Недавно в наш офис прислали коммерческое предложение. Зайдя на сайт компании, я обнаружила, что там используется фотография В.В. Путина с нанесенным поверх текстом и ценами на услуги, т.е. - рекламный баннер. Законом, вроде бы, запрещено использовать чужие фотографии без разрешения владельца, тем более - в рекламных целях. Правомерно ли такое использование? В какую организацию можно пожаловаться на такое использование?
Вопрос об использовании фотографии регулируется ст. 152.1 Гражданского кодекса РФ, согласно которой обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии - с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда:
1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;
2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;
3) гражданин позировал за плату.
Изготовленные в целях введения в гражданский оборот, а также находящиеся в обороте экземпляры материальных носителей, содержащих изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением п. 1 этой статьи, подлежат на основании судебного решения изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации.
Если изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением п. 1 этой статьи, распространено в сети Интернет, гражданин вправе требовать удаления этого изображения, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения.
Поскольку в вашем случае речь идет о публичном лице, используемое изображение наверняка подпадает под п. 2 ч. 1 ст. 152.1 ГК РФ.
Если фотография взята с официального сайта президента, с учетом того, что на сайте имеется указание на допустимость использования материалов со ссылкой на сайт, то данное обстоятельство свидетельствует о наличии согласия президента на использование его изображений.
Согласно абз. 10 п. 1 ст. 1259 ГК РФ, фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, являются объектом авторских прав.
Если есть ссылка на сайт президента, при данных обстоятельствах использование фотографии законно.
В вашем случае можно говорить о нарушении законодательства о рекламе.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в рекламе не допускается указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами.
Можно вести речь о недобросовестной рекламе. В соответствии с п. 10 ч. 3 ст. 5 того же закона, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами. В вашем случае используется фотография Президента РФ в целях эксплуатации доверия потребителей к нему, как к наиболее популярному политику и государственному деятелю в РФ.
Согласно ст. 4 Международного кодекса рекламной практики, принятого на 47 сессии Исполнительного совета Международной торговой палаты, реклама не должна содержать заявлений и образов, которые непосредственно или косвенно, умышленно или по оплошности, за счет замалчивания, двусмысленности или преувеличений могут ввести в заблуждение потребителя, а согласно разделу "Интерпретация", реклама должна оцениваться по тому действию, которое она может оказать на потребителя, с учетом конкретного рекламоносителя.
Вы можете обратиться в управление Федеральной антимонопольной службы по г. Санкт-Петербургу (spb.fas.gov.ru/).
Ответственность за подобную рекламу предусмотрена статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2-6 этой же статьи, ч. 4 ст. 14.3.1, ст. 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 2500 руб.; на должностных лиц - от 4000 до 20 000 руб.; на юридических лиц - от 100 000 до 500 000 руб.
Составляет протоколы и рассматривает дела по этой статье также ФАС.
Вы можете также обратиться в прокуратуру, которая вправе возбудить дело об административном правонарушении в отношении любого лица по любой статье КоАП РФ.
А. Власов
М. Болтунова
Н. Рудь
Правовед.RU
2 декабря 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал предоставлен Правовед.RU