Перспективы разграничения компетенции командира воинской части и начальника органа военной полиции как органов дознания в вооруженных силах Российской Федерации
И.Г. Сазонова,
преподаватель кафедры уголовного процесса
Военного университета
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 10, октябрь 2015 г., с. 79-83.
Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации" от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ в ст.ст. 40, 157 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) внесены изменения.
Новая редакция ст. 40 УПК РФ расширяет перечень органов дознания в уголовном судопроизводстве, к которым, наряду с командирами воинских частей, соединений, начальниками военных учреждений и гарнизонов, относит и начальников органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации.
Таким образом, в настоящее время уголовно-процессуальную деятельность в Вооруженных Силах Российской Федерации в качестве органов дознания осуществляют командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений, гарнизонов и начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации.
Без сомнения, наделение начальников органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации полномочиями органов дознания является позитивным шагом в правовом регулировании уголовно-процессуальной деятельности в войсках, что положительным образом скажется на борьбе с преступностью, укреплении правопорядка в Вооруженных Силах Российской Федерации. Однако в связи с введением в уголовное судопроизводство нового участника возникает вопрос о том, какими процессуальными полномочиями он должен обладать.
Полномочия органов дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации определяет п. 4 ч. 2 ст. 157 УПК РФ. Так, начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов производят неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении воинской части, соединения, учреждения, гарнизона.
УПК РФ не конкретизирует, в каких случаях уголовно-процессуальную деятельность осуществляют командиры воинской части, соединения, а в каких случаях - начальники военных учреждений и начальники гарнизонов.
На момент вступления в законную силу Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации" от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ действовала Инструкция о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба, утвержденная приказом заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора Российской Федерации от 18 января 2008 г. N 20. Данный нормативный правовой акт круг полномочий начальника органа военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации как участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения не определял, в связи с чем возникла острая необходимость в разрешении вопроса о разграничении компетенции командира воинской части как органа дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации и начальников органов военной полиции в сфере уголовного судопроизводства.
Инструкция о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, утвержденная приказом заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора от 23 октября 2014 г. N 150 (далее - Инструкция), лишь отчасти разрешила данную проблему, определив границы распространения уголовно-процессуальных полномочий начальника органа военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации.
Так, согласно ст. 5 Инструкции командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений реализуют полномочия органа дознания по сообщениям и уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или на территории (в расположении) воинской части, соединения, военного учреждения.
Начальники гарнизонов осуществляют уголовно-процессуальную деятельность по сообщениям и уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (лицами гражданского персонала - в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей), не проходящими службу (неработающими) в воинских частях, соединениях и военных учреждениях данного гарнизона, но совершивших преступления в расположении гарнизона.
Начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации реализуют обязанности органа дознания по сообщениям и уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил, гражданами, проходящими военные сборы в Вооруженных Силах, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или на территории (в расположении) органа военной полиции, воинской части, соединения, военного учреждения.
К начальникам органов военной полиции относятся начальник центрального органа военной полиции, начальники региональных и территориальных органов военной полиции.
По содержанию норм действующего УПК РФ и Инструкции, регламентирующих уголовно-процессуальную деятельность в Вооруженных Силах Российской Федерации, трудно сделать однозначный вывод о границах, в пределах которых военные органы дознания, а именно командиры воинских частей и начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляют полномочия и обязанности органа дознания. Эти положения можно понять как в узком, так и в широком смысле.
С одной стороны, можно предположить, что начальник органа военной полиции реализует предоставленные ему полномочия и обязанности лишь в отношении подчиненных военнослужащих и лиц гражданского персонала, причем по месту дислокации вверенных ему подразделений. Во всех иных случаях, предусмотренных законом, обязанности органа дознания осуществляет командир воинской части, соединения. С другой стороны, можно сделать вывод о том, что начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации реализуют процессуальные полномочия практически в тех же пределах, что и командир воинской части, еще и распространяя их в отношении подчиненных ему военнослужащих.
Указом Президента Российской Федерации "Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" от 25 марта 2015 г. N 161 утвержден Устав военной полиции. Данный нормативный правовой акт в ч. 3 ст. 19 в качестве одного из основных направлений деятельности военной полиции определяет осуществление полномочий органа дознания. Вместе с тем, Устав военной полиции, как и УПК РФ, и Инструкция не определяет границы реализации уголовно-процессуальных полномочий начальником органов военной полиции, не содержит положений о разграничении компетенции между ним и командиром воинской части как военными органами дознания.
Ввиду того что военная полиция является новым, не так давно образованным органом, на высшем уровне ведется активная работа по совершенствованию ее деятельности, в том числе обсуждаются вопросы разграничения компетенции между командиром воинской части и начальником органа военной полиции в части осуществления уголовно-процессуальной деятельности.
В перспективе возможно несколько вариантов разграничения процессуальных полномочий между командиром воинской части и начальником органа военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации как органами дознания. При этом необходимо учесть, что военные органы дознания относятся к органам дознания специальной (отраслевой) компетенции, круг их полномочий определяется совокупностью предметного, персонального и территориальных признаков. Приобретение начальниками органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации статуса органа дознания не лишает командиров воинских частей, соединений и начальников военных учреждений и гарнизонов полномочий по осуществлению уголовно-процессуальной деятельности.
При разграничении полномочий начальника органа военной полиции с полномочиями командиров воинских частей возможно применение таких критериев, как состав, место совершения преступления или сочетание этих критериев.
При этом следует учесть, что объем полномочий начальника органа военной полиции по отношению к военнослужащим, гражданам, проходящим военные сборы, и гражданскому персоналу данного органа военной полиции, уже определенный в п. 4 ч. 2 ст. 157 УПК РФ, останется неизменным при любом варианте разграничения его полномочий с командиром воинской части.
Для одного из вариантов разграничения процессуальных полномочий между командиром воинской части Вооруженных Сил Российской Федерации и начальником органа военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации как органами дознания можно использовать тот же критерий, который уже применяется для организации работы командиров воинских частей в рамках ст. 157 УПК РФ. Согласно п. 1.5 Указания заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора "Об усилении надзора за исполнением требований закона о соблюдении подследственности органами дознания и предварительного следствия" от 24 января 2012 г. N 14 возбуждение органом дознания уголовного дела, по которому производство предварительного следствия является обязательным, в соответствии с п. 19 ст. 5, п. 3 ст. 149, ст. 157 УПК РФ допускается только при наличии признаков преступления и необходимости производства неотложных следственных действий в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также собирания доказательств, требующих немедленного закрепления, изъятия и исследования, в случае невозможности оперативного выполнения указанных мероприятий следственными органами.
Если взять за основу данный критерий, то, по аналогии с вышеуказанной нормой, уголовно-процессуальную деятельность в Вооруженных Силах Российской Федерации в виде производства проверки сообщения о преступлении, возбуждения уголовного дела и производства по нему неотложных следственных действий должны будут выполнять органы военной полиции. Однако командир воинской части как орган дознания не лишается полномочий по осуществлению уголовного преследования, он будет действовать в случае, если дознаватели органов военной полиции в силу объективных причин не имеют возможности своевременно прибыть к месту совершения преступления.
Если же в качестве критерия разграничения полномочий выбрать состав преступления, то в рамках этого варианта к компетенции начальника органа военной полиции могут быть отнесены проверка сообщений о преступлениях, возбуждение уголовных дел и производство неотложных следственных действий в отношении военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих службу в воинских частях данного гарнизона, а также не проходящих в них службу, но совершивших в расположении гарнизона особо тяжкое преступление (т.е. умышленное деяние, за совершение которого Уголовным кодексом Российской Федерации (далее - УК РФ) предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание), тяжкое преступление (т.е. умышленное деяние, за совершение которого максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы) либо преступление, предусмотренное гл. 33 УК РФ ("Преступления против военной службы").
Во всех остальных случаях, предусмотренных ст. 157 УПК РФ, как и прежде, будет действовать орган дознания в лице командира воинской части, соединения.
Второй вариант разграничения полномочий предполагает в качестве критерия место совершения преступления. В рамках рассматриваемого варианта начальник органа военной полиции как орган дознания должен осуществить проверку сообщения о преступлении, возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия в случае, если в действиях военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, не подчиненных соответствующему начальнику органа военной полиции, а также граждан, не проходящих военные сборы в данном органе, и лиц гражданского персонала, не являющихся сотрудниками органа военной полиции, совершивших преступление на территории данного гарнизона, но вне территории (расположения) своей воинской части (соединения, учреждения), содержатся признаки состава преступления, по которому предварительное следствие обязательно.
Во всех остальных случаях, предусмотренных ст. 157 УПК РФ, когда преступление совершено военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, обязанности органа дознания будет исполнять командир воинской части.
Третий вариант разграничения процессуальных полномочий между командиром воинской части Вооруженных Сил Российской Федерации и начальником военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации как органами дознания возможен при сочетании вышеуказанных критериев (состава преступления и места совершения преступления).
В рассматриваемом случае к компетенции начальника отдела военной полиции будут отнесены проверка сообщений о преступлениях, возбуждение уголовных дел и производство неотложных следственных действий при наличии признаков преступления, по которому предварительное следствие обязательно, если в действиях военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, не подчиненных соответствующему начальнику органа военной полиции, а также граждан, не проходящих военные сборы в данном органе, и лиц гражданского персонала, не являющихся сотрудниками органа военной полиции, содержатся признаки преступлений, и они совершены на территории данного гарнизона, но вне территории (расположения) своей воинской части (соединения, учреждения), а также если совершено на ее территории особо тяжкое или тяжкое преступление.
Во всех иных случаях, предусмотренных ст. 157 УПК РФ, как и прежде, будет действовать орган дознания в лице командира воинской части, соединения.
При реализации любого из предложенных вариантов разграничения полномочий между военными органами дознания при совершении военнослужащим преступления вне территории гарнизона, в котором дислоцируется воинская часть, и вне территории других гарнизонов (контртеррористическая операция, учения и прочие мероприятия вне территории гарнизонов) уголовно-процессуальные полномочия органа дознания следует осуществлять командиру соответствующей воинской части.
При анализе проблемы разграничения компетенции между органами дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации принято во внимание указанное выше требование п. 1.5 Указания заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора "Об усилении надзора за исполнением требований закона о соблюдении подследственности органами дознания и предварительного следствия" от 24 января 2012 г. N 14, согласно которому возбуждение органом дознания уголовного дела, по которому производство предварительного следствия является обязательным, в соответствии с п. 19 ст. 5, п. 3 ст. 149, ст. 157 УПК РФ допускается только при наличии признаков преступления и необходимости производства неотложных следственных действий в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также собирания доказательств, требующих немедленного закрепления, изъятия и исследования, в случае невозможности оперативного выполнения указанных мероприятий следственными органами.
Предполагается, что проблема разграничения компетенции между военными органами дознания может быть разрешена путем внесения соответствующих изменений в Инструкцию о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, а также в Устав военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации. Кроме того, следует устранить все имеющиеся противоречия между ведомственными нормативными правовыми актами, такими как Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, и привести их в соответствие с действующим УПК РФ в части реализации уголовно-процессуальных полномочий командирами воинских частей и начальниками органов военной полиции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сазонова И.Г. Перспективы разграничения компетенции командира воинской части и органов военной полиции, как органов дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации
Sazonova I.G. Perspectives of distinction of competence of head of military unit and military police organs as inquiry organs in Russian Federation Armed Forces
В связи с расширением перечня органов дознания, в статье исследованы возможные варианты разграничения компетенции между новым участником уголовного судопроизводства - начальником органа военной полиции и командиром воинской части Вооруженных Сил Российской Федерации.
Due to extension of list of inquiry organs, in this article the possible variants of distinction of competence of persons with new participant of criminal proceeding - head of organ of military police and head of military unit of Russian Federation Armed Forces are explored.
Ключевые слова: военная полиция, командир воинской части, дознание, уголовный процесс.
Key words: military police, commander of the military unit, inquiry, criminal process.
Перспективы разграничения компетенции командира воинской части и начальника органа военной полиции как органов дознания в вооруженных силах Российской Федерации
Автор
И.Г. Сазонова - преподаватель кафедры уголовного процесса Военного университета
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 10, октябрь 2015 г.