Каковы полномочия контрольно-счетного органа по осуществлению аудита в сфере закупок?
А. Гусев,
к.п.н., редактор журнала "Ревизии
и проверки финансово-хозяйственной деятельности
государственных (муниципальных) учреждений"
Журнал "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 2, февраль 2016 г., с. 63-66.
Контрольно-счетные органы при осуществлении аудита в сфере закупок должны проверять, анализировать и оценивать процессы организации и использования заказчиком бюджетных средств начиная с этапа планирования закупок. Проводится проверка всех этапов деятельности заказчика в отношении каждой планируемой к осуществлению и осуществленной закупки, а также в отношении заключенных по результатам осуществления закупок и исполненных контрактов. Вместе с тем органы аудита при проведении проверок не дублируют полномочия контрольных органов в сфере закупок, поскольку проверка проводится не в целях контроля за соблюдением субъектами контроля требований законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, а для проверки результатов закупок и достижения целей их осуществления, установления причин выявленных отклонений, нарушений и недостатков, а также подготовки предложений, направленных на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок.
Обоснование. Согласно ч. 2 ст. 265 БК РФ внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований. Указанные органы обладают полномочиями вести контроль (ст. 268.1 БК РФ):
- за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета;
- за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;
- в других сферах.
Бюджетные полномочия названных органов осуществляются с соблюдением положений федеральных законов от 05.04.2013 N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Федерального закона N 131-ФЗ в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования.
Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется федеральными законами N 6-ФЗ, 131-ФЗ, БК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта РФ (ч. 2 ст. 38 Федерального закона N 131-ФЗ).
В соответствии со ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок ведут следующие органы контроля в пределах их полномочий:
- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа (ФАС), органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ (Федеральное казначейство), финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
- органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с БК РФ.
Организационная и функциональная независимость контрольно-счетного органа субъекта РФ обусловливается характером решаемых им задач и объемом предоставленных полномочий (ст. 9 Федерального закона N 6-ФЗ).
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, названному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
Таким образом, возложение функций контрольного органа в сфере закупок на контрольно-счетный орган недопустимо.
Согласно ст. 98 Закона о контрактной системе аудит в сфере закупок осуществляется Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов РФ, образованными законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ и контрольно-счетными органами муниципальных образований (если такие органы образованы в муниципальных образованиях), образованными представительными органами муниципальных образований.
Указанные органы в пределах своих полномочий производят анализ и оценку результатов закупок, достижения целей осуществления закупок. Согласно ст. 13 Закона о контрактной системе заказчиками ведутся закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд, а именно:
- для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами РФ и муниципальными программами;
- для исполнения международных обязательств РФ, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является РФ;
- для выполнения функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
В целях достижения поставленных целей органы аудита в сфере закупок осуществляют экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам. Органы аудита в сфере закупок обобщают результаты осуществления деятельности, в том числе устанавливают причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, подготавливают предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок, систематизируют информацию о реализации указанных предложений и размещают в единой информационной системе обобщенную информацию о данных результатах.
Таким образом, контрольно-счетные органы при осуществлении аудита в сфере закупок должны проверять, анализировать и оценивать процессы организации и использования заказчиком бюджетных средств начиная с этапа планирования закупок. Проводится проверка всех этапов деятельности заказчика в отношении каждой планируемой к осуществлению и осуществленной закупки, а также в отношении заключенных по результатам осуществления закупок и исполненных контрактов. Вместе с тем органы аудита при проведении проверок не дублируют полномочия контрольных органов в сфере закупок, поскольку проверка производится не в целях контроля за соблюдением субъектами контроля требований законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, а для проверки результатов закупок и достижения целей их осуществления, установления причин выявленных отклонений, нарушений и недостатков, а также подготовки предложений, направленных на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок.
1 февраля 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"