Финансовое планирование в страховой организации
Н.Н. Никулина,
к.э.н., доцент кафедры "Финансы и кредит"
ННГУ им. Н.И. Лобачевского,
почетный работник высшего профессионального образования РФ
Л.Ф. Суходоева,
к.э.н., доцент кафедры "Торговое дело"
ННГУ им. Н.И. Лобачевского
Д.В. Суходоев,
к.э.н., доцент кафедры "Мировая экономика"
ННГУ им. Н.И. Лобачевского
Журнал "Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь-февраль 2016 г., с. 24-38.
Финансовое планирование с позиций финансовой стратегии, тактики и политики, разработки мероприятий по совершенствованию бизнес-процессов, определения приоритетов перспективного развития локальных, тактических целей и задач представляет собой совокупность мер развития и совершенствования страховых продуктов, пользующихся спросом на страховом рынке, определения путей достижения оптимальных финансовых результатов при ограничении уровня риска.
Элементы системного подхода к финансовому планированию
Основные этапы финансового планирования деятельности страховой организации следующие:
- прогнозирование - выработка основного подхода ко всем планам деятельности страховщика;
- разработка альтернативных вариантов развития и выбор оптимального;
- формулирование целей, сроков ее достижения;
- разработка программы и графика работ для реализации поставленной цели;
- формирование сводного бюджета.
Этапы финансового планирования деятельности страховой организации представлены на рисунке 1.
/------------------\
| 2. Выявление и |
| выбор вариантов |
| развития, |
| количественная и |
| качественная |
| оценка |
| альтернативных |
|вариантов развития|
\------------------/
|
/-------------------\ | /--------------------\
|1. Прогнозирование | | |3. Формирование цели|
| - выработка | | | и предельного |
| обоснованного |------\ | /------| временного периода |
| подхода ко всем | | | | | ее достижения |
| планам | | | | | |
\-------------------/ | | | \--------------------/
| | |
/------------------\
|Этапы финансового |
| планирования |
| организации |
\------------------/
| |
/-------------------\ | | /--------------------\
| 5. Формирование | | | | 4. Разработка |
| бюджета, | | | |программы действий и|
|стоимостная оценка |------/ \------|составление графика |
| программы и | |работ для реализации|
|распределение всех | |поставленной цели и |
| видов ресурсов | |конкретизация задач |
\-------------------/ \--------------------/
Рис. 1. Этапы процесса финансового планирования
Обеспечить надлежащий уровень финансового планирования позволяет единый регламент планирования, которым определены обязанности управленческого персонала, структурных подразделений на различных этапах планового процесса. Регламент определяет сроки, регулярность и ответственность за реализацию плановых процедур, единую методологию анализа и планирования, которая обеспечивает сопоставимость использованных в практике управления плановых и аналитических показателей.
Множество задач, стоящих перед финансовыми менеджерами, можно разбить на общие и частные. Общие задачи финансовой деятельности характерны для организации в целом; частные - для финансовой деятельности структурных подразделений, согласованные по целям, ресурсам, параметрам с общими.
Решению этих задач способствует финансовая стратегия организации, предполагающая оптимизацию денежных потоков от текущей, финансовой, инвестиционной деятельности, развитие региональной сети, налоговую политику и т.п. Финансовая стратегия обеспечивает соответствие финансово-экономических возможностей условиям, сложившимся на рынке, иначе организация может обанкротиться. Эффективная финансовая стратегия развития в очередном прогнозном периоде основывается на разработке финансовой части бизнес-плана, определяющей деятельность организации на прогнозный период (например, потребности в финансовых ресурсах, источниках их формирования, образование и использование дохода, взаимоотношения с бюджетами и т.п.).
В процессе финансового планирования достигается:
- идентификация финансовых целей и ориентиров в страховом предпринимательстве;
- соответствие целей текущему финансовому состоянию;
- последовательность действий по достижению поставленных целей.
Процесс финансового планирования включает анализ финансового положения, составление прогнозных смет и бюджетов, процедуры внесения изменений. Последовательность процедур по внесению изменений в планы можно представить следующим образом:
- определяются базовые показатели в целом и с разбивкой по видам деятельности;
- определяются такие производные показатели, как страховые взносы и выплаты, аквизиционные и операционные расходы, объем инвестиций, уровень резервирования и т.д.;
- устанавливается для производных показателей зависимость от базового (либо пропорциональная зависимость, либо регрессионная модель);
- составляются прогнозные варианты отчета о финансовых результатах, баланса по укрупненным статьям;
- осуществляется имитационное моделирование, результатом которого является построение нескольких вариантов прогнозной отчетности.
Исходными данными для разработки эффективного финансового развития являются:
- цели и задачи;
- ресурсы;
- правила, регламентирующие формирование страховых и прочих резервов;
- правила, регламентирующие инвестирование собственных средств организации;
- параметры текущего финансового состояния;
- допустимые пределы изменения параметров, характеризующих финансовую устойчивость.
В прогнозном периоде предполагается в процессе финансового планирования соблюдение правовых и надзорных ограничений.
Классификация финансового планирования страховой деятельности
Финансовое планирование - это процесс подготовки управленческого решения, основанный на обработке исходной информации, выбора целей и задач, определения путей их решения за счет сравнения альтернативных вариантов и принятия наиболее приемлемого.
Для внутренней среды страховой организации значение финансового планирования состоит в следующем:
- определение стратегических целей и задач, выраженных в системе конкретных финансовых показателей;
- установление стандартов для финансовой информации;
- определение квот по издержкам, необходимым для реализации планов.
Для внешней среды, окружающей страховую организацию, разработка финансовых планов состоит в установлении контактов с потребителями страховой продукции (услуг), со страховщиками, перестраховщиками, инвесторами. От степени их доверия зависят стоимость активов, возможность эффективного ведения производственной и финансовой деятельности организации.
Для координации работы всех структурных подразделений, контроля бизнес-процессов, рациональности использования ресурсов, мотивации работников особое значение имеют финансовые планы.
Первый признак - это период охвата: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные финансовые планы; отличаются продолжительностью (сроками). Долгосрочные финансовые планы охватывают длительные периоды - от 10 до 25 лет. Среднесрочные - конкретизируют основные ориентиры, заданные долгосрочным планом и рассчитываются на более короткий период - от 3 до 5 лет. Краткосрочные - это обычно годичные планы, реже - двухгодичные, они включают конкретные способы использования ресурсов, определенных в среднесрочных и долгосрочных планах. Краткосрочные планы детализируются поквартально и помесячно. Долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные финансовые планы увязываются между собой.
Второй признак - масштабность поставленной цели. Выделяют стратегические, тактические, оперативные планы. Стратегическое планирование - это разработка стратегии финансовой деятельности на основе результатов финансового анализа состояния, прогноза изменений внешней и внутренней среды. Стратегические цели определяют состояние, к которому стремится страховая организация; функциональные - устанавливаются на уровне функций страхования; организационные - на уровне линейных структурных подразделений, когда вводятся индивидуальные стандарты работы специалистов.
Взаимоувязка целей достигается с помощью "дерева целей", в котором представлена упорядоченная иерархия. Каждая страховая организация выбирает свою стратегию, отражающую ее возможности, цели и специфические условия, в которых она находится. Признаки классификации стратегий финансового планирования для страховой организации представлены в таблице 1.
Таблица 1
Признаки классификации стратегий финансового планирования для страховой организации
Признаки классификации | Характеристики стратегии финансового планирования по признакам | ||
I. Темпы стратегии страховой организации | |||
Стратегия ограниченного роста | - незначительные темпы роста объемов продаж страховых полисов с учетом темпов инфляции; - от топ-менеджеров не требуется принятия принципиально новых управленческих решений; - не обеспечивает роста доходности; - снижает запас прочности в конкуренции на страховом рынке; - может привести к банкротству страховой организации | ||
Стратегия роста | - обеспечивает высокие темпы роста объемов продаж страховых полисов; - страховщик работает на развивающихся сегментах страхового рынка или в условиях низкого уровня конкуренции; - рост происходит либо за счет расширения линейки страховых продуктов, либо за счет освоения новых каналов продаж страховых полисов (интернет- продажи, страховые магазины) | ||
Стратегия сокращения | - предусматривает сокращение объемов продаж страховых полисов по сравнению с предыдущим периодом или полную ликвидацию страховщика; - направлена либо на постепенное свертывание деятельности на страховом рынке, либо на полную распродажу активов страховщика в условиях бесперспективности | ||
II. Уровень реализации стратегии страховой организации | |||
Стратегия корпоративная | - представляет обобщенную программу действий страховщика; - отражает развитие рыночной специализации; - включает либо комплекс мероприятий по расширению уже освоенного сегмента страхового рынка, либо внедрение в новые сегменты; - детализируется в комплексе взаимосвязанных функциональных стратегий | ||
Стратегия функциональная | - группируется по функциональным структурным подразделениям (страховые продукты, инвестиции, система продаж страховых полисов, перестрахование); - разрабатываются тактические мероприятия (участие в отраслевых выставках, проведение рекламных кампаний, налаживание новых каналов продаж) | ||
Стратегия операционная | - группируется по линейным подразделениям; - направлена на определение действий, способствующих расширению системы продаж страховых полисов |
Процесс стратегического финансового планирования состоит из последовательных, взаимосвязанных этапов (рис. 2).
/--------\ /----------------------\ /---------------------\ /--------\
| | | | | | |Выявле- |
| Миссия | | | | Оценка и анализ | | ние |
|органи- |---| Цель и задачи |---| внешней окружающей |---|сильных |
| зации | | | | среды | |и слабых|
| | | | | | | сторон |
\--------/ \----------------------/ \---------------------/ \--------/
/--------\ /----------------------\ /---------------------\ /--------\
|Контроль| | | | | | Анализ |
|и оценка| | | | | |альтер- |
|страте- |---| Реализации стратегии |---| Выбор стратегии |---|наивных |
| гии | | | | | |вариан- |
| | | | | | | тов |
\--------/ \----------------------/ \---------------------/ \--------/
/----------------------\
| Инструменты |
\----------------------/
/---------------------------------------------------------------------\
/--------\ /---------\ /---------\ /----------\ /-------\ /--------\
|Бюджеты | |Мотивация| |Процедуры| | Правила | |Тактика| |Политика|
\--------/ \---------/ \---------/ \----------/ \-------/ \--------/
Рис. 2. Процесс стратегического финансового планирования в страховой организации
Тактика - это совокупность средств, приемов для реализации краткосрочных финансовых планов, вытекающих из долгосрочных. Стратегический план, рассчитанный на 3-5 лет, разделяют на годовые планы, которые составляют на основе адаптивного планирования. Годовые планы конкретизируются в квартальные, месячные, однодневные. Составление и реализация тактических планов - необходимое условие выполнения стратегического финансового плана.
Политика - это общее руководство при принятии управленческих решений для достижения цели, определяется высшими управляющими на длительный период времени и устанавливает ориентиры, которым необходимо следовать.
Правила разрабатывает руководство, в них ограничены действия сотрудников, определены гарантии выполнения конкретных бизнес-функций инновационными способами.
Процедуры описывают действия, которые необходимо применять в конкретных ситуациях, последовательность их выполнения.
Бюджеты - это эффективное распределение и использование ресурсов для достижения поставленных целей.
В зависимости от используемой информации о прошлом, настоящем или будущем финансовом состоянии различают реактивное, инактивное, преактивное, интерактивное направления финансового планирования - это третий признак классификации финансовых планов организации.
Реактивное финансовое планирование направлено в прошлое, его называют "возврат к прошлому", это исследование проблем с позиции их возникновения и развития в прошлом.
Инактивное финансовое планирование - это приспособление к настоящему, стремление вперед.
Реактивное планирование предполагает оценку будущих событий с использованием экономико-математических методов прогнозирования.
Интерактивное планирование направлено на максимальную мобилизацию интеллектуальных способностей специалистов, проектирование будущего, с применением модернизации (например, замена одновариантного проектирования будущего финансового состояния многовариантным прогнозированием). Модернизированное интерактивное финансовое планирование предусматривает возможность выбора исходя из конкретных условий одного из прогнозируемых вариантов.
Специфика финансового планирования в страховой организации определяется следующими факторами:
- формирование и использование страховых фондов в связи со страховыми случаями;
- планирование объема страховых премий и страховых выплат исходя из неопределенности заключения договоров страхования, вероятности наступления страховых случаев;
- перестраховочная деятельность, обусловленная применением вариантности планов и метода их разработки ("от достигнутого уровня", "прямого счета", балансового, нормативного).
В соответствии с методом "от достигнутого уровня" планирование поступлений страховых премий по каждому виду страхования (кроме страхования жизни) осуществляется по следующей схеме:
- определяется количество заключенных договоров страхования, общая сумма полученной страховой премии по ним за год, предшествующий планируемому;
- определяется ожидаемое увеличение количества доходов страхования в планируемом году по сравнению с предшествующим ему годом за счет повышения конкурентоспособности видов страхования, условий, уровня охвата страхового поля;
- рассчитывается средний размер поступившей страховой премии на один договор страхования в году, предшествующем планируемому, и ее плановая величина;
- рассчитывается плановая сумма поступления страховой премии.
По договорам страхования, перестрахования сумма поступления страховой премии определяется методом "прямого счета", то есть суммированием страховых премий по планируемым к заключению отдельным договорам страхования. По долгосрочным договорам страхования жизни с помесячной уплатой страховой премии (взносов) и началом действия договора с любого не первого месяца календарного года возможно использование указанной схемы при расчете годового объема страховой премии по видам страхования иным, чем страхование жизни. По долгосрочным договорам индивидуального страхования жизни с единовременной уплатой страховой премии общая ожидаемая сумма поступления премии в планируемом году может рассчитываться как по методу "прямого счета", так и по алгоритму для иных видов страхования.
Страховые организации используют при финансовом планировании предварительный анализ, задачей которого является изучение имеющейся информации, выявление сложившейся взаимосвязи показателей, тенденций развития. В процессе предварительного анализа рассчитываются варианты управленческих решений, выбор оптимального.
Последующий анализ проводится по итогам работы за месяц, квартал, годы и тарифный период. Достоинством последующего анализа являются системность, комплектность используемой информации, недостатком - неоперативность. Этот вид анализа играет важную роль при изучении результатов развития видов и отраслей страхования, оценки действующих страховых тарифов, использования трудовых ресурсов и т.д. Для повышения мобильности последующего анализа необходимо использовать средства автоматизации.
Оперативный анализ максимально приближен ко времени проведения страховых операций, проводится с использованием данных оперативного учета, направлен на решение конкретной задачи. Система показателей оперативного анализа не отличается от показателей последующего анализа, так как и те другие применяются в управлении страховым делом для обеспечения страховой защиты.
Страховые показатели можно разделить на три группы: абсолютные, относительные, средние.
Абсолютные - имеют денежное или натуральное выражение, содержатся в бухгалтерской или статистической отчетности, например, страховые платежи, страховое возмещение, количество заключенных договоров, число застрахованных объектов и т.п. Относительные - результат разработки отчетности, это отношение одних абсолютных показателей к другим в виде процентов или коэффициентов, например, уровень выплат, убыточность страховой суммы, охват страхового поля и др.
Средние - отражают типичные бизнес-процессы, происходящие в страховании, например, средняя нагрузка на одного страхового агента и др.
Система показателей деятельности страховщика является объектом аналитического изучения, в котором проявляются признаки страховой организации как объекта управления. С использованием системы показателей формулируются аналитические задачи для финансовых менеджеров.
Модели и методы финансового планирования и их характеристики
В практической деятельности организации используют три модели финансового планирования:
- разработка финансового плана в структуре бизнес-плана;
- бюджетирование;
- составление прогнозных финансовых документов.
В каждой модели применяются определенные методы, представленные в таблице 2.
Таблица 2
Модели и методы финансового планирования в страховом бизнесе
Методы финансового планирования | Модели финансового планирования | ||
Разработка финансового плана в структуре бизнес-плана | Бюджетирование | Составление прогнозных финансовых документов | |
Прогноз объема продаж | + | + | + |
Баланс денежных потоков в текущей, инвестиционной и прочей финансовой деятельности | + | + | - |
Бюджет наличности | - | + | - |
Составление таблиц доходов и расходов | - | - | + |
Определение потребности в заемном капитале | - | - | + |
Регрессионный анализ | - | - | + |
Процент от объемов продаж | - | - | + |
Прогноз баланса активов и пассивов | + | - | + |
Расчет точки безубыточности | + | - | + |
Условные обозначения: "+" - метод используется; "-" - метод не используется. |
Бизнес-план - это документ, формирующий стратегию развития организации на определенный временной интервал и устанавливающий:
- концепции на определенный период, в которых разработаны различные стороны стратегии, спрогнозированы возможные негативные тенденции;
- механизм формирования капитала, источников финансовых ресурсов, целесообразности и эффективности привлечения заемного капитала;
- инструмент оценки фактических результатов, сопоставления их с прогнозируемыми значениями.
Одним из основных разделов бизнес-плана является финансовый план. Процесс разработки финансового плана состоит из нескольких этапов.
1-й этап - определение целей привлечения финансовых ресурсов, которые должны быть согласованы со стратегическими целями, сформированными в финансовой стратегии развития организации.
2-й этап - расчет необходимого объема финансовых ресурсов, определение задач по привлечению и рациональному использованию привлеченного капитала.
3-й этап - формирование массива исходных данных для разработки альтернативных вариантов финансовых планов и экономических показателей. Значения финансовых показателей рассчитываются при наиболее (или наименее) усредненном сочетании благоприятных обстоятельств.
4-й этап - выявление факторов внешней среды и их границы, например, конъюнктура и цена продукции на рынке и т.п. Эти факторы влияют на финансовые результаты, граничные или нормативные значения основных финансовых показателей.
5-й этап - разработка прогноза с качественными и количественными вероятностными оценками динамики развития страхового предпринимательства. Целью прогнозирования является: получение исходных материалов для разработки вариантов финансовой стратегии, сведение к минимуму финансового риска за счет всесторонней оценки альтернативных вариантов и последствий принимаемых управленческих решений.
6-й этап - использование набора финансовых проектов в качестве исходных данных при составлении баланса-движения денежных потоков, расчета точки безубыточности финансово-хозяйственной деятельности страховщика.
7-й этап - проектирование баланса страховой организации, в котором должно соблюдаться равенство актива и пассива:
, где:
- внеоборотные активы;
- оборотные активы;
- собственный капитал;
- заемный капитал.
Модель "Разработка финансового плана в структуре бизнес-плана" включает подготовку следующих документов:
- прогноза финансовых результатов;
- потребности в дополнительных инвестициях и формирование источников финансирования;
- движения денежных потоков (ДДП);
- точки безубыточности (порога рентабельности).
Модель "Составление прогнозных финансовых документов" применяется при долгосрочном финансовом планировании, целью которого является составление прогноза баланса, отчета о финансовых результатах, на основе которых разрабатываются операционные бюджеты.
Метод прогноза объемов продаж страховой продукции. Период прогноза продаж увязывается с общим плановым периодом. Прогнозы по годам продаж разбиты на квартальные и месячные, чем короче прогнозы продаж, тем точнее и конкретнее информация. Величина будущих продаж определяется с помощью анализа временных рядов, цикличности, сезонности, анализа сильных и слабых сторон деятельности страховой организации, имеющихся возможностей и потенциальных источников угроз несостоятельности.
Метод баланса движения денежных потоков. Это оценка синхронности поступлений и расходований денежных средств для обеспечения достаточности на определенном временном отрезке. Недостаточность денежных средств вызывает неплатежи, угрозу несостоятельности, приводит к штрафам и пени. Баланс движения денежных потоков составляется в виде аналитической таблицы, которая может быть дополнена сведениями о дебиторской задолженности, о размере безнадежных долгов, кредиторской задолженности и др.
Метод составления таблицы доходов и расходов. Этот метод по форме и содержанию аналогичен отчету о финансовых результатах. При составлении особое внимание уделяется полноте отражения возможных источников получения прибыли, прогнозируемой величине затрат, отнесенных на себестоимость продукции, ожидаемым налоговым платежам.
Метод определения потребности в заемном капитале. Данный метод применяется для расчета величины внешнего финансирования в случаях, когда собственного капитала оказывается недостаточно. Требуемый рост чистых активов определяют как разность между плановым ростом общих активов и плановым ростом текущих активов. Величину необходимого внешнего финансирования рассчитывают по формуле:
, где:
- рост необходимого внешнего заимствования;
- требуемый рост чистых активов;
- чистая прибыль;
Д - дивиденды.
Метод регрессивного анализа. Метод рассматривает потребности в финансировании как функции от объема продаж. В системе координат отмечают соотношения объема продаж и потребности в капитале в каждом из предыдущих периодов ведения страхового предпринимательства. Точки соединяют линией, которая может быть прямой (линейная регрессия) или кривой (нелинейная регрессия). График характеризует тенденцию соотношения продаж и необходимых объемов финансирования в будущем периоде. Для каждого прогноза продаж определяется соответствующая потребность в капитале.
Метод процента от объемов продаж. Метод позволяет определить каждую статью планового баланса, отчета о финансовых результатах исходя из запланированной величины продаж и рассчитывается как процент от установленной величины продаж совокупностей страховых продуктов. В основе определения таких расчетов лежат:
- процентные соотношения, характерные для страховой деятельности;
- процентные соотношения, в основе которых лежит ретроспективный анализ (средняя величина за последние несколько лет);
- возможные изменения процентных соотношений, когда сложившиеся процентные соотношения не удовлетворяют руководство.
Метод прогнозируемого баланса активов и пассивов. Указанный метод имеет структуру бухгалтерского баланса. Он дает возможность убедиться, что запланированные активы обеспечены источниками формирования. При нехватке пассивов получается эффект финансовой пробки, ее можно устранить с помощью дополнительных источников финансирования.
Метод расчета точки безубыточности. Метод имеет определенную универсальность, позволяет определять объемы производства и продаж страховых продуктов (услуг) с точки зрения их безубыточности. Этот метод дает возможность определить минимальный объем продаж, начиная с которого страховщик не несет убытков, когда издержки равны доходам.
Для определения плановой величины продаж страховых продуктов, соответствующей безубыточному состоянию, необходимо знать:
- продажную цену единицы страховой совокупности;
- объем фиксированных издержек в коротком временном периоде, не связанных с объемом продаж страховых продуктов;
- объем переменных издержек, которые изменяются с объемом продаж.
Графически точка безубыточности находится на пересечении графиков валового дохода и валовых издержек. Этот метод дает возможность повысить гибкость финансового планирования, снизить финансовый риск за счет изменения величины и структуры издержек, то есть уменьшать (или увеличивать) долю переменных и постоянных издержек в общем объеме затрат.
Организационный системный подход к финансовому планированию
Вопросами финансового планирования занимается специализированное структурное подразделение - плановый отдел либо менеджеры-аналитики. От структурных подразделений к высшему руководству поступают аналитические записки. Их совместная работа по выработке планов улучшает координацию деятельности страховой организации.
Составляется перечень сильных и слабых сторон, который используется для дальнейшего SWOT-анализа, рассматриваются связи между внутренней и внешней средой страховой организации. Сильные и слабые стороны вносятся в матрицу, позволяющую выявить все пары сочетаний, значимые с точки зрения разработки стратегии страховщика.
Процесс финансового планирования состоит из разработки, доводки и оценки. Разработка - это составление нескольких альтернативных вариантов стратегии, позволяющих достичь поставленных целей.
Главным инструментом финансового планирования выступает сметное планирование - плановый расчет, определяющий подробную программу действия страховой организации на предстоящий период.
* * *
В рамках настоящей статьи мы рассмотрели лишь небольшую часть вопросов теоретического и системного подхода к финансовому планированию. Сформулируем некоторые выводы:
- теоретический системный подход к финансовому планированию заключается в рассмотрении и систематизации понятийного аппарата, этапов и классификации видов планирования, применяемых моделей и методов;
- организационный системный подход к финансовому планированию и выработке управленческих решений заключается в составлении аналитических записок от структурных подразделений к высшему руководству, использовании определенного инструментария (правил, процедур, нормативов, методов и т.д.), составлении смет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"