Порядок функционирования единой информационной системы (ЕИС)
А. Репин,
эксперт журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2016 г., с. 30-39.
Приказом Федерального казначейства от 22.12.2015 N 355 с 01.01.2016 выведен из эксплуатации Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. С указанной же даты Приказом Федерального казначейства от 22.12.2015 N 354 введена в эксплуатацию единая информационная система в сфере закупок, созданная на базе этого Официального сайта Российской Федерации.
О порядке функционирования данной системы мы и поговорим в статье.
Для чего вводится ЕИС?
В силу ч. 1 ст. 4 Закона о контрактной системе*(1) в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система (ЕИС).
ЕИС во взаимодействии с иными информационными системами призвана обеспечить:
1) формирование, обработку, хранение и представление данных (в том числе автоматизированных) участникам контрактной системы в сфере закупок в рамках отношений, указанных в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе;
2) начиная с 01.01.2017 контроль за соответствием:
- информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;
- информации, включенной в планы-графики закупок, информации, содержащейся в планах закупок;
- информации, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках закупок;
- информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), информации, содержащейся в документации о закупках;
- условий проекта контракта, направляемого в форме электронного документа участнику закупки, с которым заключается контракт, информации, содержащейся в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- информации о контракте, включенной в реестр контрактов, заключенных заказчиками, условиям контракта;
3) использование для подписания электронных документов электронной подписи, вид которой предусмотрен Законом о контрактной системе и Федеральным законом N 223-ФЗ*(2);
4) возможность проверки электронной подписи на протяжении всего срока хранения информации и документов, содержащихся в единой информационной системе;
5) размещение информации и документов, установленных Законом о контрактной системе и Федеральным законом N 223-ФЗ;
6) обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок в рамках отношений, указанных в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе;
7) формирование и ведение каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
8) возможность осуществления мониторинга закупок в соответствии с Законом о контрактной системе;
9) возможность осуществления мониторинга и оценки соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проектов таких планов, изменений, внесенных в планы, проектов изменений, вносимых в планы, а также отдельных видов юридических лиц требованиям законодательства Российской Федерации об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках согласно Закону о контрактной системе;
10) возможность проведения анализа и оценки информации о закупках в целях осуществления аудита закупок по Закону о контрактной системе;
11) возможность получения информации и документов, содержащихся в единой информационной системе, необходимых для осуществления контроля, предусмотренного ст. 99 Закона о контрактной системе.
Какую информацию должна содержать ЕИС?
В соответствии с ч. 3 ст. 4 Закона о контрактной системе ЕИС должна содержать:
- планы закупок (начиная с 01.01.2017);
- планы-графики (начиная с 01.01.2017);
- информацию о реализации планов закупок и планов-графиков (начиная с 01.01.2017);
- информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, перечень иностранных государств, групп иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры о взаимном применении национального режима при осуществлении закупок, а также условия применения такого национального режима;
- информацию о закупках, предусмотренную Законом о контрактной системе, об исполнении контрактов;
- реестр контрактов, заключенных заказчиками;
- реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов;
- реестр банковских гарантий;
- реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний;
- перечень международных финансовых организаций, созданных в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международных финансовых организаций, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры;
- результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок;
- отчеты заказчиков, предусмотренные настоящим федеральным законом;
- каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе;
- информацию о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также о размещаемых заказчиками согласно ч. 5 ст. 22 Закона о контрактной системе запросах цен товаров, работ, услуг;
- иную информацию и документы, размещение которых в единой информационной системе предусмотрено Законом о контрактной системе, Федеральным законом N 223-ФЗ и принятыми на основании них иными нормативными правовыми актами.
Примечание. Указанная информация размещается на официальном сайте ЕИС в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.zakupki.gov.ru, доступ к которому осуществляется на безвозмездной основе.
Доступ к ЕИС предоставляется после прохождения процедур регистрации, идентификации, аутентификации и авторизации. При этом доступ к официальному сайту пользователям официального сайта, за исключением участников обсуждения закупок, в сети Интернет дается без регистрации. Доступ к официальному сайту для размещения информации при обязательном общественном обсуждении закупок предоставляется участникам обсуждения закупок после прохождения ими процедур самостоятельной регистрации, идентификации, аутентификации и авторизации на официальном сайте.
Регистрация субъектов единой информационной системы в ЕИС осуществляется Федеральным казначейством в соответствии с устанавливаемым им порядком.
Порядок функционирования ЕИС, включая требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, и порядок информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами регламентированы Постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" (далее - Правила N 1414).
Какие требования предъявляются к техническим средствам ЕИС?
Технологические (технические и программные) средства ЕИС должны обеспечивать:
- реализацию функций единой информационной системы;
- круглосуточную непрерывную работу единой информационной системы, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, в соответствии с требованиями по обеспечению целостности, устойчивости функционирования и безопасности информационных систем общего пользования, предусмотренными Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям" (далее - Постановление N 424);
- информационное взаимодействие единой информационной системы с иными информационными системами, а также с инфраструктурой, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;
- защиту информации и документов, содержащихся в единой информационной системе, в соответствии с законодательством РФ в области защиты информации, включая требования о защите информации, содержащейся в системах общего пользования, предусмотренные Постановлением N 424;
- автоматическую форматно-логическую проверку информации и документов, размещаемых в единой информационной системе в структурированном виде;
- проверку соблюдения субъектами единой информационной системы правил формирования информации и документов, размещаемых в единой информационной системе, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;
- унификацию состава технологических операций по сбору, подготовке, передаче, обработке и отображению информации и документов, размещаемых в единой информационной системе;
- ведение электронных журналов учета действий и операций, содержащих сведения о формировании, размещении, изменении, обмене и исключении информации и документов, с указанием времени выполнения действий и операций, их содержания и сведений о субъектах единой информационной системы, осуществивших такие действия и операции, в том числе в процессе информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами;
- ежедневное копирование на резервный материальный носитель, обеспечивающее возможность восстановления информации, документов и электронных журналов учета в единой информационной системе;
- хранение резервных материальных носителей, полученных в результате ежедневного, еженедельного и ежемесячного копирования;
- сохранение информации и документов, исключенных из единой информационной системы, без предоставления публичного доступа к ним на официальном сайте;
- формирование выписок из электронных журналов учета, выполненных по запросам субъектов единой информационной системы;
- формирование статистических сведений из электронных журналов учета по запросам субъектов единой информационной системы;
- единство нормативно-справочной информации в единой информационной системе, включая справочники, реестры и классификаторы, используемые участниками единой информационной системы.
С какими системами должно осуществляться взаимодействие ЕИС?
Частью 7 ст. 4 Закона о контрактной системе предоставлена возможность создания региональных и муниципальных информационных систем в сфере закупок субъектам РФ и муниципальным образованиям, которые должны быть интегрированы с ЕИС.
Интеграция указанных информационных систем с ЕИС должна достигаться посредством:
- информационного взаимодействия названных систем с единой информационной системой, обеспечивающего гарантированную передачу в единую информационную систему и размещение в ней электронных документов и информации, предусмотренных настоящим федеральным законом. Если формирование таких электронных документов и информации осуществляется в региональных и муниципальных информационных системах в сфере закупок, исчисление установленных настоящим федеральным законом сроков размещения электронных документов и информации в единой информационной системе начинается с момента фиксации времени поступления электронных документов и информации в единую информационную систему;
- пользования информационными системами базами данных единой информационной системы;
- установления единых технологических и лингвистических требований к информации, обработка которой осуществляется в этих системах;
- размещения информации о закупках на официальном сайте.
Согласно п. 18 Правил N 1414 ЕИС должна осуществлять информационное взаимодействие со следующими информационными системами:
1) государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - система "Электронный бюджет"). При информационном взаимодействии ЕИС с системой "Электронный бюджет" происходит (п. 19 Правил N 1414):
- предоставление из системы "Электронный бюджет" в ЕИС информации и документов, формируемых заказчиками, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, а также юридическими лицами, в случаях, предусмотренных ст. 15 Закона о контрактной системе, в рамках реализации этого федерального закона и Федерального закона N 223-ФЗ и размещаемых на официальном сайте, а также реестровых записей реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра договоров, заключенных заказчиками, информации об идентификационных кодах банков, реестровых записей реестра банковских гарантий;
- предоставление из единой информационной системы в систему "Электронный бюджет" сведений о жалобах, плановых и внеплановых проверках, результатах контрольных мероприятий, проектов контрактов, подписанных поставщиками (подрядчиками, исполнителями), иной информации, размещенной в ЕИС;
- обмен нормативной справочной информацией, в том числе предоставление из единой информационной системы в систему "Электронный бюджет" сведений из каталога товаров, работ, услуг;
2) электронными площадками, обеспечивающими проведение определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, предусмотренными Законом о контрактной системе и Федеральным законом N 223-ФЗ, в электронной форме (далее - электронные площадки). При информационном взаимодействии ЕИС с электронными площадками обеспечивается:
- предоставление с электронных площадок в единую информационную систему сведений об аккредитованных на электронных площадках участниках закупок и иной информации и документов в соответствии с положениями Закона о контрактной системе и Федерального закона N 223-ФЗ с целью их размещения в единой информационной системе;
- предоставление из единой информационной системы на электронные площадки нормативной справочной информации, извещений об осуществлении закупок и документации о закупках в форме электронного документа, о заключенных контрактах и иной информации и документов в соответствии с положениями Закона о контрактной системе с целью их использования на электронных площадках;
- обмен сведениями о протоколах определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
3) региональными и муниципальными информационными системами в сфере закупок (далее - региональные системы в сфере закупок). При информационном взаимодействии единой информационной системы с региональными системами в сфере закупок обеспечивается:
- предоставление из региональных систем в сфере закупок в единую информационную систему информации и документов, формируемых в рамках реализации Закона о контрактной системе в региональных системах в сфере закупок лицами, указанными в п. 7 и 10 ст. 3, ст. 15 данного федерального закона, и размещаемых на официальном сайте, а также информации и документов о результатах контроля в соответствии с ч. 5 ст. 99 Закона о контрактной системе;
- предоставление из единой информационной системы в региональную систему в сфере закупок сведений о жалобах, плановых и внеплановых проверках, результатах контрольных мероприятий, проектов контрактов, подписанных поставщиками (подрядчиками, исполнителями), иной информации и документов, содержащихся в единой информационной системе;
- предоставление из ЕИС в региональную систему в сфере закупок нормативной справочной информации, в том числе сведений из каталога товаров, работ, услуг;
4) информационной системой Федеральной антимонопольной службы, обеспечивающей ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), информационными системами контрольных органов в сфере закупок, информационными системами органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;
5) аналитической информационной системой обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, размещенной в сети Интернет (www.programs.gov.ru). При информационном взаимодействии единой информационной системы с порталом государственных программ обеспечивается предоставление из единой информационной системы на портал государственных программ информации и документов из реестра контрактов, заключенных заказчиками, необходимых для формирования и мониторинга реализации государственных программ Российской Федерации;
6) информационными системами, обеспечивающими формирование и размещение информации в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ;
7) иными информационными системами, осуществляющими информационное взаимодействие с единой информационной системой в случаях, установленных законодательством РФ;
8) информационными элементами инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций.
Примечание. Единые требования к региональным и муниципальным информационным системам в сфере закупок установлены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1091.
Информационное взаимодействие ЕИС с указанными выше информационными системами осуществляется на основании обмена электронными документами, информационными запросами и информационными сообщениями, подписанными электронной подписью.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
*(2) Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"