Возможность замены амнистии декриминализацией деяний
Д.А. Кокотова,
аспирант УрГЮУ (Екатеринбург)
Журнал "Российский юридический журнал", N 6, ноябрь-декабрь 2015 г., с. 151-154.
Характеристику помилования, предложенную Ч. Беккариа, можно применить к амнистии, осуществляемой в нашей стране*(1). В частности, в рассуждениях исследователей о современных российских амнистиях отражается произведенное Ч. Беккариа противопоставление помилования и изменения закона как альтернативных средств, с помощью которых пытаются исправить недостатки закона и суда*(2). Так, П.В. Крашенинников согласился с необходимостью замены амнистии декриминализацией деяний, постоянно подпадающих под амнистию*(3). Признание возможности такой замены означает признание единства целей амнистии и декриминализации и того, что амнистия служит для исправления норм Особенной части Уголовного кодекса. Присуща ли такая цель амнистиям, объявленным за время существования Российской Федерации (с 31 декабря 1991 г. по настоящее время)?
Если в основе амнистии лежит стремление к исправлению норм, устанавливающих преступность деяния, то единственным условием освобождения должна быть квалификация деяния. Закрепление дополнительных условий может быть вызвано лишь тем, что деяние, криминализация которого представляется ненужной, является одним из вариантов преступления, описанного в Уголовном кодексе, и не может быть определено исключительно с помощью ссылки на структурный элемент Кодекса. Например, состав преступления сформулирован как формальный. Ответственность придется нести независимо от наступления последствий. Субъект, осуществляющий амнистию, считает ошибочной криминализацию деяния, не повлекшего наступление последствий. Стремясь исправить этот недостаток, он будет формулировать категорию амнистируемых не только через ссылку на статью Уголовного кодекса, но и через указание на то, повлекло ли деяние наступление последствий.
Соответствие условий освобождения заданной модели составляет критерий, по которому можно судить о том, направлена ли амнистия на исправление положений закона, устанавливающих преступность деяний. Постановления об амнистии, принятые за время существования Российской Федерации, как правило, включают перечень категорий лиц, подлежащих освобождению, и лиц, на которых амнистия не будет распространяться*(4). При таком способе изложения заданный критерий внешне будет проявляться в следующем. Формулировка категории амнистируемых осуществляется через указание на структурный элемент Особенной части Уголовного кодекса, которому должно соответствовать деяние, без дополнительных оговорок или с оговорками, позволяющими индивидуализировать деяние по признакам, не служащим для его обособления в уголовном законе. Перечисление категорий лиц, на которых не распространяется амнистия, будет выглядеть как указание на свойства деяния, позволяющее индивидуализировать его по признакам, не служащим для его обособления в уголовном законе.
В 19 из 21 исследованного постановления об амнистии*(5) посредством ссылки на структурный элемент Особенной части Уголовного кодекса формулируется круг лиц, не подпадающих под амнистию. Тем самым подтверждается правильность установления преступности деяний. Ссылка служит и для дифференциации условий освобождения по амнистии (в 10 из 21 постановления). В этом случае амнистия также подтверждает правильность статей, устанавливающих преступность деяний.
В постановлении Государственной Думы от 2 июля 2013 г. N 2559-6 ГД "Об объявлении амнистии" с помощью указания на структурный элемент Особенной части Уголовного кодекса определяется круг лиц, подпадающих под амнистию*(6). Два постановления содержат пункты, в которых таким способом формулируются отдельные категории амнистируемых (от 23 февраля 1994 г. N 65-I ГД "Об объявлении политической и экономической амнистии"*(7) в части экономической амнистии - пп. 3-4, от 18 декабря 2013 г. N 35006-ГД "Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации" - п. 3*(8)).
Квалификация деяния по соответствующей статье Особенной части, однако, не единственное условие освобождения в этих трех постановлениях. В каждом из них обстоятельствами, препятствующими амнистии, названы неоднократность совершения преступлений, неоднократность осуждения за преступления. Такого рода ограничения включают дополнительные условия амнистии, касающиеся числа осуждений*(9), оснований освобождения, предшествовавшего повторному совершению*(10), и т.д. Но независимо от них признание неоднократности осуждения лица (или неоднократности совершения преступлений) обстоятельством, препятствующим амнистии, свидетельствует о том, что амнистия подтверждает правильность установления преступности деяний, в отношении которых она объявляется. Если бы деяние, подпадающее под амнистию, не признавалось преступным, оно не должно было бы учитываться и как факт, позволяющий установить неоднократность деяния (осуждения за него), для применения постановления об амнистии. Неоднократность деяний (осуждений за них) является не основанием ответственности, но обстоятельством, влияющим на меру ответственности. Вопрос о неоднократности может быть поставлен только тогда, когда деяние признано преступлением. Закрепление ее в качестве условия, ограничивающего применение амнистии, говорит о признании правильности криминализации этого деяния.
Таким образом, обстоятельства, признанные препятствующими амнистии в данных постановлениях, не отвечают ранее сформулированному требованию, а их закрепление свидетельствует о подтверждении правильности криминализации деяний. Следовательно, за время существования Российской Федерации не было принято ни одного постановления об амнистии, направленного на исправление норм, которые устанавливают преступность конкретных деяний.
Впрочем, последующая декриминализация вскоре после объявления амнистии некоторых деяний, подпавших под нее (ст. 88, 92, 93, 93.1 УК РСФСР*(11)), позволяет предположить, что экономическая составляющая постановления "Об объявлении политической и экономической амнистии" отчасти была "вызвана к жизни" стремлением скорректировать пределы преступного деяния, заданные Уголовным кодексом РСФСР, с учетом произошедших в стране изменений. В силу отсутствия у депутатов Государственной Думы единой оценки этих изменений*(12) стремление к исправлению не стало общей волей, которая могла бы воплотиться в постановлении, предусматривающем компромиссное видение происходящего*(13).
Итак, амнистии, объявленные за время существования Российской Федерации, не были нацелены на исправление норм, устанавливающих преступность отдельных деяний. Следовательно, проанализированные, а также любые подобные им амнистии нельзя заменить декриминализацией соответствующих деяний.
Список литературы
Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях / сост. и предисл. В.С. Овчинского. М., 2009.
Кому не сидится (интервью Б. Ямшанова с П.В. Крашенинниковым) // Рос. газ. 2015. 24 апр.
Лунеев В.В. О криминализации экономических преступлений предпринимателей // Криминологический журн. БГУЭП. 2012. N 1; URL: http://cj.isea.ru/pdf.asp?id=11413.
О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР: Федеральный закон от 1 июля 1994 г. N 10-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 10. Ст. 1109.
О распространении действия постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 12 марта 1997 г. N 1199-II ГД "Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в связи с вооруженным конфликтом в Чеченской Республике" на лиц, уклонившихся от военной службы: постановление Государственной Думы ФС РФ от 10 июня 1998 г. N 2580-II ГД // Рос. газ. 1998. 24 июня.
Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации: постановление Государственной Думы ФС РФ от 18 декабря 2013 г. N 35006-ГД // СЗ РФ. 2013. N 51. Ст. 6820.
Об объявлении амнистии в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов: постановление Государственной Думы ФС РФ от 20 апреля 2005 г. N 1761-IV ГД // Рос. газ. 2005. 26 апр.
Об объявлении амнистии: постановление Государственной Думы ФС РФ от 2 июля 2013 г. N 2559-6 ГД // Рос. газ. 2013. 4 июля.
Об объявлении политической и экономической амнистии: постановление Государственной Думы ФС РФ от 23 февраля 1994 г. N 65-I ГД // Рос. газ. 1994. 26 февр.
Стенограмма заседания Государственной Думы ФС РФ от 11 февраля 1994 г. // URL: http://transcript.duma.gov.ru/node/3241.
Стенограмма заседания Государственной Думы ФС РФ от 17 февраля 1994 г. // URL: http://transcript.duma.gov.ru/node/3237.
Стенограмма заседания Государственной Думы ФС РФ от 23 февраля 1994 г. // URL: http://transcript.duma.gov.ru/node/3233.
Хачатрян А.К. Амнистия как вид освобождения от уголовной ответственности за преступления в сфере экономической деятельности // Право и политика. 2014. N 10.
------------------------------------------------------------------------
*(1) См., например: Лунеев В.В. О криминализации экономических преступлений предпринимателей // Криминологический журн. БГУЭП. 2012. N 1. С. 16; URL: http://cj.isea.ru/pdf.asp?id=11413; Хачатрян А.К. Амнистия как вид освобождения от уголовной ответственности за преступления в сфере экономической деятельности // Право и политика. 2014. N 10. С. 1580.
*(2) Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях / сост. и предисл. В.С. Овчинского. М., 2009. С. 155.
*(3) Кому не сидится (интервью Б. Ямшанова с П.В. Крашенинниковым) // Рос. газ. 2015. 24 апр.
*(4) Исключение составляет постановление Государственной Думы ФС РФ от 20 апреля 2005 г. N 1761-IV ГД "Об объявлении амнистии в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", в котором не приводится вторая категория лиц (Рос. газ. 2005. 26 апр.).
*(5) Для целей данного исследования в качестве самостоятельного постановления об амнистии рассматривалось постановление Государственной Думы ФС РФ от 10 июня 1998 г. N 2580-II ГД "О распространении действия постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 12 марта 1997 г. N 1199-II ГД "Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в связи с вооруженным конфликтом в Чеченской Республике" на лиц, уклонившихся от военной службы" (Рос. газ. 1998. 24 июня).
*(6) Рос. газ. 2013. 4 июля.
*(7) Там же. 1994. 26 февр.
*(8) СЗ РФ. 2013. N 51. Ст. 6820.
*(9) Подпункт 2 п. 10 постановления Государственной Думы ФС РФ "Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации".
*(10) Подпункт "г" п. 6 постановления Государственной Думы ФС РФ "Об объявлении политической и экономической амнистии"; подп. 3 п. 7 постановления Государственной Думы ФС РФ "Об объявлении амнистии"; подп. 4 п. 10 постановления Государственной Думы ФС РФ "Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации".
*(11) Статьи 24-25 Федерального закона от 1 июля 1994 г. N 10-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" (СЗ РФ. 1994. N 10. Ст. 1109). Статья 25 Закона предусматривает исключение из Уголовного кодекса гл. 2, в которую входила ст. 93.1.
*(12) Стенограммы заседаний Государственной Думы ФС РФ от 23 февраля 1994 г. (URL: http://transcript.duma.gov.ru/node/3233), от 17 февраля 1994 г. (URL: http://transcript.duma.gov.ru/node/3237).
*(13) Характеристику этой амнистии как компромисса можно усмотреть, в частности, в обосновании В.Л. Шейнисом необходимости объявлять одновременно политическую и экономическую амнистию и в мотивировке согласия на это О.О. Миронова (стенограмма заседания Государственной Думы ФС РФ от 11 февраля 1994 г. // URL: http://transcript.duma.gov.ru/node/3241).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кокотова Д.А. Возможность замены амнистии декриминализацией деяний
Kokotova D.A. Is it possible to replace amnesty with decriminalization?
Кокотова Д.А. - аспирант УрГЮУ (Екатеринбург)
Kokotova D.A. - Yekaterinburg, Urals State Law University
Анализируются постановления об амнистии, принятые за время существования Российской Федерации, а также стенограммы заседаний Государственной Думы. Установлено, что амнистии, объявленные за время существования Российской Федерации, не направлены на исправление положений уголовного закона, устанавливающих преступность отдельных деяний. Сделан вывод о невозможности замены подобных амнистий декриминализацией деяний.
The article deals with the enactments on amnesty adopted during the existence of the Russian Federation, as well as the shorthand reports of the State Duma's sessions. It's ascertained that the amnesties granted during the existence of Russian Federation weren't aimed at changing the norms criminalizing certain acts. The author comes to believe that it's inadmissible to replace amnesty with decriminalization.
Ключевые слова: амнистия, декриминализация, условия освобождения, квалификация деяния, положения, устанавливающие преступность деяний
Key words: amnesty, decriminalization, conditions for exempting, qualification of crime, norms criminalizing an act
Возможность замены амнистии декриминализацией деяний
Автор
Д.А. Кокотова - аспирант УрГЮУ (Екатеринбург)
"Российский юридический журнал", 2015, N 6