Я белорус, живу в Минске, работаю в центральном аппарате МВД, подполковник милиции, 20 лет выслуги. Собираюсь уволиться из ОВД, заключить брак с гражданкой РФ и переехать жить в Москву. Могу ли я претендовать на получение пенсии в РФ при условии получения вида на жительство или изменения гражданства с РБ на РФ?
Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, при соблюдении ими условий, предусмотренных этим законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.
Вы можете претендовать на получение пенсии в РФ после приобретении гражданства РФ, поскольку ваша выслуга лет в ОВД Республики Беларусь засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам ОВД.
Согласно соглашению стран СНГ от 24.12.1993 "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств", в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, в порядке, установленном законодательством стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой стороной.
Размер денежного довольствия для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством стороны, которой производится назначение пенсии. При изменении пенсионером места жительства исчисление пенсии осуществляется в порядке, установленном законодательством стороны по вновь избранному им месту жительства.
Согласно договору между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 "О сотрудничестве в области социального обеспечения", лица, определенные в п. 1 и 2 ст. 2 этого договора для одной договаривающейся стороны, проживающие на территории другой договаривающейся стороны, приравниваются в правах и обязанностях к гражданам этой другой договаривающейся стороны в отношении того, что изложено в ст. 3 того же Договора.
Договор регулирует государственное социальное обеспечение, обязательное (государственное) социальное страхование и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лиц, проживающих на территориях договаривающихся сторон и являющихся их гражданами, а также членов семей этих лиц, подпадавших или подпадающих под действие законодательства договаривающихся сторон.
Договор распространяется на отношения, регулируемые законодательством договаривающихся сторон о государственном социальном обеспечении, обязательном (государственном) социальном страховании и обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том что относится к трудовым пенсиям по возрасту (по старости), инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) и социальным пенсиям.
"Временным порядком реализации отдельных статей договора между РФ и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006" предусмотрено, что договор регулирует вопросы пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях РФ или Республики Беларусь и являющихся гражданами этих государств.
Назначение трудовых пенсий по возрасту (по старости), инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) осуществляется на основании заявления гражданина, представленного в компетентный орган (организацию), на который возложено осуществление назначения и выплаты пенсий, той стороны, на территории которой он проживает.
К заявлению прилагаются документы, необходимые для назначения пенсии в соответствии с законодательством стороны, назначающей пенсию.
Заявления о назначении или пересмотре пенсии по нормам договора, поданные согласно законодательству одной стороны в компетентный орган (организацию) этой стороны, считаются одновременно поданными в компетентный орган (организацию) другой стороны. Датой подачи заявления является дата его регистрации в компетентном органе (организации) страны проживания.
Если заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации почтовой службы (почтовой связи) стороны по месту отправления данного заявления.
Пенсия назначается со сроков, предусмотренных законодательством сторон.
Компетентные органы (организации) сторон в ходе сотрудничества по вопросам назначения и выплаты пенсий обмениваются соответствующими формулярами (прилагаются).
Вы можете ознакомиться с Воронежского областного суда по аналогичному вопросу (апелляционное определение от 30.05.2013 N 33-2917).
"Б.К. К. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Воронежской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет, назначении пенсии с 7 сентября 2011 г., указав, что является гражданином Республики Беларусь, где проживал до 07 сентября 2011 г., после чего получил вид на жительство в РФ и с этого времени проживает на территории РФ по месту регистрации. В июле 2012 г. в ОПО ЦФО ГУ МВД России по Воронежской области поступили документы из МВД Республики Беларусь для назначения пенсии истцу в РФ. 30 июля 2012 г. в назначении пенсии истцу ОПО ЦФО ГУ МВД России по Воронежской области было отказано ввиду неназначения пенсии по месту службы. Истец с отказом в назначении ему пенсии не согласен, с чем и обратился в суд, просил обязать отдел пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Воронежской области, назначить истцу пенсию за выслугу лет с учетом положений ст. 53 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" от 12.02.1993 N 4468-1 (далее - Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1), с 07 сентября 2011 г.
Решением Центрального районного суда города Воронежа от 28 февраля 2013 г. исковые требования истца удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить постановленное решение суда как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1.
В судебное заседание явились: представитель истца Б.К. К. - Д.А. Н., представитель ГУ МВД РФ по Воронежской области - С.Д. А.
Истец Б.К. К., представитель истца Б.К. К. - Ф.О. Н. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом и в установленном порядке, в том числе путем публикации сведений на официальном сайте Воронежского областного суда, о причинах неявки не сообщили, каких-либо доказательств наличия уважительных причин неявки в судебное заседание не представили.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
Доказательств, свидетельствующих об уважительности причин неявки, стороны, на момент рассмотрения дела, судебной коллегии не представили. В связи с чем, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя ответчика ГУ МВД РФ по Воронежской области С.Д. А., представителя истца Д.А. Н., проверив материалы гражданского дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из военного билета, выданного в Республике Беларусь, серия "...", видно, что истец с 01.08.1987 по 19.03.1992 проходил военную службу в Вооруженных силах, а именно с 01.08.1987 по 28.06.1991 в должности курсанта - обучение в высшем военно-политическом училище инженерных войск и связи; с 29.06.1991 по 19.03.1992 в должности заместителя командира роты. С 29.05.1995 по 06.12.2010 истец находился на службе в органах внутренних дел Республики Беларусь на должностях среднего и старшего начальствующего состава - 15 лет 6 месяцев 7 дней, уволен со службы приказом УВД Брестского облисполкома от 29.11.2010 N 106 л/с. Исключен из списков личного состава приказом ОВД Барановичского райисполкома от 06.12.2010 N 40 л/с. Выслуга лет по состоянию на 06.12.2010 в календарном исчислении составляет 20 лет 01 месяц 24 дня, в льготном исчислении выслуги не имеет.
Согласно справке от 12.09.2012 N 4/716 Управления внутренних дел Брестского облисполкома МВД Республики Беларусь, истцу пенсия в республике Беларусь не назначалась и на пенсионном учете он не состоит.
07.09.2011 истцом был получен вид на жительство иностранного гражданина в РФ.
30.07.2012 в письменном сообщении МВД РФ ГУ МВД России по Воронежской области за N 8/754 истцу было сообщено, что в их адрес поступили документы из МВД Республики Беларусь для назначения истцу пенсии, но в назначении пенсии ответчиком истцу было отказано, поскольку пенсия истцу не была назначена в Республике Беларусь.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, верно распределил бремя представления доказательств, с достаточной полнотой проанализировал представленные сторонами доказательства, дав им надлежащую оценку применительно к правилам ст. 67 ГПК РФ и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска.
При этом материальный закон, а именно Соглашение стран СНГ от 24.12.1993 "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых государств" ратифицированное Российской Федерацией на основании Федерального закона от 31.05.1999 N 103-ФЗ; Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения" от 13.03.1992, а также ст. 3 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", судом применен верно, процессуальных нарушений не допущено.
Согласно ст. 4 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пенсионное обеспечение проживающих на территории РФ лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми РФ либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 и 24.12.1993 подписаны и ратифицированы РФ и Республикой Беларусь, следовательно, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований у ответчика в отказе назначения пенсии истцу, проживающему и зарегистрированному на территории РФ верен, истец имеет право на назначение и выплату ему пенсии ответчиком на территории РФ, согласно ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны приведенным в суде первой инстанции, судом проверялись, всем им дана надлежащая правовая оценка, что не может повлечь отмену постановленного решения суда.
Проверяя законность и обоснованность принятого судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Центрального районного суда города Воронежа от 28.02.2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ГУ МВД России по Воронежской области - без удовлетворения".
С. Князькин
М. Петров
М. Болтунова
Правовед.RU
22 декабря 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал предоставлен Правовед.RU