Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 182454-5 "О внесении изменений в статью 50 Закона Российской Федерации "Об образовании" и в статью 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время практически во всех субъектах Российской Федерации ведётся работа по возрождению и организации деятельности студенческих отрядов. Это обусловлено подъемом производства, появлением объемов работ в различных отраслях экономики, потребностью в мобильных кадрах. Активизировалась работа молодежных, общественных, политических, профсоюзных и других организаций в этом направлении.
В развитии движения студенческих отрядов Российской Федерации прослеживается устойчивая динамика роста. Так, в течение летнего периода 2001 года в студенческих отрядах трудилось 24 тыс. человек в составе 745 разнопрофильных отрядов, в 2005 году студенческие отряды насчитывали 4,5 тысяч разнопрофильных отрядов с общей численностью около 156 тысяч человек. В настоящее время движение студенческих отрядов Российской Федерации насчитывает свыше 250 тыс. человек.
Студенческие отряды участвуют в реализации приоритетных национальных проектов "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", "Развитие АПК", в реализации таких общероссийских проектов, как строительство спортивных объектов Зимней Олимпиады - 2014 в городе Сочи, проведение капитального ремонта многоквартирных домов в рамках реализации программ Государственной корпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", возведение объектов для проведения саммита АТЭС-2012 на острове Русский Приморского края.
Студенческие отряды сегодня - это массовое патриотическое движение молодежи высших и средних специальных учебных заведений, которое нацеливает юношей и девушек на решение задач социально-экономического развития страны, трудового воспитания будущих специалистов, улучшения качества их профессиональной подготовки.
На сегодняшний день направленность работы студенческих отрядов весьма разнообразна: строительные, педагогические, сельскохозяйственные отряды, студенческие отряды проводников, сервисные и разнопрофильные отряды. К разнопрофильным отрядам относятся: охрана правопорядка, спасательные, экологические, поисковые отряды (поиск и захоронение останков солдат ВОВ), работа в супермаркетах, рекламных акциях, восстановление культурных памятников и архитектуры. Это позволяет говорить о том, что труд студентов можно применять практически во всех областях социально-экономического развития страны.
Вопросы организации занятости студентов в настоящее время приобретают особую актуальность и соответствуют приоритетным направлениям Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации. Один из проектов Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации - проект "Карьера", основными целями которого являются:
самоопределение молодежи на рынке труда;
развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, направленную на решение вопросов самообеспечения молодежи.
Для достижения этих целей должны быть реализованы, в том числе, мероприятия, направленные на вовлечение молодежи в деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, молодежных бирж труда и других форм обеспечения занятости молодежи.
Несмотря на то, что наблюдается рост активности студентов, участвующих в движении студенческих отрядов, движение испытывает ряд существенных трудностей:
отсутствие единого определения понятия, понимания особенностей организации и деятельности студенческого отряда как у представителей работодателей, органов государственной власти, так и у самих участников движения студенческих отрядов;
отсутствие единых стандартов и подходов к подготовке и организации студенческих отрядов;
отсутствие единой системы защиты прав и законных интересов участников студенческих отрядов, информирования отрядов о приоритетных запросах рынка труда в различных регионах Российской Федерации;
дискредитация студенческих отрядов вольнонаемными бригадами молодых людей, выдающих себя перед работодателями за студенческие отряды;
отсутствие единого подхода и понимания роли студенческих отрядов в процессе гражданского и патриотического воспитания молодежи в образовательных учреждениях.
В отсутствие единого понятия статуса студенческих отрядов наблюдается значительный разброс форм и видов организации студенческих отрядов: 45% студенческих отрядов являются общественными объединениями, 42% действуют на базе государственных органов и учреждений, не менее 7% зарегистрированы как общества с ограниченной ответственностью, 4% - как некоммерческие партнерства, 2% являются межрегиональными общественными объединениями.
Перечисленные проблемы препятствуют развитию движения студенческих отрядов, достижению его целей - общественного воспитания, формирования гражданственности, патриотизма у молодежи, реализации социальных и трудовых инициатив студенчества, приобретения молодыми людьми навыков профессиональной трудовой и управленческой деятельности, содействия личностному развитию, а также процессам трудовой и социальной адаптации молодежи.
Для определения места студенческого отряда в воспитательном и образовательном процессе необходимо в законодательстве Российской Федерации формально определить понятие студенческого отряда.
Определение понятия студенческого отряда в законодательстве Российской Федерации позволит:
обеспечить развитие эффективных организационных форм студенческих отрядов, единой информационно-координирующей структуры штабов студенческих отрядов;
оперативно ориентировать студенческие отряды, их участников на приоритетные запросы рынка труда;
обеспечить контроль за соблюдением трудового и гражданско-правового законодательства в сфере деятельности студенческих отрядов, защиту прав их участников;
сформировать системные организационно-правовые подходы во взаимоотношениях между работодателями и молодежью, участвующей в студенческих отрядах;
обеспечить поддержку участников патриотического движения студенческой молодежи, повышение эффективности деятельности в сфере гражданского и патриотического воспитания молодежи;
обеспечить формирование кадрового резерва для различных отраслей экономики, мобилизации молодежи на решение актуальных для государства задач, ее профессиональной ориентации и адаптации на рынке труда;
приобрести молодым людям дополнительные рабочие специальности, трудовой стаж и опыт работы, заработать первые собственные средства и улучшить свое экономическое положение.
Стремительное развитие движения студенческих отрядов требует формального закрепления их статуса на уровне федерального законодательства, поскольку вопросы, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией студенческих отрядов, укладываются в рамки регулирования Федерального закона "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон).
Основная идея законопроекта заключается в правовом закреплении и развитии деятельности студенческих отрядов.
Целями разработки законопроекта являются совершенствование законодательства в сфере работы со студенческой молодежью, закрепление статуса студенческих отрядов.
Законопроект, в качестве особенности по организации и деятельности студенческих отрядов по сравнению с правовым статусом других общественных объединений, предусмотренным законодательством Российской Федерации об общественных объединениях, определяет, что студенческие отряды создаются для организации временной занятости обучающихся образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, изъявивших желание в свободное от учебы время работать в различных отраслях хозяйства на возмездной и (или) безвозмездной основе.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:
обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения; координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов, работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения.
К полномочиям Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится оказание государственных услуг по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые. В соответствии со ст. 11 Федерального закона общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. Цель создания студенческих отрядов соответствует целям создания таких общественных объединений, как общественное учреждение.
В связи с этим представляется обоснованным установление законопроектом ограничения организационно-правовой формы студенческих отрядов в виде общественного учреждения.
Формы государственной поддержки студенческих отрядов как общественных учреждений установлены в статье 17 Федерального закона.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 50 Закона Российской Федерации "Об образовании" и в статью 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 50 Закона Российской Федерации "Об образовании" и в статью 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" не повлечет расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства и правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, в том числе подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 50 Закона Российской Федерации "Об образовании" и в статью 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
Разработка актов федерального законодательства и правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, в том числе подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 50 Закона Российской Федерации "Об образовании" и в статью 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.