Управление качеством диспансеризации взрослого населения в амбулаторно-поликлиническом объединении на основе процессного подхода
И.М. Сон,
д.м.н., профессор,
ФГБУ "Центральный научно-исследовательский институт организации
и информатизации здравоохранения"
Минздрава России, Москва, Россия
А.А. Тяжельников,
к.м.н., ГБУЗ "Городская поликлиника N 2
Департамента здравоохранения города Москвы", Москва, Россия
А.Ш. Сененко,
к.м.н., ФГБУ "Центральный научно-исследовательский институт
организации и информатизации здравоохранения"
Минздрава России, Москва, Россия
А.В. Юмукян,
к.м.н., ГБУЗ "Городская поликлиника N 2
Департамента здравоохранения города Москвы", Москва, Россия
Н.В. Волкова,
ГБУЗ "Городская поликлиника N 2
Департамента здравоохранения города Москвы", Москва, Россия
Журнал "Менеджер здравоохранения", N 8, август 2015 г., с. 18-30.
Разработаны мероприятия системы менеджмента качества в медицинской организации при выполнении диспансеризации определенных групп взрослого населения. Представленные материалы могут быть предложены для широкого использования в медицинских организациях, осуществляющих диспансеризацию определенных групп взрослого населения.
Введение
В 2013 году вступили в действие приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.12.2012 г. N 1006н "Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения" и от 06.12.2012 г. 1011н "Об утверждении порядка профилактических медицинских осмотров взрослого населения". В 2015 году приказом Минздрава России от 03.02.2015 N 36ан "Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения" в действующий порядок были внесены изменения, но основные принципы организации настоящей диспансеризации не изменились:
- направленность диспансеризации на выявление четырех групп (двух классов и двух нозологических форм) хронических неинфекционных заболеваний: болезни сердечно-сосудистой системы, онкологические заболевания, сахарный диабет 2 типа, хроническая обструктивная болезнь легких, а также факторов риска их развития;
- кратность диспансеризации 1 раз в три года для каждого гражданина от 18 лет, а также возможность прохождения профилактического медицинского осмотра 1 раз в те два года, когда гражданин не подлежит диспансеризации;
- проведение диспансеризации в два этапа: первый - скрининг, программа которого зависит только от пола и возраста гражданина, второй - специализированный, задача которого - уточнение диагноза (состояния). Второй этап проводится строго по показаниям, определенным в ходе первого этапа, и включает в себя ограниченное число исследований и осмотров узких врачей-специалистов;
- новый подход к определению групп здоровья (ГЗ) [1].
Года рождения граждан, подлежащих диспансеризации в текущем году, определяются исходя из принципа: начиная с 21 года и далее каждые три года. Благодаря этому настоящая диспансеризация предполагает широкий охват взрослого населения.
Принципиальное значение имеет еще целый ряд организационных особенностей, связанных с новым порядком диспансеризации:
- участковый принцип ее организации (в отличие от дополнительной диспансеризации работающего населения 2006-2012 годов);
- возложение ответственности за организацию и проведение диспансеризации населения на руководителя медицинской организации (МО) и на заведующего отделением медицинской профилактики (ОМП), а ответственности за организацию и проведение диспансеризации на конкретном участке - на врача-терапевта участкового;
- обязательное проведение профилактического консультирования пациентов (краткого, углубленного, группового), направленного на коррекцию факторов риска хронических неинфекционных заболеваний (ФР ХНИЗ).
Новые принципы диспансеризации потребовали целого ряда организационных решений на уровне МО. Прежде всего необходимо было обучить медицинский персонал работе по новому порядку диспансеризации: двухэтапной технологии, формированию программы обследования в зависимости от пола и возраста на первом этапе, определению показаний и формированию программы второго этапа, выявлению ФР ХНИЗ, новому подходу к определению ГЗ.
Реализация на практике нового порядка диспансеризации потребовала также выстраивания взаимодействия различных служб МО, в первую очередь - взаимодействия ОМП, на которое возложена организация и проведение первого этапа диспансеризации, и участковой терапевтической службы. На нее возложена ответственность не только за организацию диспансеризации на участках в целом, но и за такие ключевые вопросы, как оценка результатов первого этапа, определение показаний ко второму этапу, оценка результатов диспансеризации в целом и определение ГЗ пациента. Важнейшим вопросом является также дальнейшая работа с пациентом по результатам диспансеризации, в том числе - дообследование при выявлении в ходе диспансеризации признаков какого-либо заболевания.
Всё это определило целесообразность разработки мероприятий системы менеджмента качества (СМК) в отношении ОМП, формирования и оптимизации межинтеграционных связей с участковой терапевтической службой в процессе выполнения программы диспансеризации.
В современном мире эффективным и получившим мировое признание средством достижения высокого качества медицинских услуг является СМК, соответствующая международным стандартам ISO серии 9000 [2]. СМК - это система управления, направленная на достижение определенных критериев качества предоставляемых услуг, процессов и всей многообразной деятельности организации. Краеугольный камень современных подходов к менеджменту качества - положение о том, что успешная деятельность любой организации, нацеленная на повышение удовлетворенности потребителей, невозможна без постоянного совершенствования. Полноценная реализация этого положения обеспечивается на основе методологии ISO 9001 и рассматривается сегодня как объективная необходимость [3, 4, 9]. Внедрение СМК, соответствующей принципам ISO 9001, является готовым решением, позволяющим избежать потерь от оказания услуг ненадлежащего качества, доля которых в системе здравоохранения по-прежнему велика и составляет, по данным Росздравнадзора, ВШЭ, "Левада-центра", от 30 до 60%.
Сегодня в абсолютном большинстве государственных МО России продолжает господствовать функциональный подход. Выполняя свои узкоспециальные задачи, медицинский персонал не видит конечный результат труда всей МО и не осознает свое место в общем процессе оказания медицинской помощи пациенту. Сотрудники одного подразделения не заинтересованы в эффективном сотрудничестве с представителями другого. В результате на решение возникающих проблем взаимодействия подчас уходит больше времени, чем на выполнение собственно медицинских услуг. Такая система может обеспечить исполнение персоналом своих функциональных обязанностей, но не достижение конечного результата.
В противоположность функциональному подходу, концепция стандартизации ISO 9001 основывается на процессном подходе. Деятельность организации выстраивается как сеть взаимосвязанных процессов (при функциональном подходе - это набор функций), управляя которыми, она совершенствует собственную работу. Процессы, происходящие в организации, если они проходят через многие подразделения (сквозные процессы), задействуют соответствующие службы и ориентируются на конечный результат. Документально формулируются конечные результаты процессов, в т.ч. управленческих, а также выбираются критерии эффективности каждого процесса.
Методы. В рамках реализации государственной программы развития здравоохранения города Москвы "Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)" на 2012-2020 годы [5], в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 02.02.2011 N 23-ПП "Об утверждении перечня первоочередных государственных программ города Москвы" в ГБУЗ "Городская поликлиника N 2 Департамента здравоохранения города Москвы" (ГБУЗ "ГП N 2 ДЗМ") разработан и регламентирован приказом Департамента здравоохранения г. Москвы от 26.06.2013 N 639 "О реализации пилотного проекта "Модель внедрения системы менеджмента качества в условиях амбулаторно-поликлинического объединения на базе Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Городская поликлиника N 2 Департамента здравоохранения города Москвы" проект по внедрению системы менеджмента качества на соответствие ГОСТ ISO 9001-2011.
Целью проекта является построение СМК на соответствие требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 в рамках амбулаторно-поликлинического объединения с несколькими филиалами (АПО), позволяющей оптимизировать инжиниринг процессов, организовать эффективный документооборот, сформировать сети процессов с эффективными межинтеграционными связями и, соответственно, с высокой управляемостью [6]. Ожидается, что внедрение СМК обеспечит условия для постоянного совершенствования процессов оказания медицинских услуг, стабильное повышение их качества, раскроет потенциал МО, позволит гибко реагировать на изменения требований потребителей и повысит конкурентоспособность организации.
Проект рассчитан на среднесрочный период (2013-2015 гг.) и включает четыре области сертификации СМК. Для оценки результатов реализации первой области сертификации - амбулаторно-поликлинической помощи, в т.ч. медицинских консультаций и оказания помощи в области общей и специальной медицины врачами-терапевтами (врачами общего профиля) и врачами-специалистами - предлагается использовать индикаторы, применяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственного статистического учета, для системы здравоохранения.
В соответствии с приказом главного врача ГБУЗ "ГП N 2 ДЗМ" от 14.08.2013 г. N 1941-04 "О реализации пилотного проекта Модель внедрения менеджмента качества в условиях амбулаторно-поликлинического объединения" предполагается выполнение трех этапов процесса внедрения СМК в АПО [7].
Принимая во внимание значение профилактики заболеваний как одной из стратегических задач здравоохранения на современном этапе, была поставлена задача в числе первых мероприятий по созданию СМК прописать работу ОМП ГБУЗ "ГП N 2 ДЗМ", в первую очередь - процесс диспансеризации. Это позволило увидеть работу ОМП не только с точки зрения внутренних процессов, но и с точки зрения взаимодействия с другими службами поликлиники, определить зоны ответственности должностных лиц, участников процессов, ресурсы, информационные и управленческие связи (блок-схема 1). Входом в процесс является запись пациента в кабинет доврачебного контроля (КДК) через электронную систему управления потоками пациентов "Единая медицинская информационно-аналитическая система" (СУПП ЕМИ-АС). Завершенным процесс считается, если пациент прошел весь объем исследований в рамках диспансеризации и ему установлена ГЗ. Ниже приведена технологическая карта процесса "Диспансеризация", разработанная нами с учетом требований ГОСТ ISO 9001-2011 [3] и ориентированная на практическое использование в МО.
Процесс "диспансеризация"
1. Назначение
1.1. Данная инструкция устанавливает общий порядок организации диспансеризации пациентов в ГБУЗ "ГП N 2 ДЗМ".
1.2. Процесс "Диспансеризация" осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ, регулирующим деятельность государственных бюджетных учреждений.
1.3. Настоящий документ носит характер требований, обязательных для исполнения всеми сотрудниками поликлиники, участвующими в процессе "Диспансеризация".
1.4. Смена характера документа (например, на рекомендательный) возможна в ситуациях, определенных и утвержденных соответствующим приказом главного врача.
1.5. Ответственность за выполнение всех схем процесса возлагается на заведующего ОМП.
1.6. Ответственные за выполнение шагов процедур указаны в графе "Ответственный" в описании блок-схемы.
2. Термины, определения, сокращения
Обозначения | Толкование |
ГБУЗ "ГП N 2 ДЗМ" | Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 2 Департамента здравоохранения города Москвы" |
УПСМК | уполномоченный представитель ГБУЗ "ГП N 2 ДЗМ" по качеству |
СОП | стандартная операционная процедура |
СМК | система менеджмента качества |
ОМП | отделение медицинской профилактики |
А/к | амбулаторная карта |
ГЗ | группа здоровья |
3. Нормативные ссылки
3.1. Локальные нормативные акты ГБУЗ "ГП N 2 ДЗМ", разработанные и утвержденные в рамках внедрения СМК, в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ ISO 9001-2011 (процедуры "Управление внутренней документацией", "Управление документами внешнего происхождения", "Управление записями").
3.2. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
3.3. Приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 10 сентября 2012 г. N 983 "Об утверждении методических рекомендаций по организации оказания взрослому населению города Москвы первичной медико-санитарной помощи".
3.4. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.02.2015 N 36ан "Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения".
3.5. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.12.2012 г. 1011н "Об утверждении порядка профилактических медицинских осмотров взрослого населения".
3.6. Приказ Департамента здравоохранения города Москвы N 193 от 13.03.2015 "О проведении диспансеризации взрослого населения города Москвы в 2015 году".
4. Общие положения и область применения
Настоящая стандартная операционная процедура применяется в ГБУЗ "ГП N 2 ДЗМ" при осуществлении деятельности, результатом которой является диспансеризация пациентов ГБУЗ "ГП N 2 ДЗМ".
5. Описание процесса "Диспансеризация"
5.1. Цели процесса
Цель | Критерий достижения | Метод измерения | Приемлемое значение |
Прохождение диспансеризации пациентом | Прохождение диспансеризации в полном объеме | 1. Качественный 2. Количественный | 70% пациентов возрастов, подлежащих диспансеризации в текущем году, закончили диспансеризацию |
5.2. Входы процесса
Объект | Описание | Требования |
Пациент | Пациент, обратившийся для прохождения диспансеризации в ГБУЗ "ГП N 2 ДЗМ" | Наличие полиса ОМС. Прикрепление к ГБУЗ "ГП N 2 ДЗМ". Год рождения, соответствующий порядку диспансеризации |
5.3. Выходы процесса
Объект | Описание | Требования |
Пациент | Пациент, закончивший диспансеризацию в ГБУЗ "ГП N 2 ДЗМ" | Заключение участкового терапевта по результатам диспансеризации. Определение ГЗ, дальнейшая маршрутизация пациента согласно результатам диспансеризации. |
5.4. Требования к ресурсам
Наименование | Требования |
1. Медицинский персонал | Диплом, сертификат, наличие категории, свидетельство о повышении квалификации, компетентность. |
2. Средства обслуживания | Кабинет, стол, стулья, кушетка, осветительные приборы, канцелярские принадлежности, моющие средства, раковины для мытья рук, полотенце, шкаф для одежды, ширма, часы. |
3. Оборудование | Фонендоскопы, тонометр. Весы. Ростомер. Аппарат для измерения внутриглазного давления. Компьютер. Принтер. Сантиметровая лента. Аппарат ЭКГ (при наличии в КДК). |
4. Технологии и методики | 1. Порядок проведения диспансеризации. 2. Утвержденные стандарты по лечению пациентов с определенной группой болезней. 3. Научная литература. 4. Методические разработки. 5. Специальная медицинская подписная литература. |
5.5. Управляющее воздействие (состав, источники)
Управляющие воздействия, необходимые для коррекции процесса, осуществляет владелец процесса - заведующий ОМП, в рамках полномочий, установленных в положении о подразделении и должностной инструкции.
5.6. Границы процесса. Изначальные пределы процесса
5.6.1. Процесс ограничен человеческими ресурсами. Процесс "Диспансеризация" должен согласовываться с заместителем главного врача по медицинской части.
5.6.2. Изначальным пределом процесса является: количество прикрепленного к ГБУЗ "ГП N 2 ДЗМ" населения, подлежащее диспансеризации в текущем году.
5.7. Владелец процесса
Владельцем процесса "Диспансеризация" является заведующий ОМП.
5.8. Точки измерения хода процесса
N | Точки измерения | Ответственный | Периодичность измерения | Вес критерия | Измеряемые характеристики | Методы измерения | Управление отклонениями | Приемлемые значения |
1 | Оформление документации для прохождения диспансеризации (X1) | Участковый врач-терапевт | 1 раз в месяц | 0,2 | % правильно и своевременно заполненных документов | Сравненные количества своевременно и правильно заполненных документов к общему количеству заполняемых на первом этапе документов | Проведение контроля качества заполнения медицинской документации Процедура "управление отклонениями" | 95% - норма |
2 | Получение результатов первого этапа (X2) | Участковый врач-терапевт | 1 раз в месяц | 0,2 | % выполнения программы первого этапа диспансеризации | Сравнение количества пациентов, закончивших первый этап диспансеризации, с общим количеством направленных на первый этап | Контроль прохождения пациентами обследований Процедура "управление отклонениями" | 85% - норма |
3 | Формирование заключения по результатам прохождения первого этапа диспансеризации (X3) | Участковый врач-терапевт | 1 раз в месяц | 0,2 | % пациентов, которым сформировано заключение по первому этапу диспансеризации | Сравнение количества пациентов, которым сформировано заключение по первому этапу диспансеризации, к общему количеству направленных на первый этап | Контроль за формированием врачами заключения по итогам прохождения первого этапа диспансеризации Процедура "управление отклонениями" | 85% - норма |
4 | Получение результатов второго этапа (X4) | Участковая мед. сестра | 1 раз в месяц | 0,2 | % выполнения программы второго этапа диспансеризации | Сравнение количества пациентов, закончивших второй этап диспансеризации, с общим количеством пациентов, направленных на второй этап | Контроль прохождения пациентами обследований второго этапа диспансеризации Процедура "управление отклонениями" | 85% - норма |
5 | Формирование заключения по результатам прохождения второго этапа диспансеризации (X5) | Участковый врач-терапевт | 1 раз в месяц | 0,2 | % пациентов, которым сформировано заключение по второму этапу диспансеризации | Сравнение количества пациентов, которым сформировано заключение по второму этапу диспансеризации, к общему количеству направленных на второй этап | Контроль за формированием врачами заключения по итогам прохождения второго этапа диспансеризации Процедура "управление отклонениями" | 85% - норма |
5.9. Оценка результативности и хода процесса
5.9.1. Оценку результативности процесса "Диспансеризация" осуществляет заведующий ОМП ежемесячно. Метод оценки результативности основан на сравнении в динамике фактических показателей деятельности с плановыми показателями.
Показатели результативности | Критерии результативности | Метод оценки результативности | Метод обеспечения результативности |
Прохождение диспансеризации | Прохождение диспансеризации 85% пациентов возрастов, подлежащих диспансеризации, в текущем году обеспечивает выполнение поставленных задач. Плановые показатели рассчитываются в % от числа прикрепленного населения (23% от числа граждан возрастов, подлежащих диспансеризации в текущем году) | Прохождение диспансеризации рассчитывается как отношение пациентов возрастов, прошедших диспансеризацию в текущем году, к общему числу пациентов возрастов, подлежащих диспансеризации в текущем году | Выполнения плановых мероприятий и соблюдение установленных правил деятельности |
5.9.2. Оценка результативности процесса "Диспансеризация"
Показатель результативности (%) рассчитывается по формуле:
Рез. = (количество пациентов, закончивших диспансеризацию) х 100 / (плановое количество пациентов, подлежащих диспансеризации)
Оценка результативности процесса производится по следующей шкале:
Уровень результативности | Оценка результативности | Планирование улучшения результативности процесса |
95-100% | Отлично | Поддерживать |
85%-94% | Хорошо | Улучшить на 5% в месяц |
75%-84% | Удовлетворительно | Улучшить на 10% в месяц |
0%-74% | Неудовлетворительно | Достигнуть 75% за месяц |
5.9.3. Оценка хода процесса производится по формуле
Ход = Х1 х 0,2 + Х2 х 0,2 + Х3 х 0,2 + Х4 х 0,2 + Х5 х 0,2
где Ход - оценка хода процесса "Диспансеризация", %.
5.9.4. Планирование улучшений:
- Санитарно-просветительная работа среди населения,
- Внедрение новых технологий и методик,
- Обновление материально-технической базы,
- Повышение квалификации медицинского персонала.
5.10. Сопряженность (взаимосвязи и взаимодействие с другими процессами)
N п/п | Сопряженный процесс | Содержание процесса |
Процесс "Регламент работы регистратуры" | Подбор амбулаторной карты | |
Процесс "Закупки" | Закупка лекарств и расходных материалов | |
Процесс "Обеспечение персоналом" | Наличие квалифицированных кадров, укомплектование кадрами |
5.11. Блок-схема процесса "Диспансеризация" (см. приложения).
Входом в процесс является пациент, обратившийся для прохождения диспансеризации в ГП N 2. Выходом процесса является пациент, закончивший диспансеризацию в ГП N 2.
5.12. Описание блок-схемы процесса "Диспансеризация"
N | Краткое описание | Ответственный | Соисполнитель | Информация | Результат |
1. | Регистрация пациента (получение информации о записи пациента на прием в КДК в ЕМИАС) Заведующий ОМП составляет и после утверждения главным врачом подает график работы КДК ответственному за расписание в регистратуре до 15 числа каждого месяца. | Заведующий ОМП | Ответственный за расписание работник регистратуры | Пациент | Пациент записан в КДК для прохождения 1 этапа |
2. | Получение А/к Передача карты пациента из регистратуры в КДК | Работники регистратуры | Работники регистратуры | Пациент | Карта получена |
3. | Оформление документации для прохождения 1 этапа диспансеризации Оформление паспортной части документов: информированного согласия, анкеты, маршрутной карты, карты учета диспансеризации Получение информированного согласия пациента на проведение диспансеризации | Медицинская сестра ОМП | Медицинская сестра ОМП | Пациент | Оформлен пакет документов для прохождения 1 этапа |
4. | Выполнение доврачебных исследований Проведение антропометрических исследований, определение уровня глюкозы, холестерина, измерение артериального давления, внутриглазного давления, снятие электрокардиограммы (при наличии в КДК аппарата ЭКГ) | Медицинская сестра КДК | Медицинская сестра КДК | Пациент | Получение данных доврачебных исследований, регистрация в медицинской документации пациента |
5. | Направление пациента на исследования и консультации специалистами в соответствии с программой 1 этапа диспансеризации Запись пациента через ЕМИАС в соответствии с программой диспансеризации: смотровой кабинет, флюорографию легких; в КДЛ - общий анализ крови, мочи, кал на скрытую кровь; в процедурный кабинет - биохимический анализ крови; на исследования: УЗИ органов брюшной полости, малого таза, маммография, ЭКГ | Медицинская сестра ОМП | Медицинская сестра ОМП | Пациент | Пациент записан на исследования и консультации врачами-специалистами в соответствии с программой 1 этапа диспансеризации |
6. | Исследования и консультации Исследование и консультации пациента в соответствии с программой диспансеризации. Проведение и оформление заключения исследований, консультаций специалистов | Врач-специалист | Медицинская сестра врача-специалиста | Пациент | Пациент осмотрен и проконсультирован врачом-специалистом |
7. | Получение результатов 1 этапа Сбор результатов лабораторных и инструментальных исследований, консультаций специалистов, подготовка документации к передаче участковому терапевту | Медицинская сестра ОМП | Медицинская сестра ОМП | Пациент | Документация подготовлена и передана участковому терапевту |
8. | Формирование заключения по результатам 1 этапа диспансеризации Сбор жалоб, анамнеза, описание настоящего статуса пациента. Анализ результатов анкетирования, лабораторных и инструментальных методов исследования, консультаций специалистов. Оценка ФР ХНИЗ. Определение суммарного сердечно-сосудистого риска. При наличии данных о хронических заболеваниях - формулировка диагноза | Врач-терапевт участковый | Медицинская сестра участковая | Пациент | Заключение после 1 этапа "Д" |
9. | Краткое описание профилактического консультирования [9] информирование пациента о выявленных заболеваниях, ФР ХНИЗ, величине суммарного сердечно-сосудистого риска, результатах проведенных исследований, установленной ГЗ, при наличии показаний - о необходимости и периодичности диспансерного наблюдения, информировать о рекомендуемых для его возраста (пола) целевых уровнях факторов и показателей, к которым надо стремиться; объяснение пациенту с ФР ХНИЗ их негативное влияние на здоровье и необходимость снижения риска и поддержание здорового образа жизни; оценка отношения пациента к ФР ХНИЗ, его желание и готовность к изменению (оздоровлению) образа жизни; регистрация в а/к ФР ХНИЗ, рекомендаций, при наличии показаний - сроков повторных контрольных визитов | Врач-терапевт участковый | Медицинская сестра участковая | Пациент | Пациенту проведено краткое профилактическое консультирование |
Есть показания к направлению на 2 этап диспансеризации? При отсутствии показаний - переход к пункту 15 При наличии показаний - пункт 10 | Врач-терапевт участковый | - | - | - | |
10. | Формирование программы 2 этапа диспансеризации по показаниям Запись в ЕМИАС | Врач-терапевт участковый | Медицинская сестра участковая | Пациент | Пациент записан на исследования и консультации специалистами в соответствии с программой 2 этапа "Д" |
11. | Исследования и консультации Исследование и консультации пациента в пациента в рамках 2 этапа диспансеризации. Проведение и оформление заключения исследований, консультаций специалистов | Врач-специалист | Медицинская сестра специалиста | Пациент | Пациент обследован, проконсультирован специалистом |
12. | Получение результатов 2 этапа Сбор результатов анализов, исследований | Врач-терапевт участковый | Медицинская сестра участковая | Пациент | Документация подготовлена и передана участковому терапевту |
13. | Формирование заключения по результатам 2 этапа диспансеризации Анализ лабораторных и инструментальных методов исследования, консультаций специалистов в рамках 2 этапа диспансеризации. Формулировка диагноза, указание ФР ХНИЗ. Направление на углубленное профилактическое консультирование в ОМП | Врач-терапевт участковый | Медицинская сестра участковая | Пациент | Заключение после 2 этапа, направление пациента на углубленное профилактическое консультирование |
14. | Определение ГЗ, рекомендации | Врач-терапевт участковый | Медицинская сестра участковая | Пациент | Определение ГЗ, рекомендации |
5.13. Записи
Наименование | Форма | Место хранения | Срок хранения | Кому сообщается |
Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство (диспансеризация) | Печатная | Вклеивается в А/к | 25 лет | Участковый терапевт |
Анкета на выявление ХНИЗ, ФР их развития | Печатная | А/к | 25 лет | Участковый терапевт |
Карта учета диспансеризации | Печатная | Кабинет централизованного учета отделения профилактики | До упразднения | Заведующий ОМП |
5.14. Порядок согласования, утверждения, ввода в действие, внесение изменений и отмены Порядок согласования, утверждения, ввода в действие, внесение изменения и отмена настоящего документа приведена в соответствии с процедурой "Управление документацией".
5.15. Место хранения файлов (электронных копий)
N | Название | Расположение | Формат |
1 | Процесс "Диспансеризация" | https://www.dropbox.com/home/vii.%20quality%20managament/1.%20 система%20менеджмента%20качества%20гп%20N %202/3.%20 Процессы%20и%20Процедуры/Процесс%20-%20лечение | MS Word |
2 | Блок-схема процесса "Диспансеризация" | https://www.dropbox.com/home/vii.%20quality%20managament/1.%20 система%20менеджмента%20качества%20гп%20N %202/3.%20 Процессы%20и%20Процедуры/Процесс%20-%20лечение | MS Visio |
5.16. История документа
Дата | Версия | Статус | Комментарии |
1.0 | Проект | Инициирована разработка данного документа |
5.17. Лист согласований
Должность | Ф.И.О. | Подпись |
Главный врач | ||
Заместитель главного врача по медицинской части | ||
Уполномоченный по качеству | ||
Заведующий ОМП | ||
Старшая медицинская сестра |
Результаты. Прописывание процессов ГБУЗ "ГП N 2 ДЗМ", результаты деятельности которых будут являться "выходом" для процесса "Диспансеризация", назначение владельцев процессов, создание сети процессов - все это позволило максимально визуализировать деятельность ГБУЗ "ГП N 2 ДЗМ" и обеспечить прозрачность выполнения диспансеризации, тем самым повысить эффективность управления. Описанный процесс создал условия для выявления конкретных недостатков организации диспансеризации и работы исполнителей, а следовательно, для эффективного их исправления и реальных действий по повышению качества диспансеризации.
Выводы. Представленный процессный подход к организации диспансеризации в МО позволяет создать условия для непрерывного совершенствования качества диспансеризации, что способствует поддержанию высокого уровня качества медицинских услуг в целом, что в свою очередь способствует повышению удовлетворенности населения медицинской помощью и обеспечивает конкурентные преимущества МО. Представленный процессный подход может быть предложен для широкого использования.
Приложение. Блок-схема 1. Процесс "диспансеризация"
Процесс "Диспансеризация" | ||||||
Э т а п |
Регистратура | КДК | Специалисты | Участковый терапевт | Врач-терапевт ОМП |
|
/---------\ | Вход | \---------/ /---------\ | 1. | |Регистра-| | ция |- |пациента | | | \---------/ |
/-------------------\ | | | | |
/---------------\ | | |6. Исследования| |и консультации | | | | | \---------------/ | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ----/ | | | | | | | | | | --------------/ --------X2------- /---------------\ | 11. | |Исследования и | | консультации | \---------------/ | \------- |
/-----------------\ | 8. Формирование | | заключения по | | результатам 1 | /| этапа | | | | | \-----------------/ | | X3 | | /-----------------\ | | 9. Краткое | | |профилактическое | | |консультирование | | | | | \-----------------/ | | | | | | /-----------------\ | |Есть показания к | | |направлению на 2 | | | этап? | | \-----------------/ | Да | | /-----------------\ | | | | | | | |10. Формирование | | |программы 2 этапа| | | по показаниям | | | | | | | | | | | \-----------------/ | | | | | | / | | -----------/ /-----------------\ | 12. Получение | -| результатов 2 | | этапа | \-----------------/ X4 /-----------------\ |13. Формирование | | заключения по | | результатам 2 | | этапа | \-----------------/ X5 /-----------------\ | 14. Определение | | группы здоровья | \-----------------/ /-----------------\ | Выход | \-----------------/ |
/----------------\ | Направление на | | углубленное | |профилактическое| |консультирование| | в ОМП | \----------------| | | | | | | | | | | | | | ----\ | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Нет | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
||
| | | | \-------------------/ | | /-------------------\ | 3. Оформление | | документации для | |прохождения 1 этапа| | диспансеризации | \-------------------/ X1 /-------------------\ | 4. Выполнение | | доврачебных | | исследований | \-------------------/ | /-------------------\ | 5. Направление | | пациента на | | исследование и | | консультации | | специалистов в | | соответствии с | |программой 1 этапа | | диспансеризации | \-------------------/ /-------------------\ | 7. Получение | |результатов 1 этапа| \-------------------/ |
||||||
| | | | | | | ----/ |
Литература
1. Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения: Приказ Минздрава России от 03.02.2015 N 36ан [Интернет] URL: http://www.rosminzdrav.ru/documents/8542-prikaz-ministerstva-zdravoohrane niya-rossiyskoy-federatsii-ot-3-fevralya-2015-g-36an-ob-utverzhdenii-pory adka-provedeniya-dispanserizatsii-opredelennyh-grupp-vzroslogo-naseleniya (Дата обращения: 26.06.2015).
2. Эмануэль А.В. Внедрение международных стандартов системы ISO в России - проблемы и перспективы. Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития 2008; (3): 55-58.
3. Межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9001-2011 "Системы менеджмента качества. Требования". Москва: Стандартинформ; 2012. 28 с.
4. Британский стандарт BS8800:2004 "Системы управления гигиеной и охраной труда. Руководство". Москва: Технорматив; 2005. 111 с.
5. Об утверждении Государственной программы города Москвы "Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение) на 2012-2020 годы": постановление Правительства Москвы от 04.10.2011 N 461-ПП (ред. от 14.05.2014 N 249-ПП). [Интернет]. URL: http://www.mosgorzdrav.ru/mgz/komzdravsite.nsf/va_WebPages/page_00003190_ SZ (Дата обращения: 26.06.2015).
6. Мухтасарова Т.Р., Погонин А.В., Тяжельников А.А., Колосов Л.Л. Внедрение системы менеджмента качества в амбулаторно-поликлиническом объединении (пилотный проект в условиях новой организационной формы). Вестник Росздравнадзора, 2013; (4): 43-46.
7. Мухтасарова Т.Р., Погонин А.В., Тяжельников А.А., Брескина Т.Н., Колосов Л.Л. Внедрение системы менеджмента качества в амбулаторно-поликлиническом объединении. Практика проведения предварительного аудита. Вестник Росздравнадзора 2013; (6): 39-46.
8. Диспансеризация определенных групп взрослого населения. Методические рекомендации, издание 3-е. ГНИЦ ПМ МЗ РФ; 2015. [Интернет]. URL: http://www.gnicpm.ru/UserFiles/Metodrek_po_Dispancerizacii_s_dop_190615.p df (Дата посещения 29.06.2015).
9. IWA 1:2001 "Quality Management Systems - Guidelines for process improvements in heals service organizations". Switzerland: International Organization for Standardization; 2001. 70 p.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Менеджер здравоохранения"
Издатель: ООО Издательский дом "Менеджер здравоохранения"
Свидетельство о регистрации СМИ: N 77-15481 от 20 мая 2003 г.
Издается с 2004 г.
Периодичность: ежемесячный
Главный редактор: академик РАМН, профессор В.И. Стародубов
Информационная концепция: Административная реформа в здравоохранении.
Новые финансово-экономические механизмы и организационно-правовые формы медицинской организации. Анализ и прогноз рынка медицинских услуг. Программы переподготовки руководителей здравоохранения. Актуальные интервью. Репортажи о заметных событиях
Подписные индексы по каталогу "Газеты и журналы" агентства "Роспечать":
20102 - годовая подписка;
82614 - подписка на полгода.
Адрес редакции: г. Москва, ул. Добролюбова, 11, оф. 234
Телефоны редакции: (495) 618-07-92
факс (495) 618-07-92
Справки о подписке через редакцию по тел/факс (495) 618-07-92, 639-92-45
Адрес электронной почты idmz@mednet.ru
Сайт: www.idmz.ru