Комментарий к Федеральному закону от 30.12.2015 N 442-ФЗ "О внесении изменения в статью 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
А. Гусев,
к.п.н., редактор журнала "Бюджетные организации:
акты и комментарии для бухгалтера"
Журнал "Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", N 2, февраль 2016 г., с. 54-58.
В силу ст. 8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" бюджетные учреждения, как и другие организации, обязаны представлять первичные статистические и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации.
Порядок и условия представления первичных статистических и административных данных органам, осуществляющим формирование официальной статистической информации, определены Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 N 620.
Согласно п. 2 названного постановления первичные статистические и административные данные должны представляться с соблюдением следующих условий:
- формы должны быть составлены федеральными органами государственной власти, осуществляющими формирование официальной статистической информации на основе первичных статистических данных и административных данных официальной статистической информации;
- формы федерального статистического наблюдения, утвержденные в установленном порядке, и указания по их заполнению должны быть в наличии. В соответствии с п. 5.5 Положения о Росстате, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 N 420, утверждение форм федерального статистического наблюдения возложено на Росстат;
- субъектами официального статистического учета должны быть доведены бланки форм федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению до респондентов. Кроме того, формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению размещаются субъектами официального статистического учета на своих официальных сайтах в Интернете;
- письменный запрос субъекта официального статистического учета о представлении административных данных или соглашение об информационном взаимодействии субъекта официального статистического учета и респондента, получающего административные данные, должны быть в наличии.
Первичные статистические данные представляются на бумажных носителях или в электронном виде. Порядок представления первичных статистических данных в электронном виде, определяющий стандарты на программное обеспечение, технические носители, каналы связи, средства защиты, а также условия использования электронной цифровой подписи и форматы представления данных в электронном виде устанавливаются субъектами официального статистического учета.
В целях выполнения указанных норм и представления форм федерального статистического наблюдения руководитель бюджетного учреждения назначает должностных лиц, уполномоченных представлять статистическую информацию (первичные статистические данные) от имени учреждения.
Непредставление статистической отчетности является административным правонарушением, ответственность за совершение которого установлена ст. 13.19 КоАП РФ. Кроме того, учреждение будет обязано возместить органам статистики ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при представлении искаженных данных или нарушении сроков представления отчетности (ст. 3 Закона РФ от 13.05.1992 N 2761-1 "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности").
Напомним, что согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое поименованным кодексом установлена административная ответственность. Юридические лица подлежат названной ответственности за совершение указанных нарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ). Юридическое лицо признается виновным в совершении такого правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдать правила и нормы, за нарушение которых данным кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом подразумевается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.
Нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа в размере от 3 000 до 5 000 руб. (ст. 13.19 КоАП РФ).
Комментируемым Федеральным законом от 30.12.2015 N 442-ФЗ "О внесении изменения в статью 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" ст. 13.19 КоАП РФ представлена в новой редакции. Теперь непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке, либо несвоевременное предоставление этих данных, либо предоставление недостоверных первичных статистических данных влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 20 000 руб., а на юридических лиц - от 20 000 до 70 000 руб.
Как мы видим, ст. 13.19 КоАП РФ в прежней редакции применялась только к должностным лицам, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, в случае нарушения ими порядка ее представления или за представление недостоверной статистической информации.
Кроме того, новая редакция ст. 13.19 КоАП РФ предусматривает ответственность за повторное совершение указанного административного правонарушения и влечет за собой наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб., а на юридических лиц - от 10 000 до 150 000 руб. Напомним, что в силу ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым этому наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, в частности, являются:
- непосредственно обнаруженные должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
- поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
- сообщения и заявления физических и юридических лиц, сообщения в средствах массовой информации, содержащие сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения.
На основании ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях согласно гл. 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.
В силу ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за исключением случаев, прямо указанных в данной статье. Отметим, что истечение срока давности привлечения к этой ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Согласно ст. 23.53 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, ответственность за которые установлены ст. 13.19 КоАП РФ, отнесено к компетенции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего официальный статистический учет и контроль в сфере официального статистического учета и его территориальных органов.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени указанного органа вправе:
- руководитель Росстата, его заместители;
- руководители территориальных органов Росстата, в субъектах РФ, их заместители.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"