Некоторые проблемные вопросы в сфере правового регулирования производства дознания, проведения разбирательства и административного расследования в военных организациях
О.Л. Зорин,
кандидат юридических наук, подполковник,
заместитель начальника отдела
научно-исследовательского центра ВУНЦ ВВС "ВВА"
М.Н. Бакович,
кандидат юридических наук,
доцент ВУНЦ ВВС "ВВА"
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 10, октябрь 2015 г., с. 2-9.
Как известно, 25 марта этого года вступил в силу Устав военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2015 г. N 161 после принятия соответствующего Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации" от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ).
На основании Федерального закона N 7-ФЗ утверждена Инструкция о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов*(1) (далее - Инструкция), в которой определено, что в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) к органам дознания Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба, относятся начальники органов военной полиции Вооруженных Сил, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов.
В Инструкции изложены основные вопросы организации, функции и процессуальный порядок деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба, по выявлению, предупреждению, пресечению преступлений, реализации полномочий и обязанностей, предусмотренных УПК РФ.
В дополнение к указанным нормативным правовым актам Министром обороны Российской Федерации издан приказ "Об организации процессуальной деятельности органов дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 31 января 2015 г. N 50*(2).
Таким образом, можно говорить о создании необходимой правовой базы для полноценного функционирования военной полиции как новой правоохранительной структуры в российских Вооруженных Силах.
Основными направлениями деятельности военной полиции, в числе прочих, являются: реализация полномочий органов дознания; производство в соответствии с компетенцией по делам об административных правонарушениях и проведение разбирательств по дисциплинарным проступкам, выполнение которых должно освободить командиров воинских частей, соединений, начальников гарнизонов и военных учреждений от несвойственных им функций при организации повседневной деятельности и в боевой обстановке.
С одной стороны, очевидно, что органы военной полиции помогут командованию воинских частей в работе по укреплению правопорядка и воинской дисциплины. С другой стороны, в нормативных правовых актах, регламентирующих функционирование органов военной полиции, присутствуют некоторые проблемные вопросы в сфере правового регулирования производства дознания, проведения разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 31 января 2015 г. N 50 предусмотрено разграничение полномочий органов дознания до и после 1 декабря 2015 г.
Так, до 1 декабря 2015 г. реализацию полномочий*(3) органов дознания должны обеспечивать:
- начальники органов военной полиции - по сообщениям и уголовным делам о преступлениях, совершенных подчиненными военнослужащими и лицами гражданского персонала, иными военнослужащими и лицами гражданского персонала, в случае непосредственного обнаружения органами военной полиции признаков преступления, а также при поступлении в органы военной полиции сообщений о преступлениях, совершенных указанными лицами, из иных источников;
- командиры воинских частей - по сообщениям и уголовным делам о преступлениях, совершенных подчиненными военнослужащими и лицами гражданского персонала, за исключением случаев, когда их рассмотрение и производство осуществляют начальники органов военной полиции;
- начальники гарнизонов - по сообщениям и уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими и лицами гражданского персонала, не проходящими службу (не работающими) в воинских частях данного гарнизона, но совершившими преступления в расположении гарнизона, за исключением случаев, когда их рассмотрение и производство осуществляют начальники органов военной полиции*(4).
Начиная с 1 декабря 2015 г. полномочия органов дознания будут реализованы следующим образом:
- начальниками органов военной полиции - по сообщениям и уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими и лицами гражданского персонала;
- командирами воинских частей - по сообщениям и уголовным делам о преступлениях, совершенных подчиненными военнослужащими и лицами гражданского персонала, в случае невозможности проведения проверки сообщения о преступлении и производства неотложных следственных действий начальниками территориальных отделов (отделений) дознания военной полиции в установленные УПК РФ сроки (выделено авторами);
- начальниками гарнизонов - по сообщениям и уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими и лицами гражданского персонала, не проходящими службу (не работающими) в воинских частях данного гарнизона, но совершившими преступления в расположении гарнизона, в случае невозможности проведения проверки сообщения о преступлении и производства неотложных следственных действий начальниками территориальных отделов (отделений) дознания военной полиции в установленные УПК РФ сроки (выделено авторами).
Таким образом, с 1 декабря 2015 г. реализация полномочий органа дознания будет возложена на органы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, а командиры воинских частей и начальники гарнизонов будут выполнять вспомогательную роль, привлекать к производству дознания их можно будет в случае невозможности выполнения соответствующих полномочий органами военной полиции.
Возникают закономерные вопросы: кому предоставляется право возложения полномочий органов дознания и каким образом оформляется эта передача?
На первый вопрос возможны три варианта ответа: во-первых, решение может принимать прокурор, во-вторых, начальник органа военной полиции и, наконец, командир воинской части, начальник гарнизона. Прокурор и начальник органа военной полиции, как правило, оформляют свои решения посредством вынесения постановления, командир воинской части, начальник гарнизона - в приказном порядке, либо резолюцией на рапорте дознавателя, либо посредством утверждения постановления дознавателя.
Представляется, что для устранения вышеуказанной неопределенности в приказ Министра обороны Российской Федерации от 31 января 2015 г. N 50, а также в Инструкцию необходимо внести следующие дополнения: 1) дополнить приказ перечнем случаев, когда полномочия органов дознания реализуются органами военной полиции, а когда - командирами воинских частей и начальниками гарнизонов; 2) внести в Инструкцию положения, определяющие полномочия лиц, принимающих соответствующие решения, и порядок оформления решений, а также дополнить бланками этих документов.
В соответствии с п. 8 ст. 5 УПК РФ дознание представляет собой форму предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. Как было отмечено выше, к органам дознания относятся, кроме прочих, начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов. На органы дознания возлагаются: 1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно (ч. 3 ст. 150 УПК РФ); 2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно; 3) осуществление иных предусмотренных УПК РФ полномочий. Согласно ч. 4 ст. 150 УПК РФ по письменному указанию прокурора уголовные дела, указанные в п. 1 ч. 3 ст. 150 данного Кодекса, могут быть переданы для производства предварительного следствия. Пункт 8 ст. 40 Инструкции конкретизирует эти случаи: незамедлительному изъятию подлежат уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, в том числе повлекших причинение смерти, тяжкого вреда здоровью; о преступлениях, совершенных в условиях неочевидности и требующих раскрытия; при необходимости обеспечения участия в производстве следственных и иных процессуальных действий защитника; при необходимости возбуждения перед судом ходатайств в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 29 и ст. 165 УПК РФ; иные уголовные дела о преступлениях, расследование которых связано с производством сложных следственных действий. Если в силу исключительных обстоятельств (климатические условия и т.п.) незамедлительно изъять у органа дознания уголовные дела указанной категории не представляется возможным, орган дознания или дознаватель может произвести по ним неотложные следственные действия.
В соответствии со ст. 151 УПК РФ предварительное расследование (и в форме предварительного следствия, и в форме дознания) по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, производится следователями военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 19 Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации одним из основных направлений ее деятельности является осуществление полномочий органа дознания в Вооруженных Силах. Проанализировав функции военной полиции, можно сделать вывод, что данный орган не уполномочен осуществлять предварительное расследование в форме дознания. Реализацию полномочий органа дознания военная полиция осуществляет в форме приема сообщений и заявлений о преступлениях, оформления явки с повинной, а также производства неотложных следственных действий в случае, когда предварительное следствие обязательно.
Таким образом, формируемые в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 31 января 2015 г. N 50 территориальные отделы (отделения) дознания военной полиции выполняют те же функции, что и командиры воинских частей, начальники гарнизонов (их дознаватели). По нашему мнению, на органы дознания военной полиции можно возложить проведение предварительного расследование в форме дознания по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации посредством внесения необходимых изменений и дополнений в УПК РФ, Устав военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, Инструкцию. Данная мера позволит существенно разгрузить военные следственные органы Следственного комитета Российской Федерации без какого-либо ущерба предварительному расследованию, так как должности дознавателей территориальных отделов (отделений) дознания военной полиции должны быть укомплектованы профессиональными военными юристами.
Необходимо отметить, что руководство военной полицией осуществляет непосредственно Министр обороны Российской Федерации, в его компетенции также определение состава, организационной структуры и штатной численности органов и подразделений военной полиции. Во многих армиях мира в подразделениях военной полиции служат от 2 до 5% от общей численности вооруженных сил*(5). По аналогии в российскую военную полицию должны набирать от 20 до 50 тыс. сотрудников. По сведениям из открытых источников информации, штатная численность военных полицейских составляет примерно 6,5 тыс. человек*(6). Очевидно, что в настоящий момент структуры военной полиции вряд ли смогут в полном объеме справляться с реализацией полномочий органов дознания и проведением разбирательств в войсках. Кроме прочих, основными причинами складывающейся ситуации являются недостаточная численность и, как правило, отдаленность мест дислокации воинских частей от дислокации подразделений военной полиции. Представляется, что в целях повышения эффективности создаваемых органов военной полиции воинские части (гарнизоны) должны быть закреплены за конкретными дознавателями, которые должны выполнять свои функции в месте дислокации воинских частей и находиться в постоянном контакте с соответствующими командирами.
Рассмотрим далее некоторые организационные и правовые вопросы проведения разбирательства по факту совершения дисциплинарного проступка и административного расследования. Под разбирательством в теории военного права принято понимать проводимую командирами (начальниками) и иными специально назначенными лицами деятельность по собиранию доказательств, на основании которых могут быть установлены обстоятельства, подлежащие выяснению при привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности*(7). Некоторые авторы считают, что данный вид деятельности командиров и начальников правильнее было бы именовать "служебное расследование", так как это понятие наиболее адекватно отражает сущность рассматриваемого явления*(8). Следует заметить, что в учебной литературе*(9) при рассмотрении вопросов, связанных с организацией и проведением административных расследований*(10), встречается понятие "административное (служебное) расследование". Представляется, что во избежание терминологической путаницы не следует вносить в действующее законодательство каких-либо изменений, касающихся корректировки названий рассматриваемых процессов.
В соответствии со ст. 187 Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации разбирательство по дисциплинарному проступку проводится в пределах компетенции начальником отдела военной полиции или назначенным им лицом при выявлении дисциплинарного проступка военнослужащим (нарядом) военной полиции или совершении дисциплинарного проступка военнослужащим, доставленным в орган военной полиции, либо когда сообщение (заявление) о дисциплинарном проступке поступило непосредственно в орган военной полиции. Разбирательство по дисциплинарному проступку проводится также начальником ВАИ (территориальной) или назначенным им лицом, когда дисциплинарный проступок в области дорожного движения выявлен должностным лицом ВАИ (территориальной). Следовательно, в других случаях, согласно ст. 81 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - ДУ ВС РФ) разбирательство проводится, как правило, непосредственным командиром (начальником) военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, или другим лицом, назначенным одним из прямых командиров (начальников) соответствующей воинской части.
Разбирательство по факту совершения дисциплинарного проступка следует отличать от административного расследования. Административное расследование - это деятельность командира (начальника) по установлению фактических обстоятельств совершения военнослужащими, гражданским персоналом проступков (правонарушений), а также наступления иных событий и фактов, не имеющих признаков преступления, с целью принятия по ним законного и обоснованного решения*(11).
Административное расследование может проводиться лично командиром (начальником) или по его указанию одним из офицеров, а в необходимых случаях назначаемой комиссией. В соответствии с п. 97 Наставления проведение административного расследования может поручаться любому офицеру по выбору командира (начальника), за некоторыми исключениями: командир (начальник) не имеет права поручить проведение административного расследования, во-первых, офицеру, являющемуся подчиненным того лица, чьи действия необходимо расследовать; во-вторых, офицеру, который прямо или косвенно заинтересован в исходе дела. Кроме того, в необходимых случаях командир (начальник) для проведения административного расследования назначает комиссию, например, согласно п. 99 Наставления в случаях разглашения сведений, составляющих государственную тайну, а также утраты (хищения) секретных, совершенно секретных и особой важности документов (изделий) для проведения расследования создается комиссия.
Каких-либо требований к лицу, назначенному проводить административное расследование, законодательство не предъявляет, за исключением того, что им должен быть офицер*(12), и некоторых этических норм. Так, согласно п. 104 Наставления во время проведения административного расследования необходимо соблюдать воинскую этику, быть вежливым и тактичным. Запрещается получать какие-либо объяснения от лиц, находящихся в нетрезвом состоянии.
В отличие от административного расследования разбирательство может назначаться не только командиром воинской части, но и любым прямым начальником военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, а может (как определено ст. 81 ДУ ВС РФ) даже не назначаться, а проводиться по собственной инициативе непосредственным командиром (начальником) военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок (например, командиром отделения). При этом главное, чтобы военнослужащий, назначенный для проведения разбирательства, имел воинское звание и воинскую должность не ниже воинского звания и воинской должности военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, т.е. важно обратить внимание на принципиальную разницу в круге субъектов, проводящих разбирательство и административное расследование.
Необходимо отметить, что производство дознания, проведение разбирательства, административного расследования носят порой достаточно сложный характер. В ходе их производства (проведения) осуществляется ответственная и трудоемкая деятельность, требующая немалых временных затрат, а также знаний и опыта уполномоченного должностного лица, ограниченная строго установленными сроками, определенными нормативными правовыми актами, т.е. уполномоченные должностные лица должны выполнять процессуальные действия и оформлять необходимые документы в строго установленные сроки: по сообщению о преступлении решение должно быть принято не позднее 3 суток (ст. 144 УПК РФ), применение дисциплинарного взыскания производится в течение 10 суток (ст. 83 ДУ ВС РФ), административное расследование должно быть закончено в месячный срок (п. 107 Наставления).
Несовершенство правовых норм, регламентирующих производство указанной деятельности, вызывает на практике немало затруднений. По нашему мнению, правовое регулирование деятельности дознавателей существенно отличается от правового положения должностных лиц, проводящих административное расследование или разбирательство, а именно узостью объема их полномочий, а также отсутствием закрепления четких объективных критериев в отношении назначения указанных лиц для осуществления соответствующего производства, что является пробелом в данной области.
Еще один спорный момент. В ст. 10 Инструкции содержится указание о том, что на время осуществления дознавателем полномочий, предусмотренных УПК РФ, орган дознания (т.е. командир воинской части) своим приказом освобождает его от выполнения других служебных обязанностей, обеспечивает транспортом, средствами связи и помещением для работы.
Получается, что военнослужащие, назначенные проводить разбирательство (расследование), не освобождаются от выполнения своих прямых должностных обязанностей, а также не обеспечиваются транспортом, средствами связи и помещением для работы, что, как нам кажется, ущемляет их правовое положение и влияет на качество проведения данных мероприятий.
Однако необходимо отметить, что приведенные выше критерии назначения лиц для проведения разбирательства (расследования) или дознания весьма размыты, не конкретизированы и очень условны. В результате фактически во всех случаях определение указанных для исполнения внештатных обязанностей военнослужащих производится по старинке, т.е. первый попавшийся, что очень удобно при принятии решения командирами (начальниками) об их назначении на свое усмотрение. И на практике получается, что расследование или разбирательство проводят недостаточно подготовленные лица и часто с нарушениями законодательства.
Характерно также то, что ни в одном руководящем документе (в частности, в Инструкции, Наставлении, ДУ ВС РФ) не прописано количество расследований, которые одновременно может проводить соответствующее должностное лицо, включая дознавателя. Между тем командир (начальник) может поручить проведение нескольких указанных внештатных мероприятий одному исполнителю, не считаясь с его функциональными обязанностями по штатной должности. И вроде бы командир (начальник) прав, ничего не нарушает.
Таким образом, дознаватели (лица, проводящие разбирательство, расследование) не вправе самостоятельно принимать решение, сколько им проводить расследований, так как это явно выходит за рамки их компетенции, а ведь дополнительная нагрузка и отрыв от основной работы бывают значительными.
В связи с изложенным необходимо отразить в Наставлении положение о том, что количество поручаемых дознаний, разбирательств или расследований не должно быть более одного одновременно.
Нам представляется также целесообразным, по аналогии с дознавателями, для получения необходимых знаний и практических навыков по проведению разбирательств (расследований) установить ежегодное прохождение стажировки в военных прокуратурах и военных следственных отделах в течение 10 рабочих дней соответствующими определенными должностными лицами (предпочтительно из числа офицеров), с обязательным их включением в установочный приказ отдельным списком, отличным от списка военных дознавателей, что позволит обеспечить надлежащий уровень проведения процедур разбирательства (расследования).
Права и обязанности лиц, назначенных для проведения разбирательств (расследований), конкретных объективных критериев для их определения (например, не менее пяти лет службы на офицерских должностях, уровень профессиональной подготовки, психологические качества и др.), а также правовое стимулирование данных мероприятий (в том числе путем зачета в стаж по юридической специальности времени исполнения обязанностей дознавателем для военнослужащих, имеющих высшее юридическое образование, выплата денежного вознаграждения за результативность работы дознавателем и т.д.) необходимо закрепить в нормативных правовых актах (например, в Наставлении), что должно повысить их правовой статус и позволит командиру (начальнику) продуманно и обоснованно подходить к вопросу назначения таких лиц для более качественного осуществления ими вышеназванных обязанностей.
Отдельным вопросом, требующим решения, являются случаи, когда в воинской части отсутствуют военнослужащие*(13). Представляется, что в воинской части достаточно лиц, которым командир (начальник) смог бы поручить проведение административного расследования. Необходимо учитывать тот факт, что на гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации в настоящий момент возлагается выполнение не только вспомогательных, но и достаточно важных задач повседневной деятельности войск (сил). Считаем давно назревшим решение о внесении дополнений в соответствующие документы, позволяющие поручать проводить административное расследование лицам гражданского персонала.
Подытоживая изложенные, следует констатировать наличие необходимости учесть высказанные предложения в соответствующих нормативных правовых актах путем внесения в них изменений.
Библиографический список:
1. Белоусов, Н.В. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на военнослужащих. / Н.В. Белоусов // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2000. - N 5. - С. 31-36.
2. Зайков, Д.Е. Дознание и административное расследование: кому проводить? Д.Е. Зайков // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2010. - N 11. - С. 35-37.
3. Иванников, И.А. Теория государства и права. Понятийно-терминологический словарь / И.А. Иванников. М.: Юрлитинформ, 2010. - 184 с.
4. Комментарий к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации / под общ. ред. А.В. Кудашкина, К.В. Фатеева. - М.: За права военнослужащих, 2009. - С. 236. М., 2009.
5. Круглов, А. Военная полиция пала жертвой межведомственных интриг силовых структур [Электронный ресурс]. - Режим доступа: / http://www.sovsekretno.ru/articles/id/4881/.
6. Овчаров, О.А. Военное право [Текст]: учеб. / О.А. Овчаров [и др.]. - М.: За права военнослужащих, 2004. - С. 393.
7. Туганов, Ю.Н. Некоторые проблемные аспекты процедуры привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности / Ю.Н. Туганов // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2005. - N 5. - С. 22-24.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора от 23 октября 2014 г. N 150, которым признан утратившим силу приказ заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора "Об утверждении Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба" от 18 января 2008 г. N 20.
*(2) Данным документом признаны утратившими силу: приказ Министра обороны Российской Федерации "Об организации деятельности органов дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 10 ноября 2008 г. N 557; подраздел "Правовая работа при производстве дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации" разд. VI Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 31 января 2001 г. N 10.
*(3) Полномочия - совокупность предоставляемых государственному органу или государственному служащему (должностному лицу, представителю власти и др.) субъективных юридических прав, возложенных на них юридических обязанностей, а также гарантий осуществления этих прав и обязанностей (Иванников И.А. Теория государства и права. Понятийно-терминологический словарь. М., 2010. С. 64).
*(4) Данным приказом также установлено, что в этот период органы дознания в Вооруженных Силах осуществляют полномочия по сообщениям и уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами гражданского персонала в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или на территории (в расположении) воинской части, гарнизона.
*(5) Круглов А. Военная полиция пала жертвой межведомственных интриг силовых структур // Совершенно секретно. 2015. 1 июля.
*(6) Там же.
*(7) Комментарий к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации. М., 2009. С. 236.
*(8) См., напр.: Туганов Ю.Н. Некоторые проблемные аспекты процедуры привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности // Право в Вооруженных Силах. 2005. N 5; Белоусов Н.В. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на военнослужащих. Там же. 2000. N 5.
*(9) См., напр.: Военное право: учеб. М., 2009. С. 393.
*(10) Особенности проведения административного расследования рассмотрим ниже.
*(11) Пункт 94 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 31 января 2001 г. N 10 (далее - Наставление).
*(12) Например, дознавателями воинских частей в соответствии со ст. 3 Инструкции назначаются наиболее подготовленные и дисциплинированные офицеры.
*(13) См., напр.: Зайков Д.Е. Дознание и административное расследование: кому проводить? // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 11.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Зорин О.Л., Бакович М.Н. Некоторые проблемные вопросы в сфере правового регулирования производства дознания, проведения разбирательства и административного расследования в военных организациях
Zorin O.L., Bakovich M.N. Some problematic issues in the sphere of legal regulation of production of inquiry, carrying out trial and administrative investigation in the military organizations
В статье рассматриваются особенности производства дознания, проведения разбирательства и административного расследования в военных организациях, правовые проблемы, связанные с их осуществлением.
In article features of production of inquiry, carrying out trial and administrative investigation in the military organizations, the legal problems connected with their implementation are considered.
Ключевые слова: дознание, разбирательство, административное расследование, военная полиция.
Key words: inquiry, trial, administrative investigation, military police.
Некоторые проблемные вопросы в сфере правового регулирования производства дознания, проведения разбирательства и административного расследования в военных организациях
Автор
О.Л. Зорин - кандидат юридических наук, подполковник, заместитель начальника отдела научно-исследовательского центра ВУНЦ ВВС "ВВА"
М.Н. Бакович - кандидат юридических наук, доцент ВУНЦ ВВС "ВВА"
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 10, октябрь 2015 г.