Процессуальный порядок и проблемы производства эксгумации трупа в уголовном судопроизводстве
В.Ю. Стельмах,
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса
Уральского юридического института МВД России
(г. Екатеринбург)
Журнал "Адвокат", N 1, январь 2016 г.
В статье В.Ю. Стельмаха анализируется правовая природа, основания и процессуальный порядок эксгумации в уголовном судопроизводстве. Автор обращает внимание на наличие пробелов в процессуальном регулировании данного следственного действия, предлагает соответствующий алгоритм действия. В статье использованы материалы правоприменительной практики.
Уголовно-процессуальным законодательством предусмотрена возможность эксгумации трупа (ч. 3-5 ст. 178 УПК РФ). Сущность эксгумации состоит в извлечении трупа из места захоронения. Необходимо отметить, что эксгумация по своему происхождению - не "чисто" уголовно-процессуальное действие, разработанное исключительно для целей уголовного судопроизводства. В большинстве случаев эксгумация осуществляется в случаях, не связанных с совершением преступления. Так называемая "родственная" эксгумация производится по инициативе родных или близких покойного для его перезахоронения, гораздо реже - для извлечения вещей, случайно помещенных вместе с захороненным. "Воинская" эксгумация выполняется при обнаружении мест, являющихся воинскими захоронениями и преследует цель официального и, как правило, почетного перезахоронения обнаруженных останков. Возможна эксгумация при принятии решения о переносе могилы в другое место (такая ситуация, как правило, имеет место, когда по идеологическим соображениям труп был захоронен в центре населенного пункта, но впоследствии по морально-этическим причинам принимается решение о его перезахоронении на кладбище). Эксгумация в подобных случаях не связана с расследованием уголовного дела и производится в гражданском или административном порядке. Таким образом, в известном смысле эксгумация "заимствована" уголовно-процессуальным правом из других отраслей права.
Научные исследования правовой природы и содержания эксгумации как уголовно-процессуального действия велись в основном с криминалистической или судебно-медицинской точек зрения, многие же собственно процедурные аспекты данного действия не получили научного обоснования и однозначной интерпретации, что вызывает определенные сложности при практическом производстве эксгумации.
О правовой природе эксгумации в уголовном судопроизводстве до настоящего времени не сформировано единой точки зрения. Одни ученые считают ее следственным действием в силу несомненно познавательного характера*(1), другие - лишь средством получения данных для дальнейшего производства следственных действий*(2), поскольку непосредственно в ходе эксгумации доказательства не собираются. Верным представляется первый подход. Действительно, сама по себе эксгумация подтверждает лишь факт нахождения трупа в месте захоронения, что и так было известно в процессе расследования и не требовало дополнительных доказательств. Именно в силу этого эксгумация в уголовном судопроизводстве никогда не является самоцелью, не может быть "самодостаточным" действием и в отличие от многих следственных действий всегда требует определенного продолжения (за исключением ситуаций, когда труп в месте захоронения не обнаружен). Вместе с тем именно в результате эксгумации в распоряжении следователя на законных основаниях оказывается труп, являющийся источником доказательственной информации, которая отображается и анализируется в ходе проведения последующих следственных действий (прежде всего - судебных экспертиз, которые невозможно произвести без эксгумации). В заключении судебной экспертизы указывается, что труп представлен эксперту после эксгумации. Таким образом, ссылка на проведение эксгумации снимает все вопросы относительно того, каким образом стало возможным проведение экспертного исследования захороненного трупа. Наконец, эксгумация прямо предусмотрена уголовно-процессуальным законом, при этом в УПК РФ установлена, хотя и очень лаконично, процедура ее проведения. В силу указанных факторов эксгумацию (наряду с получением образцов для сравнительного исследования) целесообразно отнести к вспомогательным следственным действиям, которые, с одной стороны, обладают всеми признаками следственных действий, а с другой, - их результаты используются не непосредственным образом в процессе доказывания, а для производства других следственных действий.
Д.А. Натура определяет эксгумацию как извлечение трупа (останков) из мест захоронения с целью осмотра его и объектов, находящихся при нем, гроба и могилы, а также проведения других следственных действий для проверки имеющихся и получения новых доказательств*(3). Данная дефиниция является достаточной полной, однако имеет в большей степени криминалистическую, чем уголовно-процессуальную направленность.
Думается, что эксгумацию можно определить как самостоятельное следственное действие, производимое после возбуждения уголовного дела по судебному решению, заключающееся в извлечении трупа из места официального захоронения с целью производства следственных действий, направленных на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию.
В соответствии с общепринятыми теоретическими представлениями и устойчивой правоприменительной практикой, эксгумация как самостоятельное следственное действие может производиться только в отношении трупов, находящихся в месте официального захоронения. Отдельными авторами, правда, высказывается мнение, что извлечение трупов, захороненных без соблюдения установленного порядка, в том числе с целью сокрытия преступления, также должно облекаться в процессуальную форму эксгумации в соответствии с ч. 3 ст. 178 УПК РФ*(4). На первый взгляд, в данных случаях эксгумация полностью соответствует содержанию производимых действий. Однако более глубокий анализ приводит к противоположным выводам. Поскольку эксгумация серьезно затрагивает как законные права, интересы и чувства родных и близких захороненного, так и общественный порядок, нравственно-этические вопросы, это следственное действие должно производиться только в четко определенных территориальных пределах, которые возможно очертить до его начала. Такими пределами при проведении эксгумации выступают границы места захоронения, их установление возможно только в случае нахождения в месте официального захоронения. В данном смысле эксгумация близка к обыску и выемке, которые могут быть произведены только в границах, обозначенных в постановлении о производстве данных следственных действий. Поэтому в ситуациях, когда труп находится вне места официального захоронения, он может быть извлечен в ходе осмотра места происшествия. По этому пути развивается и правоприменительная практика*(5).
Место официального захоронения трупа при эксгумации является источником информации.
Ст. 3 федерального закона "О погребении и похоронном деле"*(6) устанавливает разрешенные в Российской Федерации способы погребения: предание земле, предание огню (после этого возможно предание праха земле или развеивание его в воздухе), предание воде. Эксгумация объективно может быть произведена только в случаях, когда захоронение произведено путем предания тела умершего земле. По праху невозможно ни опознание умершего, ни проведение исследований, составляющих содержание судебно-медицинской экспертизы.
Местами захоронения тел умерших являются кладбища (ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О погребении и похоронном деле"). Кладбища в Российской Федерации являются общественными, то есть открытыми для захоронения. Разрешенные в Российской Федерации вероисповедальные и военные кладбища в этом смысле также являются общественными. Гражданами Российской Федерации могут создаваться семейные (родовые) захоронения, но только путем получения мест на общественных кладбищах (ст. 21 Федерального закона "О погребении и похоронном деле").
Законодательство предусматривает такое понятие, как "старые военные и ранее неизвестные захоронения", под которыми понимаются захоронения погибших в боевых действиях и жертв массовых репрессий (ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О погребении и похоронном деле"). При обнаружении старых военных и ранее неизвестных захоронений органы местного самоуправления обязаны обозначить и зарегистрировать места захоронения, а в необходимых случаях организовать перезахоронение останков погибших (ч. 3 ст. 22 Федерального закона "О погребении и похоронном деле"). Таким образом, подобным местам захоронений статус кладбища присваивается не автоматически, а только после проведения указанных процедур.
На всех типах кладбищ захоронения некремированных останков могут осуществляться:
а) в могилах, то есть углублениях в земле (в гробах или без гробов);
б) в склепах, то есть подземных или заглубленных в землю сооружений (в гробах или без гробов);
в) в герметичных саркофагах (в нишах стен, отдельно стоящих, пристроенных или встроенных в склепы и мемориальные сооружения).
Погребение бывает индивидуальным (когда производится захоронение одного трупа в одну могилу) и групповым (применяется в отношении группы лиц, смерть которых наступила одновременно в результате аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций).
Погребением занимаются специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые в каждом населенном пункте. Захоронение производится на основании свидетельства о смерти и счета-заказа по похороны*(7).
Каждое захоронение регистрируется работником конторы кладбища в соответствующей книге (книге регистрации захоронений), в которой указываются следующие сведения:
- фамилия, имя и отчество умершего;
- дата его рождения и смерти;
- дата захоронения;
- номер квартала, сектора и могилы, где захоронено тело;
- фамилия, имя и отчество ответственного за могилу (родственника умершего).
Кроме записи в книге работник делает соответствующую отметку на разбивочном чертеже квартала кладбища. Родственнику, ответственному за могилу, выдается удостоверение о захоронении с указанием фамилии, имени и отчества захороненного, номера квартала, сектора, могилы и даты захоронения, данных об установке надгробия.
Те же документы составляются в случаях подзахоронения (захоронения в могилу родственников) и перезахоронения.
Книги регистрации захоронений являются документами строгой отчетности и относятся к делам с постоянным сроком хранения, а затем передаются из конторы кладбища в муниципальный архив, создаваемый в специализированной службе по вопросам похоронного дела.
В отличие от осмотра трупа, эксгумация может быть произведена только после возбуждения уголовного дела (ч. 4 ст. 178 УПК).
Цель эксгумации - извлечение трупа из места захоронения. Поскольку назначение собственно эксгумации этим и ограничивается, данное следственное является вспомогательным и обеспечительным, поскольку в результате его проведения создается возможность осмотра трупа или производства экспертизы.
Фактическое основание эксгумации - достаточные данные для предположения о том, что исследование захороненного тела человека может содержать сведения об обстоятельствах совершения преступления. В практической деятельности эксгумация, как правило, назначается в следующих случаях:
а) когда труп был захоронен на основании медицинского заключения о смерти, без вскрытия или проведения судебно-медицинской экспертизы, а в ходе расследования получены сведения о наступлении смерти по иной причине, чем та, что указана в заключении о смерти;
б) при поступлении информации о захоронении в соответствующем месте иного лица, чем указанное в соответствующих документах;
в) в случае признания недопустимым доказательством заключения ранее проведенной судебно-медицинской экспертизы.
С учетом повышенного психотравмирующего воздействия эксгумации на родственников захороненного наличие фактических оснований должно определяться с особой тщательностью. Правоприменительная практика показывает, что эксгумация разрешается только в случаях, когда получение иным путем необходимых сведений невозможно. Если судебно-медицинская экспертиза может быть проведена по материалам уголовного дела, либо эксгумация с высокой степенью вероятности окажется для экспертного исследования бесполезной, или когда обстоятельства наступления смерти не вызывают разумных сомнений, суды часто отказывают в удовлетворении соответствующих ходатайств следователя.
Так, Верховным судом Республики Дагестан оставлено в силе решение Советского районного суда города Махачкалы об отказе в удовлетворении ходатайства следователя о проведении эксгумации 10-летней девочки, умершей с проявившимися симптомами пищевого отравления после празднования в детском клубе. Суд отметил, что причина смерти ребенка достоверно установлена медицинскими документами, а также учел возражения родственников умершей относительно проведения эксгумации и их уверенность в том, что ее смерть произошла в результате несчастного случая*(8). Вместе с тем необходимо отметить, что позиция родственников захороненного в известной меры учитывается при принятии решения о производстве эксгумации, однако само по себе их отрицательное отношение к данному действию не является основанием для отказа в его проведении*(9).
Кондопожским городским судом Республики Карелия было удовлетворено ходатайство следователя о производстве эксгумации трупа А.В. для производства дополнительной судебно-медицинской экспертизы. Отменяя решение суда, Верховный суд Республики Карелия отметил, что в ходе предварительного следствия была проведена комиссионная судебно-медицинская экспертиза, мотивированное заключение которой содержит ответы на все вопросы, предполагающиеся поставить на разрешение дополнительной экспертизы. Кроме того, представитель экспертного учреждения в судебном заседании пояснила, что с учетом времени, прошедшего со дня смерти А.В., ввиду разложения мягких тканей трупа проведение эксгумации нецелесообразно*(10).
Для принятия решения о производстве эксгумации следователю необходимо предварительно направить запрос в контору кладбища о месте захоронения, либо в специализированную службу по вопросам похоронного дела. Поскольку подобная информация не относится к охраняемой законом тайне, она выдается на основании указанного запроса и оформляется либо в виде выписки из книги регистрации захоронений, либо в виде справки, содержащей все сведения, имеющиеся в указанной книге.
Юридическое основание эксгумации зависит от наличия или отсутствия согласия близких родственников или родственников умершего на извлечение трупа из места захоронения.
По общему правилу, эксгумация производится по постановлению следователя, в производстве которого находится уголовное дело. Данное постановление включает в себя три части: вводную, описательно-мотивировочную и резолютивную.
Во вводной части указывается:
- наименование постановления ("постановление об эксгумации трупа");
- место и время составления постановления;
- данные о следователе, вынесшем постановление;
- номер уголовного дела.
В описательно-мотивировочной части приводятся следующие сведения:
- краткая фабула совершенного преступления;
- факт возбуждения уголовного дела с указанием его номера;
- сведения о смерти конкретного лица и месте его захоронения (такие сведения должны соответствовать полученным из конторы кладбища или специализированной службы по вопросам похоронного дела);
- конкретные данные, подтверждающие необходимость установления определенных фактов, которое возможно только после осмотра трупа либо производства соответствующей экспертизы, для чего объективно требуется эксгумация трупа;
- ссылки на ч. 3 ст. 178 УПК РФ.
В резолютивной части формулируются следующие решения:
- о производстве эксгумации трупа конкретного лица (с указанием его анкетных данных) из конкретного места захоронения (с указанием сведений о данном месте, полученных из конторы кладбища или специализированной службы по вопросам похоронного дела);
- о направлении копии постановления надзирающему прокурору;
- об уведомлении о принятом решении родственников захороненного (с указанием их полных анкетных данных, степени родства и места жительства), с указанием их права на возражение против эксгумации и разъяснением того, что в таком случае эксгумация будет производиться по судебному решению;
- о сообщении близким родственникам и родственникам умершего о возмещении расходов, связанных с эксгумацией и последующим захоронением трупа.
Постановление подписывается вынесшим его следователем.
После вынесения постановления следователь обязан уведомить о принятом решении близких родственников, а при их отсутствии - иных родственников умершего. Процессуальный статус указанных лиц в уголовном деле не имеет значения, уведомление должно производиться независимо от его наличия или отсутствия.
Порядок уведомления в законе не определен, но очевидно, что наиболее целесообразно производить его путем предъявления данным лицам постановления, чтобы они имели возможность на самом постановлении в письменной форме выразить свое согласие или несогласие с эксгумацией.
В случае если родственники умершего выразили несогласие с эксгумацией, следователь должен составить постановление о возбуждении перед судом ходатайства об эксгумации трупа, в описательно-мотивировочной части которого привести сведения о необходимости эксгумации для установления обстоятельств уголовного дела, а также факт отказа родственников в производстве эксгумации на основании постановления следователя. Таким образом, судебный порядок получения разрешения на эксгумацию используется только после получения отказа родственников на ее проведение. Постановление следователя согласовывается с руководителем следственного органа и вместе с подтверждающими его обоснованность материалами уголовного дела направляется в суд, где рассматривается по общим правилам, установленным ст. 165 УПК РФ. При этом представляется возможным, в отличие от других следственных действий, обеспечить присутствие в судебном заседании родственников захороненного, которые могут высказать свое отношение к производству эксгумации, поскольку о намерении следователя выполнить данное следственное действие им уже известно, и сокрытие от них факта обращения за разрешением в суд будет означать непропорциональное и необоснованное ущемление прав указанных лиц. Вместе с тем требований об уведомлении данных лиц о проведении судебного заседания по вопросу разрешения эксгумации закон не содержит, поэтому сам по себе факт рассмотрения судом соответствующего ходатайства следователя без участия родственников захороненного не влечет признания судебного решения незаконным*(11).
В случае удовлетворения судьей ходатайства о производстве эксгумации постановление судьи также объявляется близким или иным родственникам умершего, а также представителям администрации кладбища, после чего производится извлечение трупа из места захоронения.
Обязательными участником эксгумации является судебно-медицинский эксперт, а при невозможности его участия - врач (ч. 4 ст. 178 УПК РФ). Как и при следственном осмотре, при производстве эксгумации данные лица имеют процессуальный статус специалиста. По смыслу закона, требуется участие представителей места захоронения, то есть администрации кладбища. Понятые при эксгумации приглашаются по усмотрению следователя, однако в случае их отсутствия должны применяться технические средства фиксации хода и результатов следственного действия (ч. 1.1 ст. 170 УПК РФ). По буквальному смыслу закона, участие близких или иных родственников эксгумируемого не обязательно, однако весьма желательно. Во всяком случае, следователь не вправе отказать данным лицам в случае их прибытия на место проведения следственного действия, в участии в эксгумации.
Факт проведения, ход и результаты эксгумации отражаются в протоколе, который состоит из вводной, описательной и заключительной частей. По аналогии с осмотром описание трупа осуществляется судебно-медицинским экспертом (врачом), который диктует следователю соответствующие сведения, а тот отражает их в описательной части протокола.
Несмотря на отсутствие прямого указания в УПК РФ, при производстве эксгумации присутствующие при проведении данного следственного действия родственники захороненного должны произвести его опознание. На первый взгляд, это противоречит требованиям закона, предусматривающего для узнавания и отождествления объектов специальное следственное действие - предъявление для опознания, а в качестве его отдельного вида - опознание трупа. Вместе с тем более детальный анализ приводит к выводу, что из двух приведенных норм в изложенной ситуации предъявление для опознания выступает общей, а эксгумация - специальной, которая по общим правилам юридической техники и подлежит применению. Данный тезис можно аргументировать следующим образом. Во-первых, опознание извлеченного из места захоронения трупа имманентно присуще эксгумации в тех случаях, когда она производится с участием родственников или близких погибшего. Без опознания цели эксгумации просто не будут достигнуты. Таким образом, опознание не просто связано с эксгумацией, а является ее неотъемлемым элементом. Во-вторых, если опознание необходимым образом входит в содержание эксгумации, отдельное следственное действие будет просто дублировать то, что уже фактически выполнено и юридически зафиксировано в ходе другого следственного действия, что лишено всякого практического смысла. В-третьих, с учетом особо психотравмирующего характера эксгумации повторно производить процедуру опознания трупа в рамках отдельного следственного действия крайне негуманно. Думается, что в норме, регламентирующей предъявление для опознания, следует зафиксировать, что отдельное следственное действие по опознанию трупа не производится, если опознание состоялось в ходе эксгумации. Опознание трупа в рамках самостоятельного следственного действия может быть произведено в порядке исключения лицами, не участвовавшими в эксгумации или в случаях, когда внешний вид трупа не позволяет произвести его опознание непосредственно в ходе эксгумации.
Факт, ход и результаты эксгумации фиксируются в соответствующем протоколе. Теория и правоприменительная практика выработали требования, в соответствии с которыми в описательной части протокола должно быть в обязательном порядке указано:
- место захоронения трупа;
- состояние могилы и грунта;
- наличие ограждения, надгробных знаков;
- наличие или отсутствие гроба (необходимо отметить, что некоторые религии требуют производить захоронение без гроба);
- глубина нахождения гроба, материал, из которого он изготовлен, его размеры и состояние;
- наличие крышки гроба, ее деформация;
- материал обивки гроба, его целостность и состояние;
- тип почвы, ее влажность;
- наличие или отсутствие в могиле грунтовых вод, нор животных, прорастания корней деревьев и кустарников;
- наличие в могиле посторонних объектов;
- положение и поза трупа;
- состояние одежды;
- описание трупа (пол, примерный возраст, телосложение, особенности кожных покровов, характер и особенности трупных изменений, особые приметы (татуировки, шрамы и т.п.), отсутствие отдельных частей тела;
- пробы, взятые при производстве эксгумации (почвы, грунтовой воды, обшивки гроба и т.п.), их упаковка, место получения (глубина, объем и т.д.);
- технические средства, использованные для вскрытия могилы и взятия проб;
- место направления трупа или фрагментов*(12).
Как и при следственном осмотре, описание трупа производится судебно-медицинским экспертом, который диктует следователю соответствующий раздел протокола. Протокол подписывается всеми участниками эксгумации и следователем.
Представляется очевидным, что осмотр могилы и предметов бывшей на трупе одежды должны также производиться в ходе эксгумации. Проведение отдельного следственного действия по их осмотру не требуется. Вместе с тем действующий уголовно-процессуальный закон прямо не предусматривает возможность изъятия в рамках эксгумации указанных объектов. Думается, что во избежание неоднозначных трактовок закона такое правило следовало бы закрепить законодательно.
Библиография
Иванов А.Н., Лапин Е.С. Криминалистика. Основные положения. - Саратов, 2006. - 588 с.
Кальницкий В.В. Следственные действия по УПК РФ: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - Омск: Омская академия МВД России, 2003. - 72 с.
Киян Ю.В. Следственное действие: понятие и система // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2013. N 3 (92).
Кригер А.Е. Следственные действия: лекция. - Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2012. - 56 с.
Натура Д.А., Натура А.И. Эксгумация и особенности тактики следственных действий, связанных с эксгумированным трупом. - М., 2003. - 104 с.
Натура Д.А. Эксгумация на предварительном следствии и особенности тактики следственных действий, связанных с эксгумированным трупом: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - Волгоград, 2002. - 25 с.
Рекомендации о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации МДК 11-01.2002. Рекомендованы Протоколом Госстроя РФ от 25 декабря 2001 г. N 01-НС-22/1. [Электронный ресурс]. http://base.garant.ru/12128536/ (дата обращения 4 июня 2015 г.).
Судебная медицина для юриста: пособие / Ю.В. Кухарьков [и др.]; под ред. Ю.В. Кухарькова. - Минск: Тетралит, 2014. - 167 с.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Кальницкий В.В. Следственные действия по УПК РФ: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - Омск: Омская академия МВД России, 2003. С.7; Кригер А.Е. Следственные действия: лекция. - Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2012. С.5-6.
*(2) См.: Киян Ю.В. Следственное действие: понятие и система // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2013. N 3 (92). С. 162; Натура Д.А. Эксгумация на предварительном следствии и особенности тактики следственных действий, связанных с эксгумированным трупом: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - Волгоград, 2002. С.16.
*(3) Натура Д.А, Натура А.И. Эксгумация и особенности тактики следственных действий, связанных с эксгумированным трупом. - М., 2003. С. 12.
*(4) См.: Иванов А.Н., Лапин Е.С. Криминалистика. Основные положения. - Саратов, 2006. С. 284-287.
*(5) См., например: Дело N 2-16/2014. Приговор судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Удмуртской Республики от 10 февраля 2015 г.: http://судебныерешения.рф/bsr/case/7178477 (дата обращения 4 июня 2015 г.); Дело N 2-13/2013. Приговор судебной коллегии по уголовным делам Липецкого областного суда от 23 декабря 2013 г.: http://судебныерешения.рф/bsr/case/6679146 (дата обращения 4 июня 2015 г.).
*(6) Федеральный закон "О погребении и похоронном деле" от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ (ред. от 6 апреля 2015 г.) // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 46.
*(7) Рекомендации о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации МДК 11-01.2002. Рекомендованы Протоколом Госстроя РФ от 25 декабря 2001 г. N 01-НС-22/1. [Электронный ресурс]. http://base.garant.ru/12128536/ (дата обращения 4 июня 2015 г.).
*(8) Дело N 22-1305. Апелляционное постановление Верховного суда Республики Дагестан от 30 июля 2014 г.: https://rospravosudie.com/court-verxovnyj-sud-respubliki-dagestan-respubl ika-dagestan-s/act-471228947/ (дата обращения 5 июня 2015 г.).
*(9) См., например: Дело N 22 к-118. Апелляционное постановление Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 30 января 2014 г.: https://rospravosudie.com/court-verxovnyj-sud-respubliki-saxa-yakutiya-re spublika-saxa-yakutiya-s/act-471729467/ (дата обращения 5 июня 2015 г.).
*(10) Дело N 22к-460/2014. Апелляционное постановление Верховного суда Республики Карелия от 13 марта 2014 г. [Электронный ресурс]. https://rospravosudie.com/court-verxovnyj-sud-respubliki-kareliya-respubl ika-kareliya-s/act-480860231/ (дата обращения 5 июня 2015 г.).
*(11) См., например: Дело N 22-5089/14. Апелляционное постановление Краснодарского краевого суда от 10 сентября 2014 г.: https://rospravosudie.com/court-krasnodarskij-kraevoj-sud-krasnodarskij-k raj-s/act-470998292/ (дата обращения 5 июня 2015 г.).
*(12) См., например: Судебная медицина для юриста: пособие / Ю.В. Кухарьков [и др.]; под ред. Ю.В. Кухарькова. - Минск: Тетралит, 2014. С. 51-52.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Процессуальный порядок и проблемы производства эксгумации трупа в уголовном судопроизводстве
Автор
В.Ю. Стельмах - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса Уральского юридического института МВД России (г. Екатеринбург)
Журнал "Адвокат", 2016, N 1