На балансе бюджетного учреждения числится имущество по коду вида деятельности 4 (используется в деятельности по выполнению государственного задания учредителя), с балансовой стоимости которого следует исчислить и уплатить в бюджет налог на имущество. Субсидии, которую получает учреждение, недостаточно для оплаты налога, поэтому недостающая часть оплачивается за счет средств, получаемых от приносящей доход деятельности. Можно ли суммы, произведенные по коду вида деятельности 2 на уплату недостающей части налога на имущество, учесть при исчислении налога на прибыль?
Т. Сильвестрова,
главный редактор журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2016 г., с. 34-36.
Согласно положениям ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные, документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, расходы, произведенные учреждением в отношении деятельности, финансируемой за счет сумм субсидий, при исчислении налога на прибыль учесть нельзя, поскольку они не связаны с приносящей доход деятельностью.
Если имущество, учитываемое на балансе учреждения по коду вида деятельности 4 (например, здание), используется для оказания платных услуг и услуг, финансируемых за счет сумм субсидий, то в этом случае сумма налога на имущество подлежит распределению в силу норм ст. 272 НК РФ.
Согласно положениям пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ бюджетные учреждения - получатели средств субсидий обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.
Пунктом 1 ст. 272 НК РФ установлено, что расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. Иного механизма распределения расходов гл. 25 НК РФ не содержит (Письмо Минфина РФ от 17.12.2015 N 03-03-06/4/74295). Из разъяснений, приведенных в данном письме, следует, что разница между суммой фактически произведенных расходов над суммой произведенных расходов в пределах нормативных затрат, финансируемых за счет сумм субсидий (при условии, что в составе нормативных затрат на выполнение государственного (муниципального) задания расходы учитываются в полном объеме), подлежит учету при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Если нормативы затрат на выполнение государственного (муниципального) задания предусматривают выделение субсидий для покрытия отдельных видов расходов (в том числе на уплату налога на имущество) не в полном объеме, то недостающую разницу бюджетное учреждение покрывает за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности. В этом случае, по мнению Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики, затраты (в том числе на уплату налога на имущество), которые покрываются за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, учреждение вправе распределить в соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ. То есть налогоплательщик определяет суммарный общий доход, исходя из которого устанавливается доля дохода, приходящаяся на приносящую доход деятельность. Далее, сумма исчисленного налога умножается на долю, определенную расчетным путем. Полученная сумма может быть включена в расчет налоговой базы по налогу на прибыль.
1 февраля 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"