Основные принципы службы в госучреждениях СССР в 20-30-х годах: идейное обоснование и законодательное воплощение
С.Е. Лазарев,
магистрант юридического факультета Орловского филиала
Российской академии народного хозяйства и государственной
службы при Президенте РФ, кандидат исторических наук
Журнал "Гражданин и право", N 2, февраль 2016 г.
В современном мире Российскому государству приходится сталкиваться с целым комплексом трудноразрешимых проблем. Для того чтобы выстоять, выдержать эти испытания, необходим крепкий государственный аппарат, каждый из сотрудников которого способен эффективно выполнять свои обязанности и решать не только текущие, но и перспективные задачи. Неудивительно, что в этой ситуации востребованным оказывается советский правовой и идеологический опыт. "Без творческого изучения прошлого опыта, теоретического наследия К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, И.В. Сталина и других исследователей-государственников нельзя рассчитывать на выработку научно обоснованной, социально направленной внешней и внутренней политики"*(1), - считают сибирские правоведы А.И. Киселев и Н.Н. Отмахова.
История и правовые основы прохождения службы в государственных учреждениях Советской России затрагивались в работах Т.Г. Архиповой и М.Ф. Румянцевой*(2), В.А. Фурсова*(3), А.В. Шибодоевой*(4), имеется немало научных исследований, посвященных проблеме правового регулирования трудовой дисциплины*(5). При работе над статьей использовались труды советских вождей - В.И. Ленина, И.В. Сталина, Н.И. Бухарина, с их видением основ построения государственного аппарата, тексты Конституции РСФСР 1918 г., УК РСФСР 1926 г., Конституции СССР 1936 г., законодательные и нормативно-правовые акты специальных органов власти.
Понятия государственная служба и государственный служащий применялись в специальной советской литературе. Например, в первом издании Большой Советской Энциклопедии под государственной службой понималась "служба в государственных учреждениях", юридически означающая "совокупность прав и обязанностей, определяющих положение работников государственного аппарата"*(6). Вместе с тем понятие "государственный служащий" отождествлялось с понятиями "бюрократ", "чиновник", к которым в советском обществе сформировалось негативное отношение*(7). Так, И.В. Сталин отождествлял бюрократизм с "волокитой и канцелярщиной"*(8) и призывал превратить советское руководство из "бумажного и малоавторитетного" в руководство "жизненное и действительно авторитетное"*(9).
"Рабочие, - писал В.И. Ленин в августе-сентябре 1917 г., - завоевав политическую власть, разобьют старый бюрократический аппарат, сломают его до основания, не оставят от него камня на камне, заменят его новым, состоящим из тех же самых рабочих и служащих, против превращения коих в бюрократов будут приняты тотчас меры, подробно выработанные Марксом и Энгельсом: 1) не только выборность, но и сменяемость в любое время; 2) плата не выше платы рабочего; 3) переход немедленный к тому, чтобы все исполняли функции контроля и надзора, чтобы все на время становились "бюрократами" и чтобы поэтому никто не мог стать "бюрократом"*(10).
Поэтому в СССР к государственным служащим фактически относились все категории лиц, замещавших соответствующие должности в государственных учреждениях и предприятиях и получавших зарплату из госбюджета*(11).
В противовес старой России Советское государство ставило себе задачу привлечь к управлению широкие рабочие и вообще трудящиеся массы, стремясь к тому, чтобы все население поголовно научилось управлять. Это легло в основу так называемой пролетарской демократии, провозглашенной в "Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа" на III Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов 12 (25) января 1918 г., и в Конституции РСФСР, утвержденной 10 июля 1918 г., установившей, что избирателями в Советы являются трудящиеся массы, а буржуазия, городская и деревенская, и вся бюрократия старого государства - полиция, жандармерия, высшие чиновники - от участия в выборах отстраняются*(12). Конституция предоставила избирателям право отзыва оказавшихся неугодными депутатов, чтобы оградить процесс выборов от каких бы то ни было "бюрократических формальностей".
В соответствии с "Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа", "вся власть в центре и на местах" принадлежала Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, объединявших в себе функции законодательной и исполнительной власти. "В целях уничтожения паразитических слоев общества и организации хозяйства" вводилась "всеобщая трудовая повинность", декларировалось, что "эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти. Власть должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству - Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов"*(13).
Декрет Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) и Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР от 10 ноября 1917 г. "Об уничтожении сословий и гражданских чинов" предопределил отношение советской власти к лицам, состоящим на службе в государственных учреждениях "не как к особой касте, а как к части единой армии трудящихся"*(14). В Декрете было написано, что "всякие... наименования гражданских чинов (тайные, статские и прочие советники) уничтожаются, и устанавливается одно общее для всего населения России наименование - гражданин Российской Республики"*(15).
Во втором издании Большой Советской Энциклопедии, тома которой выходили уже в конце жизни И.В. Сталина, государственная служба в СССР определялась как "почетное право и обязанность каждого работника государственных учреждений, каждого служащего государственных предприятий содействовать укреплению могущества Советского государства, строительству коммунизма"*(16). Отмечалось, что советские государственные служащие являются "слугами народа"*(17). В этом государственная служба в СССР противопоставлялась госслужбе в капиталистических странах, где она представляла собой "выполнение задач лицами, занимающими должности в государственном аппарате и действующими в интересах господствующего класса"*(18).
Однако в законодательных и нормативно-правовых актах специальных органов власти советского времени мы ни понятия "государственная служба", ни понятия "государственный служащий" не найдем. Советское государство стремилось дистанцироваться от всего, что было связано с царской Россией, и построить совершенно новое общество. Поэтому в законодательных и нормативно-правовых актах использовалась формулировка "служба в государственных учреждениях и предприятиях"*(19), которую мы и будем применять в нашей работе.
Вместо понятия "государственный служащий" в нормативно-правовых актах использовались понятия "должностное лицо", "служащий", "трудящийся". По советскому праву под определение должностного лица подпадали все служащие государственных, кооперативных и общественных организаций независимо от занимаемого ими положения и условий их работы (штатные или нештатные, назначенные или выборные, оплачиваемые или в общественном порядке и т.д.). Именно такое определение содержится в примечании к ст. 109 УК РСФСР 1926 г.*(20)
Проблемы формирования нового государственного аппарата, "борьбы за кадры" всегда волновала советских вождей. Считалось, что ключевые позиции в государственном аппарате должны занять представители рабочего класса, которые постепенно вытеснят остатки старой бюрократии и интеллигенции. "Рабочие, увлеченные борьбой за социализм, - отмечал В.И. Ленин, - недостаточно просвещены. Они хотели бы дать нам лучший [гос]аппарат. Но они не знают, как это сделать... Они не выработали в себе до сих пор такого развития, той культуры, которая необходима для этого. А для этого необходима именно культура"*(21).
При этом и в конце жизни В.И. Ленин отмечал, что недоволен достигнутыми результатами. "Дела с госаппаратом у нас до такой степени печальны, чтобы не сказать отвратительны, что мы должны сначала подумать вплотную, каким образом бороться с недостатками его, памятуя, что эти недостатки коренятся в прошлом, которое хотя перевернуто, но не изжито, не отошло в стадию ушедшей уже в далекое прошлое культуры"*(22).
И главной проблемой на пути построения нового государственного аппарата вождь мирового пролетариата считал бюрократию, которая досталась СССР в наследство от царской власти. "Бюрократия" - варварское слово, - читаем мы в первом издании Большой Советской Энциклопедии, - которое в буквальном русском переводе [означает] "столоправление" или "кабинетовладычество"*(23). "Самый худший у нас внутренний враг - бюрократ, - писал В.И. Ленин в начале 20-х годов, - это коммунист, который сидит на ответственном советском посту и не научился бороться с волокитой, он ее прикрывает. От этого вреда мы должны очиститься, и через всех сознательных рабочих и крестьян мы до него доберемся. Против этого врага и против этой бестолковщины и обломовщины вся беспартийная рабоче-крестьянская масса пойдет поголовно за передовым отрядом коммунистической партии"*(24).
По мнению советских лидеров, когда чиновники и интеллигенция поступили на службу во вновь созданные советские учреждения, они перенесли с собой бюрократическое наследие царских канцелярий - министерств. К тому же передовые рабочие и революционеры-профессионалы не имели никакого опыта государственной деятельности, и, естественно, при организации государственного аппарата им приходилось "идти ощупью". Основные надежды на преодоление бюрократии В.И. Ленин связывал с Советами. "Советы суть новый государственный аппарат... Этот аппарат дает связь с массами, с большинством народа, настолько тесную, неразрывную, легко проверяемую и возобновляемую, что ничего подобного в прежнем государственном аппарате нет и в помине. Этот аппарат, в силу выборности и сменяемости его состава по воле народа, без бюрократических формальностей, является гораздо более демократическим, чем прежние аппараты... Он дает крепкую связь с самыми различными профессиями, облегчая тем различнейшие реформы самого глубокого характера без бюрократии... По сравнению с буржуазным парламентаризмом это такой шаг вперед в развитии демократии, который имеет всемирно-историческое значение"*(25).
В.И. Ленин провозгласил борьбу против "коммунистов, мнящих себя администраторами... Проверять людей и проверять фактическое исполнение дела - в этом, еще раз в этом, только в этом гвоздь всей работы, всей политики"*(26). Он призывал "чистить партию" "от мазуриков, от обюрократившихся, от нечестных, от нетвердых коммунистов"*(27). С этой целью Декретом ВЦИК от 8 февраля 1920 г. была создана Рабоче-крестьянская инспекция (Рабкрин) - система органов власти, занимавшихся вопросами государственного контроля*(28).
Деятельность Рабоче-крестьянской инспекции предполагалось строить "на основе привлечения широких масс трудящихся к осуществлению ими контроля над всеми органами государственного управления, хозяйства и общественных организаций"*(29). Главной задачей Рабкрина провозглашалась "борьба с бюрократизмом и волокитой в советских учреждениях"*(30). По Положению, членом инспекции мог стать всякий трудящийся, пользовавшийся правом выбора по Конституции РСФСР. Выборы в члены Рабкрина проводились на фабриках, заводах, предприятиях и т.п., а в волостях и поселках - на сельских и волостных собраниях избирателей и на беспартийных рабоче-крестьянских конференциях*(31).
Функции Рабкрина, сформулированные в сентябре 1921 г., В.И. Ленин видел в том, чтобы "не только и даже не столько "ловить", "изобличать" (это задача суда, с которым Рабкрин соприкасается близко, но отнюдь не тождественен), - сколько уметь поправить. Умелое исправление вовремя - вот главная задача Рабкрина"*(32). Однако надежды вождя инспекция не оправдывала: борьба с бюрократией и волокитой затягивалась, сам Рабкрин после своего создания стал интенсивно расти.
Принципиально функции Рабкрина изменились после принятия 4 мая 1927 г. постановления ЦИК и СНК СССР "О расширении прав Рабоче-крестьянской инспекции"*(33). В частности, Рабкрину позволялось принимать решения о наложении дисциплинарных взысканий, а также об отстранении и увольнении должностных лиц за бесхозяйственность, бюрократизм и волокиту, о ликвидации излишних подразделений и представительств.
В середине 20-х годов восстановление хозяйства заканчивается, и перед Советским государством встают новые задачи: индустриализация страны, постройка заводов, переоборудование промышленности на новой технической базе. "Для того чтобы провести директиву партии об индустриализации нашей страны, - писал И.В. Сталин, - необходимо, кроме всего прочего, создать кадры новых людей, кадры новых строителей индустрии"*(34). Для этих целей предполагалось "установить строжайший режим экономии, подтянуть государственный аппарат, сделать его дешевым и честным, очищать его от скверны и грязи, которые пристали к нему в период нашего строительства, вести систематическую борьбу с расхитителями и расточителями государственного добра"*(35).
Поскольку государственный аппарат сливался с аппаратом партийным, идеалом работника, служащего, должностного лица для советских теоретиков стал старый большевик, представитель "ленинской гвардии". Н.И. Бухарин писал о "каком-то своеобразном революционном ордене". "Все партийные работники [должны быть] крайне преданы партии, партийный "патриотизм", исключительная страстность в проведении партийных директив, бешеная борьба с враждебными группировками всюду - на фабриках и заводах, на открытых собраниях, в клубах, даже в тюрьме"*(36). "Суровая дисциплина большевизма, спартанская сплоченность его рядов, его строжайшая "фракционность", крайняя однородность взглядов, централизованность всех рядов - были всегда характернейшими признаками нашей партии"*(37), - подчеркивал Бухарин.
И.В. Сталин предупреждал служащих о необходимости сохранения "классового чутья". "Нельзя отделять политику от хозяйства", - писал он. - Необходимо повернуть внимание работников в сторону партийно-политических вопросов с тем, чтобы успехи хозяйственные сочетались и шли рядом с успехами партийно-политической работы... Когда наши партийные товарищи, увлекаясь хозяйственными успехами, отходили от политики, это была крайность, стоившая нам больших жертв"*(38). Успешная карьера служащих зависела от их партийной принадлежности и лояльности. "Теперь слабость наших людей составляет не техническая отсталость, а политическая беспечность, слепое доверие к людям, случайно получившим партийный билет, отсутствие проверки людей не по их политическим декларациям, а по результатам их работы"*(39).
При этом Сталин обращал внимание товарищей по партии на то, что "ничего общего между внутрипартийной демократией и свободой фракционных группировок нет и не может быть... Внутрипартийная демократия есть поднятие активности партийных масс и укрепление единства партии, укрепление сознательной пролетарской дисциплины в партии... Свобода фракционных группировок есть разложение партийных рядов, расщепление партии на отдельные центры, ослабление диктатуры пролетариата... У нас есть люди, которые не мыслят партию без дискуссий, которые претендуют на звание профессиональных дискуссантов. Подальше от нас этих профессиональных дискуссантов! Тот, кто добивается нескончаемых дискуссий, тот, кто добивается свободы фракционных группировок, - тот подрывает единство партии, тот подкапывается под мощь нашей партии"*(40).
"Вождь народов" сформулировал и основные принципы кадровой политики: "Правильно подбирать работников и правильно расставлять их на работе... это значит подбирать работников, во-первых, по политическому признаку, т.е. заслуживают ли они политического доверия, и, во-вторых, по деловому признаку, т.е. пригодны ли они для такой-то конкретной работы"*(41).
Сталин предостерегал от типичных ошибок на этом пути. "Чаще всего подбирают работников не по объективным признакам, а по признакам случайным, субъективным, обывательско-мещанским. Подбирают чаще всего так называемых знакомых, приятелей, земляков, лично преданных людей, мастеров по восхвалению своих шефов - безотносительно к их политической и деловой пригодности. Понятно, что вместо руководящей группы ответственных работников получается семейка близких людей, артель, члены которой стараются жить в мире, не обижать друг друга, не выносить сора из избы, восхвалять друг друга и время от времени посылать в центр пустопорожние и тошнотворные рапорта об успехах"*(42).
Основы борьбы с таким положением вещей были заложены еще "Временными правилами о службе в государственных учреждениях и предприятиях", утвержденными Декретом ВЦИК РСФСР от 21 декабря 1922 г., которые запрещали состоять на службе в одном государственном учреждении или предприятии "лицам, соединенным между собою близким родством, в случае, если одновременное состояние их на службе связано с подчиненностью одного другому"; воспрещалось совмещение службы в государственных учреждениях со службой в частных учреждениях или предприятиях*(43).
"Правильно руководить, - писал И.В. Сталин, - это вовсе не значит сидеть в канцелярии и строчить директивы"*(44), "это значит... чутко прислушиваться к голосу масс, к голосу рядовых членов партии, к голосу так называемых "маленьких людей", к голосу народа"*(45). Вождь предостерегал против "формального бездушно-бюрократического отношения" "к судьбе отдельных членов партии", "отсутствия внимания к людям, к работникам". Руководители, по его мнению, не изучали рядовых работников, не знали, "чем они живут и как они растут", оторвались от людей*(46).
Эти политико-правовые идеи были зафиксированы в неоднократных директивах партии и правительства "о внимательном и чутком отношении к жалобам и заявлениям трудящихся, о личном разборе этих жалоб непосредственно руководителями советских учреждений, о решительной борьбе с волокитой и бюрократизмом аппарата при приеме и разборе жалоб"*(47).
Президиум ЦИК СССР предлагал всем центральным исполкомам союзных республик:
- возложить персональную ответственность за постановку приема и разрешение жалоб трудящихся на председателей исполкомов и Советов, установив дни и часы приема жалобщиков председателями исполкомов и Советов, их заместителями и членами президиумов;
- создать в исполкомах Советов и их отделах приемные для разбора жалоб трудящихся, к работе в которых привлечь старых производственных рабочих;
- обязать председателей центральных исполкомов обеспечить рассмотрение поступающих жалоб в тех органах, к компетенции которых они относятся;
- запретить пересылку жалоб на рассмотрение тех учреждений и лиц, на действия которых принесена жалоба;
- установить сроки рассмотрения жалоб: в республиканских, краевых и областных органах - не свыше месяца со дня подачи жалобы, а красноармейских жалоб - не свыше 15 дней, в районных и городских органах - соответственно 20 и 7 дней;
- установить строгий контроль за прохождением жалоб, считая вопрос законченным лишь после фактического выполнения принятого по жалобе решения;
- немедленно извещать жалобщиков о вынесенных решениях и о мерах, принимаемых по жалобам;
- привлекать к строгой ответственности, вплоть до предания суду, лиц, не выполняющих решений, принимаемых по жалобам, а также виновных в волоките и невнимательном отношении к жалобам и жалобщикам*(48).
Принятых мер оказалось недостаточно, и в постановлении Комиссии советского контроля при СНК СССР "О рассмотрении жалоб трудящихся" от 4 июня 1936 г. работа с обращениями граждан фактически обозначалась в качестве приоритетной задачи госаппарата*(49). Чиновников предостерегали от невнимательного, бездушно-бюрократического отношения к этим заявлениям. Комиссия советского контроля предлагала руководителям учреждений и организаций установить точную регистрацию всех поступающих жалоб, а также контроль за рассмотрением и прохождением этих жалоб и за исполнением решений, принятых по этим жалобам; привлекать к строгой ответственности работников учреждений, виновных в утере жалоб трудящихся; при получении жалоб точно устанавливать срок их рассмотрения, а в тех случаях, когда жалоба требует длительного расследования, своевременно ставить об этом в известность жалобщика; систематически проверять постановку работы по жалобам в низовых звеньях системы*(50).
Вообще же, правовое положение служащих в государственных учреждениях и предприятиях определялось в СССР нормами трудового законодательства. Общего положения о службе в государственных учреждениях в СССР издано не было. Единственным нормативно-правовым актом о службе в государственных учреждениях, действовавшим в общегосударственном масштабе (РСФСР) фактически до распада Советского Союза, оставались "Временные правила о службе в государственных учреждениях и предприятиях"*(51).
Первым опытом оформления трудовых отношений новой формы государственности стало введение трудовых книжек, упразднявшее другие удостоверения личности. Местными Советами учреждениям (работодателям) были предписаны сроки заполнения трудовых книжек - не реже одного раза в месяц, когда в этом документе производилась запись об исполнении гражданами общественных работ и повинностей. Это закреплялось Конституционным законом о труде РСФСР от декабря 1918 г.*(52) Тогда же Народный комиссариат труда утвердил статус и форму трудовой книжки. Владелец должен был удостоверять подписью все записи в трудовой книжке, при увольнении с работы документ оставался у его владельца. В 1923 г. трудовые книжки были упразднены и на смену им были вновь возвращены удостоверения личности. Согласно постановлению СНК СССР от 21 сентября 1926 г., для лиц, состоявших на службе в государственных учреждениях, были введены трудовые списки (в указанном постановлении такие лица именовались "служащими"*(53)). С 15 января 1939 г. в СССР вновь введены трудовые книжки единого образца для рабочих и служащих всех государственных и кооперативных предприятий и учреждений*(54).
Помимо трудового законодательства, правовое положение должностных лиц регулировалось УК РСФСР 1926 г. И здесь бывшие специалисты - чиновники и военные, - оказавшиеся на службе Советской власти, были существенно ущемлены в правах. В случае обнаружения фактов их "активных действий" против рабочего класса и революционного движения при царском строе и контрреволюционных правительствах им грозил расстрел с конфискацией имущества, с допущением, при смягчающих обстоятельствах, понижения наказания до лишения свободы на срок не ниже пяти лет с конфискацией имущества. При установлении судом неосведомленности данных лиц о конечных целях означенного преступления им грозило лишение свободы на срок не ниже трех лет*(55).
Смягчающим обстоятельством при совершении преступлений считалось социальное происхождение правонарушителя. Так, смягчение допускалось, если "преступление совершено рабочим или трудовым крестьянином". И наоборот, отягчающим обстоятельством признавалось совершение преступления лицом, связанным с принадлежностью в прошлом или настоящем к "классу лиц, эксплуатирующих чужой труд".
В качестве мер наказания, применяемых по УК РСФСР к лицам, совершившим преступления, в том числе и к служащим, могли применяться: "объявление врагом трудящихся с лишением гражданства СССР и обязательным изгнанием из его пределов", лишение свободы, принудительные работы, поражение в политических и гражданских правах, "удаление из пределов СССР на срок", увольнение от должности с запрещением занятия той или другой должности или без этого, запрещение занятия той или иной деятельностью, общественное порицание (от имени суда), конфискация имущества, денежный штраф, предостережение, возложение обязанности загладить причиненный вред. Для борьбы с наиболее тяжкими видами преступлений, "угрожающими основам Советской власти и Советского строя, впредь до отмены ЦИК СССР, в качестве исключительной меры охраны государства трудящихся" применялся расстрел.
В УК РСФСР закреплялось понятие "контрреволюционные преступления", которые трактовались весьма широко: "всякое действие, направленное к свержению, подрыву или ослаблению власти Рабоче-крестьянских Советов и существующего на основании Конституции РСФСР Рабоче-крестьянского правительства". К таким преступлениям, в частности, относились "действия, выразившиеся в сознательном неисполнении [должностными лицами] возложенных [на них] по службе обязанностей, заведомо небрежном их исполнении или осложнении той же деятельности излишней канцелярской волокитой", что трактовалось как саботаж и каралось лишением свободы со строгой изоляцией на срок не ниже шести месяцев.
К контрреволюционным преступлениям относились также укрывательство и пособничество "всякого рода преступлениям", "недонесение о достоверно известных предстоящих и совершенных преступлениях", что каралось лишением свободы до одного года и более, распространение ложных слухов или непроверенных сведений, "могущих вызывать общественную панику, возбудить недоверие к власти или дискредитировать ее" и т.д.
Специфическим видом "контрреволюционных преступлений" были преступления экономического характера. Под экономической контрреволюцией понималось "противодействие нормальной деятельности государственных учреждений и предприятий или соответствующее использование их для разрушения и подрыва государственной промышленности, торговли и транспорта".
В УК РСФСР 1926 г. появляется понятие "преступления против порядка управления" - "всякое действие, которое, не будучи направлено непосредственно к свержению Советской власти и Рабоче-крестьянского правительства, тем не менее, приводит к нарушению правильной деятельности органов управления или народного хозяйства и сопряжено с сопротивлением органам власти и препятствованием их деятельности, неповиновением законам или с иными действиями, вызывающими ослабление силы и авторитета власти".
Помимо обязанностей у должностных лиц имелись и свои права. Так, лишением свободы или принудительными работами каралось сопротивление граждан представителям власти при исполнении ими возложенных на них законом обязанностей, публичное оскорбление представителей власти при исполнении таковыми служебных обязанностей и т.д.
Целая глава в Уголовном кодексе была посвящена "должностным (служебным) преступлениям", под которыми подразумевалось "злоупотребление властью или служебным положением, т.е. такие действия должностного лица, которые оно могло совершить единственно благодаря своему служебному положению и которые, не вызываясь соображениями служебной необходимости, имели своим последствием явное нарушение правильной работы учреждения или предприятия или причинили ему имущественный ущерб, или повлекли за собой нарушения общественного порядка или охраняемых законами прав и интересов отдельных граждан, если эти действия совершались должностным лицом систематически, или из соображений корыстных, или из иной личной заинтересованности, или хотя бы и не повлекли, но заведомо для должностного лица могли повлечь за собой тяжелые последствия". Такие преступления влекли за собой лишение свободы со строгой изоляцией на срок не ниже шести месяцев.
Стоит указать конкретные виды должностных (служебных) преступлений: превышение власти или служебных полномочий, бездействие власти, злоупотребление властью, дискредитирование власти, разглашение сведений, не подлежащих оглашению, получение, дача, провокация взятки и посредничество во взяточничестве, служебный подлог и т.д. Отдельная категория - "преступления хозяйственные", в их числе бесхозяйственность, расхищение государственного или общественного имущества и т.д.
"Нарушение "режима строжайшей экономии", провозглашенного И.В. Сталиным, идентифицировалось в сознании населения с антинародным, антитрудовым, антигосударственным проступком/преступлением, - пишет философ А.В. Грехов. - Именно по этой причине появлялись "враги народа", в которых и само трудовое население ощущало необходимость, в силу российской ментальности в том числе, [и настаивало на применении в отношении их] самых суровых мер наказания"*(56).
Уголовный кодекс стоял на страже прав женщин и строго преследовал по закону "понуждение женщины к вступлению в половую связь или к удовлетворению половой страсти в иной форме лицом, в отношении коего женщина являлась материально или по службе зависимой". Таким преступникам грозило лишение свободы на срок до пяти лет*(57).
В своем отчетном докладе XVII съезду партии И.В. Сталин видел коммунистическое общество в "равной обязанности всех трудиться по своим способностям и равном праве всех трудящихся получать за это по их потребностям"*(58).
Принятая VIII Всесоюзным чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 г. Конституция СССР гарантировала гражданам право на труд и на отдых, ежегодные отпуска с сохранением заработной платы, материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности. Рабочим и служащим предоставлялось право пользоваться широкой сетью санаториев, домов отдыха, клубов. Граждане СССР получили право на образование. Это право обеспечивалось бесплатностью образования, включая высшее, системой государственных стипендий большинству учащихся в высшей школе, бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся*(59).
Женщине в СССР предоставлялись равные с мужчиной права во всех областях хозяйственной, культурной и общественно-политической жизни. Возможность осуществления этих прав женщин обеспечивалась предоставлением им равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, предоставлением женщине при беременности отпуска с сохранением содержания.
Провозглашалось равноправие граждан СССР, независимо от их национальности и расовой принадлежности, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни. Гражданам гарантировались: свобода слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, право объединяться в общественные организации - профессиональные союзы, кооперативные объединения, молодежные, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества.
При этом отмечалось, что "наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся [должны объединяться] во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных".
Гражданам СССР Конституцией гарантировалась неприкосновенность личности. Отмечалось, что "никто не может быть подвергнут аресту иначе, как по постановлению суда или с санкции прокурора". Признавалась тайна переписки. Согласно ст. 130, "каждый гражданин СССР обязан соблюдать Конституцию СССР, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития". Лица, покушавшиеся на общественную, социалистическую собственность, признавались "врагами народа".
Таким образом, в 20-30-х годах в нашей стране произошла подмена государственного управления партийным, что обусловило отставание нормативно-правового регулирования службы в госучреждениях в советское время. Это регламентировалась разрозненными правовыми актами высших органов государственной власти и управления (правовыми актами ВЦИК и СНК, специальных органов власти, нормами Уголовного кодекса и Кодекса законов о труде). Концепцию государственного управления разрабатывала коммунистическая партия, и проблемы построения государственного аппарата занимали значительное место в ее теоретической и практической деятельности*(60).
Среди историков, правоведов, философов нет единого мнения о результатах советской кадровой политики. Одни считают, что новая "чиновничья пирамида" "опиралась на деклассированные элементы, на "лишних людей", которых сама и производила, манипулируя темпами индустриализации и коллективизации. [Это были люди] оторванные от земли - а не исключено, что и сами не особенно желавшие на ней трудиться, да и вообще где-либо трудиться умело и качественно... Сформировалось охвостье неуверенных в себе социальных единиц, ищущих опору во внешней силе и без всякого сопротивления перестраивающихся по ее произволу"*(61).
Другие отмечают, что В.И. Ленину и И.В. Сталину удалось выстроить эффективный государственный аппарат, который: "а) поддерживал порядок, б) защищал от внешней угрозы, в) выступал субъектом модернизации"*(62). А его жизнеспособность лишний раз доказывает Победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. И та и другая точки зрения имеют право на существование, а советский правовой опыт должен быть правильно осмыслен и учтен в ходе дальнейшего реформирования института государственной службы в Российской Федерации.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Киселев А.И., Отмахова Н.Н. К вопросу о кадровой реформе как деятельности // Сталин: вчера, сегодня, завтра: Материалы Международной научной конференции, посвященной 130-летию со дня рождения И.В. Сталина. Н. Новгород, 2009. С. 287.
*(2) См.: Архипова Т.Г., Румянцева М.Ф. История государственной службы в России. XVIII-XX века: Учеб. пособие. М., 1999.
*(3) См.: Фурсов В.А. Государственная служба. Правовые и организационные основы формирования (1917-1941 гг.). Ставрополь, 2004.
*(4) См.: Шободоева А.В. Государственная гражданская служба России: историко-правовые и морально-нравственные аспекты. Иркутск, 2014.
*(5) См.: Абрамова А.А. Дисциплина труда в СССР. М., 1961; Горшенин К.П. Право и трудовая дисциплина. М., 1971; Чупрынников С.А. Партийно-правительственные постановления по вопросам укрепления трудовой дисциплины в СССР в 1930-е годы // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. N 5. С. 55-58; Добровольский А.А. Государственно-правовая политика в области обеспечения дисциплины труда в СССР в эпоху индустриализации // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2013. N 24. С. 202-207.
*(6) Турубинер А. Государственная служба // Большая Советская Энциклопедия. 1-е изд. Т. 18. М., Стлб. 346-347.
*(7) См. там же.
*(8) См.: Сталин И.В. Против опошления лозунга самокритики // Сочинения. Т. 11: 1928 - март 1929. М., 1949. С. 131.
*(9) См. там же.
*(10) Цит. по: Покровский М.Н. Бюрократия // Большая Советская Энциклопедия. 1-е изд. Т. 8. М., 1927. Стлб. 468-480.
*(11) См.: Турубинер А. Государственная служба // Большая Советская Энциклопедия. 1-е изд. Т. 18. Стлб. 346-347.
*(12) См.: Лебедь Д. Бюрократизм и борьба с ним в СССР // Большая Советская Энциклопедия. 1-е изд. Т. 8. М., 1927. Стлб. 480-489.
*(13) Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа // www.constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5320/.
*(14) Турубинер А. // Большая Советская Энциклопедия. 1-е изд. Т. 18. Стлб. 346-347.
*(15) Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 10 ноября 1917 г. "Об уничтожении сословий и гражданских чинов" // www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_22.htm.
*(16) Государственная служба // Большая Советская Энциклопедия. 2-е изд. Т. 12. М., 1952. С. 293.
*(17) См. там же. С. 293.
*(18) Там же. С. 292-293.
*(19) См.: Декрет ВЦИК РСФСР от 21 декабря 1922 г. "Временные правила о службе в государственных учреждениях и предприятиях" // www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1464.htm.
*(20) См.: Уголовный кодекс РСФСР редакции 1926 г. // www.docs.cntd.ru/document/901757374.
*(21) Ленин В.И. Лучше меньше, да лучше // Полное собрание сочинений. 5-е изд. Т. 45: март 1922 - март 1923. М., 1970. С. 390-391.
*(22) Там же. С. 390.
*(23) Покровский М.Н. Бюрократия // Большая Советская Энциклопедия. 1-е изд. Т. 8. М., Стлб. 468.
*(24) Ленин В.И. О международном и внутреннем положении Советской республики: Речь на заседании Коммунистической фракции Всероссийской съезда металлистов 6 марта 1922 г. // Полное собрание сочинений. 5-е изд. Т. 45: март 1922 - март 1923. М., 1970. С. 15.
*(25) Цит. по: Покровский М.Н. Бюрократия // Большая Советская Энциклопедия. 1-е изд. Т. 8. Стлб. 468.
*(26) Ленин В.И. О международном и внутреннем положении Советской республики // Полное собрание сочинений. 5-е изд. Т. 45. С. 16.
*(27) См.: Ленин В.И. О чистке партии // Полное собрание сочинений. 5-е изд. Т. 44: июнь 1921 - март 1922. М., 1970. С. 124.
*(28) См.: Декрет ВЦИК от 8 февраля 1920 г. "О Рабоче-крестьянской инспекции (Положение)" // www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_529.htm.
*(29) Там же.
*(30) Там же.
*(31) См. там же.
*(32) Ленин В.И. К вопросу о задачах Рабкрина, их понимании и их исполнении // Полное собрание сочинений. 5-е изд. Т. 44. С. 127.
*(33) См.: Постановление ЦИК и СНК СССР от 4 мая 1927 г. "О расширении прав Рабоче-крестьянской инспекции".
*(34) Сталин И.В. О хозяйственном положении Советского Союза и политике партии: Доклад активу ленинградской организации о работе Пленума ЦК ВКП (б) 13 апреля 1926 г. // Сочинения. Т. 8: январь-ноябрь 1926 г. М., 1953. С. 138.
*(35) Там же. С. 140.
*(36) Бухарин Н.И. Железная когорта революции // Избранные произведения. М., 1988. С. 35.
*(37) Там же.
*(38) Сталин И.В. О недостатках партийной работы и мерах ликвидации троцкистских и иных двурушников: Доклад и заключительное слово на Пленуме ЦК ВКП (б) 3-5 марта 1937 г. М., 1937. С. 99.
*(39) Там же. С. 69.
*(40) Сталин И.В. О хозяйственном положении Советского Союза... // Сочинения. Т. 8. С. 145-146.
*(41) Сталин И.В. О недостатках партийной работы... С. 106.
*(42) Там же. С. 107-108.
*(43) См.: Декрет ВЦИК РСФСР от 21 декабря 1922 г. "Временные правила о службе в государственных учреждениях и предприятиях" // www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1464.htm.
*(44) Сталин И.В. О недостатках партийной работы... С. 126.
*(45) Там же. С. 125.
*(46) См. там же. С. 134-135.
*(47) Постановление ЦИК СССР от 14 декабря 1935 г. "О положении дел с разбором жалоб трудящихся".
*(48) См.: Постановление ЦИК СССР от 14 декабря 1935 г. "О положении дел с разбором жалоб трудящихся".
*(49) См.: Постановление СНК СССР от 4 июня 1936 г. "Постановление Комиссии Советского Контроля при СНК СССР о рассмотрении жалоб трудящихся" // www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4079.htm.
*(50) См. там же.
*(51) См.: Декрет ВЦИК РСФСР от 21 декабря 1922 г. "Временные правила о службе в государственных учреждениях и предприятиях" // www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1464.htm.
*(52) См.: Кодекс законов о труде РСФСР // www.docs.cntd.ru/document/901889837.
*(53) См.: Постановление СНК СССР от 21 сентября 1926 г. "О трудовых списках" // www.libussr.ru /doc_ussr/ussr_3050.htm.
*(54) См.: Постановление СНК СССР от 20 декабря 1938 г. N 1320 "О введении трудовых книжек" // www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4171.htm.
*(55) См.: Уголовный кодекс РСФСР редакции 1926 г. // www.docs.cntd.ru/document/901757374.
*(56) Грехов А.В. Сталинские репрессии с позиций историзма // Сталин: вчера, сегодня, завтра: Материалы Международной научной конференции, посвященной 130-летию со дня рождения И.В. Сталина. Н. Новгород, 2009. С. 69.
*(57) См.: Уголовный кодекс РСФСР редакции 1926 г. // www.docs.cntd.ru/document/901757374.
*(58) Сталин И.В. Отчетный доклад XVII съезду партии о работе ЦК ВКП (б) 26 января 1934 г. // Сочинения. Т. 13: Июль 1930 - январь 1934. М., 1951. С. 355.
*(59) См.: Конституция СССР. М., 1937. С. 29-32.
*(60) См.: Макаров В.В. Советский период развития института государственной службы // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2008. N 61. С. 157.
*(61) Фатенков А.Н. Не прощу и не приму! (Эху сталинизма - без ностальгии) // Сталин: вчера, сегодня, завтра: Материалы Международной научной конференции... С. 294.
*(62) Акулов К.М. Сталин - создатель советской политической системы // Сталин: вчера, сегодня, завтра: Материалы Международной научной конференции... С. 44.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Лазарев С.Е. Основные принципы службы в госучреждениях СССР в 20-30-х годах: идейное обоснование и законодательное воплощение
С.Е. Лазарев - магистрант юридического факультета Орловского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, кандидат исторических наук
Статья посвящена проблеме идейного обоснования и законодательного регулирования службы в государственных учреждениях и предприятиях в СССР в межвоенный период. Проанализированы основные тенденции прохождения службы в государственных учреждениях, изучены её конституционные основы. Содержащиеся в работе выводы и обобщения могут быть использованы в учебном процессе юридических вузов и факультетов при подготовке учебных пособий, лекций, статей, учебно-методических материалов по истории развития государственной службы в России.
Основные принципы службы в госучреждениях СССР в 20-30-х годах: идейное обоснование и законодательное воплощение
Автор
С.Е. Лазарев - магистрант юридического факультета Орловского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, кандидат исторических наук
Журнал "Гражданин и право", 2016, N 2