva Reparara Imperfecciones Del Mercosur. URL: http://www.parlamentodelmercosur.org/innovaportal/file/7252/1/supranacion alidad-reparara--imperfecciones-del-mercosur.pdf.
Engana C. Derechos humanos y empresas: una relacion dificil. De la oposicion a la convergencia. Cuadernos de Epoca, Serie Integracion Economica. Buenos Aires; Madrid, 2001.
Hechos clave en las relaciones CAN - MERCOSUR. URL: http://www.comunidadandina.org/Seccion.aspx?id=111&tipo=TE&title=mercosur .
Marcelo Rozas Garay. UNASUR - Un nuevo modelo de cooperacion e integracion. URL: http://www.mercojuris.com/category/doctrina/?id=8110.
Martinez Punal A. El Sistema Institucional del Mercosur: de la intergubernamentalidad hacia la supranacionalidad. Santiago de Compostela, 2005.
Авдеева Т.Г., Алешин В.В., Ашавский Б.М. и др. Словарь международного права / отв. ред. С.А. Егоров. 3-е изд. М., 2014.
Бусурманов Ж.Д. Евразийская декларация прав человека и народов - поиск разрешения межцивилизационных противоречий // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2015. N 3.
Бусурманов Ж.Д. Евразийский экономический союз как новая гуманистическая ценность // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2014. N 4.
Валеев Р.М., Курдюков Г.И. Международное право. Особенная часть. М., 2010.
Власова Н.В., Грачева С.А., Мещерякова М.А. и др. Правовое пространство и человек: монография / отв. ред. Ю.А. Тихомиров, Е.В. Пуляева, Н.И. Хлуденева. М., 2012.
Вопросы и ответы по Соглашению о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Социалистической Республикой Вьетнам. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/dotp/sogl_torg/Documents/В опросы%20и%20ответы%20по%20Соглашению%20о%20свободной%20торговле%20между% 20странами%20ЕАЭС%20и%20Вьетнамом.pdf.
Дьяченко Е.Б., Мысливский П.П., Нешатаева Т.Н. Евразийская интеграция: роль Суда / под ред. Т.Н. Нешатаевой. М., 2015.
Из выступления Алака Хулио Сезара, министра юстиции и прав человека Республики Аргентины, на Петербургском юридическом форуме в 2015 г. URL: http://www.spblegalforum.ru/spilf2015/Satellite?pagename=LF/Article/AArti cleTplContentPage&cid=1418988805952&.
Капустин А.Я. Договор о Евразийском экономическом союзе - новая страница правового развития евразийской интеграции // Журнал российского права. 2014. N 12.
Каширкина А.А., Морозов А.Н. Россия, Евразийский экономический союз и Всемирная торговая организация: монография. М., 2014.
Каширкина А.А., Морозов А.Н. Формации правового развития евразийской интеграции и их влияние на правовую систему Российской Федерации // Журнал российского права. 2014. N 8.
Курс международного права: в 7 т. Т. 7: Бардина М.П., Войтович С.А., Колосов Ю.М. и др. Международно-правовые формы интеграционных процессов в современном мире. М., 1993.
Ливенцев Н.Н., Костюнина Г.М. Интеграция в Латинской Америке // Международная экономическая интеграция. М., 2006.
Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я. К новому парламентскому измерению евразийской интеграции // Журнал российского права. 2012. N 8.
Рафаэль Альберто Патригнани. АЛКА и МЕРКОСУР в интеграционных процессах Латинской Америки. URL: www.observer.materik.ru/observer/N12_2006/101_107.pdf.
Шабалов П. Не сошлись характерами. Всеамериканской зоны свободной торговли пока не будет // Труд. 2005. N 207.
Шибаева Е.А. Право международных организаций: вопросы теории. М., 1986.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Статья подготовлена в рамках научного проекта РГНФ 15-33-01214 "Региональная интеграция государств Евразии и Латинской Америки: компаративный анализ" (Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации).
*(2) Международные межправительственные организации - постоянные объединения государств, созданные на основе разработанного и одобренного государствами международного соглашения или иного учредительного акта в целях координации усилий правительств по решению определенных международных проблем (см.: Авдеева Т.Г., Алешин В.В., Ашавский Б.М. и др. Словарь международного права / отв. ред. С.А. Егоров. 3-е изд. М., 2014).
*(3) См.: Курс международного права: в 7 т. Т. 7: Бардина М.П., Войтович С.А., Колосов Ю.М. и др. Международно-правовые формы интеграционных процессов в современном мире. М., 1993. С. 26-27.
*(4) См.: Дьяченко Е.Б., Мысливский П.П., Нешатаева Т.Н. Евразийская интеграция: роль Суда / под ред. Т.Н. Нешатаевой. М., 2015.
*(5) См.: Шибаева Е.А. Право международных организаций: вопросы теории. М., 1986. С. 36.
*(6) См.: Устав Организации американских государств (принят в г. Боготе 30 апреля 1948 г.) // Действующее международное право. Т. 2. М., 1997. С. 305-335.
*(7) Marcelo Rozas Garay. UNASUR - Un nuevo modelo de cooperacion e integracion. URL: http://www.mercojuris.com/category/doctrina/?id=8110.
*(8) См.: Договор об учреждении Общего рынка между Аргентинской Республикой, Федеративной Республикой Бразилия, Республикой Парагвай и Республикой Восточный Уругвай (Асунсьонский договор) от 26 марта 1991 г.; Дополнительный протокол к Асунсьонскому договору об институциональной организации МЕРКОСУР (Протокол Оуро-Прето) от 17 декабря 1994 г.
*(9) URL: http://www.mercosur.int/ innovaportal/v/3862/4/mnova.front/en-pocas-palabras.
*(10) Целями деятельности Парламента согласно Протоколу являются: представительство народов МЕРКОСУР, учитывая их идеологическое и политическое многообразие; распространение и укрепление демократии, свободы и мира; содействие консолидации латиноамериканской интеграции через углубление и расширение МЕРКОСУР.
*(11) См. Протокол Оливос о разрешении споров в МЕРКОСУР от 18 февраля 2002 г.
*(12) Из выступления Алака Хулио Сезара, министра юстиции и прав человека Аргентинской Республики, на Петербургском юридическом форуме в 2015 г. URL: http://www.spblegalforum.ru/spilf2015/Satellite?pagename=LF/Article/AArti cleTplContentPage&cid=1418988805952&.
*(13) Alfonso Gonzalez Nunez. Parlamentario Del Mercosur, Presidente Delegacion Paraguay. Supranacionalidad Efectiva Reparara Imperfecciones Del Mercosur. URL: http://www.parlamentodelmercosur.org/innovaportal/file/7252/1/supranacion alidadreparara--imperfecciones-del-mercosur.pdf.
*(14) В 1969 г. пять стран - Боливия, Колумбия, Перу, Чили (вышла из него в 1976 г.) и Эквадор подписали Картахенский договор (или Андский пакт) о создании Андской группы как таможенного союза в течение десяти лет.
В 1973 г. к Договору присоединилась Венесуэла (вышла из Договора в 2011 г.).
*(15) Органами Андского сообщества являются: 1) Андский Совет (высший орган, который издает директивы по различным вопросам субрегиональной интеграции); 2) Совет министров иностранных дел (орган политического направления, в обязанности которого входит обеспечение достижения целей региональной интеграции); 3) Комиссия Андского сообщества (один из органов принятия решений Андского сообщества, ответственных за разработку, реализацию и оценку политики субрегиональной интеграции в области торговли и инвестиционной сферы и принятие мер, необходимых для достижения целей Картахенского соглашения); 4) Генеральный секретариат (исполнительный орган, выражающий свою волю при помощи резолюций); 5) Андский парламент (представляет интересы жителей Андского сообщества и выражает волю посредством рекомендаций); 6) Суд Андского сообщества (постоянный судебный орган).
*(16) Согласно Договору об учреждении Суда Андского сообщества 1996 г. андский правопорядок образуют: Картахенское соглашение, протоколы и дополнительные соглашения к нему; Договор об учреждении Суда Андского сообщества и протоколы к нему; решения Андского совета министров внешних связей и Андской Комиссии; резолюции Генерального Секретариата Андского сообщества; конвенции, принимаемые государствами-участниками между собой и в рамках андской субрегиональной интеграции.
*(17) Соглашение о субрегиональной андской интеграции "Картахенское соглашение" от 26 мая 1969 г.; Модифицирующий Протокол к Соглашению о субрегиональной андской интеграции (Трухильский Протокол) от 10 марта 1996 г.
*(18) Договор об учреждении Суда Андского сообщества от 10 марта 1996 г.
*(19) Статут Суда Андского сообщества от 22 июня 2001 г.
*(20) См.: Валеев Р.М., Курдюков Г.И. Международное право. Особенная часть. М., 2010.
*(21) См: Martinez Punal A. El Sistema Institucional del Mercosur: de la intergubernamentalidad hacia la supranacionalidad. Santiago de Compostela, 2005. P. 22.
*(22) Engana C. Derechos humanos y empresas: una relacion dificil. De la oposicion a la convergencia. Cuadernos de Epoca, Serie Integracion Economica. Buenos Aires; Madrid, 2001. P. 30.
*(23) Направления укрепления общего рынка: доступность рынка; стимулирование инвестиций, экспорта, включая зоны со специальным режимом; общие таможенные пошлины; коммерческая безопасность; разрешение споров; защита институционального порядка МЕРКОСУР; инкорпорирование правовых актов МЕРКОСУР во внутреннее законодательство государств-членов; внешние связи (Una nueva etapa del MERCOSUR. URL: http://www.mercosur.org.uy).
*(24) См.: Ливенцев Н.Н, Костюнина Г.М. Интеграция в Латинской Америке // Международная экономическая интеграция. М., 2006. С. 278.
*(25) Модифицирующий Протокол к Соглашению о субрегиональной андской интеграции (Трухильский Протокол) от 10 марта 1996 г.
*(26) RESENA HISTORICA. URL: http://www.comunidadandina.org/Resena.aspx.
*(27) УНАСУР согласно Декларации о создании отражает стремление народов Латинской Америки к интеграции, единству и строительству общего будущего. Основная задача нового союза - в течение 15 лет добиться интеграции экономик и создания зоны свободной торговли.
*(28) В состав АЛБА вошли страны с социалистическими и социал-демократическими правящими силами (Боливия, Венесуэла, Куба, Эквадор, Никарагуа, Доминика, Антигуа и Барбуда, Сент-Винсент и Гренадины).
*(29) 1998 г. - подписание рамочного соглашения о создании зоны свободной торговли между Андским сообществом и МЕРКОСУР, предусматривающего два этапа: переговоры по поводу заключения соглашения о тарифных преференциях, учреждение соглашения о свободной торговле. 1999 г. - модель соглашения "МЕРКОСУР + Андское сообщество" заменяется на соглашение Андского сообщества с каждым из государств - участников МЕРКОСУР. В результате этого Колумбия, Эквадор, Перу и Венесуэла подписали с Бразилией в том же году соглашение о тарифных преференциях в качестве первого шага на пути к созданию зоны свободной торговли между Андским сообществом и МЕРКОСУР. 2000 г. - страны - члены Андского сообщества и Аргентина подписали соглашение об экономической взаимодополняемости, которое вступило в силу 1 августа того же года. 2001 г. - министры иностранных дел стран Андского сообщества и МЕРКОСУР создали механизм для диалога и политического взаимодействия, направленный на содействие координации совместных усилий в области политического сотрудничества, экономической интеграции, внешних отношений, обмена информацией, социальных и культурных аспектов. 2004 г. - к соглашению об экономической взаимодополняемости между Боливией и государствами - участниками МЕРКОСУР (1996 г.) и соглашению между Перу и государствами - членами МЕРКОСУР (2003 г.) добавилось соглашение, согласно которому Колумбия, Эквадор и Венесуэла, государства - участники Андского сообщества и МЕРКОСУР решили создать зону свободной торговли за счет расширения и диверсификации торговли и ликвидации тарифных и нетарифных барьеров, которые мешают взаимной торговле. 2005 г. - Андский Совет министров иностранных дел принял решение о предоставлении государствам - членам МЕРКОСУР статуса ассоциированных членов Сообщества. 2010 г. - Андский Совет министров иностранных дел принял решение, в соответствии с которым Аргентина, Бразилия, Уругвай и Парагвай могут участвовать в органах, механизмах Андского сообщества на правах ассоциированных членов. См.: Hechos clave en las relaciones CAN - MERCOSUR. URL: http://www.comunidadandina.org/Seccion.aspx?id=111&tipo=TE&title=mercosur .
*(30) С 1991 г. Европейский Союз оказывает МЕРКОСУР техническую помощь по различным вопросам экономической интеграции, и в 1992 г. между ними было подписано соглашение о передаче соответствующих технологий. В 1994 г. была принята Совместная декларация Советом ЕС и Комиссией ЕС и государствами -членами МЕРКОСУР о намерении создать ассоциацию свободной торговли. В 1995 г. в Мадриде подписано Межрегиональное рамочное соглашение между Европейским сообществом и его членами и Южноамериканским общим рынком и его членами.
*(31) МЕРКОСУР и ЕАЭС обсуждают меморандум о взаимопонимании. URL: http://eurasiatx.com/mercosur-and-eeu-to-sign-a-cooperation-agreement-soo n-2/?lang=ru. Кроме того, подписан Меморандум о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Правительством Республики Чили (г. Санкт-Петербург, 2015 г.).
*(32) Меморандум о взаимопонимании относительно создания механизма политического диалога и сотрудничества между Российской Федерацией и государствами-участниками и государствами - ассоциированными членами Южноамериканского общего рынка (МЕРКОСУР) (г. Бразилиа, 15 декабря 2006 г.); постановление Правительства РФ от 10 мая 2001 г. N 354 "О подписании протокола о создании механизма политического диалога и сотрудничества между Российской Федерацией и Андским сообществом".
*(33) См: Из выступления Алака Хулио Сезара, министра юстиции и прав человека Аргентинской Республики, на Петербургском юридическом форуме в 2015 г.
*(34) ФТАА (от англ. FTAA - Free Trade Area of Americas) и АЛКА (от исп. ALCA - Asociacion del Libre Comercio de las Americas).
*(35) См.: Шабалов П. Не сошлись характерами. Всеамериканской зоны свободной торговли пока не будет // Труд. 2005. N 207.
*(36) См.: Рафаэль Альберто Патригнани. АЛКА и МЕРКОСУР в интеграционных процессах Латинской Америки. URL: www.observer.materik.ru/observer/N12_2006/101_107.pdf.
*(37) Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.
*(38) Договор от 10 октября 2014 г. о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.
*(39) Договор от 23 декабря 2014 г. о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.
*(40) Каширкина А.А., Морозов А.Н. Россия, Евразийский экономический союз и Всемирная торговая организация: монография. М., 2014. С. 168. По словам авторов, в российском праве (в частности, в Конституции РФ, Федеральном законе от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации") не определены место в правовой системе и порядок действия во внутригосударственных отношениях решений международных организаций и их органов, а соответственно, и решений таких органов ЕАЭС, как Высший совет и Межправительственный совет.
*(41) Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г.
*(42) См.: Капустин А.Я. Договор о Евразийском экономическом союзе - новая страница правового развития евразийской интеграции // Журнал российского права. 2014. N 12. С. 100-101.
*(43) См.: Каширкина А.А., Морозов А.Н. Формации правового развития евразийской интеграции и их влияние на правовую систему Российской Федерации // Журнал российского права. 2014. N 8. С. 76.
*(44) Власова Н.В., Грачева С.А., Мещерякова М.А. и др. Правовое пространство и человек: монография / отв. ред. Ю.А. Тихомиров, Е.В. Пуляева, Н.И. Хлуденева. М., 2012. С. 123.
*(45) См.: Вопросы и ответы по Соглашению о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Социалистической Республикой Вьетнам. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/dotp/sogl_torg/Documents/В опросы%20и%20ответы%20по%20Соглашению%20о%20свободной%20торговле%20между% 20странами%20ЕАЭС%20и%20Вьетнамом.pdf.
*(46) Капустин А.Я. Договор о Евразийском экономическом союзе - новая страница правового развития евразийской интеграции. С. 104-105.
*(47) В Транстихоокеанском партнерстве участвуют Австралия, Бруней, Вьетнам, Канада, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Перу, Сингапур, США, Чили, Япония.
*(48) См.: Каширкина А.А., Морозов А.Н. Формации правового развития евразийской интеграции и их влияние на правовую систему Российской Федерации. С. 78.
*(49) См.: Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я. К новому парламентскому измерению евразийской интеграции // Журнал российского права. 2012. N 8. С. 13.
*(50) См.: Бусурманов Ж.Д. Евразийский экономический союз как новая гуманистическая ценность // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2014. N 4. С. 619-621; Бусурманов Ж.Д. Евразийская декларация прав человека и народов - поиск разрешения межцивилизационных противоречий // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2015. N 3. С. 382-388.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рафалюк Е.Е., Залоило М.В., Власова Н.В. Понятия, виды и формы евразийского и латиноамериканского интеграционных объединений (сравнительно-правовой анализ)
Rafalyuk E.E., Zaloilo M.V., Vlasova N.V. Concepts, Types and Forms of Eurasian and Latin-American Integration Associations (Comparative Analysis)
Е.Е. Рафалюк - кандидат юридических наук, советник экспертно-аналитического отдела Секретариата Суда Евразийского экономического союза
E.E. Rafalyuk - candidate of legal sciences The Court of the Eurasian Economic Union
М.В. Залоило - кандидат юридических наук, старший научный сотрудник отдела теории законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
M.V. Zaloilo - candidate of legal sciences The Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation
Н.В. Власова - научный сотрудник отдела международного частного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
N.V. Vlasova - The Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation
Статья посвящена сравнительно-правовому анализу видов и форм евразийского и латиноамериканского интеграционных объединений. Под интеграционным объединением авторами понимается группа государств, объединенных на основе международного договора, для достижения целей интеграции. Предлагается разграничивать интеграционные объединения на союзы координационного и наднационального типов. В соответствии с выявленными признаками каждого из обозначенных видов интеграционных объединений делается вывод о том, что Организация американских государств является объединением координационного типа, МЕРКОСУР находится на переходном этапе от координационного к наднациональному интеграционному объединению, в Андском сообществе реализована наднациональная модель, а Евразийский экономический союз тяготеет к интеграционному объединению наднационального типа. Отмечается, что интеграционные объединения могут быть классифицированы также в зависимости от той или иной формы обеспечения экономической интеграции (зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз и др.). Основными формами латиноамериканской экономической интеграции являются зона свободной торговли и таможенный союз, в то время как общий рынок - формирующееся явление. Евразийская экономическая интеграция осуществляется в формах таможенного союза, единого экономического пространства и построения общего рынка. Выявлена тенденция образования новых форм и видов не только межгосударственных интеграционных объединений, но и сотрудничества между ними, в частности, в форме "мегаобъединения" (Южноамериканское сообщество наций). Определены пути дальнейшего развития интеграционных объединений на латиноамериканском и евразийском пространстве.
The article is devoted to the comparative analysis of the concept, types and forms of Eurasian and Latin-American integration associations. On the authors' mind the integration association is the group of states united on the basis of an international treaty to achieve the integration goals. It is proposed to distinguish between the integration associations of the coordination and supranational types. According to the identified features of each of the indicated types of integration associations the authors conclude that the Organization of American States is the union of the coordination type, the MERCOSUR is in transition from coordination to supranational integration association, in the Andean Community the supranational model is implemented, and the Eurasian Economic Union tends to the supranational association. It is noted that integration associations can be also classified depending on the different forms of economic integration (free trade area, customs union, common market, economic union, etc.). The main forms of the Latin-American economic integration are free trade area and customs union, while the common market is still developing. The forms of the Eurasian economic integration are the customs union, the common economic space, forming common market. A trend of formation of new forms and types of inter-state integration associations and cooperation between them, particularly in the form of a mega-association (Union of South American Nations) is revealed. The ways of further development of the integration associations in Latin America and Eurasia are marked.
Ключевые слова: интеграция, координационное объединение, наднациональное объединение, таможенный союз, общий рынок, зона свободной торговли, экономический союз, единое экономическое пространство, Организация американских государств, МЕРКОСУР, Андское сообщество, Карибское сообщество, Южноамериканское сообщество наций, Всеамериканская зона свободной торговли, Евразийский экономический союз.
Keywords: integration, coordination association, supranational association, customs union, common market, free trade area, economic union, common economic space, the Organization of American States, the MERCOSUR, the Andean Community, the Carribean Community, Union of South American Nations, Free Trade Area For Americas, the Eurasian Economic Union.
Понятия, виды и формы евразийского и латиноамериканского интеграционных объединений (сравнительно-правовой анализ)
Авторы:
Е.Е. Рафалюк - кандидат юридических наук, советник экспертно-аналитического отдела Секретариата Суда Евразийского экономического союза
М.В. Залоило - кандидат юридических наук, старший научный сотрудник отдела теории законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
Н.В. Власова - научный сотрудник отдела международного частного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
"Журнал российского права", 2016, N 1