Идет процесс присоединения комнаты в коммунальной квартире с последующей приватизацией. Документы об освобождении жилплощади в департамент городского имущества пока в установленном порядке не поступали (хотя в едином жилищном документе комната значится свободной).
Сроки принятия жилплощади в фонд г. Москвы неизвестны, а сроки приватизации ограничены. Гражданин в установленном порядке признан малоимущим, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
При проведении приватизации той комнаты, в которой гражданин зарегистрирован, сохраняются ли у него права на присоединение дополнительной площади? Каков статус дополнительной площади в случае присоединения после приватизации?
Статья 59 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) устанавливает приоритет права соседей по коммунальной квартире на занятие освободившегося помещения перед другими лицами, а также регламентирует очередность его получения в пользование или собственность лиц, проживающих в данной квартире.
Аналогичные нормы закреплены и в Законе города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (далее - Закон N 29), где указано, что освободившаяся комната в коммунальной квартире предоставляется в пользование или приобретается в собственность проживающими в этой квартире нанимателями либо собственниками, признанными в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях (ч. 1 ст. 38 Закона N 29).
Согласно ч. 4 ст. 38 Закона N 29 жители города Москвы, проживающие в коммунальной квартире, имеющие жилые помещения на праве собственности и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеют право на предоставление субсидии для приобретения в собственность освободившегося изолированного жилого помещения в этой квартире, рассчитываемой в порядке, установленном Законом N 29, с учетом размера площади занимаемого жилого помещения.
Жители города Москвы, желающие воспользоваться своим правом, установленным ч.ч. 1, 2, 4 ст. 38 Закона N 29, должны в течение шести месяцев со дня получения уведомления от уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы об освобождении жилого помещения подать соответствующее заявление в этот орган (ч. 7 ст. 38 Закона N 29).
При принятии решения о предоставлении в пользование или приобретении в собственность с помощью города освободившегося жилого помещения в коммунальной квартире учитываются в совокупности:
1) дата постановки на жилищный учет или учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ;
2) срок проживания в городе Москве по месту жительства на законных основаниях;
3) жилые помещения (части жилых помещений), в отношении которых жители города Москвы и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования, а также гражданско-правовые сделки, совершенные ими с принадлежащими им жилыми помещениями (частями жилых помещений) за период, установленный ст. 10 Закона N 29*(1).
В соответствии с п. 1 ст. 28 Закона N 29 жилые помещения по договору найма предоставляются жителям города Москвы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и подавшим заявление о предоставлении жилого помещения по договору найма.
Что касается предоставляемой субсидии, она может быть использована собственниками или нанимателями жилых помещений в коммунальной квартире на территории г. Москвы, признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий, на покупку освобождаемого жилого помещения в коммунальной квартире в дополнение к занимаемому жилому помещению в данной квартире, если в результате выкупа граждане будут обеспечены жилой площадью более учетной нормы*(2).
В случае освобождения комнаты, принадлежащей на праве собственности городу Москве, для предоставления в собственность гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с использованием средств субсидии, ее отчуждение осуществляется по рыночной стоимости (п. 3 ч. 3 ст. 31 Закона N 29).
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что в рассматриваемой ситуации, поскольку Вы в установленном законом порядке признаны малоимущим и состоите на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в случае освобождения в коммунальной квартире, в которой Вы проживаете, жилого помещения Вы будете иметь преимущественное право на получение в пользование или приобретение в собственность этого жилого помещения вне зависимости от того, приватизировали ли Вы ранее комнату, в которой проживаете, или нет.
Обращаем Ваше внимание на то, что в декабре 2015 года в Государственную Думу РФ был внесен законопроект, которым предлагается продлить бесплатную приватизацию жилищного фонда до 1 марта 2017 года. Указанный законопроект к настоящему времени прошел первое чтение. С текстом законопроекта Вы можете ознакомиться на официальном сайте Государственной Думы РФ, перейдя по ссылке: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=9.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Рижская Мария
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
11 февраля 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
------------------------------------------------------------------------
*(1) В ч. 2 ст. 10 Закона N 29 перечислены действия, влекущие за собой намеренное ухудшение жилищных условий, в том числе к таким действиям относится изменение порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок. Формально получение жилья в собственность в порядке приватизации является подобной сделкой. Однако, по нашему мнению, приватизация занимаемого жилого помещения лицами, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, не влечет за собой ухудшения их жилищных условий, соответственно, не подпадает под перечень действий, перечисленных в ч. 2 ст. 10 Закона N 29. Тем не менее компетентные органы могут иметь иную точку зрения, в связи с чем предлагаем Вам обратиться за официальными разъяснениями в Департамент городского имущества города Москвы, задав вопрос в разделе "электронная приемная": http://dgi.mos.ru/contacts/reception/.
*(2) Учетная норма площади жилого помещения (учетная норма) - минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на жилищный учет (ч. 6 ст. 1 Закона N 29). Учетная норма для коммунальных квартир устанавливается в размере 15 квадратных метров площади жилого помещения (ч. 4 ст. 9 Закона N 29).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.