Может ли один и тот же орган местного самоуправления совмещать функции по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) и функции по осуществлению контроля в сфере закупок?
А. Гусев,
к.п.н., редактор журнала "Ревизии
и проверки финансово-хозяйственной деятельности
государственных (муниципальных) учреждений"
Журнал "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 2, февраль 2016 г., с. 56-59.
Положениями Закона о контрактной системе предусмотрено разграничение функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) и функций по осуществлению контроля в сфере закупок, поскольку одни из этих функций являются контрольными, а другие - объектом этого контроля. Таким образом, совмещение вышеуказанных функций одним органом местного самоуправления является неправомерным, за исключением функций государственного заказчика для нужд данного органа.
Обоснование. В соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе органы местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, ведут контроль путем проведения плановых и внеплановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при проведении закупок для обеспечения муниципальных нужд, в отношении специализированных организаций, выполняющих согласно Закону о контрактной системе отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ч. 3 ст. 34 Федерального закона N 131-ФЗ порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
Необходимо отметить, что Закон о контрактной системе не содержит прямых ограничений на совмещение одним государственным или муниципальным органом функций органа по регулированию контрактной системы в сфере закупок и уполномоченного органа, а также органа по регулированию контрактной системы в сфере закупок и контрольного органа в сфере закупок.
Однако, как мы уже отметили ранее, контроль в сфере закупок осуществляется в том числе путем проведения плановых и внеплановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд, в отношении специализированных организаций.
Кроме того, согласно ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе:
- составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, рассматривать дела о таких административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению в соответствии с законодательством об административных правонарушениях;
- выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством РФ, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- обращаться в суд, арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными в соответствии с ГК РФ.
Вместе с тем в силу ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки имеет право обжаловать в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Следовательно, Законом о контрактной системе предусмотрено разграничение функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) и функций по осуществлению контроля в сфере закупок, поскольку одни из данных функций являются контрольными, а другие - относящимися к объекту этого контроля. С учетом изложенного совмещение вышеуказанных функций одним органом местного самоуправления является неправомерным, за исключением функций государственного заказчика для нужд названного органа.
Минэкономразвития в своем Письме от 03.07.2015 N Д28и-2009 отметило: в случае если все существующие органы местного самоуправления осуществляют закупки, возможно создание нового органа, уполномоченного как на осуществление контроля в сфере закупок, так и на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для централизации закупок.
Согласно ч. 1 ст. 26 Закона о контрактной системе в целях централизации закупок в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 26 Закона о контрактной системе, могут быть созданы государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, или несколько таких органов, казенных учреждений либо полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков могут быть возложены на один такой государственный орган, муниципальный орган, одно такое казенное учреждение или несколько государственных органов, муниципальных органов, казенных учреждений из числа существующих.
Такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании данных уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями.
Необходимо отметить, что не допускается возлагать на эти уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта и подписание контракта.
1 февраля 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"