Таможенные сборы в Российской Федерации
В. Сбежнев,
к.ю.н., доцент кафедры государственно-правовых
дисциплин юридического института ГБОУ ВПО МГПУ
Журнал "Налоговый вестник", N 1, январь 2016 г., с. 88-94.
Таможенные сборы занимают особое место в системе таможенных платежей. Посредством их взимания государство не только обеспечивает поступления в бюджетную систему, компенсирует затраты на совершение соответствующих юридически значимых действий, но и стимулирует определенное поведение участников внешнеторговой деятельности.
Таможенные сборы предусмотрены Таможенным кодексом Таможенного союза (далее - ТК ТС)*(1) как разновидность таможенных платежей (п. 1 ст. 70 ТК ТС). Следует учитывать, что система таможенных сборов, взимаемых в государствах - членах ТС, может различаться, поскольку ТК ТС регулирует только общие вопросы установления и взимания таможенных сборов. Так, согласно п. 2 ст. 72 ТК ТС виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств - членов ТС.
Рассмотрим таможенные сборы, предусмотренные Законом о таможенном регулировании в РФ*(2).
В п. 1 ст. 123 Закона о таможенном регулировании в РФ закреплены действия, за которые в Российской Федерации взимаются таможенные сборы: за совершение таможенными органами действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, хранением товаров.
Согласно п. 2 ст. 123 Закона о таможенном регулировании в РФ система таможенных сборов включает:
1) таможенные сборы за совершение действий, связанных с выпуском товаров (далее - таможенные сборы за таможенные операции);
2) таможенные сборы за таможенное сопровождение;
3) таможенные сборы за хранение.
Элементы обложения указанными сборами определены в Законе о таможенном регулировании в РФ (глава 14) и в постановлении Правительства РФ от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенные операции"*(3) (далее - постановление Правительства РФ).
Закон о таможенном регулировании в РФ признает в качестве плательщиков таможенных сборов за таможенные операции и за таможенное сопровождение лиц, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, то есть согласно ст. 114 Закона о таможенном регулировании в РФ - на декларанта или иных лиц, на которых возложена такая обязанность в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств - членов ТС и Законом о таможенном регулировании в РФ.
Такими образом, по общему правилу, плательщиком таможенных сборов за таможенные операции и за таможенное сопровождение признается декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (подп. 6 п. 1 ст. 4 ТК ТС).
Обязанность по уплате указанных таможенных сборов может быть возложена и на других лиц. Например, согласно п. 6 ст. 60 Закона о таможенном регулировании в РФ при декларировании товаров и (или) их выпуске таможенный представитель несет солидарную с декларантом или иными представляемыми им лицами обязанность по уплате таможенных платежей в полном размере суммы подлежащих уплате таможенных платежей вне зависимости от условий договора таможенного представителя с декларантом и иными представляемыми им лицами.
Обратите внимание! В качестве декларанта могут выступать как организации, так и физические лица. Для последних (в случае перемещения ими товаров для личного пользования) устанавливаются таможенные льготы и упрощения. Например, для них предусмотрена упрощенная - пассажирская таможенная декларация, а также пониженная ставка таможенных сборов за таможенные операции - 250 руб. (п. 4 постановления Правительства РФ).
Плательщиками таможенных сборов за хранение являются лица, поместившие товары на склад временного хранения таможенного органа (п. 2 ст. 124 Закона о таможенном регулировании в РФ).
По общему правилу, обязанность по исчислению сумм таможенных сборов возлагается на плательщиков таможенных сборов.
Следует отметить, что возложение обязанности по исчислению обязательных платежей на какое-либо лицо означает, что такое лицо несет ответственность за правильность исчисления сумм соответствующих платежей.
В отдельных случаях обязанность по исчислению сумм таможенных сборов возлагается на таможенные органы. Так, согласно п. 2 ст. 125 Закона о таможенном регулировании в РФ таможенные сборы исчисляются таможенными органами в следующих случаях:
- при выставлении требований об уплате таможенных платежей;
- при исчислении таможенных сборов в отношении товаров для личного пользования.
Суммы таможенных сборов исчисляются в валюте Российской Федерации. Напомним, что согласно подп. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" под валютой Российской Федерации понимаются:
а) денежные знаки в виде банкнотов и монет Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах.
Если для целей исчисления сумм таможенных сборов требуется произвести пересчет иностранной валюты, применяется курс иностранной валюты к валюте Российской Федерации, устанавливаемый Центральным банком РФ и действующий на день регистрации таможенной декларации таможенным органом.
Особого внимания заслуживают ставки таможенных сборов.
Закон о таможенном регулировании в РФ устанавливает ставки следующих таможенных сборов:
- за таможенное сопровождение (п. 5 ст. 130 Закона о таможенном регулировании в РФ);
- за хранение на складе временного хранения таможенного органа (п. 6 ст. 130 Закона о таможенном регулировании в РФ).
Ставки таможенных сборов за таможенное сопровождение дифференцируются в зависимости от вида транспортного средства, а для автомобильного и железнодорожного транспорта - также в зависимости расстояния, на которое осуществляется сопровождаемая перевозка товаров.
Согласно п. 5 ст. 130 Закона о таможенном регулировании в РФ таможенные сборы за таможенное сопровождение уплачиваются в следующих размерах:
1) за осуществление таможенного сопровождения каждого автотранспортного средства и каждой единицы железнодорожного подвижного состава на расстояние:
а) до 50 км включительно - 2 000 рублей;
б) от 51 до 100 км включительно - 3 000 рублей;
в) от 101 до 200 км включительно - 4 000 рублей;
г) свыше 200 км - 1 000 рублей за каждые 100 километров пути, но не менее 6 000 рублей;
2) за осуществление таможенного сопровождения каждого водного или воздушного судна - 20 000 рублей независимо от расстояния перемещения.
Таможенные сборы за хранение на складе временного хранения таможенного органа уплачиваются в размере 1 рубля с каждых 100 килограммов веса товаров в день, а в специально приспособленных (обустроенных и оборудованных) для хранения отдельных видов товаров помещениях - 2 рублей с каждых 100 килограммов веса товаров в день (п. 6 ст. 130 Закона о таможенном регулировании в РФ). При этом неполные 100 килограммов веса товаров приравниваются к полным 100 килограммам, а неполный день - к полному.
Ставки таможенных сборов за таможенные операции устанавливаются Правительством РФ (п. 1 ст. 130 Закона о таможенном регулировании в РФ). В настоящее время они установлены указанным выше постановлением Правительства РФ. Закон о таможенном регулировании в РФ устанавливает ограничения размеров таможенных сборов за таможенные операции: их размер ограничивается примерной стоимостью услуг таможенных органов и не может превышать 100 000 рублей. Таможенным кодексом ТС предусмотрено ограничение размера таможенных сборов только примерной стоимостью затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор (п. 3 ст. 72 ТК ТС).
Следует обратить внимание, что согласно пп. 3 и 4 ст. 130 Закона о таможенном регулировании в РФ ставки таможенных сборов за таможенные операции не могут зависеть от стоимости перемещаемых товаров в следующих случаях:
- при вывозе из Российской Федерации товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами;
- при декларировании товаров с подачей временной таможенной декларации.
Во всех остальных случаях возможно дифференцирование ставок сборов за таможенные операции в зависимости от стоимости перемещаемых товаров.
Исходя из положений Закона о таможенном регулировании в РФ и постановления Правительства РФ, можно сделать вывод, что обложение таможенными сборами за таможенные операции дифференцируется по следующим критериям:
- стоимость ввозимых товаров (п. 1 постановления Правительства РФ);
- используемая таможенная процедура (п. 6 постановления Правительства РФ);
- субъект, перемещающий товар и цель перемещения товаров (п. 4 постановления Правительства РФ);
- вид перемещаемого товара (пп. 3, 5, 6 постановления Правительства РФ);
- вид используемой таможенной декларации (п. 7(1) постановления Правительства РФ);
- обложение таможенными пошлинами и налогами (п. 7(3) постановления Правительства РФ);
- форма декларирования (п. 7(4) постановления Правительства РФ).
В отношении большинства товаров, перемещаемых участниками внешнеторговой деятельности в коммерческих целях, а также легковых автомобилей, классифицируемых в товарной "позиции 8703" единой ТН ВЭД ТС, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, постановление Правительства РФ предусматривает ставки таможенных сборов за таможенные операции в зависимости от стоимости перемещаемых товаров. Причем устанавливается прогрессивная шкала обложения (п. 1 постановления Правительства РФ):
- 500 рублей - за таможенные операции в отношении товаров, таможенная стоимость которых не превышает 200 тыс. рублей включительно;
- 1 тыс. рублей - за таможенные операции в отношении товаров, таможенная стоимость которых составляет 200 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 450 тыс. рублей включительно;
- 2 тыс. рублей - за таможенные операции в отношении товаров, таможенная стоимость которых составляет 450 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 1 200 тыс. рублей включительно;
- 5,5 тыс. рублей - за таможенные операции в отношении товаров, таможенная стоимость которых составляет 1 200 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 2 500 тыс. рублей включительно;
- 7,5 тыс. рублей - за таможенные операции в отношении товаров, таможенная стоимость которых составляет 2 500 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 5 000 тыс. рублей включительно;
- 20 тыс. рублей - за таможенные операции в отношении товаров, таможенная стоимость которых составляет 5 000 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 10 000 тыс. рублей включительно;
- 30 тыс. рублей - за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых составляет 10 000 тыс. рублей 1 копейку и более.
Из приведенных положений видно, что с ростом стоимости перемещаемых товаров ставка сбора плавно возрастает. При этом она составляет не более 0,5% от стоимости перемещаемых товаров (за исключением минимальной ставки 500 руб. в отношении товаров, стоимость которых не превышает 200 000 руб.).
Очевидно, что в ряде случаев оформление товаров с высокой стоимостью оказывается более выгодным (это в значительной степени проявляется в отношении товаров, таможенная стоимость которых составляет 10 000 тыс. рублей 1 копейку и более). Таким образом, таможенные сборы за таможенные операции стимулируют оформление больших партий товаров.
Поскольку в соответствии с п. 3 ст. 72 ТК ТС и п. 2 ст. 130 Закона о таможенном регулировании в РФ размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор, можно сделать вывод, что государство распределяет эту стоимость между участниками внешнеэкономической деятельности в зависимости от стоимости перемещаемых товаров и, соответственно, уровня риска. При этом на одну декларацию приходится стоимость услуг, составляющая не менее 500 руб. и не более 30 000 руб.
Очевидно, что затраты таможенных органов на совершение таможенных операций зависят от многих факторов: количества перемещаемых товаров, вида используемого транспортного средства и др. Выбор в качестве основного критерия дифференцирования ставок таможенных сборов за таможенные операции стоимости перемещаемых товаров можно объяснить тем, что стоимость товаров полнее отражает экономические характеристики соответствующей коммерческой операции, а также масштаб оказанных государством услуг.
То же можно сказать и о таможенных сборах за хранение, величина которых привязана к весу товаров, размещаемых на складе временного хранения таможенных органов, а также к виду склада (но не занимаемой площади, количеству грузовых мест и другим характеристикам).
Спецификой таможенных сборов за таможенные операции является применение в ряде случаев специального порядка исчисления.
Анализ норм постановления Правительства РФ позволяет сделать вывод, что ставки, установленные п. 1 постановления Правительства РФ, являются основными. При этом базой обложения является стоимость перемещаемых товаров.
Обратите внимание! В некоторых случаях устанавливаются специальные ставки, суммы сбора, а также база обложения (пп. 3-7(4) постановления Правительства РФ). Так, например, п. 3 постановления Правительства РФ устанавливает, что при совершении таможенных операций в отношении ввозимых на территорию Российской Федерации и вывозимых с территории Российской Федерации ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются в размере 500 рублей в отношении партии ценных бумаг, оформленных по одной таможенной декларации.
Согласно п. 7(1) постановления Правительства РФ при подаче временной таможенной декларации на товары, к которым применяется временное периодическое таможенное декларирование, таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются по ставке 5 тыс. рублей. При последующей подаче таможенному органу полной таможенной декларации на те же товары таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются по ставкам, установленным п. 1 постановления Правительства РФ.
Исходя из положений постановления Правительства РФ, можно сделать вывод, что в качестве базы обложения могут использоваться:
- партия ценных бумаг, оформленных по одной таможенной декларации (п. 3);
- единица воздушного, морского, речного смешанного (река-море) плавания судна (ввозимого в Российскую Федерацию и вывозимого из Российской Федерации в качестве товаров в соответствии с таможенными процедурами временного ввоза (допуска), временного вывоза, переработки на таможенной территории и переработки вне таможенной территории (если операцией по переработке является ремонт такого судна), а также при завершении действия таможенных процедур временного ввоза (допуска) помещением под таможенную процедуру реэкспорта, временного вывоза помещением под таможенную процедуру реимпорта, переработки на таможенной территории помещением продуктов переработки под таможенную процедуру реэкспорта, переработки вне таможенной территории помещением продуктов переработки под таможенную процедуру реимпорта либо помещением продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (п. 6));
- совокупность товаров (при перемещении товаров физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (в том числе товаров, пересылаемых в адрес физического лица, не следующего через границу РФ), за исключением автомобилей легковых, классифицируемых в товарной "позиции 8703" единой ТН ВЭД ТС (п. 4); при временном периодическом таможенном декларировании (п. 7(1)); при перемещении товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами (п. 7(3)).
Особого внимания заслуживают положения п. 7(4) постановления Правительства РФ, который устанавливает, что при подаче декларации на товары в электронной форме применяются ставки таможенных сборов за таможенные операции в размере 75 процентов от ставок таможенных сборов за таможенные операции, установленных постановлением Правительства РФ.
Поскольку издержки на внедрение электронного документооборота достаточно высоки, можно сделать вывод, что таким образом государство стимулирует подачу таможенных деклараций в электронной форме. Исходя из приведенных выше положений п. 3 ст. 72 ТК ТС, можно сказать, что государство реализует стимулирующую функцию таможенных сборов исключительно за счет снижения ставок ниже примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение соответствующих действий.
Следует отметить, что в отдельных случаях декларант может освобождаться от уплаты таможенных сборов за таможенные операции (например, постановление Правительства РФ от 18.05.2011 N 387 "Об освобождении от уплаты таможенных сборов за таможенные операции при ввозе в Российскую Федерацию незарегистрированных лекарственных средств для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента, а также гемопоэтических стволовых клеток, костного мозга"; постановление Правительства РФ от 10.02.2011 N 63 "Об освобождении от уплаты таможенных сборов за совершение действий, связанных с выпуском товаров, при ввозе на территорию Российской Федерации уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции"; постановление Правительства РФ от 17.02.2005 N 85 "Об утверждении перечня профессионального оборудования для целей производства и выпуска средств массовой информации, в отношении которого не взимаются таможенные сборы за таможенные операции при помещении под таможенную процедуру временного вывоза, а также при завершении таможенной процедуры временного вывоза помещением товаров под таможенную процедуру реимпорта"). Установление ставок таможенных сборов за таможенные операции подзаконным актом обеспечивает оперативное изменение их величины с учетом экономической ситуации в пределах, установленных федеральным законом.
Согласно ст. 126 Закона о таможенном регулировании в РФ для целей исчисления сумм таможенных сборов применяются следующие ставки:
- таможенных сборов за таможенные операции - ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом;
- таможенных сборов за таможенное сопровождение - ставки, действующие на день регистрации транзитной декларации таможенным органом;
- таможенных сборов за хранение - ставки, действующие в период хранения товаров на складе временного хранения таможенного органа.
По общему правилу, уплата таможенных сборов осуществляется по правилам и в формах, которые установлены в отношении уплаты таможенных пошлин, налогов. Денежные средства поступают на счет Федерального казначейства. Физические лица могут уплачивать таможенные сборы в отношении товаров для личного пользования в кассу таможенного органа (п. 3 ст. 128 Закона о таможенном регулировании в РФ).
Таможенные сборы уплачиваются в следующие сроки (ст. 127 Закона о таможенном регулировании в РФ):
- за таможенные операции - одновременно с подачей таможенной декларации;
- за таможенное сопровождение - до начала фактического осуществления таможенного сопровождения;
- за хранение - до фактической выдачи товаров со склада временного хранения таможенного органа.
Законодательством предусмотрена возможность взыскания либо возврата таможенных сборов, которые согласно п. 1 ст. 129 Закона о таможенном регулировании в РФ осуществляются в соответствии с порядком, предусмотренным для взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов.
Если после регистрации таможенной декларации в ходе ее проверки осуществлена корректировка содержащихся в ней сведений, влияющих на величину таможенных сборов за таможенные операции, сумма таможенных сборов за таможенные операции, заявленная при декларировании товаров, не пересчитывается, дополнительное взыскание и возврат сумм таможенных сборов за таможенные операции не производятся (п. 2 ст. 129 Закона о таможенном регулировании в РФ).
В случае отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, а также отзыва таможенной декларации возврат таможенных сборов за таможенные операции не производится (п. 3 ст. 129 Закона о таможенном регулировании в РФ).
В заключение можно отметить, что таможенные сборы, являясь частью системы таможенных платежей, воздействуют на участников внешнеэкономических отношений, содействуя реализации государственной политики. Механизм обложения таможенными сборами имеет свою специфику, что должно учитываться при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org. Дата обращения 07.10.2015.
*(2) Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" // СЗ РФ, 29.11.2010, N 48, ст. 6252.
*(3) Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенные операции" // СЗ РФ, 03.01.2005, N 1 (часть 2), ст. 108.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1