О новых правилах оформления ветеринарно-сопроводительных
О.П. Гришина,
редактор журнала "Пищевая промышленность:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2016 г., с. 62-69.
Основным документом в сфере государственного регулирования в области безопасности пищевой продукции стран - участников ЕАЭС является ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции"*(1) (далее - ТР ТС 021/2011)*(2). При этом ветеринарно-санитарная экспертиза (ВСЭ) является одной из форм оценки (подтверждения) соответствия пищевой продукции и процессов ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортировки), реализации и утилизации требованиям настоящего технического регламента (ст. 21 ТР ТС 021/2011). Результаты ВСЭ оформляются соответствующими ветеринарно-сопроводительными документами. При этом на территории РФ с 1 сентября 2015 года действуют новые Правила N 281*(3), определяющие порядок оформления указанных документов в том числе в электронном виде. Принимая во внимание тот факт, что действие данных правил распространено не только на продукцию животноводства, но и на комбикорма для животных, а также отдельные виды оборудования, полагаем, что рассматриваемый вопрос представляет интерес для довольно широкого круга читателей.
Вводная информация
Статья 30 ТР ТС 021/2011 объект ветеринарного надзора определяет так: это непереработанная пищевая продукция животного происхождения, то есть продукция, не подвергшаяся промышленной или тепловой обработке. Данная продукция подлежит ВСЭ перед выпуском ее в обращение на таможенную территорию Таможенного союза, если иное не установлено техническим регламентом Таможенного союза на пищевую рыбную продукцию.
Пунктом 2 названной статьи определены цели проведения ВСЭ. Их две:
1. Установление соответствия пищевой продукции и связанных с требованиями безопасности к ней процессов производства (изготовления), хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям технических регламентов Таможенного союза.
2. Установление благополучия в ветеринарном отношении хозяйств (производственных объектов) происхождения животных.
К сведению. Переработанная пищевая продукция животного происхождения не подлежит ветеринарно-санитарной экспертизе (ст. 30 ТР ТС 021/2011). Исходя из п. 1 Постановления Правительства РФ от 14.12.2009 N 1009 не считается объектом ветеринарного надзора (то есть является продуктом переработки) продукция животного происхождения, подвергшаяся промышленной или тепловой обработке.
На территории РФ проведение ВСЭ и оформление ее результатов осуществляются в порядке, установленном положениями Закона N 4979-1*(4). В частности, названным законом (ст. 21) определен перечень продукции животного происхождения, подлежащей ВСЭ в целях определения ее пригодности к использованию для пищевых целей. Данный перечень является открытым и включает в себя:
- мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных;
- молоко, молочные продукты;
- яйца и яйцепродукты;
- иную продукцию животного происхождения.
Статьей 21 Закона N 4979-1 также установлен запрет на реализацию и использование для пищевых целей названной продукции, если она перед этим не подверглась ВСЭ.
Обратите внимание! Нарушение указанного запрета образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 10.8 КоАП РФ. В частности, за перевозку сельскохозяйственных животных и (или) продуктов животноводства без ветеринарно-сопроводительных документов юридическое лицо на основании ч. 2 обозначенной статьи может быть оштрафовано на сумму от 300 000 до 500 000 руб., а должностные лица (включая индивидуальных предпринимателей) - от 30 000 до 40 000 руб.
А за хранение продукции животного происхождения без оформления ветеринарных сопроводительных документов юридическое лицо может быть привлечено к ответственности по ч. 1 упомянутой статьи в виде штрафа в размере от 10 000 до 20 000 руб., должностные лица (в том числе предприниматель) - от 3000 до 5000 руб. (см., например, Постановление ВС РФ от 28.05.2015 по делу N 307-АД15-6320, А56-69452/2014).
Здесь также следует упомянуть об ответственности, которая определена ч. 8 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законных требований лиц, уполномоченных на осуществление государственного ветеринарного контроля (надзора), об устранении нарушений ветеринарно-санитарных требований и правил (штраф для юридических лиц - от 200 000 до 500 000 руб., для должностных лиц - от 20 000 до 40 000 руб.)
Правила выдачи ветеринарно-сопроводительных документов
По результатам ВСЭ на продукцию животноводства оформляется соответствующий ветеринарно-сопроводительный документ (ВСД), в котором указаны сведения, подтверждающие безопасность данной продукции. Подчеркнем: оформление ветеринарных сопроводительных документов осуществляется на безвозмездной основе (п. 11 ст. 2.3 Закона N 4979-1).
Виды ВСД
Правилами N 281 на территории РФ предусмотрено оформление трех видов ВСД, которые характеризуют территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого подконтрольного товара, эпизоотическое состояние места его выхода, позволяющие идентифицировать подконтрольный товар. Эти документы представлены на схеме (см. стр. 65).
/--------------------------\
| Виды ВСД |
\--------------------------/
/----------------------/ | \----------------------\
/----------------\ /-------------------\ /----------------\
| Ветеринарные | | Ветеринарные | | Ветеринарные |
| сертификаты* | | свидетельства** | | справки*** |
\----------------/ \-------------------/ \----------------/
* Ветеринарные сертификаты:
- по формам 5a, 5b, 5c, 5d, 5e, 5f, 5g, 5h, 5i, 5j, 5k, 5l оформляются при вывозе с территории РФ подконтрольных товаров;
- по формам 6.1, 6.2 и 6.3 - при перевозке подконтрольных товаров, ввезенных в Российскую Федерацию, по территории РФ от места таможенного оформления до места назначения, при их переадресовке между субъектами РФ, а также в иных установленных случаях.
** Ветеринарные свидетельства по формам 1, 2, 3 оформляются при производстве, обороте, а также перевозке подконтрольных товаров за пределы района (города) по территории РФ.
*** Ветеринарные справки по форме 4 оформляются при производстве, обороте, а также перевозке подконтрольных товаров в пределах района (города). Все вышеупомянутые формы ВСД приведены в приложениях к Правилам N 281.
Порядок выдачи ВСД
Как упоминалось выше, с 1 сентября 2015 года ВСД выдаются по новым Правилам N 281. Ранее, напомним, применялся другой нормативный документ - Правила N 422*(5).
Проанализируем положения действующего документа.
В соответствии с п. 2 Правил N 281 ВСД оформляются на подконтрольные товары, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору)*(6) (далее - Единый перечень).
Из положений Единого перечня следует, что ветеринарный контроль в отношении готовых пищевых продуктов, содержащих компоненты животного происхождения, ограничен только контролем в части эпизоотического благополучия*(7). Что это означает? Только то, что при выдаче ВСД органы государственного ветнадзора подтверждают факт изготовления продукции (например, "Сливочное масло и прочие жиры и масла, изготовленные из молока, молочные пасты" (код ТН ВЭД 0405) из сырья, вышедшего из территории, благополучной по особо опасным болезням. Для перевозки обозначенной продукции ее производители могут оформить соответствующие ВСД, но сама ВСЭ в отношении этой продукции как таковая не проводится. В данном случае проверяются лишь документы на исходное сырье животного происхождения.
К сведению. Приказом Минсельхоза России от 07.10.2015 N 464 утвержден расширенный Перечень подконтрольных товаров, включенных в Единый перечень, на которые оформление ВСД должно производиться с 1 января 2018 года.
Согласно п. 4 Правил N 281 ВСД оформляются и выдаются:
- в течение одного рабочего дня, если отсутствует необходимость проведения лабораторных исследований подконтрольных товаров;
- при необходимости проведения лабораторных исследований - в течение одного рабочего дня после их завершения.
В свою очередь, случаи-основания, когда именно подлежат оформлению ВСД, поименованы в п. 3 упомянутых правил:
- производство партии подконтрольного товара*(8) (исключая производство для целей личного потребления);
- перемещение (перевозка) подконтрольного товара;
- переход права собственности на подконтрольный товар (за исключением передачи (реализации) подконтрольного товара покупателю для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью).
Срок действия ВСД
Срок действия выданных ВСД в силу п. 9 Правил N 281 зависит от основания их выдачи. Эта зависимость показана на следующей схеме.
/--------------------------------------\
| Срок действия выданных ВСД |
\--------------------------------------/
| | |
/--------------------\ /----------------------\ /-----------------------\
|С момента оформления| | С момента оформления | | В течение пяти дней |
| и до окончания | | и до истечения | |с даты оформления и до |
| перемещения | | срока годности | | окончания перевозки и |
| (перевозки) | |продукции, реализации,| | (или) реализации |
| | | хранения | | животных |
\--------------------/ \----------------------/ \-----------------------/
| | \------------\ |
/--------------------\ /----------------------\ /-----------------------\
| При перемещении | | При производстве | | Переход права |
| (перевозке) партии | |партии подконтрольного| | собственности на |
| подконтрольного | | товара | | подконтрольный товар |
| товара | | | | |
\--------------------/ \----------------------/ \-----------------------/
Форма ВСД
Если прежние Правила N 422 допускали оформление ВСД только в бумажной форме, то п. 5 Правил N 281 наравне с бумажной формой допускает оформление ВСД еще и в электронном виде.
Но оформление электронных ВСД производится лишь при наличии технической возможности у органа государственного ветнадзора (то есть при условии его подключения к государственной информационной системе (ГИС)). Добавим: до 1 января 2018 года оформление ВСД в электронном виде будет производиться по желанию собственника подконтрольных товаров. (Но по факту, полагаем, большинство предприятий по-прежнему будут оформлять ВСД на бумажном носителе.) После указанной даты электронная форма ВСД станет обязательной. Это следует из п. 2-4 ст. 4 Закона N 243-Ф3*(9).
К сведению. Согласно п. 4 Порядка оформления ВСД в электронном виде*(10) ветеринарные сертификаты в электронном виде в ГИС могут находиться в одном из следующих состояний:
- "проект" - оформление сертификата начато, но не завершено, сертификат не действителен;
- "действителен" - оформление сертификата завершено, он не аннулирован и не погашен;
- "погашен" - оформление сертификата было завершено, процедура, в связи с которой на подконтрольный товар он был оформлен, также завершена, данные этого сертификата соответствуют действительности, но погашенный сертификат не может быть использован повторно;
- "аннулирован" - оформление сертификата завершено, но при его оформлении были допущены ошибки или сырье и (или) продукция, на которую оформлен данный сертификат, признаны опасными в ветеринарно-санитарном отношении.
В ГИС ветеринарные сертификаты хранятся в состояниях "действителен", "погашен" и "аннулирован" не менее чем три года и не менее чем до истечения срока годности или хранения подконтрольного товара, в состоянии "проект" - не более чем три месяца.
И еще. При оформлении ветеринарного сертификата в электронном виде в товаросопроводительных документах (в приложении к товарно-сопроводительной документации) указывается номер ветеринарного сертификата и (или) соответствующий ему двумерный матричный штриховой код, сформированный ГИС (п. 5 Правил N 281).
В случае оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажном носителе они оформляются на бланках, учитываемых в ГИС. Бланки ветеринарных сопроводительных документов и бланки их корешков на бумажных носителях являются документами строгой отчетности и имеют не менее пяти степеней защиты (полиграфическая продукция уровня "А"), в том числе (п. 6 Правил N 281):
- цвет;
- водяные знаки;
- типографский номер;
- порядковый номер административно-территориального деления (республика, край, область);
- гильошную рамку позитивного отображения;
- микротекст, размещенный по периметру гильошной рамки.
Существенный момент. ВСД, оформленные на бумажном носителе, признаются недействительными, если они (п. 10 Правил N 281):
- заполнены разными чернилами, почерками;
- имеют исправления;
- имеют неясный оттиск печати (или вовсе без печати);
- заполнены без подписи, полного наименования должности, указания фамилии, инициалов специалиста, подписавшего ветеринарный сертификат;
- заполнены без указания всех требуемых сведений, в том числе даты выдачи ВСД.
Полномочия органов ветнадзора по выдаче ВСД
Из совокупности положений Правил N 281 усматривается, что разные органы государственного ветнадзора оформляют разные ВСД.
Органы государственного ветнадзора | Виды ВСД |
Территориальный орган Россельхознадзора | Ветеринарные сертификаты по формам 5 (а-l), 6.1, 6.2, 6.3 |
Учреждения, подведомственные уполномоченному в области ветеринарии органу исполнительной власти субъекта РФ | Ветеринарные свидетельства по формам 1, 2, 3 и ветеринарные справки по форме 4 |
Ветеринарные службы федеральных органов исполнительной власти в области: - обороны; - внутренних дел; - исполнения наказаний; - государственной охраны; - обеспечения безопасности |
К сведению. При отправке подконтрольных товаров на экспорт ветеринарные сертификаты оформляются территориальными органами Россельхознадзора на основании сведений об эпизоотической ситуации места происхождения (отгрузки) подконтрольных товаров, лабораторных исследований, проведенных в аккредитованных на эти цели лабораториях (п. 4 Правил N 281).
------------------------------------------------------------------------
*(1) Принят Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880.
*(2) В настоящее время содружество государств постсоветского пространства носит название не Таможенный союз, а Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Однако не во все нормативные акты, регулирующие деятельность указанного содружества, внесены соответствующие поправки.
*(3) Правила организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов и Порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде, утв. Приказом Минсельхоза России от 17.07.2014 N 281.
*(4) Закон РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии".
*(5) Правила организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утв. Приказом Минсельхоза России от 16.11.2006 N 422.
*(6) Утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317.
*(7) Эпизоотическое состояние - это ветеринарно-санитарная обстановка на определенной территории в конкретно указанное время, характеризующееся наличием болезней животных, их распространением и уровнем заболеваемости (п. 2.1.9 Положения о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе ТС и на таможенной территории ТС, утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317).
*(8) Положениями технических регламентов, Закона N 4979-1 и Правил N 281 данное понятие не определено. Оно раскрыто лишь в п. 35 ст. 1 Закона Республики Крым от 17.07.2014 N 33-ЗРК. В нем сказано, что партия подконтрольного товара (продукции) - определенное количество подконтрольной продукции одного наименования, одинаково упакованной, произведенной одним изготовителем по одному региональному (межгосударственному) стандарту или национальному стандарту, и (или) стандарту организации, и (или) иным документам изготовителя, изготовленной в определенный промежуток времени, сопровождаемой товаросопроводительной документацией и ветеринарным документом, обеспечивающим прослеживаемость подконтрольной продукции.
*(9) Федеральный закон от 13.07.2015 N 243-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
*(10) Утвержден Приказом Минсельхоза России N 281.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"