Правозащитный подход к миграции и цели развития тысячелетия
Е.В. Киселева,
кандидат юридических наук, доцент
Российского университета дружбы народов (Москва)
О.С. Кажаева,
кандидат юридических наук, специалист по контрактной
деятельности "METRO Cash & Carry" (Москва)
Журнал "Российский юридический журнал", N 6, ноябрь-декабрь 2015 г., с. 131-141.
Миграция сопутствует всей истории человечества, но при этом в сферу внимания международного сообщества как комплексное явление она вошла совсем недавно - в последнее десятилетие ХХ в. Миграция есть перемещение людей из места постоянного проживания на время или навсегда, как правило, с пересечением границ государств*(1). Интерес для международного сообщества представляет не только международная миграция: растет международно-правовая база, касающаяся лиц, перемещенных внутри страны*(2).
Открывая 3 октября 2013 г. второй Диалог высокого уровня по вопросам о международной миграции и развития, Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун призвал международное сообщество "совместными усилиями добиться того, чтобы обернуть выгоды миграции на пользу развитию"*(3). Изучение миграции в контексте правозащитного подхода позволяет сделать вывод о том, что идея прав человека, закрепленная в Уставе ООН и Всеобщей декларации прав человека, пронизывает все сферы сотрудничества государств и становится основой международно-правового регулирования миграции и использования потенциала миграции в достижении Целей развития тысячелетия (ЦРТ; глобальная повестка дня сотрудничества государств).
По отдельным аспектам миграции, например по вопросу беженцев, сотрудничество государств продолжается уже долгие годы*(4). Однако в контексте развития миграция начала рассматриваться государствами не более двух десятилетий назад. Поворотной в этом отношении стала Конференция по народонаселению и развитию, состоявшаяся в Каире в 1994 г.*(5) В итоговый документ конференции*(6) вошли две главы о миграции: гл. IX "Распределение населения, урбанизация и внутренняя миграция" и гл. Х "Международная миграция". Часть С гл. IX касается лиц, перемещенных внутри страны, а гл. Х включает следующие разделы: А ("Международная миграция и развитие"), В ("Зарегистрированные мигранты"), С ("Незарегистрированные мигранты") и D ("Беженцы, лица, ищущие убежище, и перемещенные лица"). Положения данного документа считаются наиболее полной повесткой дня для диалога государств в отношении миграции и развития. В 2006 и 2013 г. состоялись диалоги высокого уровня по вопросам международной миграции и развития. Обе встречи представляли собой универсальные (по охвату государств и тем) дипломатические конференции, организованные в контексте ежегодных сессий Генеральной Ассамблеи ООН.
Проследим формирование Целей развития тысячелетия, в частности положений, связанных с миграцией*(7). 8 сентября 2000 г. в рамках Саммита тысячелетия была принята Декларация тысячелетия ООН*(8). Мировые лидеры договорились об установлении привязанных к конкретным срокам и поддающихся оценке целей и показателей в восьми предметных областях: искоренение крайней нищеты и голода, обеспечение всеобщего начального образования, поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин, сокращение детской смертности, улучшение охраны материнства, борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими болезнями, обеспечение экологической устойчивости, формирование глобального партнерства.
В абз. 5 п. 25 разд. V Декларации тысячелетия говорится о решимости государств "принять меры по обеспечению уважения и защиты прав человека мигрантов, трудящихся-мигрантов и членов их семей, прекращению учащающихся во многих обществах проявлений расизма и ксенофобии и поощрению большего согласия и терпимости во всех обществах", а в абз. 3 п. 26 разд. VI государства выразили готовность "укреплять международное сотрудничество, включая совместное несение бремени гуманитарной помощи странам, принимающим беженцев, и ее координацию, и помогать всем беженцам и перемещенным лицам на добровольной основе возвращаться в свои дома в условиях безопасности и достоинства, и беспрепятственно реинтегрироваться в свои общества".
В Плане осуществления Декларации тысячелетия, принятом год спустя*(9), миграция и мигранты фигурируют в контексте борьбы с торговлей людьми (п. 27), распространения ВИЧ/СПИДа и других заболеваний (п. 104), общих положений о правах человека (п. 195) и цели укрепления потенциала для уважения прав человека (п. 206). Защите прав мигрантов посвящена отдельная цель (пп. 214-217). Несмотря на это в официальном перечне показателей достижения ЦРТ, действовавшем с 8 сентября 2003 г. по 15 января 2008 г., ни миграция, ни беженцы упомянуты не были*(10).
21 декабря 2001 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о международной миграции и развитии, в которой призвала ООН и другие соответствующие организации "продолжать рассматривать вопрос о международной миграции и развитии и оказывать должную поддержку процессам и деятельности в области международной миграции и развития"*(11). В докладе Генерального секретаря от 9 сентября 2002 г., касающемся укрепления Организации Объединенных Наций, подчеркнуто, что "пришло время более комплексно взглянуть на различные аспекты вопроса миграции, в которую в настоящее время вовлечены сотни миллионов людей и которая затрагивает страны происхождения, транзита и назначения. Нам необходимо лучше знать причины международных перемещений населения и их сложную взаимосвязь с развитием"*(12).
В 2003 г. в рамках Проекта тысячелетия был опубликован Доклад о развитии человека, который опирался на исследования целевых групп Проекта тысячелетия. Миграция в нем упоминалась лишь косвенно, в качестве компонента индекса приверженности развитию*(13). В январе 2005 г. ООН обнародовала доклад по Проекту тысячелетия, озаглавленный "Инвестирование в развитие: практический путь к достижению Целей развития тысячелетия"*(14). В нем миграция рассматривалась в различных контекстах. Например, были указаны проблемы, возникающие в связи с увеличением миграции из сельской местности в города, оттоком специалистов, но в то же время речь шла о денежных переводах как возможном положительном эффекте миграции и подчеркивалась необходимость всеобъемлющих подходов к управлению миграцией в русле снижения уровня бедности*(15). В следующем уточнившем ЦРТ документе - Итоговом документе Всемирного саммита 2005 г.*(16) - освещались проблемы миграции и развития (пп. 61-63), вынужденных переселенцев (п. 132) и защиты беженцев и оказания им помощи (п. 133). Однако в официальном перечне показателей достижения ЦРТ, введенном в действие с 15 января 2008 г., миграция упомянута не была*(17).
Учитывая изложенное, а именно постоянное переплетение вопросов миграции и развития при не слишком последовательном их урегулировании, проследим взаимосвязь миграции и некоторых Целей развития тысячелетия, указанных в Декларации тысячелетия ООН.
Первая цель заключается в сокращении нищеты и голода. Хотя нищета стимулирует миграцию, как правило, самые бедные не могут изменить свое место жительства в силу связанных с переездом издержек. Голод может являться как причиной миграции, так и ее последствием. При этом и нищета, и голод снижаются в масштабах государств благодаря денежным переводам, отправляемым мигрантами на родину своим близким. Общий объем таких переводов в несколько раз превышает финансовую помощь для целей развития, оказываемую развитыми государствами и международными организациями*(18).
Вторая цель - обеспечение равенства мужчин и женщин. "Женская миграция усиливает равенство, ведь женщины мигрируют все больше как работники, а не как члены семьи. В результате дети, видя иную парадигму отношений родителей в семье, имеют больше шансов на равенство в образовании и дальнейшей карьере"*(19). В то же время острее становятся вопросы торговли людьми, особенно женщинами и детьми*(20).
Еще одной целью развития тысячелетия является борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими болезнями. "С одной стороны, мигранты подвержены заболеваниям наравне с гражданами принимающих государств, но при этом они не имеют равного доступа к сфере здравоохранения, что ведет к распространению эпидемий. С другой стороны, велика доля медицинских работников, получивших образование в развивающихся странах, но переехавших за границу"*(21).
В Итоговом документе Пленарного заседания высокого уровня Генеральной Ассамблеи ООН по вопросу прогресса в достижении Целей развития тысячелетия 2010 г. содержится призыв к Генеральному секретарю по разработке рекомендации по повестке дня ООН в области развития на период после 2015 г.*(22) В сентябре 2011 г. Генеральный секретарь создал целевую группу системы ООН по подготовке программы развития на период после 2015 г. Главная задача программы - обеспечение того, чтобы глобализация стала позитивным фактором для нынешнего и будущих поколений*(23). Миграция является мощным инструментом развития, ею можно управлять в интересах человечества на основе партнерских связей всех уровней*(24).
В докладе "Привести миграцию в действие: программа действий из восьми пунктов" Генеральный секретарь ООН отметил, что "государствам-членам следует всесторонне учитывать миграцию в национальных планах развития, стратегиях сокращения масштабов нищеты и соответствующих секторальных направлениях политики и программах. Международному сообществу следует определить общий набор целей и показателей для контроля за осуществлением мер, направленных на укрепление преимуществ и решение проблем международной миграции, в рамках повестки дня в области развития на период после 2015 года"*(25).
Согласно Декларации по итогам второго Диалога на высоком уровне по вопросу о международной миграции и развитии от 3 октября 2013 г. миграция вносит существенный вклад в достижение целей развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, а "человеческая мобильность является одним из важнейших факторов устойчивого развития, который следует надлежащим образом учитывать при разработке повестки дня в области развития на период после 2015 года"*(26).
Выделим варианты включения миграции в пересмотренную повестку дня в области развития.
По мнению П. Сазерленда, специального представителя Генерального секретаря по миграции, повестка дня на период после 2015 г. должна быть основана на "более полном рассказе о том, как происходит развитие - повествование, которое учитывает сложные вопросы, такие как миграция. В противном случае повестка дня может потерять свою актуальность"*(27). П. Сазерленд также уточняет, что добиться существенного экономического прогресса в будущем возможно при условии превалирования свободного перемещения людей*(28). В то же время "наиболее вероятным итогом дискуссии по вопросу о повестке дня на период после 2015 г. будет нечто среднее между классической разработкой ЦРТ - конкретных целей для сокращения масштабов крайней нищеты - и повествованием устойчивого развития, которое подчеркнет сложную взаимозависимость, например, миграции и изменения климата"*(29).
Согласно другой точке зрения, высказанной в докладе группы видных деятелей по программе развития на период после 2015 г., есть несколько способов, с помощью которых миграция может быть интегрирована в повестку дня глобального развития на период после 2015 г.:
1) формулирование цели: искоренить торговлю людьми; снизить финансовые затраты, связанные с миграцией; увеличить количество стран, готовых включить миграцию в планы развития; расширить возможности мигрантов для доступа к медицинскому обслуживанию;
2) установление задач для достижения цели: сократить уровень торговли людьми на 50% к 2030 г.; снизить сборы за денежные переводы на 20% к 2030 г.; снизить стоимость получения виз или паспортов для поездки на 25% к 2030 г.; убедиться, что более 50% стран включили миграцию в национальные планы развития к 2030 г.; увеличить охват здоровья мигрантов на 50%;
3) определение показателей: количество жертв торговли людьми, стоимость виз и паспортов, уровень материнской смертности среди мигрантов и местного населения*(30).
Глобальная группа по миграции признает, что "человеческие и трудовые права мигрантов остаются недостаточно включенными в национальные, региональные и глобальные планы и программы развития", несмотря на то что миграция затрагивает практически все страны мира*(31). Глобальная группа рекомендует включить миграцию в программу развития ООН на период после 2015 г. тремя способами.
"Во-первых, миграция должна рассматриваться как часть нового глобального партнерства для всестороннего развития - расширенных и обновленных ЦРТ. Ни одна страна не может решить миграционные вопросы в одиночку. Поэтому международное сообщество должно стремиться к прозрачному сотрудничеству и партнерству, направленному на содействие международной миграции, которая является безопасной для мигрантов, происходит в соответствии с верховенством права и международными стандартами и более выгодна для всех заинтересованных сторон...
Во-вторых, признавая многосторонний характер миграции, нужно включить ее в задачи и показатели, где она оказывает непосредственное воздействие на достижение иных целей в области развития. Например, цели в области здравоохранения, образования или сокращения бедности могут охватывать показатели, относящиеся к упрощению процедур денежных переводов (снижение затрат, использование электронных платежных систем)...
В-третьих, вопросы трудовых прав и прав человека, благосостояния мигрантов следует решать посредством разбивки показателей... Имеется в виду разделение показателей на те, которые связаны с условиями труда, заработной платой, охраной труда, здравоохранением, социальной защитой, доступом к медицинскому обслуживанию, образованию... Особое внимание нужно обратить на лиц, живущих в бедности, в том числе нелегальных мигрантов, и т.д. ... Это необходимо для отображения опыта решения проблем миграции и его использования в будущем"*(32).
Из указанного следует, что без правозащитного контекста невозможно ни формулирование целей развития, ни сотрудничество в сфере миграции. Придя к такому выводу, Генеральная Ассамблея ООН в 2012 г. поручила Генеральному секретарю ООН проанализировать, "как правозащитная проблематика может способствовать разработке и осуществлению стратегий в области международной миграции и развития"*(33). Генеральный секретарь емко изложил суть правозащитного подхода к миграции, увязав его с развитием, в том числе в контексте повестки дня в области развития на период после 2015 г.
Основные положения, сформулированные Генеральным секретарем ООН, сводятся к следующему*(34).
Во-первых, "правозащитный подход призван содействовать достижению более высоких и устойчивых результатов развития посредством анализа и устранения неравенства, дискриминационной практики и несправедливого распределения властных полномочий как факторов, нередко лежащих в основе проблем в области развития. Такой подход в нормативном смысле основан на международных стандартах в области прав человека, а в оперативном смысле направлен на поощрение и защиту прав человека. В соответствии с правозащитным подходом усилия в области развития базируются на системе прав и соответствующих обязательств государств, установленных согласно нормам международного права" (п. 9).
Во-вторых, "правозащитный подход ориентирован на развитие потенциала ответственных за их выполнение, а обладателей прав - по истребованию соблюдения их прав. Такой потенциал включает в себя навыки, способности, ресурсы, обязанности, власть и мотивацию" (п. 10).
В-третьих, "в правозащитном подходе внимание уделяется не только результатам, но и процессам. В целях обеспечения эффективного применения правозащитного подхода к процессам и результатам крайне важно иметь функционирующие информационные системы и достоверные актуальные данные с разбивкой по категориям для определения находящихся в уязвимом положении групп и их различных потребностей" (п. 11).
Далее Генеральный секретарь выделил ряд принципов, на которых основывается правозащитный подход к миграции (п. 12): универсальность, неотъемлемость и неделимость прав человека, в том числе мигрантов; взаимосвязанность и взаимозависимость этих прав; участие мигрантов в принятии решений, которые их затрагивают; равенство и отсутствие дискриминации; детально расписанная ответственность государств.
Генеральный секретарь завершил данный раздел важным выводом о том, что "правозащитный подход переносит анализ и составление программ в области развития из хаотичной сферы благотворительности в сферу обязательств, которая в большей мере поддается измерению и обеспечению соблюдения" (п. 13), а также указал, что "применение правозащитного подхода к разработке и осуществлению стратегий в области миграции означает, что государства обязаны формулировать и анализировать все такие стратегии, ориентируясь на стандарты и базовые показатели в области прав человека, и стремиться обеспечить, чтобы в них учитывались права человека всех мигрантов, а особое внимание уделялось наиболее уязвимым из них. Появляется все больше свидетельств того, что применение правозащитного подхода к стратегии в области миграции приводит к более высоким и устойчивым результатам в плане развития человеческого потенциала. Образованные здоровые мигранты, имеющие права и возможности, в большей степени способны избавить себя и свои семьи от нищеты и внести вклад в развитие общин и экономики в странах происхождения, транзита и назначения в целом" (п. 90).
Новы ли эти положения или они закрепляют то, что уже давно сформулировано в международном праве? Представляется верным второе, что, однако, не следует понимать как преуменьшение значения правозащитного подхода.
Международное право защищает права мигрантов так же, как и права лиц других категорий, однако в зависимости от статуса или ситуации, в которой они оказались, объем прав и свобод мигрантов в некоторой степени различается*(35). "Международное право прав человека исходит из предпосылки, что в силу своей человеческой природы все люди должны пользоваться всеми правами человека без какой-либо дискриминации кроме случаев исключительных различий, например между гражданами и негражданами, которые служат законной цели государства и соразмерны достижению этой цели"*(36).
Основополагающие принципы и нормы международного права, касающиеся прав и свобод человека, являются фундаментальным источником для определения правового положения иностранцев. Указанные принципы и нормы содержатся во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Международной конвенции о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г., Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятой в 1984 г. и вступившей в силу в 1987 г., Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. и Конвенции о правах ребенка 1989 г.
13 декабря 1985 г. была принята Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают*(37). В преамбуле Декларации указано, что "защита прав человека и основных свобод, предусмотренных в международных документах, должна быть также обеспечена в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают". Статья 5 Декларации устанавливает перечень прав, которыми обладают иностранные граждане в соответствии с внутренним законодательством государства и международными обязательствами. Согласно п. 2 этой статьи "с учетом таких ограничений, которые предусмотрены законом и которые необходимы в демократическом обществе для защиты государственной безопасности, общественной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения или прав и свобод других и которые совместимы с другими правами, признанными в соответствующих международных документах, и которые изложены в настоящей Декларации, иностранцы пользуются следующими правами: а) правом покидать страну; b) правом на свободное выражение своего мнения; с) правом на мирные собрания; d) правом владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими с учетом внутреннего законодательства".
С середины 80-х гг. ХХ в. Комиссия по правам человека ООН (с 2006 г. - Совет по правам человека) неоднократно подчеркивала, что при применении международных инструментов (конвенций, протоколов и деклараций) по защите прав человека не должно проводиться разделение на граждан и иностранцев*(38). Участники Всемирной конференции по правам человека, состоявшейся 25 июня 1993 г. в Вене, также призвали все государства гарантировать защиту прав человека трудящихся-мигрантов и членов их семей*(39). Кроме того, был выработан ряд международных договоров, предназначенных для регулирования вопросов защиты прав человека мигрантов. Специальные права мигрантов закреплены в следующих основных документах: Конвенции Международной организации труда (МОТ) N 97 о работниках-мигрантах (пересмотренной) 1949 г., Конвенции МОТ N 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения 1975 г. и Конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г.*(40) В 2011 г. была принята Конвенция МОТ N 189 о достойном труде для домашних работников (вступила в силу в сентябре 2013 г.)*(41).
Помимо договорных инструментов, существует ряд уставных механизмов защиты прав мигрантов, например специальные процедуры Совета по правам человека, прямо или косвенно связанные с защитой прав мигрантов. На них фокусируют внимание Специальный докладчик по вопросу о правах внутренне перемещенных лиц (в такой формулировке - с 2004 г.) и Специальный докладчик по вопросу о правах мигрантов (с 1999 г.). О миграции часто говорится в докладах Рабочей группы экспертов по проблемам лиц африканского происхождения (с 2002 г.), специальных докладчиков по вопросу о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии (с 1990 г.), по вопросу о современных формах расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости (с 1993 г.), по вопросу о современных формах рабства, включая его причины и последствия (с 2007 г.), по вопросу о торговле людьми, особенно женщинами и детьми (с 2004 г.).
Подводя итоги, можно утверждать, что рост количества норм, посвященных защите прав человека мигрантов, в настоящее время привел к качественному изменению международно-правового регулирования миграции в целом. Во-первых, правозащитный подход к миграции стал рассматриваться как носящий характер юридического обязательства, а не дела доброй воли государства. Во-вторых, признается, что защита прав человека ныне должна сопутствовать любой деятельности государства в сфере миграции - от установления недискриминационных условий для въезда и пребывания иностранцев на своей территории до депортации незаконных мигрантов. В-третьих, именно правозащитный подход является основой для наиболее полного использования потенциала миграции в целях развития на благо каждого человека, общества, государства.
Список литературы
Integrating Migration in the post-2015 UN Development Agenda. Position Paper // URL: http://www.globalmigrationgroup.org/sites/default/files/uploads/news/GMG- position-paper-Migration-and-post-2015-Development-Agenda.pdf.
International Migration and the Millennium Development Goals. Selected Papers of the UN-FPA Expert Group Meeting. Morocco, 2005.
Investing in Development. A Practical Plan to Achieve the Millennium Development Goals // URL: http://www.unmillenniumproject.org/reports/index.htm.
Laczko F., Lonnback L.J. Migration and the United Nations post-2015 Development Agenda. Geneva, 2013.
Read J. M. Magna Carta for Refugees. N.Y., 1953.
Sutherland P. Migration is development // URL: http://www.project-syndicate.org/commen-tary/migrants-and-the-post-2015-g lobal-development-agenda-by-peter-sutherland.
Swing W. Why Migration Should be a Pillar of the Post-2015 Development Agenda, a Statement by IOM Director-General // URL: http://www.icmc.net/article/why-migration-should-be-a-pillar-post-2015-de velopment-agenda-devex.
Usher E. The Millennium Development Goals and Migration // Migration Research Series. 2005. N 20; URL: http://publications.iom.mt/bookstore/free/MRS20.pdf.
Абашидзе А.Х. Концепция "права на развитие" - основа для прогрессивного развития международного права // Правовые культуры. Жидковские чтения: материалы Всерос. науч. конф. (25 марта 2011 г.). М., 2012.
Абашидзе А.Х., Солнцев А.М. Апатриды и неграждане в свете современного международного права // Современное право. 2012. N 10.
Абашидзе А.Х., Солнцев А.М. Международно-правовые гарантии по обеспечению прав неграждан // Закон и право. 2011. N 11.
Венская декларация и программа действий // URL: http://www.un.org/ru/documents/de-cl_conv/declarations/viendec93.shtml.
Выполнение обещания: объединение во имя достижения целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия: резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 22 сентября 2010 г. A/RES/65/1 // URL: http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/un/unpan042199.pdf.
Глава ООН призвал учитывать роль миграции для развития и защищать права мигрантов // URL: http://www.versia.am/glava-oon-prizval-uchityvat-rol-migracii-dlya-razvit i-ya-i-zashhishhat-prava-migrantov.
Глущенко Г.И., Пономарев В.А. Миграция и развитие. М., 2009.
Гусов К.Н., Лютов Н.Л. Международное трудовое право: учеб. М., 2013.
Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают: принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 1985 г. А/40/144 // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/not_nationals_right s.shtml.
Декларация по итогам Диалога на высоком уровне по вопросу о международной миграции и развитии: резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 3 октября 2013 г. A/RES/68/4 // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/migrationdevelop.sh tml.
Декларация тысячелетия ООН: принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 8 сентября 2000 г. A/RES/55/2 // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml.
Доклад Международной конференции по народонаселению и развитию. Каир, 5-13 сентября 1994 г. A/C0NF.171/13/Rev.1 // URL: https://www.unfpa.org/webdav/site/global/shared/documents/publications/20 04/icpd_rus.pdf.
Доклад о развитии человека за 2003 год. Цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия: межгосударственная договоренность об избавлении человечества от нищеты. Минск, 2003 // URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr2003-russian.pdf.
Иванов Д.В. Международное сотрудничество государств в области защиты прав лиц, перемещенных внутри страны // Московский журн. междунар. права. 2011. N 1.
Итоговый документ Всемирного саммита от 16 сентября 2005 г.: принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 16 сентября 2005 г. A/RES/60/1 // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/outcome2005.
Карташкин В.А. Ограничение прав неграждан и запрещение дискриминации // Современное право. 2011. N 11.
Карташкин В.А., Солнцев А.М. Права отдельных групп неграждан в международном праве // Современное право. 2013. N 10.
Киселева Е.В. Глобальный кодекс ВОЗ по практике международного найма персонала здравоохранения 2010 г: результаты первого этапа мониторинга // Актуальные проблемы современного международного права: материалы XII ежегод. Междунар. науч.-практ. конф. памяти проф. И.П. Блищенко (11-12 апреля 2014 г.) / под ред. А.Х. Абашидзе. М., 2015.
Киселева Е.В. Международное право о лицах, перемещенных внутри страны: постановка проблемы и Кампальская конвенция Африканского Союза 2009 г. // Актуальные проблемы современного международного права: материалы ежегод. межвуз. науч.-практ. конф. (9-10 апреля 2010 г.). М., 2011. Ч. I.
Киселева Е.В. Международно-правовое регулирование миграции: учеб. пособие. М., 2012.
Киселева Е.В. Место миграции в Целях развития тысячелетия // Закон и право. 2014. N 6.
Копылов М.Н. Право на развитие и экологическая безопасность развивающихся стран: международно-правовые вопросы. М., 2000.
Копытов М.Н., Солнцев А.М. Вклад Большой восьмерки в устойчивое развитие // Международное право - International Law. 2009. N 3.
Копыглов М.Н., Туманцев А.С. Иностранные инвестиции в устойчивое развитие будущих поколений // Евразийский юрид. журн. 2011. N 2.
Международная миграция и развитие: резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 21 декабря 2001 г. A/RES/56/203 // URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N01/493/11/PDF/N0149311.pdf?0p enElement.
ООН: У мигрантов такие же права, как и у всех остальных // URL: http://www.rosbalt.ru/main/2013/12/18/1212736.html.
Официальный перечень показателей достижения ЦРДТ // URL: http://mdgs.un.org/unsd/mdg/Host.aspx?Content=Indicators/0fficialList.htm .
Официальный перечень показателей достижения ЦРДТ до пересмотра 2007 года // URL: http://mdgs.un.org/unsd/mdg/Host.aspx?Content=Indicators/0fficialList2003 .htm.
План осуществления Декларации тысячелетия ООН: Доклад Генерального секретаря ООН от 6 сентября 2001 г. A/56/326 // URL: http://www.un.org/documents/ga/docs/56/a 56326.pdf.
Поощрение и защита прав человека, включая пути и способы поощрения прав человека мигрантов: доклад Генерального секретаря ООН от 9 августа 2013 г. A/68/292 // URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N13/422/67/PDF/N1342267.pdf70p enElement.
Потапов В.И. Беженцы и международное право. М., 1986.
Превращая в реальность будущее, которого мы добиваемся для всех: доклад для Генерального секретаря ООН 2012 г. // URL: http://www.un.org/en/development/desa/policy/untaskteam_undf/unttreport_r u.pdf.
Привести миграцию в действие: программа действий из восьми пунктов: доклад Генерального секретаря ООН от 25 июля 2013 г. A/68/190 // URL: http://www.un.org/ru/ga/68/meetmgs/migration/migration_8pomts_ru.pdf.
Укрепление системы Организации Объединенных Наций: доклад Генерального секретаря ООН от 9 сентября 2002 г. A/57/387 // URL: https://static.un.org/webcast/ga021030.pdf.
Управление Верховного Комиссара ООН по правам человека. Права неграждан // URL: http://www.ohchr.org/Documents/Publications/noncitizensen_ru.pdf.
Чесноков А. Международное регулирование прав мигрантов // Международные процессы. 2010. Т. 8. N 1; URL: http://www.intertrends.ru/twenty-second/009.htm.
Ястребова А.Ю. Международно-правовые и конституционные механизмы защиты внутренне перемещенных лиц: соотношение и перспективы // Вестн. МГПУ Сер. Юрид. науки. 2012. N 1.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее см.: Киселева Е.В. Международно-правовое регулирование миграции: учеб. пособие. М., 2012. С. 16.
*(2) Подробнее см.: Киселева Е.В. Международное право о лицах, перемещенных внутри страны: постановка проблемы и Кампальская конвенция Африканского Союза 2009 г. // Актуальные проблемы современного международного права: материалы ежегод. межвуз. науч.-практ. конф. (9-10 апреля 2010 г.). М., 2011. Ч. I. С. 428-431; Иванов Д.В. Международное сотрудничество государств в области защиты прав лиц, перемещенных внутри страны // Московский журн. междунар. права. 2011. N 1; Ястребова А.Ю. Международно-правовые и конституционные механизмы защиты внутренне перемещенных лиц: соотношение и перспективы // Вестн. МГПУ. Сер. Юрид. науки. 2012. N 1. С. 14-22.
*(3) Глава ООН призвал учитывать роль миграции для развития и защищать права мигрантов // URL: http://www.versia.am/glava-oon-prizval-uchityvat-rol-migracii-dlya-razvit iya-i-zashhishhat-prava-migrantov.
*(4) См., например: Read J. M. Magna Carta for Refugees. N.Y., 1953; Потапов В.И. Беженцы и международное право. М., 1986 и др.
*(5) О проблемах миграции и развития см.: Usher E. The Millennium Development Goals and Migration // Migration Research Series. 2005. N 20; URL: http://publications.iom.int/bookstore/free/MRS20.pdf; Глущенко Г.И., Пономарев В.А. Миграция и развитие. М., 2009; Киселева Е.В. Международно-правовое регулирование миграции. С. 21-26; Абашидзе А.Х. Концепция "права на развитие" - основа для прогрессивного развития международного права // Правовые культуры. Жидковские чтения: материалы Всерос. науч. конф. (25 марта 2011 г.). М., 2012. С. 52-61; Копылов М.Н., Туманцев А.С. Иностранные инвестиции в устойчивое развитие будущих поколений // Евразийский юрид. журн. 2011. N 2. С. 10-12; Копылов М.Н., Солнцев А.М. Вклад Большой восьмерки в устойчивое развитие // Международное право - International Law. 2009. N 3. С. 102-110; Копылов М.Н. Право на развитие и экологическая безопасность развивающихся стран: международно-правовые вопросы. М., 2000.
*(6) Доклад Международной конференции по народонаселению и развитию. Каир, 5-13 сентября 1994 г. A/CONF.171/13/Rev.1 // URL: https://www.unfpa.org/webdav/site/global/shared/documents/publications/20 04/icpd_rus.pdf.
*(7) См. также: Киселева Е.В. Место миграции в Целях развития тысячелетия // Закон и право. 2014. N 6. С. 99-101.
*(8) Декларация тысячелетия ООН: принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 8 сентября 2000 г. A/RES/55/2 // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml.
*(9) План осуществления Декларации тысячелетия ООН: Доклад Генерального секретаря ООН от 6 сентября 2001 г. A/56/326 // URL: http://www.un.org/documents/ga/docs/56/a56326.pdf.
*(10) URL: http://mdgs.un.org/unsd/mdg/Host.aspx?Content=Indicators/0fficialList2003 .htm.
*(11) Международная миграция и развитие: резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 21 декабря 2001 г. A/RES/56/203 // URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N01/493/11/PDF/N014931.pdf?Ope nElement.
*(12) Укрепление системы Организации Объединенных Наций: доклад Генерального секретаря ООН от 9 сентября 2002 г. A/57/387 // URL: https://static.un.org/webcast/ga021030.pdf.
*(13) Доклад о развитии человека за 2003 год. Цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия: межгосударственная договоренность об избавлении человечества от нищеты. Минск, 2003 // URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr2003-russian.pdf; см. также: Usher E. Op. cit. P. 12.
*(14) URL: http://www.unmillenniumproject.org/reports/index.htm.
*(15) Подробнее см.: Usher E. Op. cit. P. 6.
*(16) Итоговый документ Всемирного саммита от 16 сентября 2005 г.: принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 16 сентября 2005 г. A/RES/60/1 // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/outcome2005.
*(17) URL: http://mdgs.un.org/unsd/mdg/Host.aspx?Content=Indicators/OfficialList.htm .
*(18) Подробнее см.: Киселева Е.В. Международно-правовое регулирование миграции. С. 24-25.
*(19) Там же. С. 25-26.
*(20) International Migration and the Millennium Development Goals. Selected Papers of the UNFPA Expert Group Meeting. Morocco, 2005. P. 115.
*(21) Киселева Е.В. Международно-правовое регулирование миграции. С. 25-26; см. также: Ее же. Глобальный кодекс ВОЗ по практике международного найма персонала здравоохранения 2010 г.: результаты первого этапа мониторинга // Актуальные проблемы современного международного права: материалы XII ежегод. Междунар. науч.-практ. конф. памяти проф. И.П. Блищенко (11-12 апреля 2014 г.) / под ред. А.Х. Абашидзе. М., 2015.
*(22) Выполнение обещания: объединение во имя достижения целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия: резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 22 сентября 2010 г. A/RES/65/1 // URL: http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/un/unpan042199.pdf.
*(23) Превращая в реальность будущее, которого мы добиваемся для всех: доклад для Генерального секретаря ООН 2012 г. // URL: http://www.un.org/en/development/desa/policy/untaskteam_undf/unttreport_r u.pdf.
*(24) Swing W. Why Migration Should be a Pillar of the Post-2015 Development Agenda, a Statement by IOM Director-General // URL: http://www.icmc.net/article/why-migration-should-be-a-pillar-post-2015-de velopment-agenda-devex.
*(25) Привести миграцию в действие: программа действий из восьми пунктов: доклад Генерального секретаря ООН от 25 июля 2013 г. A/68/190 // URL: http://www.un.org/ru/ga/68/meetings/migration/migration_8points_ru.pdf.
*(26) Декларация по итогам Диалога на высоком уровне по вопросу о международной миграции и развитии: резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 3 октября 2013 г. A/RES/68/4 // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/migrationdevelop.sh tml.
*(27) Sutherland P. Migration is development // URL: http://www.project-syndicate.org/commentary/migrants-and-the-post-2015-gl obal-development-agenda-by-peter-sutherland.
*(28) Ibid.
*(29) Ibid.
*(30) Laczko F., Lonnback L.J. Migration and the United Nations post-2015 Development Agenda. Geneva, 2013. P. 14.
*(31) Integrating Migration in the post-2015 UN Development Agenda. Position Paper // URL: http://www. globalmigrationgroup.org/sites/default/files/uploads/news/GMG-position-pa per-Migration-and-post-2015-Development-Agenda.pdf.
*(32) Ibid.
*(33) Поощрение и защита прав человека, включая пути и способы поощрения прав человека мигрантов: доклад Генерального секретаря ООН от 9 августа 2013 г. A/68/292 // URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N13/422/67/PDF/N1342267.pdf?0p enElement.
*(34) Поощрение и защита прав человека, включая пути и способы поощрения прав человека мигрантов: доклад Генерального секретаря ООН от 9 августа 2013 г. A/68/292.
*(35) ООН: У мигрантов такие же права, как и у всех остальных // URL: http://www.rosbalt.ru/main/2013/12/18/1212736.html.
*(36) Управление Верховного Комиссара ООН по правам человека. Права неграждан // URL: http://www.ohchr.org/Documents/Publications/noncitizensen_ru.pdf.
*(37) Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают: принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 1985 г. А/40/144 // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/not_nationals_right s.shtml; подробнее см.: Абашидзе А.Х., Солнцев А.М. Апатриды и неграждане в свете современного международного права // Современное право. 2012. N 10. С. 101-104; Их же. Международно-правовые гарантии по обеспечению прав неграждан // Закон и право. 2011. N 11. С. 79-83; Карташкин В.А. Ограничение прав неграждан и запрещение дискриминации // Современное право. 2011. N 11. С. 18-22; Карташкин В.А., Солнцев А.М. Права отдельных групп неграждан в международном праве // Современное право. 2013. N 10. С. 138-144.
*(38) Чесноков А. Международное регулирование прав мигрантов // Международные процессы. 2010. Т. 8. N 1. С. 89-97; URL: http://www.intertrends.ru/twenty-second/009.htm.
*(39) Венская декларация и программа действий // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/viendec93.shtml.
*(40) Киселева Е.В. Международно-правовая защита прав мигрантов: документы и механизмы.
*(41) См., например: Гусов К.Н., Лютов Н.Л. Международное трудовое право: учеб. М., 2013.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Киселева Е.В., Кажаева О.С. Правозащитный подход к миграции и цели развития тысячелетия
Kiseleva E.V., Kazhaeva O.S. The human rights-based approach towards migration and the Millennium Development Goals
Киселева Е.В. - кандидат юридических наук, доцент Российского университета дружбы народов (Москва)
Kiseleva E.V. - Moscow, Peoples' Friendship University of Russia
Кажаева О.С. - кандидат юридических наук, специалист по контрактной деятельности "METRO Cash & Carry" (Москва)
Kazhaeva O.S. - Moscow, METRO Cash & Carry
Указывается, что идея прав человека, закрепленная в Уставе ООН и Всеобщей декларации прав человека, со временем детализируется и становится основой международно-правового регулирования миграции и использования ее потенциала в достижении Целей развития тысячелетия (ЦРТ). При этом отмечается, что миграция отсутствует в официальном перечне показателей достижения ЦРТ. Очерчены варианты включения миграции в пересмотренные ЦРТ. Раскрывается правозащитный подход к миграции в контексте развития, кратко характеризуется международно-правовая база, ставшая фундаментом формирования такого подхода к миграции.
The authors show how the idea of human rights stated in the UN Charter and Universal Declaration of Human Rights permeates the cooperation of states and becomes a basis for effectiveness of both international legal regulation of migration and use of migration potential for achieving the Millennium Development Goals (MDG). In spite of that, migration is absent from the official list of MDG indicators. Options of including migration in the post-2015 global agenda are briefed further in the article. Uncovering the human rights-based approach towards migration in the context of development is followed by the brief description of an international human rights law basis that has become a prehistory and foundation of the mentioned approach.
Ключевые слова: международное право, миграция, развитие, международно-правовое регулирование миграции, правозащитный подход, Цели развития тысячелетия
Key words: international law, migration, development, international legal regulation of migration, human rights-based approach, Millennium Development Goals
Правозащитный подход к миграции и цели развития тысячелетия
Авторы:
Е.В. Киселева - кандидат юридических наук, доцент Российского университета дружбы народов (Москва)
О.С. Кажаева - кандидат юридических наук, специалист по контрактной деятельности "METRO Cash & Carry" (Москва)
"Российский юридический журнал", 2015, N 6