Изъятие земельных участков для государственных нужд Российской Федерации
А.В. Казанков,
юрист, полковник юстиции запаса
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 10, октябрь 2015 г., с. 109-112.
С 1 апреля 2015 г. вступили в силу изменения, внесенные в Земельный кодекс Российской Федерации Федеральным законом "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ. Среди внесенных изменений в Земельный кодекс Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) хотелось бы отметить появление новой главы - гл. VII.1 "Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд".
В соответствии со ст. 49 Земельного кодекса (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ) изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным:
1) с выполнением международных договоров Российской Федерации;
2) со строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:
- объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
- объекты использования атомной энергии;
- объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;
- объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
- объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
- линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
- объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;
- автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
В соответствии со ст. 56.2 Земельного кодекса изъятие земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения, должно производиться на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
В настоящей статье предлагается выяснить, какие федеральные органы исполнительной власти на сегодняшний день наделены полномочиями по принятию решения об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд).
До внесения изменений в Земельный кодекс принятие решений об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков, например в целях размещения на них объектов обороны и безопасности Российской Федерации, находилось в компетенции Правительства Российской Федерации и реализовалось в виде принятия отдельных распоряжений Правительства Российской Федерации.
В то же время на момент вступления в силу указанных изменений в Земельный кодекс полномочиями по принятию решения об изъятии земельных участков для нужд Российской Федерации уже были наделены ряд федеральных органов исполнительной власти в соответствии с нормативными актами Правительства Российской Федерации.
Росавтодор (с 4 марта 2008 г.) в соответствии с подп. 5.4 (1).1 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. N 374, принимает решение об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, а также о резервировании земель для указанных целей.
Росжелдор (с 26 апреля 2011 г.) в соответствии с подп. 5.3.19 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 397, принимает решение о резервировании земель и об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях развития сети железных дорог в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также обеспечении необходимых действий, связанных с изъятием указанных земельных участков, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Росгидромет (с 25 февраля 2012 г.) в соответствии с абз. 3 п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации "О полномочиях Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по изъятию, предоставлению земельных участков и резервированию земель" от 9 февраля 2012 г. N 109 принимает решения об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков для размещения объектов федеральной собственности - стационарных пунктов наблюдений, предназначенных для наблюдения за физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, определения ее гидрометеорологических, агрометеорологических и гелиогеофизических характеристик, уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, в том числе по гидробиологическим показателям, и околоземного космического пространства, а также о резервировании земель для указанных целей.
Росавиация (с 13 марта 2012 г.) в соответствии с абз. 3 п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации "О полномочиях Федерального агентства воздушного транспорта по изъятию, предоставлению земельных участков и резервированию земель" от 30 декабря 2009 г. N 1131 осуществляет принятие решений об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для размещения объектов воздушного транспорта федеральной собственности, в том числе аэродромов, аэропортов, объектов единой системы организации воздушного движения, объектов систем связи, иных зданий и сооружений, обеспечивающих использование объектов воздушного транспорта, а также о резервировании земель для указанных целей.
Росморречфлот (с 16 мая 2013 г.) в соответствии с подп. 5.4 (1).1 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. N 371, принимает решения об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества (при этом в данном подпункте Положения не указываются конкретные цели принятия решения об изъятии, в отличие от норм, содержащихся в положениях о других федеральных агентствах. - Прим. авт.).
Росграница (с 13 августа 2014 г.) в соответствии с подп. 5.6.4 (1) Положения о Федеральном агентстве по обустройству государственной границы Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2007 г. N 734, принимает решение об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения зданий и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также о резервировании земель для указанных целей.
Кроме этого, Минвостокразвития России в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "Об определении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций в области создания территорий опережающего социально-экономического развития на территории Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" от 28 марта 2015 г. N 287 был определен уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на осуществление функций в области создания территорий опережающего социально-экономического развития на территории Дальневосточного федерального округа. В соответствии с п. 9 ст. 7 Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ такой уполномоченный федеральный орган осуществляет принятие решения о резервировании земель и принудительном отчуждении земельных участков (изъятии земельных участков) для государственных нужд в целях размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития.
В то же время, например, Минобороны России в соответствии с подп. "л" п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" от 29 декабря 2008 г. N 1053 может только организовывать в установленном порядке работы по изъятию, в том числе путем выкупа, и закреплению земельных участков, а также резервированию земель для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, включая заключение договоров с собственниками, правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, а также по регистрации соответствующих прав на указанные земельные участки и объекты. При этом с 1 января 2014 г. Минобороны России в соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, предоставленного государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук, созданных такими академиями наук и (или) подведомственных им учреждений), при его ненадлежащем использовании" от 18 сентября 2013 N 821 может принимать решение об изъятии земельных участков, находящихся в федеральной собственности, у государственных учреждений, казенных предприятий, а также у федеральных государственных унитарных предприятий, которым такие земельные участки предоставлены дня введения в действие Земельного кодекса, при их ненадлежащем использовании - в отношении земельных участков, предоставленных подведомственным Минобороны России государственным учреждениям, казенным предприятиям и унитарным предприятиям.
В соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации аналогичными полномочиями наделены:
- Управление делами Президента Российской Федерации - в отношении земельных участков, предоставленных подведомственным Управлению делами Президента Российской Федерации государственным учреждениям и унитарным предприятиям;
- Росимущество - в отношении земельных участков, предоставленных государственным учреждениям, казенным предприятиям, за исключением подведомственных Минобороны России, Управлению делами Президента Российской Федерации и государственных академий наук, а также созданных такими академиями наук и (или) подведомственных им учреждений и государственных унитарных предприятий.
Наряду со ст. 56.2 Земельного кодекса отсылочное указание на "федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных нужд" содержится и в п. 7 ст. 28 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ, но только в отношении земельных участков, расположенных в границах морских портов.
Проведя анализ действующего законодательства в сфере земельных отношений, связанных с принятием решений об изъятии земельных участков для нужд Российской Федерации в целях размещения на них объектов обороны и безопасности, можно сделать неутешительные выводы. В настоящее время Минобороны России наделено полномочиями по принятию таких решений только в отношении земельных участков подведомственных ей государственных учреждений, казенных и унитарных предприятий. Ни один другой федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, не наделен такими полномочиями вообще.
Если предполагаемые к изъятию земельные участки ранее были предоставлены государственным учреждениям, казенным предприятиям (кроме подведомственных Минобороны России, Управлению делами Президента Российской Федерации и государственным академиям наук), принятие такого решения в интересах "силовиков" возможно Росимуществом. А кто же будет тогда принимать решения об изъятии земельных участков для нужд Российской Федерации в целях размещения на них объектов обороны и безопасности, находящихся в частной собственности?
С учетом изложенного возникает насущная необходимость наделения федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, полномочиями по принятию решений об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения на них объектов обороны и безопасности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Казанков А.В. Изъятие земельных участков для государственных нужд Российской Федерации
Kazankov A.V. Withdrawal of land plots for state needs Russian Federation
В статье рассматриваются вопросы полномочий федеральных органов исполнительной власти по принятию ими решений об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации, в свете изменений внесенных в Земельный кодекс Российской Федерации.
The article discusses the powers of the Federal bodies of Executive power in decision-making on withdrawal of land plots for state needs of the Russian Federation, in the light of changes made to the Land code of the Russian Federation.
Ключевые слова: изъятие земельных участков, Земельный кодекс Российской Федерации.
Key words: withdrawal of land plots, the land code of the Russian Federation.
Изъятие земельных участков для государственных нужд Российской Федерации
Автор
А.В. Казанков - юрист, полковник юстиции запаса
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 10, октябрь 2015 г.