У меня есть подписанная должностная инструкция из 18 пунктов обязанностей, 14 пунктов ответственности (8 пунктов - сотрудник несет ответственность за: ..., и 6 пунктов - сотрудник обязан: ...). В пункте 5 ответственности указано следующее: несвоевременное выполнение или невыполнение приказов и распоряжений непосредственного руководителя и директора подразделения. Что считать таковыми приказами и распоряжениями и в какой форме они должны быть предоставлены? Например, у меня в основных обязанностях должностной инструкции (ДИ) нет ни слова о том, что я обязан своевременно читать, ознакамливаться и реагировать на письма, полученные по электронной почте. Компанией выдан ноутбук, для этих целей. Моя работа носит разъездной характер (это прописано в трудовом договоре). В планируемые мною офисные дни, я ознакамливаюсь с входящей почтой. Правомерны ли действия руководителя, который принуждает меня ежедневно читать входящую почту? Кроме того, руководитель составляет план работ на день, в котором нет отражения данного задания. Я считаю, что так как данная функция (обязанность) не прописана у меня в должностной инструкции, то исполнять ее я вправе на свое усмотрение, даже при распоряжении руководителя. Так ли это? Еще один момент, который вызывает спор - это вменение в обязанность дополнительных функций. В соответствии с должностной инструкции я должен проводить аудит торговых точек на предмет соблюдения договоренностей контракта и заполнять соответствующий бланк аудита. Я это делаю постоянно. Однако руководитель принуждает к тому, чтобы я проводил фотографирование торговых точек изнутри, хотя договоренностей с самим торговыми точками на право съемки нет. Являются ли подобного рода распоряжения или указания легетимными и необходимыми к исполнению? Являются ли запросы по средствам электронной почты юридически обоснованными? Например: руководитель присылает требование о предоставлении объяснений в электронном виде, но не подписывает его (т.е. это Word - документ без подписи, не скан-копия). То же самое касается и предоставления плана работ в электронном виде. Раньше план работ давался под роспись и ознакомление.
Трудовое законодательство не устанавливает деления должностных обязанностей на основные и дополнительные. При этом для выполнения должностных обязанностей, определенных трудовым договором (должностной инструкцией) работнику может понадобиться совершить не одно действие, а несколько с учетом требований законодательства, локальных нормативных актов, поручений руководителя. Обязанность по прочтению входящей почты не может рассматриваться как должностная обязанность, которая должна быть установлена в трудовом договоре (должностной инструкции). Учитывая характер Вашей работы, взаимодействие с работодателем (его представителем - непосредственным руководителем) по электронной почте надо рассматривать как один из способов взаимодействия.
Если рассматривать приказы и распоряжения, как локальные нормативные акты, которые издаются работодателем (а также уполномоченными им лицами) и непосредственно связаны с трудовой деятельностью работника, то с такими приказами и распоряжениями работодатель обязан знакомить работников под роспись.
Если под приказами и распоряжениями понимаются поручения руководителя, в подчинении которого Вы находитесь, то полагаем, что, с учетом характера Вашей работы, такие поручения могут быть даны Вам в любой форме (устно, по электронной почте и т.д.). Для взаимодействия с руководителем, в подчинении которого Вы находитесь, может использоваться любой способ связи, в том числе, электронная почта. Все это при условии, если форма поручения и способ связи не зафиксирован в Вашем трудовом договоре (должностной инструкции), а также в локальных нормативных актах работодателя.
В рамках должностной обязанности по проведению аудита торговых точек работодатель вправе определить в локальном акте правила проведения аудита торговых точек, закрепив в нем необходимость фотографирования (если это не противоречит требованиям законодательства и правам третьих лиц). Если фотографирование торговых точек не относится к аудиту (к обязанности, закрепленной в должностной инструкции) и нигде не закреплено, то фотографирование можно рассматривать, как дополнительную обязанность, не закрепленную в трудовом договоре (должностной инструкции). Работодателю запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором (должностной инструкцией).
Для более точного ответа на Ваши вопросы необходимо ознакомиться со всеми документами, связанными с Вашей трудовой деятельностью.
Если Вы считаете, что Ваши права нарушены, то за защитой своих прав Вы вправе обратиться в территориальный орган Роструда - государственную инспекцию труда (в том числе через данный ресурс), а также в суд.
Правовое обоснование:
В соответствии с ч. 2 ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в том числе, условия о трудовой функции (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы).
Согласно ч. 2 ст. 21 ТК РФ работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором.
Запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 60 ТК РФ).
В соответствии со ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
В случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).
Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан, в том числе, знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.
Согласно ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) и ее территориальными органами (государственными инспекциями труда). За защитой своих трудовых прав работник может обратиться в государственную инспекцию труда по месту нахождения работодателя, в том числе через данный ресурс.
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки (ч. 1 ст. 392 ТК РФ). При пропуске по уважительным причинам сроков они могут быть восстановлены судом. Трудовые споры рассматриваются районными (городскими) судами по месту нахождения работодателя.
При этом необходимо иметь в виду, что государственный инспектор труда не вправе выдавать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению, по искам, принятым к рассмотрению судом, или вопросам, по которым имеется решение суда (ч. 2 ст. 357 ТК РФ). Таким образом, подавая иск в суд, работник утрачивает возможность защиты своих трудовых прав посредством обращения в государственную инспекцию труда.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.