Комментарий к Указанию Центрального банка Российской Федерации от 11.12.2015 N 3894-У "О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России"
М.В. Подкопаев,
редактор журнала "Акты и комментарии для бухгалтера"
Журнал "Акты и комментарии для бухгалтера", N 2, февраль 2016 г., с. 30-33.
Один из основных документов, которым в настоящее время руководствуется Банк России, - Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов*(1). Документ такого рода обновляется ЦБ РФ ежегодно.
В Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов*(2), которыми Банк России руководствовался ранее, было установлено, что в качестве основного индикатора направленности денежно-кредитной политики он намерен использовать ключевую ставку, а не ставку рефинансирования.
В этих целях Банк России наметил к 01.01.2016 скорректировать ставку рефинансирования до уровня ключевой ставки.
К сведению. Ключевая ставка Банка России - это процентная ставка по основным его операциям по регулированию ликвидности банковского сектора, сейчас она является базовым индикатором денежно-кредитной политики в стране. Введена с 13.09.2013.
Данное намерение Банком России выполнено. Указанная корректировка произошла путем приравнивания с 01.01.2016 значения ставки рефинансирования к значению ключевой ставки. Результатом стало довольно резкое повышение значения ставки рефинансирования. Ведь это значение не менялось довольно долго и до 01.01.2016 составляло 8,25%. Такое значение показателя было установлено согласно Указанию ЦБ РФ от 13.09.2012 N 2873-У. А вот величина ключевой ставки активно корректируется и по состоянию на 01.01.2016 составила 11% (Информация ЦБ РФ от 31.07.2015).
Несмотря на такую политику Банка России, законодатели не торопятся учесть сказанное выше в законодательстве, в том числе налоговом. В НК РФ в большинстве случаев для различных расчетов применяется именно ставка рефинансирования. И налогоплательщикам надо учесть ее такое существенное повышение.
Например, согласно п. 4 ст. 75 НК РФ процентная ставка пени, которая является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, принимается равной 1/300 действующей в период просрочки их уплаты ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Следовательно, до 01.01.2016 указанная процентная ставка была равна 0,0275% (8,25% / 300). Такова доля пени от суммы задолженности за каждый день просрочки. С 01.01.2016 эта доля вырастет до 0,0367% (11% / 300).
При предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога в соответствии со ст. 64 НК РФ в определенных случаях на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования. Эти случаи перечислены в пп. 3, 4 и 5 п. 2 указанной статьи:
- если есть угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;
- имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носят сезонный характер.
Данный показатель является регулятором при предоставлении и пользовании инвестиционным кредитом согласно ст. 66-68 НК РФ.
В то же время повышение ставки рефинансирования окажется в пользу налогоплательщика, которому налоговый орган:
- выплачивает проценты в связи с неправомерным вынесением решения о приостановлении операций по расчетному счету налогоплательщика (абз. 3 п. 9.2 ст. 76 НК РФ);
- возвращает сумму излишне уплаченного или излишне взысканного налога с нарушением установленных сроков (п. 10 ст. 78, п. 5 ст. 79 НК РФ);
- направляет уведомления о возможности симметричных корректировок по контролируемым сделкам (п. 5 ст. 105.18 НК РФ);
- возвращает суммы НДС после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, с нарушением сроков, предусмотренных п. 10 ст. 176 и п. 10 ст. 176.1 НК РФ (аналогично в отношении акцизов согласно п. 7 ст. 203.1 НК РФ).
Но в соответствии с п. 17 ст. 176.1 НК РФ, если сумма налога, возмещенная налогоплательщику в заявительном порядке, превышает сумму налога, подлежащую возмещению по результатам камеральной налоговой проверки, налоговый орган принимает решение о возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период пользования бюджетными средствами (аналогично в отношении акцизов на основании п. 14 ст. 203.1 НК РФ).
Согласно ст. 133 НК РФ с банка можно взыскать штраф в случае нарушения с его стороны срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента, местной администрации или организации федеральной почтовой связи о перечислении налога (сбора), авансового платежа, пеней*(3). Штраф равен 1/150 ставки рефинансирования за каждый календарный день просрочки.
Используется ставка рефинансирования и непосредственно при расчете налогов. Так, согласно пп. 3 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы полученных в виде процента (дисконта) по полученным в счет платы за реализованные товары (работы, услуги) облигациям и векселям, процента по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии со ставками рефинансирования ЦБ РФ, действовавшими в периодах, за которые производится расчет процента.
Участвует ставка рефинансирования в расчете в целях исчисления НДФЛ:
- с материальной выгоды, предусмотренной в пп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ (пп. 1 п. 2 данной статьи);
- с налоговой базы по договорам добровольного страхования жизни, предусмотренным пп. 2 п. 1 ст. 213 НК РФ;
- с суммы процентов, уплаченных налогоплательщиком по кредитам и займам, полученным для совершения сделок с ценными бумагами (пп. 11 п. 10 ст. 214.1 НК РФ);
- с доходов в виде процентов, получаемых по вкладам физических лиц в банках, находящихся на территории РФ (ст. 214.2 НК РФ)
- с доходов в виде платы за использование денежных средств членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), процентов за использование сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом средств, привлекаемых в форме займов от членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива или ассоциированных членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива (ст. 214.2.1 НК РФ);
- при определении налоговой базы по операциям РЕПО (ст. 214.3 и 214.4 НК РФ);
- при возврате налоговым агентом налогоплательщику излишне удержанной суммы НДФЛ с нарушением срока, предусмотренного п. 1 ст. 231 НК РФ.
Подобные нормы, связанные с расчетами, установленными исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, есть, например, и в Федеральном законе от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Таким образом, налогоплательщикам (плательщикам) страховых взносов надо учесть в своем налогом планировании указанное повышение с 01.01.2016 ставки рефинансирования.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Опубликованы в издании "Вестник Банка России", N 108, 30.11.2015.
*(2) Опубликованы в издании "Вестник Банка России", N 67, 26.11.2013.
*(3) Согласно п. 2 ст. 60 НК РФ в общем случае этот срок составляет один операционный день, следующий за днем получения поручения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"