Медицинская услуга - специфический объект правового регулирования в российском законодательстве
Ш.У. Степанян,
помощник судьи Каменского
районного суда Ростовской области
Журнал "Медицинское право", N 6, ноябрь-декабрь 2015 г., с. 13-16.
Становление и развитие правового регулирования в сфере оказания медицинских услуг имеет длительную историю. Медицинская услуга - особый объект правового регулирования, поэтому в настоящей статье дан анализ российского законодательства и правовой теории, определяющей его особенности.
Конституция РФ*(1) (в ст. 7 и ст. 41), формулируя содержание правового статуса личности в нашем государстве, одновременно обусловливает содержание правовой политики государства в сфере оказания медицинских услуг.
Оказание медицинских услуг затрагивает одну из самых важных сторон жизни человека - его здоровье, целостность его организма*(2). Но нельзя не учитывать, что на современном этапе развития общества медицинская услуга прочно вошла в гражданский оборот. Участникам гражданского оборота постоянно приходится сталкиваться с необходимостью получения медицинской помощи, в том числе в форме медицинской услуги*(3). На современном этапе государство утратило монополию на осуществление медицинской деятельности, медицинские услуги фактически включены в пространство гражданского оборота, и, соответственно, категория "медицинская услуга" введена в область гражданско-правового регулирования.
Законодательство об оказании медицинских услуг в России формировалось постепенно и по сей день находится в стадии становления. Так, еще в 1988 г. действовало около 5000 ведомственных нормативных актов, утвержденных Министерством здравоохранения СССР. Деятельность медицинского персонала регулировалась ведомственными приказами, а не законами. В России единственным кодифицированным нормативно-правовым актом в области медицинской (врачебной) деятельности вплоть до распада Советского Союза был Закон РСФСР от 29.07.1971 "О здравоохранении"*(4), в котором полностью повторялись нормы "Основ законодательства Союза Советских Социалистических Республик и союзных республик о здравоохранении" от 19 декабря 1969 г.
Существенные изменения в медицинском праве появились в последнее десятилетие XX в. Особенно начиная с 1993 г., когда была принята Конституция Российской Федерации, ст. 2, 7, 19, 20, 21, 38, 39, 41, 42, 46, 48, 52, 53, 72, 114 которой имеют самое непосредственное отношение к медицине*(5).
Что представляет собой современное законодательство в сфере оказания медицинских услуг, можно определить, исходя из ст. 3 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в которой указано, что законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Значительный объем законодательной деятельности в сфере охраны здоровья граждан принадлежит субъектам Российской Федерации. Так, в Ростовской области действует Областной закон Ростовской области от 29.02.2012 N 798-ЗС "Об охране здоровья жителей Ростовской области".
Все еще отмечается необходимость дальнейшего развития и совершенствования законодательства в области оказания медицинских услуг. Об этом, в частности, свидетельствуют Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г."*(6), в котором указано, что стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации являются совершенствование профилактики и оказания своевременной квалифицированной первичной и высокотехнологичной медицинской помощи; совершенствование стандартов медицинской помощи. Решение задач национальной безопасности в сфере здравоохранения в среднесрочной и долгосрочной перспективе достигается путем, в частности, развития системы управления качеством и доступностью медицинской помощи. Согласно тексту Концепции развития здравоохранения до 2020 г.*(7), ее правовое обеспечение предусматривает как издание новых законодательных актов, так и совершенствование действующего законодательства, которое должно осуществляться поэтапно*(8). Приказом Минздравсоцразвития России от 21 ноября 2011 г. N 1377 "О перечне нормативных правовых актов, направленных на реализацию Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"*(9) утвержден перечень нормативных правовых актов, направленных на реализацию этого федерального закона, и определены сроки их внесения.
В результате длительного развития законодательства на данный момент сформировалось определенное понятие "медицинской услуги" как самостоятельного объекта правового регулирования, определить который можно, только уяснив природу данного явления с правовой точки зрения, для чего необходимо проанализировать то, как данный вопрос отражен в правовой теории и действующем законодательстве.
Ряд авторов полагают, что отношения по оказанию медицинских услуг имеют административно-правовую природу, и лишь причинение материального вреда пациенту медицинской организацией служит основанием возникновения гражданских (деликтных) обязательств по возмещению вреда*(10). Но большинство исследователей*(11) отрицают данную точку зрения, полагая, что по природе медицинская услуга - объект гражданско-правового регулирования. Гражданско-правовой характер отношений по поводу оказания медицинских услуг подтверждается и ст. 8 Гражданского кодекса РФ: гражданские права и обязанности могут возникать из действий граждан и организаций, хотя прямо и не предусмотренных законом, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождающих гражданские права и обязанности. Известно, что в случае причинения вреда здоровью пациента лечебным учреждением применяются нормы ГК РФ о возмещении ущерба (глава 59 ГК РФ).
Представляется, что правильным было бы утверждение о том, что медицинская услуга, имея гражданско-правовую природу, подпадает под действие норм административного права, поскольку большую роль играют нормы, определяющие сферу государственного контроля и надзора в сфере здравоохранения.
В ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" под медицинской услугой понимается медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. Несколько иное понятие было закреплено в приказе Минздрава России от 16.07.2001 N 269 "О введении в действие отраслевого стандарта "Сложные и комплексные медицинские услуги. Состав"*(12), в котором приводилось понятие медицинской услуги: это "мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость".
Особенностями медицинской услуги как специфического объекта гражданских правоотношений являются: особая сфера применения (сфера лечения и профилактики заболеваний, сфера здравоохранения и социального обеспечения); уникальность (индивидуальный характер услуги), обусловленная специфическим состоянием здоровья каждого пациента, особенностями заболевания; профессиональный, потребительский характер (профессиональная деятельность), из которого следует профессиональный риск и наступление позитивных (негативных) последствий; ограниченная оборотоспособность (п. 2 ст. 129 ГК РФ) - нахождение медицинской услуги в обороте допускается по специальному разрешению (ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"*(13)); направленность на достижение определенной цели - улучшение состояния здоровья человека, которое является особым нематериальным благом, принадлежащим человеку; отсутствие гарантированного результата услуги, который зависит в том числе и от поведения самого пациента, его следования рекомендациям врачей; стоимостный характер, который вытекает из возмездного характера договора возмездного оказания услуг и п. 1 ст. 781 ГК РФ, обязывающего пациента оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг; особые условия оказания услуги (гигиенические условия, психологические условия); специфический характер объекта воздействия, что выражается в следующем: объект воздействия имеет особую, охраняемую государством значимость - человек, его жизнь и здоровье являются высшей ценностью для него самого, его близких, государства и общества в целом (признак ценности); указанные жизнь и здоровье человека не обладают свойствами устойчивости и многократности восстановления; часто медицинское воздействие носит необратимый характер, и прекращение оказания медицинской услуги не всегда прекращает ее последствия; неосязаемость, т.е. нематериальный характер услуги, выражаемый в невозможности демонстрации услуги до момента ее оказания: исполнитель может описать услугу, охарактеризовать ожидаемые последствия ее оказания и возможные позитивные и негативные последствия, но показать наглядно ее невозможно, и пациент либо принимает описание услуги на веру и соглашается принять услугу, либо отказывается от медицинской услуги*(14); публичный характер, и в первую очередь это связано с тем, что охрана здоровья граждан является одной из основных конституционных функций государства*(15).
Из сказанного выше следует, что признаки медицинской услуги могут быть разграничены на признаки, характеризующие ее: во-первых, как объект соответствующего обязательства (возмездность); во-вторых, отличающие пациента (в качестве которого выступают только физические лица); в-третьих, свойственные субъекту оказания услуги (необходимость соответствия профессиональным требованиям).
Таким образом, исходя из существующего законодательного определения "медицинской услуги" как специфического объекта правового регулирования, в отношении которого государством предоставляются гарантии, обусловленные направленностью данной услуги на особые нематериальные блага, принадлежащие человеку от природы (жизнь и здоровье), и разработанных теорией права определений данного понятия, представляется следующее. Медицинской услугой является комплекс мероприятий диагностического, лечебно-профилактического, медико-реабилитационного характера, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, оказываемых пациенту медицинской организацией (частнопрактикующим врачом) независимо от ее ведомственной принадлежности и формы собственности, источника финансирования, целью которых является лечение, спасение жизни, укрепление здоровья, формирование у пациента навыков жизни для поддержания его здоровья после проведенного лечения.
Литература
1. Баринов С.А. Понятие медицинской услуги как объекта гражданского права / С.А. Баринов // Современное право. 2012. N 1.
2. Данилочкина Ю.В. Понятие и правовая природа медицинских услуг / Ю.В. Данилочкина // Медицинское право. 2008. N 4.
3. Доклад Правительства Российской Федерации о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2011 г. // Российская газета. N 65. 27.03.2013.
4. Дробот М.А. Медицинские услуги в системе услуг / М.А. Дробот // Социальное и пенсионное право. 2011. N 1. С. 38-40.
5. Ерохина Т.В. Государственное управление здравоохранением в Российской Федерации / Т.В. Ерохина.
6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 05.02.2014 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 26.02.2014.
7. Коробко К.И. Понятие, признаки, элементы договора на оказание медицинских услуг, заключаемого субъектами частной медицинской практики / К.И. Коробко // Право и политика. 2010. N 9.
8. Мохов А.А. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. и ее правовое обеспечение / А.А. Мохов // Российская юстиция. 2011. N 8.
9. Мохов А.А., Мелихов А.В. Деятельность по оказанию медицинских услуг - разновидность деятельности предпринимательской / А.А. Мохов, А.В. Мелихов // Медицинское право. 2006. N 2.
10. Постановление Правительства РО от 06.09.2012 N 871 "Об утверждении Концепции развития здравоохранения Ростовской области до 2020 г.".
11. Приказ Минздрава РФ от 16.07.2001 N 269 "О введении в действие отраслевого стандарта "Сложные и комплексные медицинские услуги. Состав".
12. Риффель А.В. Административно-правовой статус врача в РФ / А.В. Риффель // Административное и муниципальное право. 2008. N 8.
13. Ситдикова Л.Б. Правовая природа медицинских услуг: гражданско-правовой аспект / Л.Б. Ситдикова // Российская юстиция. 2010. N 2.
14. Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г." // Собрание законодательства РФ. 18.05.2009. N 20. Ст. 2444.
15. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О лицензировании отдельных видов деятельности" // Российская газета. N 97. 06.05.2011; Российская газета. N 148. 10.07.2013.
16. Шаяхметова А.Р. Специфика медицинской услуги как объекта гражданского права / А.Р. Шаяхметова // Бизнес, Менеджмент и Право. 2011. N 1.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 05.02.2014 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 26.02.2014.
*(2) Коробко К.И. Понятие, признаки, элементы договора на оказание медицинских услуг, заключаемого субъектами частной медицинской практики // Право и политика. 2010. N 9. С. 1690.
*(3) Баринов С.А. Понятие медицинской услуги как объекта гражданского права // Современное право. 2012. N 1. С. 93.
*(4) Закон РСФСР от 29 июля 1971 г. "О здравоохранении" (утв. ВС РСФСР 29 июля 1971 г.) // Ведомости ВС РСФСР. 1971. N 31. Ст. 56.
*(5) Ерохина Т.В. Государственное управление здравоохранением в Российской Федерации.
*(6) Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г." // Собрание законодательства РФ. 18.05.2009. N 20. Ст. 2444.
*(7) Постановление Правительства РО от 06.09.2012 N 871 "Об утверждении Концепции развития здравоохранения Ростовской области до 2020 г.".
*(8) См.: Мохов А.А. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. и ее правовое обеспечение // Российская юстиция. 2011. N 8. С. 48-50.
*(9) Доклад Правительства Российской Федерации о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2011 г. // Российская газета. N 65. 27.03.2013.
*(10) См.: Ярошенко К.Б. Имущественная ответственность лечебных учреждений за вред, причиненный их работниками. М.: Юридическая литература, 1970. С. 117; Новоселов В.И. Правовое положение граждан в отраслях государственного управления. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1977. С. 58; Кабалкин А.Ю. Гражданско-правовой договор в сфере обслуживания. М.: Наука, 1980. С. 27; Ямпольская Ц.А. О теории административного договора (вместо рецензии) // СГП. 1966. N 10. С. 134.
*(11) См.: Данилочкина Ю.В. Понятие и правовая природа медицинских услуг // Медицинское право. 2008. N 4; Шаяхметова А.Р. Специфика медицинской услуги как объекта гражданского права // Бизнес, Менеджмент и Право. 2011. N 1. С. 109-112; Ситдикова Л.Б. Правовая природа медицинских услуг: гражданско-правовой аспект // Российская юстиция. 2010. N 2. С. 1216; Дробот М.А. Медицинские услуги в системе услуг // Социальное и пенсионное право. 2011. N 1. С. 38-40; Мохов А.А., Мелихов А.В. Деятельность по оказанию медицинских услуг - разновидность деятельности предпринимательской // Медицинское право. 2006. N 2.
*(12) Приказ Минздрава РФ от 16.07.2001 N 269 "О введении в действие отраслевого стандарта "Сложные и комплексные медицинские услуги. Состав".
*(13) Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О лицензировании отдельных видов деятельности" // Российская газета. N 97. 06.05.2011; Российская газета. N 148. 10.07.2013.
*(14) Шаяхметова А.Р. Специфика медицинской услуги как объекта гражданского права // Бизнес, Менеджмент и Право. 2011. N 1. С. 109-112.
*(15) Ситдикова Л.Б. Правовая природа медицинских услуг: гражданско-правовой аспект // Российская юстиция. 2010. N 2. С. 12.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Федеральный научно-практический журнал "Медицинское право"
Зарегистрирован в Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Рег. ПИ N 77-12155 от 29.03.2002. Выходит один раз в квартал.
Учредители: Национальная ассоциация медицинского права,
Издательская группа "Юрист"
Основные темы статей: Актуальные проблемы медицинского права, деонтологии и биоэтики. Правовое регулирование медицинской деятельности, медицинского страхования и фармации. Защита прав пациента. Профессиональные и должностные правонарушения в сфере здравоохранения. Судебная практика по "врачебным делам".
Телефон/факс отдела подписки: (495) 953-91-20, 953-77-90
Подписка на сайте: www.lawinfo.ru, www.med-law.ru