О праве на половое воспитание
Г.Б. Романовский,
заведующий кафедрой уголовного права
Пензенского государственного университета,
доктор юридических наук
Журнал "Гражданин и право", N 2, февраль 2016 г.
Проблема полового воспитания сопровождает человечество на протяжении не одного тысячелетия, хотя именно сейчас она получает своеобразную окраску благодаря западной политике, направленной на толерантность к гомосексуальным отношениям и пропаганду сексуальной свободы. Конечно, сейчас каждый вспомнит крылатую фразу об отсутствии секса в СССР, но понятие полового воспитания можно найти и в Большой Советской Энциклопедии: "Система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола. Цель полового воспитания - способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения, повышению сексологических знаний, полноценному формированию детородной функции, чувства ответственности за здоровье и благополучие будущей жены (мужа), детей, т.е. укреплению брака и семьи. Следовательно, половое воспитание связано со сложными медико-педагогическими и социальными проблемами, где тесно переплетаются физиолого-гигиенические, педагогические, морально-этические и эстетические аспекты"*(1). Далее описывались особенности и этапы данного процесса.
Новое звучание половому воспитанию было придано в результате появления новой категории - репродуктивных прав, - которая активно изучается в мире. Международное признание репродуктивных прав появилось после их закрепления в Пекинской платформе действий, принятой на Четвертой Всемирной конференции по положению женщин (15 сентября 1995 г.).
Из понятия репродуктивного здоровья вытекает целая группа прав мужчин и женщин.
1) Право на получение информации о безопасных, эффективных, доступных и приемлемых методах планирования семьи и регулирования деторождения.
2) Право иметь доступ к безопасным, эффективным, доступным и приемлемым методам планирования семьи по их выбору, а также к другим методам регулирования деторождения по их выбору.
3) Право иметь доступ к соответствующим услугам в области охраны здоровья, которые позволили бы женщинам благополучно пройти через этап беременности и родов и предоставили бы супружеским парам наилучший шанс иметь здорового младенца. Данное право предполагает наличие особой системы медицинских учреждений, оказывающих гинекологическую, акушерскую и иную помощь женщине и новорожденному ребенку.
Даже первое прочтение указанных правомочий указывает на информационную составляющую как основу репродуктивных прав. Во-первых, изначально закрепляется право на получение соответствующей информации. Во-вторых, невозможно принять свободное решение по реализации репродуктивных интересов, если не иметь о них хотя бы общего представления (в том числе об их форме реализации). Предполагается, что сами обладатели уже просвещены в природе самих биологических процессов, итогом которых становится воспроизводство человека. Учитывая, что половое созревание наступает задолго до совершеннолетия гражданина, одна из распространенных точек зрения основывается на том, что к этому моменту несовершеннолетний должен быть уже "во всеоружии" и иметь минимальный багаж знаний о сексуальных отношениях.
Российское законодательство об образовании лишено норм, обязывающих проводить половое воспитание в образовательных организациях. Статья 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(2) закрепляет общие понятия:
- образование - единый, целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
- воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Содержательная сторона процесса определена в государственных образовательных стандартах, но и в них нет прямого упоминания о половом воспитании. Не будем углубляться во все стандарты, определяющие образовательную деятельность; обратимся к одному из них.
Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования*(3). Широко раскрыта направленность стандарта, в частности, на обеспечение воспитания и социализации обучающихся, создание условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся. Понятие здорового образа жизни охватывает не только элементарные правила о "мытье рук перед обедом", но и правила поведения будущего социально зрелого члена общества, в том числе в репродуктивной сфере. Кстати, данный вывод вытекает и при характеристике "портрета выпускника школы" (п. 5 Стандарта), в котором можно найти следующие элементы:
- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством;
- осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни и др.
В Стандарте описываются и требования к предметным результатам освоения базовых курсов "Биология" и "Основы безопасности жизнедеятельности". Если анализировать содержательную сторону курса ОБЖ, то в нем можно обнаружить элементы полового воспитания. Так, школьник должен иметь представление о здоровом образе жизни, о факторах, пагубно влияющих на здоровье, об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике. Основы полового воспитания отнюдь не должны пониматься как некий объем знаний о технике сексуальных отношений со всеми подробностями и извращениями.
Половое воспитание в школах города Санкт-Петербурга осуществлялось в рамках преподавания естествознания, что повлекло за собой подачу серии исков к школам о запрете такого просвещения без согласия родителей. На уроках раздавали буклеты Российской ассоциации планирования семьи. 2 марта 2004 г. Невский районный суд Санкт-Петербурга запретил школе N 516 осуществлять в отношении ребенка истицы А. образовательные мероприятия, связанные с половым воспитанием. В другой школе проводились лекции по вопросам заболеваний, передающихся половым путем, на которых раздавались соответствующие буклеты. Одним из родителей было подано исковое заявление. Однако 5 июня 2003 г. Невский районный суд отказал М. в иске, предъявленном ею в защиту своей несовершеннолетней дочери. 1 декабря 2003 г. Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда отказала М. в удовлетворении ее кассационной жалобы*(4). Доводы судебных инстанций строились на общих принципах законодательства об образовании, которые, кстати, могут быть использованы при обосновании обеих точек зрения на половое воспитание.
Как видно из представленных положений Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и нормативных актов, его развивающих, в них нет общих правил, позволяющих как ставить половое воспитание вне закона, так, и наоборот, указывать на его обязательность.
При отсутствии регулирующих правовых норм сложилось стойкое неприятие полового воспитания. Нередко основой такой политики служат слова А.С. Макаренко: "Никакие разговоры о "половом" вопросе с детьми не могут что-нибудь прибавить к тем знаниям, которые и без того придут в свое время. Но они опошлят проблему любви, они лишат ее той сдержанности, без которой любовь называется развратом. Раскрытие тайны даже самое мудрое, усиливает физиологическую сторону любви, воспитывает не половое чувство, а половое любопытство, делая его простым и доступным. Мой опыт говорит, что специальное, целеустремленное так называемое половое воспитание может привести только к печальным результатам. Оно будет "воспитывать" половое влечение в такой обстановке, как будто человек не пережил длинной культурной истории, как будто высокие формы половой любви уже не достигнуты во времена Данте, Петрарки и Шекспира, как будто идея целомудренности не реализовалась людьми еще в Древней Греции". Макаренко считал, что культура половой жизни есть не начало, а завершение. "Отдельно воспитывая половое чувство, мы еще не воспитываем гражданина, воспитывая же гражданина, мы тем самым воспитываем и половое чувство, но уже облагороженное основным направлением нашего педагогического внимания... Человек, который любит свою родину, народ, свое дело, не станет развратником, его взгляд не увидит в женщине только самку. И совершенно точным представляется обратное заключение: тот, кто способен относиться к женщине с упрощенным и бесстыдным цинизмом, не заслуживает доверия как гражданин; его отношение к общему делу будет так же цинично, ему нельзя верить до конца"*(5).
Основные аргументы противников полового воспитания выглядят следующим образом:
- это заговор Всемирного банка, МВФ и зарубежных разведок, направленный на уменьшение численности российского народа;
- половое воспитание выгодно корпорациям по производству контрацептивов, чьи прибыли больше прибылей ВПК, но которые несут убытки из-за отказа от их продукции в странах Западной Европы;
- половое воспитание ведет к деградации населения. Как правило, приводятся цифры, согласно которым в США после введения специальных уроков выросло число абортов у девочек-подростков, а также количество изнасилований. Для Германии огромная национальная проблема - инцест*(6).
В другой работе связываются порок и воспитание. "Школа наряду с семьей должна предоставлять детям и подросткам знания об отношениях полов и о телесной природе человека, Церковь не может поддержать те программы "полового просвещения", которые признают нормой добрачные связи, а тем более различные девиации сексуального поведения. Совершенно неприемлемо навязывание таких программ учащимся. Школа призвана противостоять пороку, разрушающему целостность личности, воспитывать целомудрие, готовить юношество к созданию крепкой семьи, основанной на верности и чистоте"*(7).
Римско-католическая церковь исходит из того, что именно родителям принадлежит долг воспитания своих детей в правильном понимании сексуальности*(8). Иоанн Павел II в своем Апостольском обращении "Familiaris consortio" о задачах христианской семьи в современном мире отмечал: "Половое воспитание детей, которое является правом и основополагающей обязанностью родителей, должно всегда совершаться под их заботливым руководством как дома, так и в избранных и контролируемых ими воспитательных учреждениях. В этом смысле Церковь настаивает на том, что школа играет в вопросе полового воспитания вспомогательную роль и что она обязана придерживаться тех же взглядов, что и родители"*(9).
Среди сторонников полового воспитания был видный сексолог И.С. Кон, который приводит свои аргументы: "Всемирная организация здравоохранения проанализировала, как влияют на поведение школьников разные действующие программы сексуального просвещения. Оказалось, что ни одна из них не способствует ускорению начала сексуальной жизни учащихся: школьный курс либо отсрочивает начало половой жизни, либо делает ее более упорядоченной. Сексуально активные школьники, прошедшие соответствующий курс, ведут себя менее рискованно, чем их хуже образованные сверстники. При этом программы, которые не просто призывали подростков не спешить с началом половой жизни, но и обучали правилам безопасного секса, значительно эффективнее тех, которые пропагандировали только сексуальное воздержание. Самыми успешными являются программы, которые: а) начинаются раньше, чем школьники вступают в половые отношения, и б) вооружают учащихся не только биолого-медицинскими знаниями об анатомии и физиологии репродуктивной системы, контрацепции и т.п., но и психологическими навыками и социально-нравственными нормами - как поступать в критических ситуациях, сопротивляться нажиму сверстников и т.п."*(10). Отметим особо, что апелляция к рекомендациям Всемирной организации здравоохранения - распространенный маневр сторонников полового воспитания в образовательных организациях.
Л.В. Петрова обосновывает обязательность введения полового воспитания, причем на основе методик, разработанных Российской ассоциацией "Планирование семьи", статистическими данными. "Основным источником информации и заботы о половой жизни являются сами школьники (87%) и их родители (65%), а педагоги (58%) возлагают ответственность за здоровье на самого подростка, предлагая заботиться о собственном здоровье ему самому. При этом никто не стремится обеспечить его необходимыми для этого знаниями. К сожалению, многие родители не располагают достаточными знаниями, чтобы дать правильные ответы на вопросы своих взрослеющих детей. Что касается медицинских работников, то в школе зачастую они не готовы дать информацию о половом воспитании подростка, так как некомпетентны. Следующим немаловажным фактором является отсутствие контакта с подростками". Как следствие делается вывод: "Программу "Половое воспитание в системе образования" среди подростков необходимо проводить и на классных часах, и во внеурочных мероприятиях, что приведет к осознанному интересу подростка к охране своего здоровья и здоровья его будущих детей. Необходимо только внимательно посмотреть и сильно захотеть заставить себя быть здоровым"*(11).
3-4 октября 2009 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) проводил исследование на тему, готовы ли россияне обсуждать со своими детьми вопросы полового воспитания, какие каналы получения информации о сексуальной жизни они считают наиболее приемлемыми и что должно являться сегодня центральным вопросом в половом воспитании молодежи. Опрос, проведенный в 42 субъектах Российской Федерации, показал следующие результаты.
Большинство наших сограждан не помнят, чтобы их родители беседовали с ними на темы полового воспитания (74%, в 1989 г. - 87%). Между тем за прошедшие двадцать лет в два раза больше стало тех, с кем родители разговаривали о вопросах сексуальной жизни (с 13 до 26%). Как и прежде, об этом чаще сообщают женщины (15% против 10% среди мужчин в 1991 г., 29% против 23% - в 2009 г.) и молодежь (27-28% в 1991 г., 48% - в 2009 г.).
Если в 1991 г. говорить со своим ребенком на тему полового воспитания был готов только каждый второй (51%), сейчас об этом сообщают почти две трети наших сограждан (62%). Напротив, меньше стало тех, кто не намерен обсуждать вопросы сексуальной жизни со своими детьми (38% против 49% в 1991 г.). Говорить с детьми о половом воспитании готовы, как правило, 18-24-летние россияне (84%, в 1991 г. - 74 - 82%), женщины (67%, в 1991 г. - 54%). Тем не менее среди тех, с кем такие вопросы обсуждали родители, готовность обсуждать тему полового воспитания со своими детьми снизилась (с 94% в 1991 г. до 88% в 2009 г.).
Как и прежде, центральной проблемой полового воспитания молодежи является, с точки зрения россиян, нравственная сторона ранних сексуальных отношений (57%). За прошедшие двадцать лет в глазах наших сограждан значительно возросла важность средств и методов предупреждения венерических заболеваний (с 19 до 49%) и беременности (с 17 до 47%), больше стало и тех, кто считает центральными такие вопросы, как влияние добрачных сексуальных отношений на собственное здоровье и здоровье будущих детей (с 15 до 28%), на дальнейшую семейную жизнь (с 16 до 25%) и на получение образования, приобретение профессии (с 4 до 19%). Больше стало также и тех, кто вообще не видит смысла в половом воспитании (с 2 до 6%).
По мнению россиян, информацию по вопросам сексуальной жизни подрастающему поколению лучше всего получать от родителей (47%). Второй популярный, с точки зрения опрошенных, источник - специальный курс в учебных заведениях (41%). Консультации у врачей-специалистов кажутся приемлемым способом - 34%, специальная литература - 32%. В числе прочих вариантов - специальные научно-популярные фильмы (23%), обсуждение проблем сексуальной жизни со сверстниками (13%), личный опыт (12%). На возможности Интернета в этой сфере наши сограждане указывают реже всего (9%).
За прошедшие двадцать лет россиянам стали казаться более приемлемыми такие каналы получения информации о половой жизни, как беседы с родителями (с 21 до 47%), консультации у врачей (с 22 до 34%), обсуждение со сверстниками (с 5 до 13%) и личный опыт (с 5 до 12%). Напротив, меньше стало тех, кто выступает за получение знаний о половой жизни из специальной литературы (с 44 до 32%) и научно-популярных фильмов (с 29 до 23%)*(12).
Серьезным успехом сторонников полового воспитания стала Федеральная целевая программа "Планирование семьи", утвержденная Указом Президента РФ от 18 августа 1994 г. N 1696 "О Президентской программе "Дети России"*(13). В данном документе отмечалось: "Одной из причин высокой распространенности абортов является преобладание во многих регионах России традиционных малоэффективных средств контрацепции, что до настоящего времени связано с негативным отношением населения и части медицинских работников к современным способам контрацепции, отсутствием налаженной системы полового воспитания и сексуального образования подростков и молодежи, несовершенством информационного обеспечения населения в области планирования семьи, недостаточным выбором средств контрацепции. Существующая система полового воспитания и образования не привела к повышению уровня знаний подрастающего поколения в области сексуального и репродуктивного поведения. Недостаточно используются для этих целей средства массовой информации". В последующем данная программа во многом себя дискредитировала, реализуя фактически цели различных зарубежных общественных институтов, весьма далеких от российских национальных особенностей развития семьи и семейных отношений. Благодаря серьезным усилиям действие программы было приостановлено.
Следует отметить, что 90-е годы прошлого столетия характеризовались полным разгулом в области полового воспитания. Проявляли активность различные международные организации с явно сомнительными целями, пытавшиеся внедрить в образовательные программы учебные курсы откровенно порнографического содержания. Значительное число "исследователей" проводили такие социологические опросы, которые ставили в тупик даже взрослых, не говоря о детях, которым предлагалось познать многие сексуальные извращения. Как указывалось в представлении Генеральной прокуратуры РФ от 23 июля 1997 г. N 21/3-164-97 об устранении нарушений законодательства об образовании, направленном Генеральным прокурором РФ Ю.И. Скуратовым министру общего и профессионального образования РФ В.Г. Кинелеву, "проверкой, проведенной Генеральной прокуратурой Российской Федерации в связи с многочисленными обращениями средств массовой информации и депутатским запросом, выявлены грубые нарушения законности при организации министерством социологического исследования в рамках разработки программы "Половое воспитание российских школьников". Несмотря на то что должностные лица министерства, других ведомств, представителей Российской академии образования дали отрицательное заключение на анкету "Что ты знаешь о сексе?", действенных мер по пресечению ее поступления в школы принято не было"*(14). Представленная анкета содержала ряд вопросов о знании школьниками сексуальных извращений.
В середине 90-х годов прошлого столетия Российской академией образования был подготовлен проект "Половое воспитание российских школьников"*(15). Задачи проекта были обозначены следующим образом:
- привитие учащимся обоего пола навыков общения и взаимопонимания, а также способности принимать осознанные решения в сфере межполовых отношений;
- формирование у учащихся ответственного отношения к своему телу как основе индивидуальной жизни и позитивного отношения к здоровому образу жизни и ответственному родительству;
- привитие учащимся отношения к семье как к ведущей идее сдержанности в сфере сексуальных отношений, дискредитация ранних половых связей;
- обеспечение учащихся грамотной и систематической информацией, которая даст им возможность понять, что с ними происходит, а также поможет адаптироваться к изменениям, происходящим в период полового созревания, пройти с наименьшими психологическими потерями этот сложный этап взросления.
Проект предполагал проведение специальных занятий в рамках устоявшихся курсов "Биология" и "ОБЖ", факультативов, проведение специальных тренингов с родителями. Однако проект не был поддержан Министерством образования РФ. В решении Коллегии Минобразования России от 27 мая 1997 г. N 6/1 "О стратегии воспитания и психологической поддержки личности в системе общего и профессионального образования" закреплялось: "Требуется серьезная научная и общественная экспертиза как самого проекта "Половое воспитание российских школьников", так и его результатов. Нельзя не видеть, что основные идеи проекта противоречат традициям полового воспитания в России". Кстати, это единственные строчки из решения, относящиеся к половому воспитанию. Сам подход не нашел однозначной поддержки в юридической литературе"*(16).
Половое воспитание затрагивает не только образовательную сферу, но и здравоохранительную. В связи с этим в некоторых государствах эта сфера регулируется законодательством об охране здоровья граждан. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не содержит специальных норм, как нет в нем и норм о санитарном просвещении. Есть только статья 12, закрепляющая принцип приоритета профилактики в сфере охраны здоровья, который обеспечивается путем:
1) разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;
2) осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
3) осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе по предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними;
4) проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как видно из приведенного перечня, половое воспитание в числе приоритетов не упоминается. Любые профилактические мероприятия в отношении несовершеннолетнего допускаются только при согласии его законных представителей*(17). Интересна ситуация с Федеральным законом от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"*(18). В первоначальной редакции (ст. 4) государством гарантировалось "включение в учебные программы образовательных учреждений тематических вопросов по нравственному и половому воспитанию". Однако в связи с принятием Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" с 1 сентября 2013 г. данный абзац утратил силу*(19).
В отличие от Российской Федерации в некоторых странах - участницах СНГ приняты специальные законы о репродуктивных правах, в которых отдельные статьи посвящены правам несовершеннолетних на охрану репродуктивного здоровья, среди которых можно найти право на половое воспитание.
Статья 5 Закона Республики Армения от 26 декабря 2002 г. N ЗР-474 "О репродуктивном здоровье и репродуктивных правах человека"*(20) закрепляет следующее: Подростки имеют право:
1) на половое воспитание, а также на охрану сексуального и репродуктивного здоровья;
2) быть информированными по вопросам полового созревания, сексуального и репродуктивного здоровья, иметь необходимые знания об искусственном прерывании беременности, о передаваемых половым путем заболеваниях, в том числе о современных средствах профилактики вируса иммунодефицита человека (ВИЧ);
3) получать в условиях благожелательности и конфиденциальности доступную и полноценную медицинскую консультацию, а в случае необходимости также медицинскую помощь по вопросам, связанным с половым созреванием, сексуальным и репродуктивным здоровьем.
Специально указывается на необходимость полового воспитания, которое должно осуществляться в образовательных учреждениях лицами, имеющими специальную подготовку, при тесном сотрудничестве с семьей, здравоохранительными службами, общественными организациями, общественностью. Образовательные программы должны учитывать национальные традиции, нравственные ценности и международный опыт, исходить из возрастных, психологических особенностей и особенностей физического развития подростков.
Статья 1 Закона Кыргызской Республики от 4 июля 2015 г. N 148 "О репродуктивных правах граждан и гарантиях их реализации"*(21) предусматривает специальное понятие "сексуальное образование" - знания, которые предоставляют достоверную и научно обоснованную информацию по вопросам репродуктивного здоровья и развивают навыки, связанные с принятием решений, общением и снижением риска заболеваний репродуктивной системы. Права несовершеннолетних в области охраны репродуктивных прав установлены статьей 13 Закона. Так, несовершеннолетние имеют право на охрану и защиту их сексуальных и репродуктивных прав, а также на информирование и образование в области сексуального и репродуктивного здоровья и прав, подготовки к семейной жизни. Образовательные организации несут ответственность за обеспечение доступа несовершеннолетних к информации и сексуальному образованию. Обучение осуществляется по утвержденным программам, разработанным совместно с органами здравоохранения с учетом потребностей несовершеннолетних в соответствии с их возрастом. К обучению привлекаются специалисты, имеющие соответствующую подготовку. Организации здравоохранения несут ответственность за обеспечение доступа несовершеннолетних к информации и услугам в области сексуального и репродуктивного здоровья. В семье за повышение образовательного уровня несовершеннолетних в области сексуального и репродуктивного здоровья несут ответственность родители или их законные представители. Предусматривается также, что медицинское вмешательство в сфере сексуального и репродуктивного здоровья лицу, не достигшему 16 лет, за исключением информирования и консультирования, осуществляется с согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя. Услуги по охране сексуального и репродуктивного здоровья несовершеннолетних оказываются организациями здравоохранения в соответствии с Программой государственных гарантий по обеспечению граждан в Кыргызской Республике медико-санитарной помощью.
В Республике Таджикистан принят Закон от 2 декабря 2002 г. N 72 "О репродуктивном здоровье и репродуктивных правах", который в части именно полового воспитания подвергся корректировке в 2015 г. Так, ранее статья 13 предусматривала, что подростки и молодежь имеют право на информацию и услуги в области репродуктивного здоровья и планирования семьи, для того чтобы обеспечить себе защиту от нежелательной беременности и болезней, передаваемых половым путем. Половое образование несовершеннолетних осуществляется в образовательных учреждениях по специально разработанным образовательным программам с учетом пола, возраста, особенностей психофизического развития несовершеннолетних и осуществляется лицами, имеющими специальную подготовку. Разработка образовательных программ по половому воспитанию и охране репродуктивного здоровья несовершеннолетних, подготовке их к семейной жизни обеспечивается государственными органами образования и здравоохранения.
В соответствии с Законом Республики Таджикистан от 18 марта 2015 г. N 1201 статья 13 была скорректирована в сторону усиления традиционных ценностей. "Несовершеннолетние и молодежь имеют право на получение нравственно-полового образования и воспитания, услуг в области охраны репродуктивного здоровья. Разработка образовательных программ по нравственно-половому образованию и воспитанию, охране репродуктивного здоровья, подготовке к семейной жизни несовершеннолетних и молодежи осуществляется уполномоченными государственными органами образования и здравоохранения. Нравственно-половое образование и воспитание, подготовка к семейной жизни несовершеннолетних и молодежи осуществляются в образовательных, медицинских и в других учреждениях по образовательным программам, разработанным с учетом пола, возраста, особенностей психофизического развития, утвержденным в установленном порядке, и осуществляются лицами, имеющими специальную подготовку. Несовершеннолетним и молодежи, в том числе представителям групп риска, медицинские услуги и консультации в сфере репродуктивного здоровья могут оказываться в условиях благожелательности и конфиденциальности в порядке, установленном Правительством Республики Таджикистан".
Согласно ст. 8 Закона Республики Молдова N 185-XV от 24 мая 2001 г. "Об охране репродуктивного здоровья и планировании семьи"*(22) несовершеннолетние имеют право на охрану своего репродуктивного здоровья и половое воспитание. Половое воспитание несовершеннолетних и подготовка их к семейной жизни осуществляются лицами со специальным образованием совместно с семьей и образовательными учреждениями по специально разработанным программам с учетом возраста, пола, психологических особенностей несовершеннолетних и пожеланий их родителей. Разработка программ полового воспитания, охраны репродуктивного здоровья и подготовки несовершеннолетних к семейной жизни обеспечивается Министерством просвещения в сотрудничестве с Министерством здравоохранения. Органы местного публичного управления обеспечивают необходимые условия для предоставления несовершеннолетним услуг по охране репродуктивного здоровья и половому воспитанию.
Обобщая указанные нормативные акты стран СНГ, можно сделать общий вывод: основное содержание законодательных положений в данной сфере посвящено половому воспитанию несовершеннолетних. Отметим, что законные представители не участвуют в обсуждении вопроса о целесообразности полового воспитания, которое должно предусматриваться, по мнению законодателей, в образовательных программах. Определяется, что медицинское вмешательство в репродуктивную сферу несовершеннолетних допускается только при участии их законных представителей, осуществляется оно в рамках государственных программ здравоохранения.
В нашей стране нередко ссылаются на Конвенцию Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений от 25 октября 2007 г., ратифицированную Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 76-ФЗ*(23). В международном документе есть статья 6 "Просвещение детей", которая, как представляется некоторым авторам, является основой для обязательности введения полового воспитания. Прочтем указанную статью внимательно: "Каждая Сторона принимает необходимые законодательные или иные меры, направленные на обеспечение включения в программы начального и среднего школьного образования информации для детей об опасностях, связанных с сексуальной эксплуатацией и сексуальным насилием, а также информации о способах защиты себя, адаптированной к их развивающимся способностям. Такая информация, предоставляемая, при необходимости, во взаимодействии с родителями, дается в более широком контексте полового воспитания, и в ней особое внимание уделяется ситуациям повышенной опасности, в особенности связанным с использованием новых информационных и коммуникационных технологий". Информация об опасностях и сексуальное просвещение далеко не одно и то же.
Определенная дискредитация полового воспитания произошла в результате ряда скандальных историй, имевших место в странах западной демократии, где половое воспитание не просто провозглашается как обязательное для несовершеннолетних, но и обеспечивается мерами государственного принуждения.
В декабре 2009 г. власти немецкого города Зальцкоттен оштрафовали родителей (кстати, выходцев из России), так как они воспротивились участию их детей в школьном спектакле "Mein Korper gehort mir" ("Мое тело принадлежит мне"), в котором маленьким детям рассказывали, как вступать в половые сношения. После того как власти не смогли заставить родителей подчиниться с помощью штрафов, они прибегли к краткосрочному тюремному заключению глав каждой из семей. Как заявил президент христианской правозащитной организации "Международное движение за права человека" Джоэль Торнтон, "подобное преследование зальцкоттенских семей со стороны государства демонстрирует, что чиновники немецкой системы образования твердо намерены карать семьи, настаивающие на домашнем обучении, и всех прочих несогласных с законодательством об обязательном образовании, даже если они протестуют против всего лишь одного очевидно сомнительного предмета"*(24).
Именно в Германии происходят самые громкие скандалы с сексуальным просвещением, в рамках которого официальные власти проводят жесткую политику обязательности.
Некоторые семьи заявляют о предоставлении политического убежища. Суд г. Мемфис штат Теннесси, (США) в 2009 г. предоставил политическое убежище немецкой семье Ромайке, члены которой бежали из Германии, спасаясь, по их собственным словам, от религиозных притеснений. Причиной конфликта с властями ФРГ стало желание родителей обучать своих пятерых детей дома. Христиане-евангелисты Уве и Ханнелора Ромайке заявили, что немецкие школы прививают детям ценности, несовместимые с христианством. Они также протестовали против уроков полового просвещения*(25).
6 августа 2009 г. Конституционный суд ФРГ признал, что школьные уроки, посвященные сексуальному образованию, являются обязательными для всех учащихся вне зависимости от их вероисповедания и точки зрения их родителей. Как отмечается в решении суда, в случае если школа придерживается религиозного нейтралитета и терпимости, обязательное школьное образование, в том числе сексуальное воспитание, имеет приоритет над правом родителей на воспитание своих детей. Решение суда было вынесено после рассмотрения дела супругов-баптистов. В 2007 г. они отказались пускать своих двоих детей в школу, где намечались карнавал и театральная постановка, сюжет которой затрагивал тему сексуального насилия. Родители-баптисты заявили, что карнавал является католическим праздником с чрезмерными угощениями и питьем, участники которого, переодетые шутами, беснуются, позабыв элементарные моральные устои. Что касается театральной пьесы, то она, по мнению баптистов, пробуждала слишком раннюю сексуальность в их детях. Родители заявили, что только они, и никто больше, имеют право заниматься сексуальным воспитанием своих детей. В те два дня, когда в школе проходил карнавал и показ театральной постановки, они просто не пустили своих детей в школу. В итоге родители были оштрафованы на 80 евро за нарушение закона об обязательном школьном образовании. Они обратились в суд, который, однако, отклонил их жалобу. После этого они подали апелляцию и дошли в итоге до Конституционного суда, который, тем не менее, также встал на сторону школьной администрации. Судьи отметили, что карнавал, в прошлом являвшийся религиозным действом, в современном обществе превратился в простой обычай, и не носит никакой религиозной направленности, в том числе католической. Что касается театральной постановки, то она учила детей тому, как распознать и избежать сексуального насилия и не оскорбляла религиозных чувств баптистов*(26).
В июле 2013 г. нескольким шестиклассникам в школе немецкого города Боркен стало плохо прямо на уроке во время выполнения задания по схематическому разрезу полового члена. Один упал в обморок, у остальных зафиксировано предобморочное состояние. Всех их увезли в больницу*(27).
В октябре 2012 г. Национальная ассоциация директоров школ Великобритании выступила с предложением включить в школьную программу изучение порнографии. Детям предлагается преподавать такой предмет начиная с 10 лет*(28).
В 2012 г. Верховный суд Англии и Уэльса не разрешил христианской чете из г. Дерби установить опекунство над сиротой, обосновав это тем, что истцы - 62-летняя Юнис и 65-летний Оуэн Джонс - считают гомосексуализм "явлением ненормальным и морально вредным". Это мнение Джонсы имели неосторожность высказать на собеседовании с сотрудницей муниципальной патронатной службы. И она, посчитав, что подобные взгляды не соответствуют условиям Закона об опекунстве (он требует, в частности, чтобы претенденты на опекунство проявляли толерантность к идеям равенства культурного и иного разнообразия), написала негативное заключение, которое муниципалитет и утвердил. Джонсы, воспитавшие уже 18 приемных детей-сирот, принадлежат к одному из направлений в христианском протестантстве - пятидесятникам, которые в ряде вопросов веры непреклонны*(29).
В 2011 г. секс-скандал разразился в Северо-Западном университете г. Чикаго штат Иллинойс, (США): там студентам на лекции продемонстрировали половой акт с использованием электрической пилы. Его зрителями стали около 100 студентов курса "Сексуальность человека", который читал профессор психологии Джон Майкл Бэйли. Демонстрация проводилась после лекции, и явка не была обязательной; более того, преподаватель несколько раз предупредил студентов о том, что им предстоит увидеть весьма откровенные сцены, показанные парой добровольцев*(30).
Обязательность полового воспитания была предметом рассмотрения в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) - решение от 7 декабря 1976 г. по жалобе "Кьелдсен, Буск Мадсен и Педерсен против Дании". Обязательность соответствующих уроков в Дании была установлена законом от 27 мая 1970 г., против чего выступили родители некоторых детей, считая, что такие знания их дети могут получить в рамках домашнего образования, и требовали освободить их от посещения уроков по половому воспитанию. ЕСПЧ несколько лукаво отошел от ответа на поставленный вопрос об обязательности полового воспитания, сконцентрировавшись на толковании общих положений ст. 2 Протокола N 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ), закрепляющих право на образование. В частности, подробно исследовались правомочия родителей в рамках обязательств государств уважать их философские убеждения при предоставлении образования детям. Далее была представлена идеальная ситуация: "Датский законодатель, заручившись мнением квалифицированных специалистов, взял за отправной пункт признанный факт, что в Дании дети теперь без труда получают из разных источников интересующую их информацию о половой жизни. Обучение по данному предмету в государственных школах направлено не столько на сообщение знаний, которых у них нет либо которые они не могут получить другими способами, сколько преследует цель дать эту информацию более корректно, точно, объективно и научно". ЕСПЧ проанализировал основные положения законодательства и пришел к выводу, что его целью не является восхваление секса или побуждение учеников начать половую жизнь преждевременно, что опасно для их здоровья или будущего и что многие родители считают предосудительным. ЕСПЧ сделал определенный реверанс, что могут быть злоупотребления, но власти и предназначены для того, чтобы их предотвращать.
Наличие данного решения привело к тому, что иные попытки оспорить национальное законодательство в ЕСПЧ наталкивались на формальный отказ. Но в основе всех жалоб лежало не общее правило о половом воспитании, которое, напомним, не отрицалось даже в условиях советской системы, отличавшейся строгостью в данной сфере (по крайней мере, определенный пуританизм присутствовал в официозе). Податели последующих жалоб указывали на содержательную сторону ряда программ, которая актуализировалась на фоне распространения борьбы с дискриминацией по основаниям сексуальной ориентации. Так, с 2013 г. в немецких школах гомосексуалисты рассказывают детям сказки про гей-свадьбы и транссексуалов: "Жили-были король и королева. И захотели они своего единственного сына поженить. Пригласили они принцесс - самых нарядных, заморских. Но ни одна из них принцу не пришлась по душе. Пока одна из девушек не взяла с собой... брата. И почувствовал принц, как чувства в нем поднимаются. И гуляли свадьбу двух принцев три дня и три ночи..."*(31).
Результаты социологических опросов, проведенных в России, представляют интерес для уточнения характера действий, которые могут рассматриваться как пропаганда гомосексуализма. Свыше трех четвертей опрошенных отнесли к ним следующее: свободное проявление гомосексуальных чувств на публике (84%), гей-парады (83), митинги в защиту прав сексуальных меньшинств (81), воспитание ребенка однополой супружеской парой (78), ток-шоу, телепередачи, статьи о жизни сексуальных меньшинств (75%)*(32). Иными словами, простое информирование о гомосексуальных отношениях оценивается сторонними гражданами как определенная пропаганда. Именно поэтому в нашем государстве был принят целый комплекс нормативных актов, ограничивающих несовершеннолетних от пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений. Это и Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"*(33), и Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"*(34). Согласно положениям последнего к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:
- отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
- содержащая информацию порнографического характера.
К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация, представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной.
Нельзя не сказать, что центром международных нормативных документов пока еще является упор на получение воспитания (в том числе и полового) в семье. Сейчас во многих странах мира принимается законодательство, позволяющее усыновление (удочерение) детей однополыми парами. Следует согласиться с Н.Н. Тарусиной в том, что "однополые семейные воспитатели" априори совершенно определенным образом воздействуют на психику ребенка, с высокой вероятностью рожденного с нормальной сексуальной ориентацией*(35). В связи с этим вполне оправдан акцент на сохранение традиционных ценностей и введение целого ряда ограничений для однополых пар*(36). Напомним, что российское законодательство никоим образом не запрещает совершеннолетним гражданам фактическое вступление в однополые отношения. В этой части российский закон абсолютно нейтрален.
Подведем итоги. В настоящее время половое воспитание во многом дискредитировано благодаря практике его применения, присутствующей во многих странах западной демократии. Зачастую само информирование о половых отношениях (а уж тем более извращениях) может сформировать неправильные психологические установки у несовершеннолетних детей. К сожалению, данный постулат учитывается далеко не всеми. Присутствует некоторая "погоня" - как можно раньше рассказать детям "про это" без учета возрастных психологических особенностей. Тем более необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Именно семья, являясь основным субъектом воспитательного процесса, должна обладать рядом полномочий по формированию содержательной стороны образовательной программы, в том числе в части полового просвещения. Представляется, что определенные элементы обучения здоровому образу жизни должны осуществляться в рамках основных образовательных программ, но в данном случае речь идет именно о здоровом образе жизни, а не о тотальном секс-просвещении.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) www.dic.academic.ru/dic.nsf/bse/122219/Половое.
*(2) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7598.
*(3) См.: Российская газета. 2012. 21 июня.
*(4) См.: НП Родительский комитет // www.r-komitet.ru/judgement/sex/spb497/.
*(5) Макаренко А.С. О половом воспитании // Собр. соч.: В 4 т. М., 1987. Т. 4. С. 254-256.
*(6) См.: Шалимов С. Маленький опыт большого сражения // Православие и мир: www.pravmir.ru/article_2557.html.
*(7) Дьяченко А.П., Цымбал Е.И. Социальная обусловленность запрета пропаганды гомосексуализма // Lex russica. 2013. N 11. С. 1217.
*(8) См.: Сексуальное воспитание // Лексикон. Дискуссионные темы и неоднозначные термины в сфере семьи, жизни и этики. М., 2009. С. 740.
*(9) www.worldcongress.pl/docs.php?view=2.
*(10) Кон И.С. Сексуальная культура XXI века // Юридическая психология. 2007. N 2.
*(11) Петрова Л.В. Половое воспитание старших школьников в контексте системы образования // Педагогическая практика. 2014. N 3. С. 126.
*(12) См.: www.wciom.ru/novosti/press-vypuski/press-vypusk/single/12641.html.
*(13) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 17. Ст. 1955.
*(14) Понкин И.В. Половое воспитание школьников в России. Материалы к оценке ситуации // Гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности: Сборник / Отв. ред. и сост. д.ю.н., проф. М.Н. Кузнецов, д.ю.н. И.В. Понкин. М., 2009. С. 230-334.
*(15) См.: www.life.orthomed.ru/an/Raznoe/cz-cd/HTML/WWW/material/mat90.htm.
*(16) См., например: Иванов И.С. Правовая защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Расширенный научно-практический комментарий. М., 2012.
*(17) См.: Романовская О.В. Законные представители в здравоохранительных правоотношениях // Менеджер здравоохранения. 2013. N 11. С. 34-43; она же. Обязанности медицинских организаций // Менеджер здравоохранения. 2014. N 5. С. 43-51.
*(18) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 14. Ст. 1212.
*(19) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. N 27. Ст. 3477.
*(20) См.: www.parliament.am/legislation.php?sel=show&ID=1339&lang=rus.
*(21) См.: www.cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/111191.
*(22) См.: www.lex.justice.md/index.php?action=view&view=doc&lang=2&id=312794.
*(23) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. N 19. Ст. 2303.
*(24) www.orthedu.ru/roditeli/805-russkix-roditelej-v-germanii-oshtrafovali-za. html.
*(25) См.: www.ruskline.ru/news_rl/2010/02/08/veruyuwie_protestanty_begut_iz_germani i/.
*(26) См.: Karlsruhe lehnt Befreiung von Sexualkunde ab // www.welt.de/politik/deutschland/article4266949/Karlsruhe-lehnt-Befreiung- von-Sexualkunde-ab.html.
*(27) См.: Рильский В. Сексуальное просвещение до обморока // Российская газета - Неделя. 2013. 11 июля.
*(28) См.: www.top.rbc.ru/wildworld/25/10/2012/676194.shtml.
*(29) См.: www.russian-bazaar.com/ru/content/18892.htm.
*(30) См.: Students watch a woman being pleasured by a sex toy as part of class at Northwestern University // www.dailymail.co.uk/news/article-1362646/Faith-Kroll-Jim-Marcus-perform-s ex-toy-demonstration-Northwest-University.html.
*(31) Масс Т. В немецких школах гомосексуалисты рассказывают детям сказки про гей-свадьбы и транссексуалов // www.rus-obr.ru/ru-web/24577.
*(32) См.: Дьяченко А.П., Цымбал Е.И. Социальная обусловленность запрета пропаганды гомосексуализма // Lex russica. 2013. N 11. С. 1216-1223.
*(33) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3802.
*(34) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 1. Ст. 48.
*(35) См.: Тарусина Н.Н. Семейное право. Очерки из классики и модерна: Монография. Ярославль, 2009; Ребенок в пространстве семейного права: Монография. М., 2014.
*(36) См.: Романовская О.В. О духовных скрепах (право и общественные интересы) // Гражданин и право. 2014. N 9. С. 3-17.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Романовский Г.Б. О праве на половое воспитание
Г.Б. Романовский - заведующий кафедрой уголовного права Пензенского государственного университета, доктор юридических наук
В статье анализируются правовые основы полового воспитания. Рассматривается зарубежный опыт, а также практика Европейского суда по правам человека по данному вопросу. Обосновывается сдержанная позиция о необходимости, в первую очередь, пропаганды здорового образа жизни в рамках основных образовательных программ.
О праве на половое воспитание
Автор
Г.Б. Романовский - заведующий кафедрой уголовного права Пензенского государственного ниверситета, доктор юридических наук
Журнал "Гражданин и право", 2016, N 2