Третий лишний. Что изменилось на рынке медизделий?
А. Ванин,
гендиректор MDpro
Журнал "Ремедиум", N 11, ноябрь 2015 г., с. 18-21.
Анализ проведен на основании данных о государственных закупках медицинских изделий, а также результатов опроса отечественных производителей медицинских изделий.
Курс на импортозамещение
C 2014 г. в России принят курс на импортозамещение - постепенную замену иностранных товаров российскими. Вопрос о необходимости импортозамещения в стратегически важных отраслях стал активно обсуждаться на фоне введения торгово-экономических санкций в отношении России. Предполагается, что снижение импортной зависимости будет достигнуто за счет инноваций и стимулирования инвестиций в развитие отечественной промышленности.
По оценкам Минпромторга России, в случае реализации продуманной политики импортозамещения к 2020 г. можно рассчитывать на снижение импортозависимости по разным отраслям промышленности с уровня 70-90% до уровня 50-60%. Фармацевтическая и медицинская промышленность отнесены к числу наиболее перспективных отраслей с точки зрения импортозамещения (доля импорта по состоянию на 2014 г. составляла 70-80%).
План мероприятий по импортозамещению для медицинской промышленности был утвержден Минпромторгом в марте 2015 г. (приказ Минпромторга РФ N 655 от 31.03.2014 "Об утверждении плана мероприятий по импортозамещению в отрасли медицинской промышленности Российской Федерации"). Документом были установлены целевые показатели по наращиванию доли локальной продукции в поставках медицинских изделий к 2020 году. В приказе перечислены 111 видов медицинских изделий, доля импорта которых в ближайшие годы должна быть существенно снижена.
В таблице 1 медицинские изделия, вошедшие в приказ, представлены в сгруппированном виде.
Таблица 1
Целевые показатели импортозамещения для различных видов медицинских изделий
Виды медицинских изделий, включенные в приказ Минпромторга РФ N 655 | Целевая доля локальной продукции к 2020 г. |
Рентгеновская техника, компьютерные томографы, аппараты функциональной диагностики, наборы медицинских инструментов, термометры | 85-90% |
Оборудование и расходные материалы для стерилизации, дезинфекции, оборудование для ядерной медицины (генераторы изотопов, модули синтеза), оборудование и реагенты для in vitro-диагностики, протезы конечностей, протезы суставов | 70-85% |
Автоматические лабораторные анализаторы, сложные реагенты для in vitro-диагностики, стерильные одноразовые медицинские изделия (пинцеты, ножницы, лотки, стаканы и т.д.) из пластических масс и готовые наборы, используемые при хирургических операциях/манипуляциях | 50-70% |
Шприцы, УЗИ-аппараты, сшивающие аппараты, аппараты ИВЛ, наркозно-дыхательное оборудование, медицинские изделия для диализа, линейные медицинские ускорители, аппаратура измерения кровяного давления, эндоскопы | 30-50% |
Источник: приказ Минпромторга России N 655 от 31.03.2015 "Об утверждении плана мероприятий по импортозамещению в отрасли медицинской промышленности Российской Федерации" |
Указанный приказ Минпромторга России, содержащий целевые установки по доле импортных медицинских изделий, должен, очевидно, сопровождаться мероприятиями, которые обеспечат достижение заявленных показателей. В этом отношении следует особо обратить внимание на "План мероприятий по снижению негативных последствий экономического кризиса на развитие производства лекарственных средств и медицинских изделий" (февраль 2015 г.), ставший результатом совместной работы Минпромторга России с отраслевыми экспертами. Разработка этого документа осуществлялась под эгидой Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и Торгово-промышленной палаты (ТПП). По замыслу экспертов, обозначенные в нем меры должны обеспечить поддержку локальному производству медицинских изделий и способствовать привлечению инвестиций в отрасль. Ожидается, что предложенные мероприятия войдут в актуальную повестку работы правительства.
Опасения не подтвердились
Вместе с тем одним из уже действующих инструментов, реализующих политику по увеличению доли локальной продукции в потреблении медицинских изделий, является постановление Правительства РФ N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Этот документ вступил в силу 13 февраля 2015 г.
В постановлении приведен перечень медицинских изделий иностранного производства, которые допускаются к государственным закупкам только в том случае, если в торгах приняло участие менее двух производителей из стран Таможенного союза - России, Казахстана, Белоруссии или Армении.
С одной стороны, очевидно, что принятие этого постановления способствует импортозамещению в отрасли, а также стимулирует привлечение инвестиций и локализацию новых производств. С другой стороны, нельзя не упомянуть, что часть участников рынка и эксперты видели в принятии постановления угрозу сложившемуся статус-кво в сфере обеспечения здравоохранения. В частности, озвучивалась позиция о том, что реализация постановления приведет к уходу с рынка иностранных производителей (товаров), попавших под ограничение. Сейчас, спустя более 6 мес. с момента принятия постановления, мы можем констатировать, что эти опасения не подтвердились, передела рынка не произошло. Изменение доли поставок в пользу российских компаний происходит медленно и пока носит ограниченный характер.
В первую очередь это обусловлено ограниченностью сферы применения постановления. Оно регулирует только сферу государственных закупок медицинских изделий, никоим образом не ограничивая потребление в частном секторе. При этом перечень медицинских изделий, утвержденный постановлением, включает позиции, пользующиеся высоким спросом именно со стороны частных медицинских учреждений. Это касается лабораторной техники и реагентики: частный сектор обеспечивает около половины потребления медицинских изделий в этой группе. Еще более высока доля частного потребления сегмента медицинских изделий для стоматологии: частные стоматологические центры закупают более 70% продукции в этой группе. Индивидуальные глюкометры - пример медицинского изделия из перечня, объем потребления которого на 90% складывается из покупок домохозяйств. Постановление не могло оказать и не оказало значимого воздействия на сегменты рынка, в которых доминирует частное потребление.
Если рассматривать непосредственно государственные закупки медицинских изделий, то постановление имеет силу лишь по отношению к тем из них, которые осуществляются медицинскими учреждениями в рамках Закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Госзакупки, проводимые по федеральному закону N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", эти ограничения не затрагивают. Если сейчас это порядка 5-10% от всего объема госзакупок медицинских изделий, то в дальнейшем эта доля увеличится. Причина этого - сокращение бюджетного финансирования государственных ЛПУ и рост объема денежных средств, зарабатываемых за счет оказания платных услуг (именно эти средства тратятся по процедурам ФЗ-223).
Важно отметить и то, что действие постановления распространяется только на те медицинские изделия внутри кодов ОКПД, которые непосредственно включены в перечень, а не на весь код ОКПД. Например, в постановлении указан код 33.10.15.152 "пинцеты медицинские", но при этом в перечень вошли только "пинцеты микрохирургические".
Таким образом, постановление даже при полной реализации охватывает лишь часть рынка медицинских изделий, включенных в перечень. По нашим оценкам, под его действие попадает не более 20% российского рынка госзакупок медицинских изделий (табл. 2).
Таблица 2
Потенциал влияния постановления правительства РФ N 102 на российский рынок медицинских изделий
В % к объему закупок МИ, включенных в постановление | В % ко всему объему госзакупок медицинских изделий | |
Объем поставок МИ, попадающих под действие постановления | 100% | 20% |
Объем поставок МИ из перечня, уже достигнутый компаниями из стран Таможенного союза | 40% | 8% |
Объем поставок импортных МИ из перечня, не имеющих локальных аналогов | 20% | 4% |
Объем поставок импортных МИ из перечня, имеющих аналоги, производимые в странах Таможенного союза (теоретически достижимый объем импортозамещения за счет постановления) | 40% | 8% |
Объем поставок МИ из перечня, реализуемых в составе комплексных закупок (преференция не применима) | 25% | 5% |
Объем поставок МИ из перечня, реализация которых затруднена в силу действия инфраструктурных ограничений | 5% | 1% |
Практически достигнутый объем импортозамещения за счет постановления | 10% | 2% |
Источник: MDpro |
Если принять весь объем рынка госзакупок медицинских изделий, на который распространяется действие постановления за 100%, то его импортозамещающий потенциал можно оценить следующим образом:
- 40% - объем поставок медицинских изделий из перечня, уже достигнутый компаниями из стран Таможенного союза. В этом отношении постановление будет лишь способствовать сохранению доли локальных производителей и никак не повлияет на изменение рыночных позиций игроков;
- 20% - объем поставок медицинских изделий из перечня, для которых нет аналогов, производимых в странах Таможенного союза. Яркий пример - реагенты для импортных закрытых клинико-диагностических систем. В категориях, подобных этой, российские производители не смогут в краткосрочной перспективе предложить к поставке продукцию собственного производства, а значит, приоритет в закупках останется за импортными медицинскими изделиями. В данном случае постановление будет способствовать принятию решений об открытии производств на территории России с тем, чтобы воспользоваться преференциями в будущем. В том числе такие решения могут быть приняты иностранными производителями;
- оставшиеся 40% - это объем поставок импортных медицинских изделий из перечня, для которых есть аналоги, производимые в странах Таможенного союза. Другими словами, это максимальный объем "быстрого" импортозамещения, который теоретически может быть достигнут за счет постановления. В масштабах всего рынка это составляет порядка 8%.
Наблюдение за реальной практикой применения постановления подтверждает приведенные выше оценки об ограниченности потенциала постановления, а также позволяет сделать вывод о том, что отказ от импорта даже в тех сегментах, где есть российские аналоги, происходит медленно и трудно. Результат экспертного опроса показал, что это обусловлено действием двух ключевых факторов. Первый фактор - неприменимость постановления к комплексным закупкам медицинских изделий. Под комплексной закупкой в данном случае понимается закупка в одном лоте разных медицинских изделий, часть из которых входит в перечень, а часть нет. Процедура применения постановления по отношению к таким закупкам отсутствует, поэтому не действует и сама преференция. И это при том, что не менее 25% медицинских изделий из перечня приобретаются именно в составе комплексных закупок. Таким образом, большой объем продукции, к поставке которой могли бы быть применены ограничения на импорт, поставляется без применения таких ограничений.
Второй фактор - организационно-инфраструктурные ограничения. Важно понимать, что постановление предполагает (для получения преференции) участие в каждом тендере как минимум двух производителей из стран Таможенного союза. Но реальность такова, что поставки большинства российских производителей носят региональный характер (охватывают несколько регионов, близлежащих к точке производства). Для эффективного использования возможностей, предоставляемых постановлением, российским компаниям необходимо развивать дистрибуцию, наращивать производство и увеличивать штат сотрудников, отвечающих на участие в торгах. Этот процесс не может произойти мгновенно и займет минимум один-два года.
Другим аспектом организационно-инфраструктурных ограничений в первые месяцы после принятия постановления было то, что не все российские производители имели необходимые сертификаты о происхождении товаров. Именно наличие такого документа, подтверждающего, что товар был произведен в одной из стран Таможенного союза с соблюдением адвалорной доли, является обязательным условием получения преференции при участии в государственных закупках. По прошествии полугода с момента принятия постановления этот аспект постепенно утрачивает свое значение, однако его большое влияние в первые месяцы действия документа во многом определило невысокую эффективность постановления в этот временной период.
Анализ практики применения постановления, с учетом упомянутых ограничений, показывает, что к текущему моменту объем импортозамещения составил не более 10% от государственного потребления медицинских изделий, включенных в перечень (в денежном выражении), или 2% от всего объема госзакупок медицинских изделий (табл. 2).
Представляется, что увеличение объема импортозамещения может быть достигнуто за счет соответствующей доработки постановления - установления более четких правил применения преференций при торгах, выведения медицинских изделий, включенных в постановление, за рамки комплексных закупок. Если правительство внесет необходимые правки в документ до конца 2015 г., то в 2016 г. мы сможем ожидать дополнительных позитивных результатов.
Время показало, что пессимистические прогнозы ряда экспертов о скором уходе с российского рынка части импортеров и исчезновении необходимой техники из государственных ЛПУ оказались ошибочными. Импортозамещающий потенциал постановления может быть полностью реализован лишь в среднесрочной, а не в краткосрочной перспективе. Вместе с тем мы уже сейчас можем наблюдать, что многие российские и иностранные компании стали серьезно задумываться о производстве медицинских изделий, вошедших в перечень. При этом некоторые уже начали осуществлять инвестиции в такие проекты. Таким образом, опыт 2015 г. показал, что основная практическая ценность постановления - это стимулирование предприятий к расширению действующих и созданию новых производств.
Расширение перечня медицинских изделий, регулируемых постановлением, - это та мера, которая в настоящий момент могла бы дать толчок для развития новых производств и, как следствие, привести к увеличению доли локальной продукции в структуре государственных закупок. Причем потенциальным источником роста является включение в перечень даже тех медицинских изделий, которые в настоящий момент не производятся в странах Таможенного союза, - это могло бы способствовать запуску новых мощностей в перспективе 2-3 лет. Очевидно, что, увидев реальные преимущества размещения производства в России, бизнес начнет инвестировать.
Помимо принятия постановления, к числу значимых факторов, способных стать драйверами импортозамещения, относятся такие общеэкономические факторы, как ослабление рубля и сдерживание государственных расходов на здравоохранение. Находясь в условиях ограниченного финансирования, государственные ЛПУ больше не могут себе позволить закупать исключительно дорогостоящие медицинские изделия. Им неизбежно приходится переориентировать спрос в пользу медицинских изделий, лучших по соотношению "цена/качество". В сложившейся ситуации именно соответствие этому требованию способно вывести отечественную продукцию в лидеры рынка в целом ряде сегментов.
Источники
1. Приказ Минпромторга России N 655 от 31.03.2015 "Об утверждении плана мероприятий по импортозамещению в отрасли медицинской промышленности Российской Федерации".
2. План мероприятий по снижению негативных последствий экономического кризиса на развитие производства лекарственных средств и медицинских изделий. Всероссийский Общественный Совет Медицинской Промышленности. URL: http://www.vrosmp.ru/plan/.
3. Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 (ред. от 02.06.2015) "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Ванин А., Эстрин А. Российский рынок медицинских изделий: итоги 2014 года. Ремедиум, 2015. 6: 6-11.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ремедиум"
Независимое отраслевое информационно-аналитическое издание для профессионалов здравоохранения.
Журнал издается в России c 1997 г. Выходит 12 номеров в год.
В основе концепции - изучение, анализ и прогнозирование развития сферы лекарственного обеспечения и аптечного дела.
Среди авторов журнала известные ученые, организаторы здравоохранения, ведущие исследователи и аналитики.
Учредитель, издатель: ООО "Информационно-издательское агентство "Ремедиум"
Адрес: г. Москва, ул. Бакунинская, 71, стр. 10
Тел.: (095) 780-34-25;
Факс (095) 780-34-26
Для корреспонденции: 105082, Москва, а\я 8
Е-mail: remedium@remedium.ru
podpiska@remedium.ru
Адрес в Internet: http://www.remedium.ru