Комментарий к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 23.09.2015 N 148н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 г. N 107н"
А.Б. Сухов,
эксперт журнала "Акты и комментарии для бухгалтера"
Журнал "Акты и комментарии для бухгалтера", N 2, февраль 2016 г., с. 87-92.
Бухгалтеры знают, что платежки на перечисление налогов и вообще на перечисление денежных средств в бюджет надо правильно заполнять, иначе платеж может не дойти до назначения и добросовестный плательщик налогов против своего желания окажется должником. Поэтому надо хорошо знать правила их заполнения.
В настоящее время такие правила установлены Приказом Минфина России от 12.11.2013 N 107н "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации"*(1) (далее - Приказ Минфина России N 107н).
В эти правила внесены изменения Приказом Минфина России от 23.09.2015 N 148н*(2) (далее - Приказ Минфина России N 148н). Данный приказ опубликован на портале www.pravo.gov.ru 02.12.2015 и вступил в силу в целом с 13.12.2015. Однако основные его положения согласно п. 2 Приказа Минфина России N 148н будут применяться с 28.03.2016, о них мы и расскажем в статье.
Приложение 1 "Правила указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему российской Федерации"
Данное приложение устанавливает порядок указания (заполнения) информации в реквизитах "ИНН плательщика", "КПП плательщика", "Плательщик", "ИНН получателя средств", "КПП получателя средств" и "Получатель" при составлении распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ на счета, открытые органам Федерального казначейства в подразделениях Банка России на балансовом счете 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации".
В пункте 3 этого приложения уточнен порядок заполнения ИНН и КПП. Для указания первого из этих реквизитов отводится 12 знаков. Но такое количество знаков в ИНН бывает только у физических лиц. У юридических лиц, зарегистрированных в российских налоговых органах, их 10.
Поясняется, что первый и второй знаки (цифры) ИНН плательщика или получателя не могут одновременно принимать значение ноль (0). Иначе говоря, этот реквизит юридическое лицо заполняет начиная с самого первого знака. Например:
1 | 0 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 | 0 |
Кроме того, теперь учтена ситуация, когда у иностранной организации, проводящей платежи в бюджет, отсутствует ИНН. В то же время ей может быть присвоен код (речь, очевидно, идет о КИО), состоящий из пяти знаков, он и указывается вместо ИНН.
Уточнение, подобное тому, которое сделано для ИНН, коснулось и КПП. Этот реквизит имеет девять знаков, но уточняется, что первый и второй его знаки (цифры) не могут одновременно принимать значение ноль (0).
Приложение 2 "Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами"
Данное приложение устанавливает порядок заполнения полей 104-109, "Код" и "Назначение платежа" при составлении распоряжений о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ, администрируемых налоговыми органами.
В поле 101 распоряжения о перечислении указанных средств в бюджет отражается значение статуса плательщика. В частности, оно может быть следующее (приложение 5 к Приказу Минфина России N 107н):
- 09 - налогоплательщик (плательщик сборов) - индивидуальный предприниматель;
- 10 - налогоплательщик (плательщик сборов) - нотариус, занимающийся частной практикой;
- 11 - налогоплательщик (плательщик сборов) - адвокат, учредивший адвокатский кабинет;
- 12 - налогоплательщик (плательщик сборов) - глава крестьянского (фермерского) хозяйства;
- 13 - налогоплательщик (плательщик сборов) - иное физическое лицо - клиент банка (владелец счета);
- 14 - налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам.
Теперь установлено, что если при составлении названных в приложении 2 к Приказу Минфина России N 107н распоряжений в поле 101 отражен один из этих статусов и одновременно в реквизите "Код" отсутствует уникальный идентификатор начисления (УИН), то ИНН в отведенном для него поле обязательно должен быть указан.
Что касается указания УИН в реквизите "Код", то значение, состоящее из одного знака, а именно 0, может отражаться в этом поле, только если УИН отсутствует. Если он имеется, то все его знаки одновременно не могут принимать значение 0 (п. 12 приложения 2 к Приказу Минфина России N 107н).
Согласно п. 9 приложения 2 к Приказу Минфина России N 107н в поле 108 распоряжения о переводе денежных средств указывается номер документа, который является основанием платежа. Определено, что при уплате текущих платежей или добровольном погашении задолженности при отсутствии требования налогового органа об уплате налога (сбора) (показатель основания платежа согласно п. 7 приложения имеет значение "ТП" или "ЗД") в показателе номера документа ставится ноль (0).
Теперь уточнено, что это значение номера документа надо указывать и при уплате текущих платежей на основании налоговой декларации (расчета).
Приложение 3 "Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами"
Данное приложение устанавливает порядок указания информации в полях 104-109, "Код" и "Назначение платежа" при составлении распоряжений о переводе денежных средств в уплату таможенных платежей и иных платежей, администрируемых таможенными органами.
В этом случае в поле 106 распоряжения о переводе денежных средств указывается значение основания платежа. Некоторые из этих значений, которые приведены в п. 7 приложения 3 к Приказу Минфина России N 107н, имеют исключения. Приведем их:
- "ДЕ" - декларация на товары;
- "ПО" - таможенный приходный ордер;
- "КТ" - корректировка декларации на товары;
- "ТУ" - требование об уплате таможенных платежей.
Эти значения основания платежа не ставятся, если платежи по названным декларациям на товары, таможенным приходным ордерам, корректировкам декларации на товары, требованиям об уплате таможенных платежей производятся плательщиками таможенных пошлин, налогов - юридическими или физическими лицами в соответствии со ст. 114-116 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" с использованием электронных терминалов, платежных терминалов и банкоматов.
Если эти устройства используются, то надо указать такие новые основания платежа:
- "ДК" - декларация на товары;
- "ПК" - таможенный приходный ордер;
- "КК" - корректировка декларации на товары;
- "ТК" - требование об уплате таможенных платежей.
В поле 101 распоряжения о перечислении названных средств в бюджет отражается значение статуса плательщика. В частности, оно может быть следующее (приложение 5 к Приказу Минфина России N 107н):
- 03 - организация федеральной почтовой связи, составившая распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица;
- 16 - участник внешнеэкономической деятельности - физическое лицо;
- 19 - организации и их филиалы, составившие распоряжение о переводе денежных средств, удержанных из заработной платы (дохода) должника - физического лица в счет погашения задолженности по платежам в бюджетную систему РФ на основании исполнительного документа, направленного в организацию в установленном порядке;
- 20 - кредитная организация (филиал кредитной организации), платежный агент, составившие распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица.
Теперь установлено, что если при составлении названных в приложении 3 к Приказу Минфина России N 107н распоряжений в поле 101 отражен один из этих статусов и одновременно в реквизите "Код" отсутствует уникальный идентификатор начисления (УИН), то ИНН в отведенном для него поле обязательно должен быть указан.
Что касается указания УИН в реквизите "Код", то значение, состоящее из одного знака, а именно 0, может отражаться в этом поле, только если УИН отсутствует. Если он имеется, то все его знаки одновременно не могут принимать значение 0 (п. 12 приложения 3 к Приказу Минфина России N 107н).
Приложение 4 "Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (за исключением платежей, администрируемых налоговыми и таможенными органами)"
Это приложение устанавливает порядок указания информации в полях 104-109, "Код" и "Назначение платежа" при составлении распоряжений о переводе денежных средств в уплату страховых взносов, а также иных платежей (за исключением платежей, администрируемых налоговыми и таможенными органами) в бюджетную систему РФ.
Согласно п. 6 данного приложения идентификатор сведений о физическом лице отражается в поле 108 в случае указания в реквизите 101 одного из статусов - 03, 19, 20, 24. Здесь отметим, что статус 24 отражается плательщиком - физическим лицом, осуществляющим перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ.
При этом до идентификатора сведений о физическом лице указывается двузначное значение типа идентификатора сведений о физическом лице, которое зависит от документа, идентифицирующего физическое лицо. В дополнение к уже имеющимся типам идентификатора сведений о физическом лице добавлены 25 - охотничий билет и 26 - разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия.
Теперь установлено, что если при составлении названных в приложении 4 к Приказу Минфина России N 107н распоряжений в поле 101 указан один из вышеприведенных статусов (03, 19, 20, 24) и одновременно в реквизите "Код" отсутствует уникальный идентификатор начисления (УИН), то ИНН в отведенном для него поле обязательно должен быть отражен.
Что касается указания УИН в реквизите "Код", то значение, состоящее из одного знака, а именно 0, может отражаться в этом поле, только если УИН отсутствует. Если он имеется, то все его знаки одновременно не могут принимать значение 0 (п. 7 приложения 4 к Приказу Минфина России N 107н).
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Доведен до территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 09.12.2015 N ЗН-4-1/21600@.
*(2) С приложением к данному приказу можно ознакомиться на сайте www.audar-info в рубрике "Нормативные документы".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"