О некоторых вопросах проведения органами военной прокуратуры антикоррупционной экспертизы правовых актов
С.С. Харитонов,
кандидат юридических наук, профессор
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 10, октябрь 2015 г., с. 122-124.
Проводимые преобразования в российской армии, обусловленные, в том числе, поставленной в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537) задачей по переходу к качественно новому облику Вооруженных Сил Российской Федерации, нуждаются в прочном правовом обеспечении, которое не сводится только к принятию законов и иных подзаконных актов. Правовое обеспечение представляет собой комплексную систему юридических средств, направленную на обеспечение законности и правопорядка в армии. К сожалению, "бум" правотворчества и стремительное увеличение массива правовых актов, в том числе и в Минобороны России, в ущерб качеству не всегда сопровождается эффективным развитием всего правореализационного механизма.
Чрезмерный рост объема нормативных актов фактически обесценивает их, поскольку лишает не искушенного в юриспруденции участника воинских правоотношений возможности пользоваться многими источниками права и в тоже время создает лазейки для коррупционных действий со стороны должностных лиц органов военного управления.
Таким образом, одним из факторов, способствующих наличию массовых коррупционных проявлений, является низкое качество и моножественность актов военного законодательства, а также коррупциогенность нормативных правовых актов.
Как показывает практика, действующие нормативные правовые акты содержат значительное количество норм, способствующих злоупотреблению властными полномочиями и, как следствие, порождающих коррупцию.
В современных условиях совершенствования законодательства Российской Федерации антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, которая в соответствии со ст. 9.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" возложена на органы прокуратуры, нуждается в дальнейшем объективном теоретическом осмыслении с целью выработки научно обоснованных, доказавших на практике эффективность, системных мер по повышению ее результативности.
Целью антикоррупционной экспертизы является выявление и устранение правовых предпосылок коррупции (коррупциогенных факторов), что, по своей сути, отождествляется с устранением дефектов правовых норм, правовых актов в целом.
Антикоррупционная экспертиза, прежде всего, способствует выявлению указанных дефектов норм. Их устранение в большинстве случаев связано либо с добровольной деятельностью органа, принявшего акт (нормотворческого органа), либо с принудительной деятельностью уполномоченных органов власти, в том числе, органов прокуратуры.
Следует согласиться с мнением М.С. Бахтиной, определившей отличительные черты антикоррупционной экспертизы, проводимой органами прокуратуры:
- проводится в отношении действующих нормативных правовых актов;
- проводится в отношении не любых нормативных правовых актов, а только тех, которые указаны в ч. 2 ст. 3 Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов" (хотя в соответствии с Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 400 "Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов" органам прокуратуры предписано продолжить практику информирования правотворческих органов о наличии коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах, не относящихся к категории актов, установленных ч. 2 ст. 3 указанного Федерального закона);
- проводится в отношении нормативных правовых актов, изданных государственными органами не выше уровня федеральных министерств, служб и агентств;
- в случае выявления в правовом акте коррупциогенных факторов выносится требование прокурора об изменении нормативного правового акта;
- требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке*(1).
В настоящее время объективно существуют следующие проблемные вопросы в реализации полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органами военной прокуратуры:
1) не установлен единый порядок и сроки поступления в органы военной прокуратуры информации о всех нормативных правовых актах, принятых в поднадзорных воинских частях (организациях) их должностными лицами в целях проведения антикоррупционной экспертизы, а также текстов указанных актов. Для организации систематического поступления изданных нормативных правовых актов военные прокуроры инициируют внесение изменений в соответствующие правовые акты командиров (начальников), обеспечивающих направление в военную прокуратуру принятых правовых актов;
2) по-прежнему достаточно неопределенно на местах (в прокуратурах гарнизонного и окружного звеньев) решается вопрос по определению ответственных в органах военной прокуратуры за проведение антикоррупционной экспертизы;
3) прямо предусмотренная в Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации" форма прокурорского реагирования на наличие в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов - требование, пока не стало эффективным средством устранения дефектных норм. Протесту, как традиционной форме реагирования, наиболее часто отдается предпочтение военными прокурорами по сравнению с требованием. Другие меры прокурорского реагирования (информационное письмо, представление, заявление в суд), в которых формулируются выводы о коррупциогенности нормативного правового акта, используются органами военной прокуратуры гораздо реже.
Таким образом, проблемными вопросами при осуществлении указанных в Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации" полномочий органами прокуратуры по антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов требует решения комплекса организационных проблем, возникших при наделении прокуратуры указанными полномочиями.
Библиографический список:
1. Бахтина, М.С. Актуальные проблемы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органами прокуратуры Российской Федерации // Административное и муниципальное право. - 2015. - N 2.
2. Настольная книга Военного прокурора: пособие // Под редакцией С.Н. Фридинского. М.: издательство "Граница". 2014. Издание второе, исправленное и дополненное. - 440 с.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Бахтина М.С. Актуальные проблемы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органами прокуратуры Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2015. N 2. С. 209-214.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Харитонов С.С. О некоторых вопросах проведения органами военной прокуратуры антикоррупционной экспертизы правовых актов
Kharitonov S.S. On some issues of military procuratorial bodies anti-corruption expertise of legal acts
Рассматриваются проблемные вопросы реализации полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органами военной прокуратуры.
The problem questions of implementation powers to conduct anticorruption expertise of legal acts by the military prosecutor's office.
Ключевые слова: антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов; военная прокуратура.
Key words: anti-corruption expertise of normative legal acts; military Prosecutor's Office.
О некоторых вопросах проведения органами военной прокуратуры антикоррупционной экспертизы правовых актов
Автор
С.С. Харитонов - кандидат юридических наук, профессор
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 10, октябрь 2015 г.