Развитие методического инструментария социального аудита в сельскохозяйственных организациях
Г.С. Клычова,
доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой
бухгалтерского учета и аудита, Казанский государственный
аграрный университет, Казань, Российская Федерация
А.Р. Закирова,
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры
бухгалтерского учета и аудита, Казанский государственный
аграрный университет, Казань, Российская Федерация
Э.Р. Камилова,
ассистент кафедры бухгалтерского учета и аудита, Казанский
государственный аграрный университет, Казань, Российская Федерация
Журнал "Международный бухгалтерский учет", N 37, октябрь 2015 г., с. 51-64.
Тема. В современных экономических условиях значительно увеличиваются роль и значение социального аудита, в том числе при анализе социоэкономической деятельности сельскохозяйственных организаций. Этот вид аудита по охвату объектов обследования представляет собой комплексное явление и позволяет оценить социальные условия функционирования на различных уровнях управления.
Цели. Обоснование теоретических положений и разработка практических рекомендаций по совершенствованию методики социального аудита в сельскохозяйственных организациях.
Задачи. Изучение и уточнение представлений об экономической сущности, главных функциях, формах, объектах, приемах социального аудита. Определение основных показателей оценки эффективности социальной деятельности сельскохозяйственных организаций.
Методология. В работе с помощью исторического, системного подходов, индукции, дедукции, сравнения, экономико-статистического анализа, систематизации и обобщения данных изучена современная методика социального аудита и предложено методическое обеспечение его проведения.
Результаты. Представлены основные процедуры социального аудита деятельности сельскохозяйственных организаций в современных условиях, а также предложены показатели, применяемые для контроля за изменением социального положения организации. Результаты исследования могут быть использованы в теории и практике аудита.
Выводы. Отсутствие единых принципов и правил социального аудита не позволяет применить его выводы и рекомендации для формирования корпоративной социальной отчетности. При разработке методики социального аудита должны быть учтены отраслевые особенности деятельности, масштабы производства и численность персонала, территориальное расположение аудируемого объекта.
В современных условиях возникает необходимость в представлении пользователям отчетности не только финансовой, но и нефинансовой информации. Такая отчетность получила наименование корпоративной, и она включает три составляющие - экономическую, экологическую и социальную*(1).
Социальная отчетность как часть корпоративной подлежит аудиторской проверке. Та часть аудита, которая включает проверку социальной составляющей, получила название "социальный аудит".
Исследование проблем и перспектив корпоративной финансовой отчетности и социального аудита представлено в работах таких ученых, как М.А. Вахрушина, М.В. Краснова*(2), М.В. Мельник [1], В.Г. Когденко*(3), Т.В. Осипова [2], Ш.З. Санатулова [3]. Однако недостаточная разработанность методики и организации социального аудита является причиной для дальнейших исследований в этой области.
Считаем, что социальный аудит - это процесс подтверждения достоверности формирования социальной отчетности и правильности ведения социального учета, оценка степени корпоративной социальной ответственности с целью определения условий, которые являются благоприятными для развития человеческих ресурсов и удовлетворения социальных запросов.
В ходе исследования нами выделены следующие основные задачи социального аудита:
- определение текущего положения и стратегических целей развития организации, в том числе ее положения на рынке труда, системности и целостности поставленных целей, их понимания службой управления персоналом;
- определение внешних факторов, которые оказывают влияние на деятельность организации и отражают социальную и экономическую ситуацию на микро- и макроуровне;
- определение внутренних факторов, которые оказывают влияние на социально-экономическую деятельность организации и связаны с ее особенностями;
- установление организационно-управленческой структуры и технологической специфики деятельности организации;
- оценка основных показателей социально-экономической отчетности, таких как принципы формирования оплаты труда, кадровые процессы, система подготовки кадров, развитие персонала, охрана труда и безопасные условия труда, соблюдение требований трудового законодательства, природоохранная деятельность и др.
В экономической литературе представлена различная классификация видов аудита. В частности, выделяют по отношению к субъекту проверки аудит внешний и внутренний; по обязательности проведения - обязательный и инициативный; по виду экономической деятельности аудируемого лица - общий, банковский, аудит страховых организаций, инвестиционных институтов, внебюджетных фондов; по характеру проверки - подтверждающий, системно ориентированный, аудит, базирующийся на риске; по периодичности проведения - первоначальный, повторяющийся, оперативный; по назначению - аудит на соответствие, операционный (управленческий, производственный) аудит, аудит хозяйственной деятельности, специальный отраслевой аудит; по отношению к объекту проверки - аудит финансовой отчетности, налоговый, ценовой аудит [4-7, 10]*(4).
Таким образом, исходя из данной классификации, считаем, что социальный аудит может быть внешним, внутренним, обязательным (если он проводится одновременно с обязательной проверкой финансовой отчетности), инициативным, а также аудитом на соответствие.
Следует отметить, что социальный аудит может проводиться как независимый в процессе проверки достоверности данных интегрированной отчетности (а в ее рамках - и социальной) для пользователей корпоративной отчетности, но в то же время может осуществляться в бюджетных организациях и в компаниях с государственным участием в процессе контрольно-ревизионной деятельности.
В научных источниках представлены в основном предмет и объекты аудита бухгалтерской финансовой отчетности [10-12].
Предмет социального аудита - это система информационного обеспечения достоверной информацией социально-экономического характера, формируемая в процессе анализа нормативной и информационной базы.
Объекты социального аудита - это социально-экономические взаимосвязи, возникающие в рамках выполнения программ социального развития при принятии и реализации соглашений и договоров, регулирующих социоэкономическую сферу.
В ходе социального аудита объектами являются:
- социально-трудовые отношения;
- направления повышения эффективности использования трудовых ресурсов;
- основные показатели оценки деятельности предприятия;
- формы и методы организации трудовых взаимоотношений, которые должны соответствовать действующему законодательству;
- направления развития в организации трудовой деятельности.
К основным источникам информации при социальном аудите относятся:
- учредительные документы, должностные инструкции, устав, договоры и т.п.;
- факты устных бесед и встреч с руководством организации;
- внешние отчеты, представленные в публикациях, периодической печати, статистических и аналитических отчетах, нормативных актах;
- внутренняя финансовая и социальная отчетность*(5).
Аудиторская проверка подразделяется на следующие этапы:
- планирование;
- сбор аудиторских доказательств;
- обобщение результатов проверки;
- формирование аудиторского заключения*(6).
Далее рассмотрим особенности проведения социального аудита на отдельных его этапах.
При планировании социального аудита проверяющий занимается разработкой оптимальной стратегии и тактики проведения аудита, учитывая индивидуальные особенности каждого объекта. При планировании также учитываются состав информации, необходимой для определения возможностей использования выборочного контроля, объем аудируемой социальной и экономической информации, время проверки.
Планирование аудита проводится на основе международных, национальных и внутренних стандартов аудиторской деятельности.
Необходимо отметить, что в процессе развития аудита как международные, так и федеральные стандарты аудита не единожды менялись [13]. В декабре 2014 г. в Федеральный закон от 20.12.2008 N 307 "Об аудиторской деятельности" были внесены изменения относительно применения стандартов аудита.
Так, в ст. 7 определено, что на территории Российской Федерации применяются Международные стандарты аудита*(7). В этих условиях возрастает роль внутренней унификации аудита, что является предметом дискуссии многих зарубежных и отечественных ученых [14-16]. Для социального аудита также большое значение имеет его внутренняя типизация.
Качественному проведению социального аудита и оптимальному решению задач, стоящих перед проверяющими, способствует разработанный в аудиторской фирме стандарт "Положение о социальном аудите", в котором определяется последовательность действий аудиторов с того времени, как будет получено письмо-приглашение на проведение аудита, и до момента выдачи аудиторского заключения [16].
Планирование подразделяется на ряд последовательных действий, включающих в себя оценку системы внутреннего контроля, формирование общего плана и программы аудита, заключение договора на оказание аудиторских услуг и другие действия.
Для определения объема работ при проведении социального аудита предлагаем применять разработанный нами вопросник, который позволит получить информацию о социальной и экономической деятельности организации (табл. 1).
Таблица 1
Вопросник для оценки системы внутреннего контроля и учета социоэкономической деятельности
Перечень вопросов для оценки системы внутреннего контроля | Вариант ответа | ||
Да | Нет | Не в полной мере | |
1. Все ли работники организации обладают правами на справедливые условия труда? | + | ||
2. Все ли работники организации обладают правами на безопасные и здоровые условия труда, на социальное обеспечение? | + | ||
3. Все ли работники обладают правами на получение справедливого вознаграждения, достаточного для поддержания уровня, необходимого для достойной жизни работников и членов их семей? | + | ||
4. Все ли работники обладают правами на свободу объединения в общественные организации для защиты экономических и социальных интересов? | + | ||
5. Все ли работники обладают правами на ведение коллективных переговоров? | + | ||
6. Существуют ли у работающих матерей права на специальную защиту? | + | ||
7. Все ли работники обладают правами на использование соответствующих возможностей в профессиональной области для выбора занятий, которые соответствуют их интересам и способностям? | + | ||
8. Все ли работники обладают правами на профессиональное обучение? | + | ||
9. Все ли работники, не имеющие нужных материальных средств, обладают правами на медицинскую и социальную помощь? | + | + | |
10. Все ли работники обладают правами на услуги социальных служб? | + | + | |
11. Имеются ли у нетрудоспособных лиц права на социальную интеграцию, независимость и участие в общественной жизни? | + | ||
12. Имеются ли у детей и молодежи права, касающиеся соответствующей социальной, юридической и экономической защиты? | + | ||
13. Все ли работники обладают правами на одинаковые возможности при выборе сфер деятельности без дискриминации по расовому и половому признаку? | + | ||
14. Все ли работники обладают правами на получение информационно-консультационных услуг в рамках организации? | + | ||
15. Все ли работники обладают правами на участие в процессе определения и улучшения условий труда в процессе производственной деятельности? | + | ||
16. Все ли работники обладают правами на защиту в случае возникновения безработицы? | + | ||
17. Все ли работники обладают правами на защиту их претензий в случае возникновения банкротства организации? | + | ||
18. Все ли работники обладают правами на защиту своей чести и достоинства в процессе трудовой деятельности? | + | ||
19. Обладают ли представители работников в организации правами на защиту от влияния факторов, которые наносят им вред? | + | ||
20. Все ли работники обладают правами на информационно-консультационные услуги в процессе коллективных увольнений? | + | ||
21. Все ли работники обладают правами на защиту от бедности и социального неравенства? | + |
В данном документе должны содержаться вопросы, касающиеся организации труда на предприятии в целом и в его подразделениях, оснащения рабочего места, организации обслуживания рабочего места, используемых приемов и методов труда, состояния нормирования и условий труда, системы подготовки и повышения квалификации работников, а также планирования труда.
Проведя предварительное тестирование, социальный аудитор может принять решение о привлечении специалистов и экспертов для консультирования по сложным вопросам и дать оценку системе внутреннего контроля и бухгалтерского учета [17, 18]*(8).
В общем плане проведения аудита должны быть определены обязательные аспекты:
- наименование аудируемого предприятия;
- проверяемый период;
- сроки проведения аудита;
- показатели аудиторского риска и уровня существенности;
- состав аудиторской группы;
- аудиторские процедуры;
- сроки проведения аудиторских процедур;
- распределение аудиторов, участвующих в проверке;
- состав рабочей документации аудиторов;
- разделы по объектам социального аудита, выделенные нами ранее*(9).
Программа социального аудита по сути является детализацией общего плана аудита. В программе предусмотренные планом процедуры должны детализироваться [19].
При разработке программы социального аудита Т.В. Осипова рекомендует определить существенные для аудита вопросы, а именно:
- соблюдение трудового законодательства;
- охрана здоровья и безопасные условия труда;
- подготовка кадров;
- занятость;
- развитие персонала;
- социально ответственная реструктуризация;
- социальное партнерство;
- природоохранная деятельность и ресурсосбережение [2].
Программу аудита можно использовать при контроле за выполнением заданий аудиторами. Нами определены основные направления и процедуры аудиторской проверки (табл. 2).
Таблица 2
Основные направления и процедуры аудиторской проверки в процессе социального аудита
Проверка и анализ | Осуществляемые процедуры |
Распределений должностных обязанностей в организации | Изучение документов, проверка соответствия применяемых методов учета требованиям трудового законодательства |
Степени многообразия и содержательности трудовой деятельности | Проверка документов, запросов и подтверждений. Проверка соответствия применяемых методов учета требованиям трудового законодательства |
Возможности совмещения должностей и профессий | Анализ трудовых договоров, проверка локальных документов |
Распределения и объема полномочий | |
Степени загруженности работников организации | |
Организации рабочего места (оснащение основным и вспомогательным оборудованием, внешняя и внутренняя планировка, удобство работы) | Осмотр рабочего места, анализ документов по соблюдению техники безопасности |
Организации обслуживания рабочего места | Анализ документов по обслуживанию оборудования, предметов труда, по энергетическому и хозяйственно-бытовому обслуживанию |
Используемых приемов и методов труда | Изучение условий труда, степени соответствия применяемых методов труда требованиям трудового законодательства |
Состояния нормирования труда | Проверка обоснованности норм затрат труда, своевременности их установления и пересмотра |
Системы подбора, подготовки и повышения квалификации персонала | Изучение соответствующих документов |
Системы планирования труда | Определение трудоемкости производственной программы, необходимой численности персонала, рассмотрение заданий по набору, подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала и эффективности труда. Анализ бизнес-плана |
Дисциплины труда в организации и в отдельных подразделениях | Изучение коллективных и трудовых договоров, проверка соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, соответствия правил внутреннего трудового распорядка трудовому законодательству, проверка должностных инструкций, которые утверждены руководителем и подписаны работниками |
Значимые разделы социально-экономической отчетности должны проверяться с использованием более детальных приемов и способов проверки. Социальный аудитор определяет случаи проведения аудиторских процедур, проверок по существу (детальные тесты, аналитические или пересекающиеся процедуры), осуществляемых сплошным или выборочным способом (рис. 1).
Рисунок 1
Методы получения аудиторских доказательств в процессе социального аудита
/-------------------------------\ /-------------------------------------\
| | | Проверка точности учетных записей и |
| Арифметическая проверка |--| информации, содержащейся в |
|(пересчет) объектов социального| | социоэкономической отчетности, с |
| аудита | | применением независимых выборочных |
| | | пересчетов |
\-------------------------------/ \-------------------------------------/
/-------------------------------\ /-------------------------------------\
|Инспектирование учета отдельных|--| Контроль социального учета, |
| хозяйственных операций | |выполняемого бухгалтерией организации|
\-------------------------------/ \-------------------------------------/
/-------------------------------\ /-------------------------------------\
| | | Получение письменной информации от |
|Запрос и подтверждение расчетов|--|третьих лиц о реальности проведенных |
| | |операций в области социального учета |
\-------------------------------/ \-------------------------------------/
/-------------------------------\ /-------------------------------------\
| | | Изучение особенностей работы |
| Устный запрос |--|сотрудников, уровня их квалификации, |
| | | состава выполняемых работ и др. |
\-------------------------------/ \-------------------------------------/
/-------------------------------\ /-------------------------------------\
| Нормативная проверка и | |Определение реальности осуществленных|
| инспектирование |--| операций, правильности оформления |
| | | документов |
\-------------------------------/ \-------------------------------------/
/-------------------------------\ /-------------------------------------\
| | | Полнота отражения операций в |
| Документальная проверка |--| социальном учете и правильность |
| | | корреспонденции счетов |
\-------------------------------/ \-------------------------------------/
/-------------------------------\ /-------------------------------------\
| | | Проведение анализа и оценки |
| Аналитические процедуры |--| социально-экономических показателей |
| | | для выявления ошибок в отчетности и |
| | |определения причин ошибок и искажений|
\-------------------------------/ \-------------------------------------/
В процессе социального аудита следует соблюдать определенные правила составления рабочих документов. В них необходимо отражать информацию, касающуюся характера, временных рамок и объемов подлежащих выполнению процедур; фиксировать фактические данные, которые используются как доказательства в процессе составления выводов и рекомендаций; формулировать обоснованные заключения, сделанные аудиторами [18].
Предлагаем следующий перечень рабочих документов, заполняемых аудитором в процессе социального аудита:
- отчет о социально-экономическом развитии региона и отрасли, в которой аудируемая организация осуществляет деятельность;
- отчет об организационно-правовой форме и организационной структуре аудируемого объекта;
- отчет о важных социально-экономических показателях деятельности аудируемого объекта и динамике их изменений;
- отчет о сущности, времени и объеме аудиторских процедур, перечень участвующих в проверке аудиторов, результаты выполнения процедур;
- выводы, которые сделаны по наиболее значимым вопросам проверки;
- отчеты, носящие обзорный, аналитический и предварительный характер и формируемые на протяжении всего социального аудита;
- копии протоколов, соглашений и других юридических документов, социально-экономической отчетности, сообщений, которые направлены экспертам, контрагентам и третьим лицам;
- информационные записки, содержащие данные об объемах и характере проводимых аудиторских процедур, о ходе устных бесед и опросов с работниками аудируемой организации;
- рекомендации и выводы, включаемые в аудиторский отчет.
Аудитор должен подвергнуть тщательной проверке и анализу все документы, которые являются источником социально-экономической информации.
После этого начинается сбор аудиторских доказательств, устанавливаются источники их получения и последовательность документирования.
Получение всесторонних доказательств в ходе социального аудита является необходимым условием для составления заключения о социально-экономическом положении и возможностях аудируемого объекта.
Аудиторские доказательства представляют собой информацию, получаемую аудиторами в процессе социального аудита в виде документальных данных социально-экономического и других видов учета, заключений экспертов, сведений из прочих источников.
Анализируя полученные сведения, аудиторы делают выводы и выражают собственное мнение по предмету социального аудита.
В ходе проверки необходимо получить информацию, предоставляемую объектом аудита, его представителями в письменной или устной форме; информацию, получаемую от третьих лиц; информацию, получаемую от объекта аудита и подтвержденную третьей стороной [3].
Доктор экономических наук, профессор М.В. Мельник предлагает в процессе проверки провести анкетирование, опросить работников, изучить социальный баланс, планы социального развития, коллективный договор [16].
Анализируя социально-экономическую отчетность, следует:
- определить квалификационный уровень работников организации, стаж их работы, что является необходимым условием оценки их поведения и возможностей адаптации в рамках проводимой на предприятии социальной политики;
- определить риск возникновения профессиональных заболеваний, производственного травматизма, изучить условия труда и технику безопасности, планирование и продолжительность рабочего времени;
- исследовать поведенческий аспект работников, который при сравнении с условиями жизни в регионе и со структурными характеристиками населения представляет собой значимый элемент идентификации проблем социального характера.
В процессе социального аудита особое внимание должно быть уделено проверке коллективных договоров с точки зрения выполнения взаимных обязательств работников и работодателя с учетом следующих положений:
- формы, системы и размеров оплаты труда, денежных вознаграждений, пособий, компенсаций;
- механизмов регулирования систем оплаты труда, которые определены коллективным договором;
- уровня занятости, вопросов переобучения, условий высвобождения работников;
- условий труда и соблюдения техники безопасности и экологической безопасности;
- продолжительности времени работы и отдыха;
- добровольного и обязательного медицинского и социального страхования.
При социальном аудите может применяться выборочная проверка, включающая в себя:
- вводные беседы (их, как правило, проводят ведущие аудиторы), в ходе которых всех сотрудников подразделений оповещают о целях и задачах социального аудита;
- беседы с сотрудниками на рабочих местах для подтверждения предположений, сделанных во время работы с документами;
- определение объектов для выборочных проверок;
- процедуры выборочной проверки [21], включающие в себя анализ данных социоаудитных бесед и результатов предварительного исследования документов;
- подведение основных итогов аудита, оценку отклонений и их обоснование.
Одно из важных направлений деятельности социальных аудиторов - изучение учредительных документов организации. При этом проверяющий может проводить следующие основные процедуры:
- анализ предмета деятельности организации;
- сбор информации об учредителях;
- оценку своевременности и правильности отражения в учредительных документах происходящих изменений;
- оценку структуры менеджмента;
- проверку соблюдения формирования разных фондов;
- проверку правильности распределения прибыли.
Далее обрабатывается и анализируется социально-экономическая информация на предмет обнаружения критических и необычных ситуаций в социальной политике.
Аналитическую работу в рамках социального аудита следует вести по следующим направлениям:
- сравнение полученной информации и прогнозируемых результатов деятельности аудируемого объекта;
- сравнение полученной информации со среднеотраслевыми, среднерегиональными данными (например, с показателем текучести кадров);
- сравнение социально-экономических параметров с результатами передовых организаций и установленными нормами (например, средней заработной платы работников с высшими отраслевыми показателями или минимальным размером оплаты труда);
- сравнение с социально-экономическими показателями за предыдущие годы.
Одним из действенных инструментов аудита является применение аналитических процедур [1], которые объясняют существенные колебания показателей, содержащихся в социальной отчетности, и гарантируют достоверность данных. В.Г. Когденко и М.В. Мельник предлагают следующие показатели для анализа социального капитала:
- состав, структура и динамика социальных инвестиций;
- динамика затрат компании на помощь социально незащищенным группам граждан;
- динамика затрат на поддержку культуры, спорта, муниципальных учреждений, общественных организаций;
- характеристика стандартов социальной поддержки работников;
- коэффициент текучести кадров, оборота по приему, оборота по выбытию персонала*(10).
Мы предлагаем показатели, которые могут применяться для контроля за изменением социального положения организации и рассчитываются в ходе аналитических процедур (табл. 3).
Таблица 3
Показатели, применяемые для контроля за изменением социального положения организации
Анализируемый показатель | Порядок расчета | Область исследования |
1. Сумма регулярных затрат на одного работника в натуральной и денежной форме |
где N - количество работников в организации, чел. | Система взаимосвязанных, взаимодополняющих мероприятий, которые включают разработку стратегии, прогнозирование и планирование необходимого персонала, управление карьерным и профессиональным ростом, организационные процессы по адаптации, обучению, тренингу, формированию высокой степени организационной культуры |
2. Доля работников, которые получают зарплату ниже величины прожиточного минимума в регионе Q, % |
где Nн - количество работников с заработной платой ниже прожиточного минимума, чел. | |
3. Уровень затрат на обучение |
где
| Система взаимосвязанных, взаимодополняющих мероприятий, которая заключается в выработке стратегии формирования высококвалифицированных кадров, определении потребности в обучении кадров по отдельным направлениям, правильном выборе методов и форм переподготовки кадров и повышении их квалификации, установлении материально-технического и программного обеспечения для качественного обучения, финансировании различных видов обучения |
4. Затраты на переподготовку и повышение квалификации одного работника |
где | |
5. Уровень травматизма на производстве L |
где Nтр, - число лиц, которые пострадали в результате несчастных случаев на производстве и впоследствии утратили трудоспособность на один рабочий день и более | Система взаимосвязанных, взаимодополняющих мероприятий, которые в процессе трудовой деятельности оказывают влияние на здоровье и трудоспособность работника. При этом воздействие на человека опасных или вредных производственных факторов исключается или же уровень их воздействия не превышает установленных нормативов |
6. Величина расходов на охрану труда V, руб. на 1 чел. |
где руб. | |
7. Доля работников, которые охвачены коллективными договорами Qд, % |
где Nд - количество работников, охваченных коллективными договорами, чел. | Система взаимосвязанных, взаимодополняющих мероприятий по согласованию интересов работников и работодателей, которая основана на равном сотрудничестве |
8. Величина средств, выделенных организацией на переобучение работников Vу, тыс. руб. на 1 чел. |
где Ny - количество переподготовленных работников, чел. | Система взаимосвязанных, взаимодополняющих мероприятий, связанных с намеренным изменением формальных взаимоотношений между подразделениями организации, что подразумевает применение различных способов учета интереса всех его сторон, включая персонал организации |
9. Величина средств, которые выделены предприятием на поддержку трудоустройства высвобождаемых работников Vт, руб. на 1 чел. |
где Nр - количество высвобождаемых работников, чел. | |
10. Величина средств, которые выделены предприятием для организации экологически безопасной производственной деятельности Vэ, тыс. руб. на 1 ед. продукции |
где | Система взаимосвязанных, взаимодополняющих мероприятий, осуществляемых по инициативе организации и направленных на сокращение вредного воздействия производства на окружающую среду |
11. Величина средств, которые выделены на поддержку социально незащищенных слоев населения, Vс, тыс. руб. на 1 ед. продукции |
где Зс - сумма расходов на поддержку социально незащищенных слоев населения, тыс. руб. | Система взаимосвязанных, взаимодополняющих мероприятий по объединению людей, которые проживают на одной территории, и формированию у них чувства принадлежности к определенной социальной группе с общими интересами, а также развитие социальной инфраструктуры, заключающееся в создании рабочих мест, развитии систем образования и здравоохранения для обеспечения комфортного проживания людей на соответствующей территории |
12. Величина средств, которые выделены на проведение благотворительных акций Vб, тыс. руб. на 1 ед. продукции |
где Зб - сумма расходов на проведение благотворительных акций, тыс. руб. |
Считаем, что именно при проведении аналитических процедур социального аудита выявляется взаимосвязь между информацией социального и финансового характера, а также между плановыми и фактическими показателями.
Проведение социального аудита завершается сбором документов, формированием папок и файлов и составлением отчета, в котором должны быть представлены подробный анализ принципов социальной направленности, степень ответственности отдельных групп сотрудников, меры стимулирующего характера.
Таким образом, социальный аудит является современной технологией, которая способствует развитию системы социальных партнерских взаимоотношений. Итоги аудита могут способствовать корректировке процесса принятия управленческих решений для улучшения социально-трудовых отношений, особенно во время экономического кризиса.
Рекомендации по итогам социального аудита должны способствовать улучшению качества человеческого капитала.
Прежде всего это важно для крупных сельскохозяйственных предприятий, так как до настоящего времени у них на балансе остаются объекты социального характера. По территориальному характеру именно аграрные предприятия способны реализовывать проекты помощи социально незащищенным гражданам сельских поселений, а также поддерживать культуру, спорт, социальную инфраструктуру.
При перманентном проведении социального аудита в сельскохозяйственных организациях можно проводить качественный и оперативный анализ состояния социальных и трудовых отношений, устранять возникающие конфликтные ситуации, принимать рациональные решения по управлению человеческими ресурсами.
Список литературы
1. Мельник М.В. Формирование системы показателей для информационного обеспечения управления устойчивым развитием экономического субъекта // Учет. Анализ. Аудит. 2015. N 1. С. 34-44.
2. Осипова Т.В. Социальный аудит как инструмент системы социального партнерства. URL: http://old.creativeconomy.ru/articles/2432.
3. Санатулов Ш.З. Социальный аудит: проблема развития. М.: АТИСО, 2008. 64 с.
4. Аренс Э.А., Лоббек Дж.К. Аудит / пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1995. 250 с.
5. Робертсон Дж., Лоуверс Т.Дж. Аудит / пер. с англ. М.: Контакт, 1993. 496 с.
6. Адамс Р. Основы аудита / пер. с англ. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1995. 398 с.
7. Панкратова Л.А. Внутренний аудит в современной системе управления организацией // Аудитор. 2012. N 6. С. 25-32.
8. Алборов Р.А., Асадулин Ф.Г. О необходимости определения предмета аудита // Актуальные проблемы развития АПК Удмуртской Республики в современных условиях: труды науч.-произв. конф. Ижевск: Шеп (Колос), 2001. С. 9-10.
9. Федосенко Т.В. Проблемы терминологии в аудиторской деятельности и пути их решения. Современные проблемы науки и образования. 2011. N 6. С. 211.
10. Скобара В.В. Аудит: методология и организация: монография. М.: Дело и сервис, 1998. 576 с.
11. Мизиковский Е.А., Козменкова С.В. Анализ аудиторских стандартов третьего поколения // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. N 1. С. 226-229.
12. Додж Р. Краткое руководство по стандартам и нормам аудита / пер. с англ. М.: Финансы и статистика, ЮНИТИ, 1992. 240 с.
13. Кармайкл Д.Р., Бенис М. Стандарты и нормы аудита / пер. с англ. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1995. 527 с.
14. Ситникова В.А. Разработка аудиторскими организациями внутрифирменных стандартов // Аудиторские ведомости. 2002. N 7. С. 59-65.
15. Бычков М.Ф., Балашова Н.Н., Алборов Р.А. Организационно-методические основы внутреннего контроля деятельности предприятий АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2013. N 7. С. 36-38.
16. Миронова О.А. Внутренний контроль в организациях: проблемы и перспективы развития // Вопросы экономики и права. 2013. N 57. С. 120-123.
17. Бычкова С.М., Газарян А.В. Планирование в аудите: монография. М.: Финансы и статистика, 2001. 263 с.
18. Мельник М.В. Аудит кадровой и организационной составляющей интеллектуального капитала экономических субъектов // Аудит и финансовый анализ. 2014. N 6. С. 440-445.
19. Калантаров Д.М. Построение аудиторской выборки // Аудит и налогообложение. 2010. N 12. С. 32-37.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Когденко В.Г., Мельник М.В. Интегрированная отчетность: вопросы формирования и анализа // Международный бухгалтерский учет. 2014. N 10. С. 2-15.
*(2) Бахрушина М.А., Краснова М.В. Современные тенденции представления корпоративной социальной отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2012. N 9. С. 23-27.
*(3) Когденко Б.Г., Мельник М.В. Интегрированная отчетность: вопросы формирования и анализа. // Международный бухгалтерский учет. 2014. N 10.С. 2-15.
*(4) Лимонова И. Экологический аудит // Охрана труда и социальное страхование. 2000. N 4. С. 72-75; Гутцайт Е.М. Методологические проблемы аудита // Аудиторские ведомости. 2002. N 1.
*(5) Вахрушина М.А., Краснова М.В. Современные тенденции представления корпоративной социальной отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2012. N 19. С. 23-27; Клычова Г.С., Закирова А.Р., Камилова Э.Р. Развитие бухгалтерского учета социальных инициатив в сельскохозяйственных организациях // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2015. Т. 10. N 1. С. 25-29.
*(6) Козменкова С.В. Конкретизация планирования проверки с учетом особенностей объектов аудита // Международный бухгалтерский учет. 2012. N 45. С. 42-48.
*(7) Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 20.12.2008 N 307-ФЗ (в ред. Федерального закона от 01.20.2014 N 403-ФЗ).
*(8) Клычова Г.С., Закирова А.Р. Совершенствование системы внутреннего контроля сельскохозяйственных организаций в условиях вступления в ВТО // Бухучет в сельском хозяйстве. 2013. N 11. С. 35-39.
*(9) Козменкова С.В. Конкретизация планирования проверки с учетом особенностей объектов аудита // Международный бухгалтерский учет. 2012. N 45. С. 42-48.
*(10) Когденко В.Г., Мельник М.В. Интегрированная отчетность: вопросы формирования и анализа // Международный бухгалтерский учет. 2014. N 10. С. 2-15.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Международный бухгалтерский учет"
ООО "Издательский дом
"Финансы и Кредит"
Издатель: ООО "Информсервис"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017854
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10
Телефон/факс: (495) 721-85-75,
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet:
Журнал рекомендован ВАК Минобрнауки России для публикации научных работ, отражающих основное научное содержание кандидатских и докторских диссертаций. Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН.