Может ли и в каком случае муниципальное автономное учреждение осуществлять иные виды приносящей доход деятельности, не предусмотренные его уставными документами?
А.И. Бирюков,
к.э.н., профессор Финансового университета
при Правительстве РФ, советник Управления
внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности
деятельности Федерального казначейства
Журнал "Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 1, январь-февраль 2016 г., с. 55-58.
Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано (ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 174-ФЗ*(1)).
Кроме того, согласно положениям ст. 298 ГК РФ и ст. 2 Федерального закона N 174-ФЗ автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Доходы, полученные от такой деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения и используются им для достижения целей, ради которых оно создано.
Примечание. Муниципальные автономные учреждения на основании п. 4 ст. 66 ГК РФ, п. 1 ст. 123.22 ГК РФ могут быть участниками хозяйственных обществ.
В абзаце 2 п. 6 ст. 66 ГК РФ указано, что учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере с разрешения собственника имущества учреждения, если иное не установлено законом. Вкладом участника хозяйственного товарищества или общества в его имущество могут быть денежные средства, вещи, доли (акции) в уставных (складочных) капиталах других хозяйственных товариществ и обществ, государственные и муниципальные облигации (п. 1 ст. 66.1 ГК РФ).
Обществом с ограниченной ответственностью признается (ч. 1 ст. 87 ГК РФ) хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.
Согласно ст. 49 ГК РФ, п. 2 ст. 2 Федерального закона N 14-ФЗ*(2) ООО может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (ст. 52 ГК РФ), и нести связанные с этой деятельностью обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определено ограниченным уставом общества. Доля автономного учреждения в уставном капитале ООО подлежит государственной регистрации на основании ст. 8.1 ГК РФ.
Примечание. Виды деятельности, которые будет осуществлять ООО, указываются при его регистрации.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона N 174-ФЗ автономное учреждение вправе с согласия своего учредителя вносить закрепленное (или приобретенное за счет средств, выделенных учредителем) за учреждением недвижимое имущество, а также ценное движимое имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника. Исключение составляют объекты культурного наследия народов РФ, предметы и документы, входящие в состав Музейного фонда РФ, Архивного фонда РФ, национального библиотечного фонда.
Поэтому передача недвижимого и движимого имущества муниципальным автономным учреждением в уставный капитал ООО с согласия учредителя не противоречит действующему законодательству.
Кроме того, в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 11 Федерального закона N 174-ФЗ предложения руководителя автономного учреждения об участии автономного учреждения в других юридических лицах, в том числе о внесении денежных средств и иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или передаче такого имущества иным образом другим юридическим лицам, в качестве учредителя или участника относятся к компетенции наблюдательного совета.
Следовательно, муниципальное автономное учреждение может стать участником (учредителем) ООО с согласия учредителя (собственника их имущества) после предварительного согласования с наблюдательным советом.
Примечание. В общем случае право автономного учреждения по распоряжению муниципальным имуществом, закрепленным за учреждением на праве оперативного управления, ограничено необходимостью получения согласия собственника на отчуждение такого имущества.
Таким образом, через участие в ООО муниципальное автономное учреждение может участвовать в приносящей доход деятельности, предусмотренной уставом ООО.
1 января 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
*(2) Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"