Выплата пособий за счет средств ФСС в 2016 году
С.Е. Нестеров,
эксперт журнала "Оплата труда:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2016 г., с. 23-32.
На что обратить внимание при определении среднего заработка для целей исчисления пособия по больничному листу? В каких случаях средний заработок определяется пропорционально продолжительности рабочего времени? Каков порядок замены календарных лет в расчетном периоде? Какая максимальная сумма заработка учитывается при расчете пособий в 2016 году? Надо ли индексировать детские пособия? Изменился ли размер выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний? Ответы на эти вопросы вы найдете в представленной статье.
Определение среднего заработка для целей исчисления пособия по больничному листу
В соответствии с правилами ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ*(1) пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ*(2).
Если нетрудоспособность или отпуск по беременности и родам начались в 2016 году, расчетный период при исчислении пособий - 2014-2015 годы (ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ).
Заработок за эти два года необходимо разделить (ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ):
- при расчете пособия по временной нетрудоспособности - на постоянную величину, равную 730 (ч. 3);
- при расчете пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком - на 730 (если 2014-2015 годы отработаны полностью, делим на 730 календарных дней, так как 2013 и 2014 годы не были високосными) (ч. 3.1). В отличие от среднего дневного заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ, на число календарных дней в том же периоде. Из этого следует, что если один из годов расчетного периода является високосным, то в случае полностью отработанного расчетного периода делить надо будет не на 730, а на 731.
В каких случаях средний заработок определяется пропорционально продолжительности рабочего времени?
Обратимся к Письму ФСС РФ от 16.11.2015 N 02-09-1.4/15-19990 "О расчете пособия". В нем специалисты фонда напомнили положения ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ: в случае, если застрахованное лицо в расчетном периоде не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за этот период, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, принимается равным МРОТ. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.
Из приведенной выше нормы ФСС сделал вывод, что средний заработок определяется пропорционально продолжительности рабочего времени только в случаях, указанных в ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ, - когда застрахованное лицо за расчетный период не имело заработка либо когда средний заработок, рассчитанный за этот период, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ и, следовательно, когда средний заработок принимается равным МРОТ.
Если пособие исчисляется исходя из фактического заработка застрахованного лица за расчетный период, уменьшать этот заработок в зависимости от продолжительности рабочего времени, установленной на момент наступления страхового случая, неправомерно.
Обратите внимание! Сравнение среднего месячного заработка застрахованного лица, определенного за расчетный период, с МРОТ производится через средний дневной заработок.
Расчет среднего дневного заработка необходимо производить в соответствии с ч. 3, 3.1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ и п. 15.1, 15.2, 15.3 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375.
Далее необходимо сравнить средний дневной заработок, исчисленный исходя из фактического заработка работника, со средним дневным заработком, исчисленным исходя из МРОТ, с учетом продолжительности рабочего времени и выбрать из этих двух величин большую.
Замена календарных лет в расчетном периоде
На основании ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ замена расчетного периода для начисления больничного возможна в случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления страхового случая, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) отпуске по уходу за ребенком.
Такое правило касается расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Каков порядок замены календарных лет в расчетном периоде?
В Письме от 03.08.2015 N 17-1/00Г-1105 Минтруд пришел к заключению: если до наступления страхового случая женщина была в отпуске по беременности и родам или отпуске по уходу за ребенком, календарные годы, за которые рассчитывается средний заработок, можно заменить на предшествующие, но не любые годы. Кроме того, Минтруд признал ошибочной позицию ФСС, согласно которой возможна замена на любые предшествующие годы по выбору застрахованного лица.
В Письме от 11.11.2015 N 02-09-14/15-19989 ФСС согласился с представленной точкой зрения Минтруда: для расчета пособий учитывается заработок не за любые два года.
Более подробные разъяснения по вопросу замены календарных лет (календарного года) в расчетном периоде при исчислении размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком были приведены ФСС в Письме от 30.11.2015 N 02-09-11/15-23247.
Итак, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из таких годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по его заявлению могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом), при условии что это приведет к увеличению размера пособия.
Пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством направлены на частичное возмещение работнику утраченного им заработка при наступлении страхового случая. В связи с этим работнику должен возмещаться его реальный заработок, который застрахованное лицо получало непосредственно перед наступлением страхового случая.
Замена календарных лет, которые используются в целях расчета среднего заработка для исчисления пособий, может осуществляться не на любые годы (год) по выбору застрахованного лица, а на годы (год), непосредственно предшествующие (предшествующий) годам, в которых застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) отпуске по уходу за ребенком.
Специалисты фонда привели следующие примеры:
1) если страховой случай наступил в 2015 году, но при этом в 2013-2014 годах застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) отпуске по уходу за ребенком, эти годы могут быть заменены только на 2012-2011 годы;
2) если страховой случай наступил в 2015 году, но при этом застрахованное лицо полностью (в 2012 и 2013 годах) и частично (в 2014 и 2011 годах) находилось в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком, все вышеуказанные годы могут быть заменены на календарные годы, непосредственно предшествующие годам, в которых оно находилось в указанных отпусках, то есть на 2009 и 2010 годы. Либо в расчет может быть взят заработок за 2014 и 2011 годы, но при этом из числа календарных дней в расчетном периоде (730 или 731, если год был високосным) для исчисления пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком исключаются периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, а в отдельных случаях - периоды освобождения от работы с полным или частичным сохранением заработной платы, если на эту заработную плату не начислялись страховые взносы (ч. 3.1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ);
3) если страховой случай наступил в 2015 году, но при этом с ноября 2010 года по июль 2015 года застрахованное лицо находилось в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком, а до ноября 2010 года частично работало, расчетный период по его заявлению может быть сдвинут на 2008 и 2009 годы. Или же в расчет может быть взят заработок за 2010 год (где застрахованное лицо частично работало) и 2009 год исходя из того, при каком варианте размер пособия будет больше;
4) если страховой случай наступил в 2015 году, но при этом застрахованное лицо в 2014 и 2013 годах находилось в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком, в 2012 году работало, а в 2011 и 2010 годах находилось также в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком, расчетный период по его заявлению может быть сдвинут на 2012 и 2009 годы.
Следует отметить, что замена лет расчетного периода, в случае если годы (год) расчетного периода состоят (состоит) из исключаемых периодов, является правом застрахованного лица, а не обязанностью. Кроме того, необходимым условием замены лет расчетного периода признается увеличение размера пособия.
Обратите внимание! На основании ч. 4 ст. 15 Федерального закона N 255-ФЗ суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, и др.).
Неправильное применение страхователем (работодателем) либо страховщиком (территориальным органом ФСС) законодательства РФ, в том числе Федерального закона N 255-ФЗ при исчислении пособий, не является счетной ошибкой.
Максимальная сумма заработка, учитываемая при расчете пособий
Согласно ч. 3.2 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в силу Федерального закона N 212-ФЗ на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС. В случае если назначение и выплата застрахованному лицу пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются несколькими страхователями в соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ, средний заработок, исходя из которого исчисляются указанные пособия, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей данную предельную величину, при исчислении пособий каждым из этих страхователей.
В 2016 году максимальная сумма заработка сотрудника, учитываемая при расчете пособий, составляет (ч. 2, 3.2 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ, ч. 4, 5 ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ):
- за 2014 год - 624 000 руб.;
- за 2015 год - 670 000 руб.
Общая максимальная сумма выплат за расчетный период - 1 294 000 руб. (624 000 + 670 000).
Максимальный размер дневного пособия по временной нетрудоспособности с учетом стажа составит:
- 1063,56 руб. (1 294 000 руб. / 730 x 60%) - при стаже до пяти лет;
- 1418,08 руб. (1 294 000 руб. / 730 x 80%) - при стаже от пяти до восьми лет;
- 1772,60 руб. (1 294 000 руб. / 730 x 100%) - при стаже восемь лет и более, а также при назначении пособия по беременности и родам.
Максимальный размер пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в 2016 году равен 21 554,82 руб. (1772,6 руб. х 30,4 дн. х 40%).
Выплата пособий, рассчитываемых исходя из МРОТ
Федеральным законом от 14.12.2015 N 376-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" величина МРОТ с 1 января 2016 года увеличена до 6204 руб. Следовательно, с этой даты повышены размеры минимальных пособий, выплачиваемых ФСС и рассчитываемых исходя из МРОТ.
Минимальный размер оплаты труда применяется при исчислении пособий по болезни, по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в следующих случаях:
- если страховой стаж застрахованного лица составляет менее шести месяцев;
- если у работника не было зарплаты в 2014 и (или) 2015 годах (например, если работница находилась в это время в отпуске по уходу за ребенком);
- если работник в 2014 и (или) 2015 годах не работал в организации и не подтвердил свой заработок справками от других работодателей;
- если средний заработок работника в расчете на каждый месяц расчетного периода меньше установленного МРОТ (для 2016 года - 6204 руб.).
Таким образом, минимальный средний дневной заработок для расчета пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам для перечисленных случаев составит 203,97 руб. (6204 руб. x 24 мес. / 730).
Выплата детских пособий
По правилам ст. 4.2 Федерального закона N 81-ФЗ*(3) индексация и перерасчет государственных пособий гражданам, имеющим детей, производятся в размере и сроки, которые предусмотрены федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, исходя из установленного указанным федеральным законом прогнозного уровня инфляции.
Федеральным законом от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" (далее - Федеральный закон N 359-ФЗ) индексация пособий не предусмотрена, следовательно, пособия, перечисленные в ст. 4.2 Федерального закона N 81-ФЗ, будут выплачиваться в таком же размере, как и в 2015 году.
Вид пособия | Базовое значение, установленное Федеральным законом N 81-ФЗ, руб. | Размер пособия с 01.01.2016, руб. |
Пособие по беременности и родам, выплачиваемое женщинам, указанным в абз. 2 ст. 6 Федерального закона N 81-ФЗ (за исключением пособия по беременности и родам, выплачиваемого женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) | 300 | 543,67 |
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности | 300 | 543,67 |
Единовременное пособие при рождении ребенка | 8000 | 14 497,8 |
Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью | 8000 | 14 497,8 |
Минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком* | 1500 | 2 718,34 |
Минимальный размер пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми | 3000 | 5 436,67 |
Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву | 14 000 | 22 958,78 |
Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву | 6000 | 9 839,48 |
Максимальный размер пособия по уходу за ребенком для лиц, указанных в абз. 3 и 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 81-ФЗ** | 6000 | 10 873,36 |
* При индексации минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком такое пособие, исчисленное в процентном выражении от среднего заработка (дохода, денежного довольствия) и выплачиваемое лицам, обозначенным в абз. 2-5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 81-ФЗ, подлежит перерасчету до минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, проиндексированного в соответствии с ч. 1 ст. 4.2 закона, если назначенное и выплачиваемое ежемесячное пособие по уходу за ребенком не достигает названного минимального размера такого пособия. ** При индексации максимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком данное пособие, исчисленное в процентном выражении от среднего заработка (дохода, денежного довольствия) и выплачиваемое лицам, названным в абз. 3 и 5 ч. 1 ст. 13 этого закона, в максимальном размере, установленном до индексации в силу ч. 1 ст. 4.2 закона, подлежит перерасчету в процентном выражении от среднего заработка (дохода, денежного довольствия), но не выше максимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, проиндексированного согласно ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона N 81-ФЗ. |
К сведению. Статьей 8 "Особенности установления отдельных расходных обязательств Российской Федерации и использования бюджетных ассигнований в сфере социального обеспечения населения" Федерального закона N 359-ФЗ предусмотрено, что в 2016 году размер материнского (семейного) капитала, установленного Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", составляет 453 026 руб.
Выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Пунктом 3 ст. 10 Федерального закона N 125-ФЗ*(4) предусмотрены ежемесячные страховые выплаты, которые производятся застрахованному лицу в течение всего периода стойкой утраты им профессиональной трудоспособности, а в случае смерти застрахованного лица, имеющего право на их получение, - в периоды, установленные п. 3 ст. 7 данного закона.
В силу п. 11 ст. 12 Федерального закона N 125-ФЗ размер ежемесячной страховой выплаты индексируется с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете ФСС на соответствующий финансовый год. Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством РФ.
Статьей 6 Федерального закона от 14.12.2015 N 363-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год" предусмотрено следующее:
- сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний застрахованному лицу, в январе 2016 года составляет 84 964,2 руб., в феврале - декабре 2016 года - 90 401,9 руб.;
- максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, исчисленный в соответствии со ст. 12 Федерального закона N 125-ФЗ, не может превышать в январе 2016 года 65 330 руб., в феврале - декабре 2016 года - 69 510 руб.
Размеры ежемесячных страховых выплат, превышающие на 1 января и 1 февраля 2016 года названные максимальные размеры, не меняются.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
*(2) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
*(3) Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
*(4) Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"
Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15
Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)