Формирование и организация деятельности медицинской спасательной службы на региональном уровне
Л.В. Макаров,
Первый московский государственный медицинский
университет им. И.М. Сеченова
Журнал "Главный врач", N 12, декабрь 2015 г.
Формирование и организация деятельности медицинской спасательной службы на региональном уровне происходит в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" и соответствующими нормативно-правовыми актами, принятыми на региональном уровне (в субъекте РФ).
Медицинская спасательная служба субъекта РФ (далее - Служба) осуществляет медицинское обеспечение мероприятий гражданской обороны имеющимися силами и средствами с целью защиты персонала и больных, организации мероприятий медицинской защиты населения субъекта РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий, а также в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР).
Служба в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, законами и иными нормативно-правовыми актами РФ и субъекта РФ, правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны. Служба организует свою деятельность во взаимодействии с органами управления, уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - органы управления по ГОЧС), с другими спасательными службами субъекта РФ, а также с медицинскими спасательными службами граничащих субъектов РФ.
Служба решает свои задачи:
- в мирное время;
- с возникновением угрозы нападения противника;
- при ведении военных действий.
Задачи Службы в мирное время:
- подготовка органа управления здравоохранением, сил и средств, входящих в состав Службы, к выполнению мероприятий по гражданской обороне;
- обеспечение действий нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - НАСФ) в ходе проведения АСДНР;
- организация и поддержание взаимодействия с администрациями муниципальных районов и городских округов субъекта РФ, с другими спасательными службами субъекта РФ, с органами военного командования;
- создание и подготовка сил и средств Службы к выполнению задач при проведении мероприятий гражданской обороны;
- учет сил и средств, входящих в состав Службы и организаций, привлекаемых для решения задач гражданской обороны, их укомплектованности личным составом, техникой и имуществом;
- разработка нормативных и методических документов по организации медицинского обеспечения населения субъекта РФ, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- планирование мероприятий по медицинскому обеспечению населения в военное время;
- создание и содержание запасов медицинских, санитарно-хозяйственных и других средств, предназначенных для формирований Службы;
- организация снабжения формирований Службы медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом;
- подготовка специалистов по вопросам медицинского обеспечения населения в военное время;
- защита личного состава, техники и имущества Службы при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и поддержание санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Задачами Службы с возникновением угрозы нападения противника являются:
- подготовка органа управления здравоохранением и учреждений здравоохранения субъекта РФ к работе в условиях военного времени;
- прогнозирование медико-санитарных последствий военных действий и их влияние на организацию медицинского обеспечения населения;
- организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение и повышение устойчивости функционирования учреждений здравоохранения субъекта РФ в военное время;
- организация и проведение мероприятий по медицинскому обеспечению населения в военное время;
- организация снабжения формирований Службы недостающим медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом;
- подготовка недостающих специалистов по вопросам медицинского обеспечения населения в военное время;
- участие в подготовке населения по вопросам оказания первой медицинской помощи пораженным и больным гражданам в военное время.
Задачи Службы при ведении военных действий:
- обеспечение постоянной готовности сил и средств Службы к лечебно-эвакуационной работе с потоком пораженных и противоэпидемической защите населения в условиях военного времени;
- организация и выполнение мероприятий коллективной и индивидуальной защиты персонала и больных;
- защита личного состава, техники и имущества Службы от поражающих факторов современных средств поражения противника;
- организация снабжения формирований Службы медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом;
- эвакуация учреждений здравоохранения субъекта РФ и организация их работы в загородной зоне;
- организация медицинского обеспечения рассредоточиваемого и эвакуируемого населения, а также работающих смен на территории категорированных городов;
- своевременное оказание медицинской помощи пораженным и больным гражданам, их лечение в целях возвращения к трудовой деятельности, снижения инвалидности и смертности;
- проведение АСДНР в учреждениях здравоохранения субъекта РФ.
Руководящий состав Службы и ее организационная структура
Органом исполнительной власти, ответственным за формирование и функционирование Службы, является орган управления здравоохранением субъекта РФ (далее - ОУЗ). Непосредственное руководство Службой осуществляет начальник Службы - руководитель ОУЗ субъекта РФ. Инструкции и указания начальника Службы по вопросам гражданской обороны, входящим в компетенцию Службы, обязательны для выполнения медицинскими спасательными службами муниципальных образований субъекта РФ и организаций.
В состав Службы входят: учреждения здравоохранения субъекта РФ, подведомственные ОУЗ, государственное предприятие "Фармация" (далее - ГП "Фармация") (по согласованию), государственное предприятие "Медтехника" (далее - ГП "Медтехника") (по согласованию), управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекта РФ (далее - управление Роспотребнадзора) (по согласованию), федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии субъекта РФ" (по согласованию).
Органом управления службы является штаб Службы. Обязанности начальника штаба Службы возложены на первого заместителя руководителя ОУЗ. Он является заместителем начальника Службы и имеет право от его имени отдавать распоряжения (приказы).
Штаб Службы комплектуется из штатных работников и должностных лиц ОУЗ, руководящего состава ГП "Фармация", ГП "Медтехника", управления Роспотребнадзора, подведомственных учреждений здравоохранения субъекта РФ.
Состав штаба Службы:
- начальник штаба Службы - первый заместитель руководителя ОУЗ;
- помощник начальника штаба Службы по лечебно-профилактическим мероприятиям - начальник отдела медицинской помощи взрослому населению ОУЗ;
- помощник начальника штаба Службы по лечебно-профилактическим мероприятиям с детьми - начальник отдела детства и родовспоможения ОУЗ;
- помощник начальника штаба Службы по медицинскому обеспечению мероприятий гражданской обороны и мобилизационной работе - начальник сектора по спецработе и медицине катастроф ОУЗ;
- помощник начальника штаба Службы по ликвидации медико-санитарных последствий - директор государственного учреждения здравоохранения субъекта РФ "Территориальный центр медицины катастроф";
- помощник начальника штаба Службы по эвакуационным мероприятиям - начальник отдела по правовой и кадровой работе ОУЗ;
- помощник начальника штаба Службы по санитарно-противоэпидемическим мероприятиям - заместитель руководителя управления Роспотребнадзора (по согласованию);
- помощник начальника штаба Службы по обеспечению лекарственными средствами - директор ГП "Фармация" (по согласованию);
- помощник начальника штаба Службы по медицинскому снабжению - директор ГП "Медтехника" (по согласованию);
- помощник начальника штаба Службы по службе крови и донорству - главный врач государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Станция переливания крови";
- группа главных специалистов ОУЗ (радиолог, токсиколог, терапевт, хирург, эпидемиолог).
В состав штаба Службы при необходимости могут быть включены и другие специалисты.
Руководство гражданской обороной в учреждениях здравоохранения субъекта РФ, аптеках и других медицинских организациях, независимо от их организационно-правовых форм, осуществляют руководители этих учреждений, которые по должности являются руководителями гражданской обороны данных объектов.
Руководители учреждений здравоохранения субъекта РФ:
- планируют и осуществляют мероприятия по защите персонала и больных, основных фондов и других материальных ценностей от воздействия средств поражения в соответствии с установленными нормативами;
- организуют накопление, хранение и поддержание в готовности индивидуальных и коллективных средств защиты, специального имущества;
- создают, оснащают и поддерживают в готовности НАСФ, организуют подготовку личного состава;
- создают и поддерживают в постоянной готовности локальные и объектовые системы оповещения.
Координацию и контроль деятельности Службы осуществляют соответствующие органы управления по ГОЧС.
Формирования Службы
Для функционирования Службы и выполнения возложенных на нее задач создаются НАСФ:
- стационары для нетранспортабельных больных;
- токсико-терапевтический полевой подвижный госпиталь (по заданию);
- инфекционный подвижный госпиталь (по заданию);
- мобильные медицинские отряды (по заданию);
- отряды первой медицинской помощи (по заданию);
- бригады специализированной медицинской помощи (по заданию).
По решению начальника Службы и руководителей учреждений здравоохранения субъекта РФ могут создаваться и другие формирования в зависимости от обстановки на объектах и в соответствии с требованиями руководящих документов по ГОЧС.
Формирования Службы подчиняются начальникам медицинских спасательных служб организаций, на базе которых они созданы, и руководству Службы.
Управление и организация деятельности Службы
Управление Службой заключается в осуществлении постоянного руководства со стороны начальника Службы в обеспечении готовности НАСФ, организации их деятельности и в направлении усилий на своевременное и успешное выполнение поставленных задач. Основой управления Службой являются решения начальника Службы, а также план обеспечения мероприятий гражданской обороны Службы.
Для обеспечения устойчивого управления Службой оборудуются основной и запасной пункты управления. Они обеспечиваются средствами связи и необходимым оборудованием для работы руководства и штаба Службы.
Для оперативного решения вопросов по организации размещения персонала и больных в загородной зоне из числа сотрудников штаба Службы, штабов гражданской обороны учреждений здравоохранения субъекта РФ создаются оперативные группы в составе 2-3 человек.
Порядок комплектования и материально-технического обеспечения Службы
Комплектование Службы личным составом, оснащение техникой и материально-техническими средствами определяется характером и объемом задач, решаемых Службой в мирное и военное время, наличием людских ресурсов и материальных средств с учетом особенностей местных условий.
Комплектование НАСФ личным составом осуществляется соответствующими учреждениями здравоохранения, на базе которых они создаются.
Оснащение НАСФ автомобильной техникой и имуществом осуществляется соответствующими учреждениями здравоохранения, на базе которых они создаются, и организациями, которым выдано соответствующее задание.
Обеспечение НАСФ медикаментами, медицинским и санитарно-хозяйственным имуществом осуществляется из мобилизационного резерва, хранящегося на складах регионального медицинского центра мобилизационных резервов "Резерв".
Функциональные обязанности начальника Службы
Начальник Службы отвечает за формирование Службы, руководство ее деятельностью и выполнение поставленных перед ней задач. Начальник Службы является начальником всего личного состава Службы, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности организаций, входящих в состав Службы.
Начальник Службы организует планирование и проведение мероприятий медицинского обеспечения гражданской обороны в полном объеме.
Начальник Службы:
а) в мирное время:
- организует разработку плана обеспечения мероприятий по гражданской обороне Службы;
- ведет контроль за накоплением, хранением и использованием по назначению лекарственных средств и медицинского имущества;
- организует комплектование личным составом НАСФ, осуществляет контроль готовности к выполнению поставленных задач;
- организует проверки складов регионального медицинского центра мобилизационных резервов "Резерв" по вопросам наличия медицинского, санитарно-хозяйственного и другого имущества, предназначенного к выдаче НАСФ для медицинского обеспечения населения;
б) с возникновением угрозы нападения противника:
- обеспечивает уточнение планирующих документов по гражданской обороне, численности и организационно-штатной структуры ОУЗ на военное время;
- организует проверку готовности к развертыванию НАСФ;
- организует взаимодействие и обмен информацией с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления субъекта РФ, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, другими государственными органами и организациями, а также с органами военного управления и военным комиссариатом субъекта РФ;
- организует подготовку недостающих в военное время медицинских специалистов для медицинского обслуживания населения;
в) при переводе Службы на военное время:
- организует оповещение и сбор руководящего состава Службы, доведение обстановки и постановку задач;
- организует развертывание пункта управления, установку круглосуточного дежурства руководящего состава, приведение в готовность систему связи и оповещения, установку связи с подчиненными и вышестоящими органами управления по ГОЧС;
- обеспечивает отправку оперативной группы в загородную зону и развертывание там запасного пункта управления;
- организует подготовку защитных сооружений для нетранспортабельных больных, контроль закладки продовольствия, медикаментов и запасов воды в защитных сооружениях;
- организует контроль выдачи средств индивидуальной защиты и другого имущества НАСФ, персоналу учреждений здравоохранения субъекта РФ;
- организует усиление охраны учреждений здравоохранения субъекта РФ и объектов Службы.
- осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным и региональным законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Главный врач"
Издатель: ООО "Центр изучения проблем здравоохранения и образования"
Издается с 2012 г.
Периодичность: ежемесячный
Главный редактор: Стариков К.А.
Информационная концепция: научно-практический журнал для руководителей органов управления здравоохранением и медицинских организаций. На его страницах рассматриваются наиболее актуальные вопросы менеджмента, экономики и организации здравоохранения. Журнал выгодно отличается от аналогичных изданий практической направленностью и оперативностью.
По вопросам подписки через редакцию обращайтесь по тел. (495) 541-89-22 (9-17 ч.), E-mail: , сайт http://управление-здравоохранением.рф/
Почтовый адрес редакции: 142703, Московская обл., г. Видное, ул. Школьная, 78.
На журнал также можно подписаться через почтовые каталоги: "Роспечать" (подписной индекс 80977), "Пресса России" (подписной индекс 87440), "Каталог Российской прессы" (подписной индекс 14495), "Почта России" (подписной индекс П1653), а также через альтернативные агентства подписки "Урал-Пресс", "Прессинформ", "Деловая пресса".