Ужесточение ответственности за совершение отдельных нарушений
А. Гусев,
к.п.н., эксперт журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2016 г., с. 65-73.
В декабре 2015 года вступили в силу Федеральный закон от 28.11.2015 N 344-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части повышения эффективности управления государственным (муниципальным) имуществом" (далее - Федеральный закон N 344-ФЗ), устанавливающий ответственность за несоблюдение порядка учета и распоряжения имуществом, и Федеральный закон от 30.12.2015 N 442-ФЗ "О внесении изменения в статью 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ), ужесточающий ответственность за представление недостоверной статистической информации. Об этих законах мы и поговорим в статье.
Представление недостоверной статистической информации
В силу ст. 8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" бюджетные учреждения, как и другие организации, обязаны представлять первичные статистические и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации.
Порядок и условия представления первичных статистических и административных данных органам, осуществляющим формирование официальной статистической информации, определены Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 N 620 (далее - Постановление N 620).
Согласно п. 2 этого постановления первичные статистические и административные данные должны представляться с соблюдением следующих условий:
формы должны быть составлены федеральными органами государственной власти, осуществляющими формирование официальной статистической информации на основе первичных статистических данных и административных данных официальной статистической информации;
формы федерального статистического наблюдения, утвержденные в установленном порядке, и указания по их заполнению должны быть в наличии. В соответствии с п. 5.5 Положения о Росстате, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 N 420, утверждение форм федерального статистического наблюдения возложено на Росстат;
субъектами официального статистического учета должны быть доведены бланки форм федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению до респондентов. Кроме того, формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению размещаются субъектами официального статистического учета на своих официальных сайтах в Интернете;
письменный запрос субъекта официального статистического учета о представлении административных данных или соглашение об информационном взаимодействии субъекта официального статистического учета и респондента, получающего административные данные, должны быть в наличии.
Первичные статистические данные представляются на бумажных носителях или в электронном виде. Порядок представления первичных статистических данных в электронном виде, определяющий стандарты на программное обеспечение, технические носители, каналы связи, средства защиты, а также условия использования электронной цифровой подписи и форматы представления данных в электронном виде устанавливаются субъектами официального статистического учета.
В целях выполнения указанных норм и представления форм федерального статистического наблюдения руководитель бюджетного учреждения назначает должностных лиц, уполномоченных представлять статистическую информацию (первичные статистические данные) от имени учреждения.
В силу п. 14 Постановления N 620 непредставление или несвоевременное представление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо представление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством РФ. Непредставление статистической отчетности является административным правонарушением, ответственность за совершение которого установлена ст. 13.19 КоАП РФ.
Согласно изменениям, внесенным в ст. 13.19 КоАП РФ Федеральным законом N 442-ФЗ, непредставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке, либо несвоевременное представление этих данных, либо представление недостоверных первичных статистических данных влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 20 000 руб., а на юридических лиц - от 20 000 до 70 000 руб. Напомним, что ранее действующая редакция данной статьи предусматривала наложение административного штрафа в размере от 3 000 до 5 000 руб.
Как видим, ст. 13.19 КоАП РФ в прежней редакции применялась только к должностным лицам, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, в случае нарушения ими порядка ее представления или за представление недостоверной статистической информации.
Кроме того, новая редакция ст. 13.19 КоАП РФ предусматривает ответственность за повторное совершение указанного административного правонарушения и влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб., а на юридических лиц - от 10 000 до 150 000 руб. Напомним, что в силу ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым этому наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, в частности, являются:
непосредственно обнаруженные должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
сообщения и заявления физических и юридических лиц, сообщения в средствах массовой информации, содержащие сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения.
На основании ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях согласно гл. 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно ст. 23.53 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена ст. 13.19 КоАП РФ, отнесено к компетенции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего официальный статистический учет и контроль в сфере официального статистического учета и его территориальных органов.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени указанного органа вправе:
- руководитель Росстата, его заместители;
- руководители территориальных органов Росстата, в субъектах РФ, их заместители.
Несоблюдение порядка совершения сделок с имуществом
Федеральным законом N 344-ФЗ нормы КоАП РФ дополнены ст. 7.35, согласно которой нарушение государственным (муниципальным) бюджетным учреждением порядка согласования при совершении сделки по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 до 10% цены совершенной сделки или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет, а на само учреждение (предприятие) от 10 до 20% цены совершенной сделки.
Как видим, под данную статью подпадают случаи нарушения порядка согласования при совершении сделки по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом. Далее, выясним, что подразумевается под такими случаями.
Известно, что все имущество государственных (муниципальных) бюджетных учреждений является государственной или муниципальной собственностью (вне зависимости от источников его приобретения) и закрепляется за ними учредителем на праве оперативного управления.
В силу ч. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение без согласия собственника не может распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, учреждение может распоряжаться самостоятельно.
С учетом вышеизложенного бюджетное учреждение без согласования с учредителем вправе самостоятельно распоряжаться исключительно особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств, и иным движимым имуществом вне зависимости от источника его приобретения. Сделки с распоряжением любого другого имущества должны быть согласованы. Несоблюдение данного требования и будет являться нарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 7.35 КоАП РФ.
Порядок согласования распоряжения имуществом устанавливается его собственником. Например, порядок согласования распоряжения федеральным недвижимым имуществом, закрепленным за федеральным бюджетным учреждением, определен Положением об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 537.
Согласование распоряжения недвижимым имуществом отнесено к компетенции учредителя бюджетного учреждения. Вместе с тем следует учитывать, что решение о предоставлении объектов недвижимости в аренду должно приниматься учредителем учреждения по согласованию с Росимуществом путем направления ему проекта решения. Указанное правило не применяется при принятии решений в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Минобороны, Управления делами Президента РФ и Росморречфлота (в отношении подведомственных им федеральных бюджетных учреждений, за которыми в оперативном управлении закреплено имущество, расположенное в границах морских портов).
Несоблюдение утвержденного порядка также подпадает под действие ст. 7.35 КоАП РФ.
Кроме того, ч. 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях*(1) предусмотрены ограничения по совершению бюджетными учреждениями крупных сделок. Напомним, что крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
При этом под крупной сделкой понимается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки. Порядок предварительного согласования совершения учреждениями крупных сделок определяется соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
Также не следует забывать, что бюджетные учреждения должны соблюдать и правила списания закрепленного за ними имущества, которые также должны быть установлены учредителем. Например, особенности списания движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, федеральными органами государственной власти, органами управления государственных внебюджетных фондов, установлены в положении о списании имущества, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834. В силу п. 2 указанного положения под списанием имущества понимается комплекс действий, связанных с признанием его непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления его местонахождения.
Решение о списании федерального имущества принимается, если:
- оно непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;
- оно выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения.
В случае списания особо ценного и недвижимого имущества (а для казенных учреждений - любого имущества) учреждению необходимо получить согласие собственника на списание.
Нарушение порядка представления сведений об учете федерального имущества
Помимо ответственности за нарушение порядка совершения сделок с имуществом, нормы КоАП РФ дополнены новым составом административного правонарушения, связанным с нарушением установленного порядка представления сведений об учете и управлении федеральным имуществом, - ст. 19.7.12 КоАП РФ.
Напомним, что порядок учета федерального имущества регламентирован Положением об учете федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 (далее - Положение об учете федерального имущества).
В соответствии с п. 14 этого положения учреждения для внесения в реестр сведений об имуществе, приобретенном ими по договорам или иным основаниям, поступающем в их оперативное управление, в двухнедельный срок со дня приобретения имущества представляют в Росимущество (его территориальный орган) надлежащим образом заверенные правообладателем:
- карты сведений об объекте учета в соответствии с формами реестра федерального имущества;
- копии документов, подтверждающих приобретение им объекта учета и возникновение соответствующего вещного права на объект учета, а также копии иных документов, которыми подтверждаются сведения об объекте учета и реквизиты которых приведены в картах сведений об объекте учета.
Отметим, что под надлежащим образом заверенными копиями документов понимаются:
- нотариально заверенные копии документов;
- копии документов, заверенные выдавшим их органом.
Кроме того, с учетом сложившейся судебной практики, а также практики, применяемой в налоговых органах и органах, осуществляющих государственную регистрацию прав, к заверенным надлежащим образом можно отнести копии документов, заверенные правообладателями, с одной стороны, и должностным лицом Росимущества, с другой. При этом правообладатель наряду с заверенными со своей стороны копиями документов, подтверждающих сведения, указанные в карте сведений об объекте учета, представляет оригиналы данных документов.
При изменении сведений об объекте учета или о лицах, обладающих правами на объекты учета и сведениями о них, государственное (муниципальное) учреждение в двухнедельный срок со дня получения изменений или окончания срока (квартального и годового) представления бухгалтерской отчетности, установленного законодательством РФ о бухгалтерском учете (при изменении остаточной стоимости объекта учета или основных средств (фондов) правообладателя), представляет в соответствующий территориальный орган для внесения в реестр новые сведения об объекте учета и о соответствующем лице (п. 15 Положения об учете федерального имущества):
- делает запись об изменениях сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на него либо сведениями о нем, в соответствующей карте сведений об объекте учета или о таком лице и заверяет ее надлежащим образом. Если изменившаяся информация содержится в других картах сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на него либо сведениями о нем, то правообладатель представляет запись по каждой из них;
- копии документов, подтверждающих новые сведения об объекте учета или о соответствующем лице, заверенные надлежащим образом.
В соответствии с п. 42 Положения об учете федерального имущества на правообладателей возложена ответственность в соответствии с законодательством РФ за непредставление или ненадлежащее представление сведений о федеральном имуществе либо представление недостоверных и (или) неполных сведений о нем.
Однако до внесения Федеральным законом N 344-ФЗ изменений механизм воздействия на руководителей федеральных государственных бюджетных учреждений в части соблюдения указанных требований не был предусмотрен законодательством.
В силу ст. 19.7.12 КоАП РФ непредставление или ненадлежащее представление сведений (информации) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области приватизации и управления государственным имуществом, если представление таких сведений (информации) является обязательным в соответствии с нормативными правовыми актами РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 000 до 5 000 руб., на должностных лиц - от 10 000 до 20 000 руб., на само учреждение - от 70 000 до 100 000 руб.
Необходимо отметить, что во избежание неоднозначного толкования в новой ст. 19.7.12 предусмотрено разъяснение термина "ненадлежащее представление сведений (информации)", под которым понимается несвоевременное представление сведений (информации) либо представление недостоверных (искаженных) и (или) неполных сведений (информации).
* * *
В заключение отметим, что реализация норм Федерального закона N 344-ФЗ будет осуществляться органом, уполномоченным на управление государственным (муниципальным) имуществом. Напомним, что на федеральном уровне таким органом является Росимущество.
В свою очередь, реализация норм Федерального закона N 442-ФЗ будет осуществляться Росстатом и его территориальными органами.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"